Розничная торговля в России – уходящий локомотив экономики

Розничная торговля в России – уходящий локомотив экономики

Эксперт Центра, Кравченко Л.И.


Потребительский спрос, который экономисты называли локомотивом российской экономики в посткризисные годы, больше не может играть подобной роли: за последние годы темпы роста розничной торговли неуклонно снижались и достигли в 2013 году своего минимума – 3,8 %.


Рис.1. Темп роста розничной торговли и платных услуг населению, 2000-2013 г. (по данным Росстата)

Розничная торговля занимает особое место в российской экономике: на ее долю приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2 %), ее валовая добавленная стоимость составляет 18,7 % от общей ВДС. Она также является одной из самых эффективных отраслей по таким спектрам ВВП, как основные фонды, инвестиции, занятость и рентабельность. 


Рис.2. Доля отраслей экономики в валовой добавленной стоимости, распределение занятости по отраслям, 2012 г., в %  (по данным Росстата)

Снижение объема торговли сопровождалось следующими явлениями:

    - снизился индекс предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли.  Это было вызвано двумя негативными фактами. С одной стороны – общим ухудшением текущей экономической ситуации, с другой – заметным приростом объемов складских запасов, иными словами затовариванием;

    - снизился индекс потребительской уверенности: в III квартале 2013г. по сравнению со II кварталом 2013г.

    - снизился на 1 процентный пункт и составил (-7%) против (-6%) во II квартале 2013 года. В среднем за 2013 год данный показатель ниже уровня предыдущего года. Наибольшее влияние на ИПУ оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России. В целом такую же негативную динамику демонстрируют и другие индексы, влияющие на потребительский спрос: это индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу, индекс произошедших изменений в экономике России, индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении, индекс произошедших изменений в личном материальном положении, индекс благоприятности условий для крупных покупок;

    - население стало постепенно переходить к потреблению более дешевых товаров. Так, по данным сети «Магнит», занимающей первое место на потребительском рынке, выявился тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте. Этот процесс характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей. При этом скачкообразного перехода из дорогого в дешевое не происходит - изменения носят плавный характер;

    - выросли цены на ключевые статьи расходов населения (достигающие 50%): тарифы на услуги ЖКХ и цены продукты питания опередили инфляцию и выросли на 9,8% и 9,9% соответственно. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2013 году повысились на 9,8% после роста на 9,4% в 2012 году. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян, за декабрь 2013 года выросла в среднем по России на 1,2% и составила к концу месяца 2872 рубля на человека в месяц. Темпы подорожания минимального набора продуктов питания также в 1,5 раза опередили инфляцию за 2013 год. Увеличилась численность и доля населения, живущих за чертой прожиточного минимума: с 17,2 млн. чел. до 17,6 млн. в 2013 г., с 12,1% до 12,6% в общей численности населения. После кризиса темп роста реальных доходов населения так и не смог достигнуть предкризисного уровня и в сравнении с 2012 годом еще более снизился.

    - население страдает от избыточной задолженности по ранее полученным кредитам. Необходимость выплаты высоких процентов по потребительским кредитам снижает уровень их реальных доходов;

    - населения начинает переходить к сберегающей модели потребления. Выросла доля депозитов в ВВП – с 20% до 23% (сравнительные показатели на октябрь каждого года).


    Рис.3. Динамика доли депозитов физических лиц и потребительских кредитов в ВВП, в % (по данным Росстата и Центрального Банка)

В отличие от других показателей (промышленности, грузооборота) за 2013 год объем розничной торговли вырос, однако в сравнении с предыдущими годами темпы замедлились. Причинами данного явления являются, во-первых, общее ухудшение экономической ситуации, падение уверенности в завтрашнем дне, следовательно, стремление к большему сбережению, нежели потреблению.

Во-вторых, это снижение уровня реально располагаемых доходов: потребность оплаты кредита, повышение расходов на оплату тарифов, замедление роста реальных доходов в первую очередь воздействуют на оптовую и розничную торговлю.

Снижение покупательского спроса населения приведет к еще большим негативным влияниям на экономику: продолжится стагнация, затоваривание складов приведет к тому, что промышленность будет производить еще меньше. В такой ситуации очевидно, что и этот фактор экономического роста исчерпан, и необходимы либо действенные меры для его стимулирования, либо активное развитие иных факторов, способных обеспечить рост экономики. В любом случае правительство со своей позицией определилось ровно год тому назад, когда Путин заявил: «В годы кризиса мы активно поддерживали спрос. Сейчас наша экономика находится в ситуации, когда задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне. Некоторые эксперты считают, что в таких условиях поддержка спроса менее эффективна и приводит не столько к росту выпуска продукции, сколько к росту цен. Поэтому предлагается не увлекаться стимулированием спроса, а создавать условия для инвестиций». С этой целью и снижаются государственные расходы (по крайней мере, этим это оправдывают в Правительстве). Вот только получается, что от стимулирования спроса отказались, в итоге он замедлил свои темпы, но альтернативный фактор роста – инвестиции, оказался в 2013 году вообще провальным: объем инвестиций в основной капитал снизился (99,2% по сравнению с предыдущим годом), а сальдо иностранных инвестиций стало отрицательным.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1105
5216
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика