Славные победы русского оружия

Славные победы русского оружия

Эксперт Центра Балашов С.А.

В июле в Государственную Думу РФ были внесены три законопроекта, предусматривающие изменение Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Первый предусматривает установление нового дня воинской славы России – Дня разгрома советскими войсками японской Квантунской армии в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции. Второй предусматривает установление новой памятной даты России – Дня принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Третий – установление новой памятной даты России – Дня памяти воинов Крымской войны 1853-1856 годов.

Основные проблемы закона «О днях воинской славы и памятных датах России»:

Чтобы понять какое событие может быть признано днем воинской славы России или памятной датой в истории Отечества, необходимо обратиться к понятийному аппарату закона.

Дни воинской славы России – дни, устанавливаемые в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Памятные даты в истории Отечества – даты, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Так как данные определения размытые, то при желании какое-то событие можно «подвести» под «решающее» или «важнейшее», а какое-то наоборот – умалить.

Комитет ГД по обороне исходит из того, что «установление дней воинской славы России носит не столько историко-просветительское, сколько военно-патриотическое значение. В этой связи полнота отражения военно-исторических событий не является целью названного Федерального закона».[1]

По этой причине не захотели признавать днями воинской славы России Брусиловский прорыв, Итальянский и Швейцарский походы русских войск под командованием А.В. Суворова.

Правительство РФ в свою очередь отмечает, что необдуманное введение новых дней воинской славы и памятных дат России, может вызвать неоднозначные оценки иностранных государств.[2]

Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что появление или не появление нового дня воинской славы России сильно зависит от политической конъюнктуры.

Помимо этой проблемы ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» содержит технические неточности и недоработки.

Во-первых, неоднозначной представляется методика перевода дат Юлианского календаря на даты Григорианского календаря. Перевод осуществлялся прибавлением 13 дней к первоначальной дате. Так существуют как минимум две иные методики перевода, которые были различными депутатами Государственной Думе представлены, но остались без должного внимания.

Во-вторых, в статье 1 закона нет упорядоченности при перечислении дней воинской славы России. Необходимо упорядочить перечисление событий либо по хронологическому критерию (по годам: от более раннего к более позднему), либо по установленной в законе дате, как это сделано в статье 1.1 закона (по числу и месяцу: с января по декабрь).

В-третьих, у двух дней воинской славы России (4 ноября и 23 февраля) не указан год, когда произошли «победы», что подрывает общую логику изложения.

В-четвертых, хоть закон и содержит дефиницию, остается непонятным, а что возможно считать днем воинской славы? День победы в сражении или день победы в войне?

Особенно актуален этот вопрос в связи с позицией комитета ГД по обороне по законопроекту, которым предусматривалось установить новый день воинской славы России 30 декабря – День Победы в Отечественной войне 1812 года.

В заключении [3] одной из причин рекомендации комитета к отклонению законопроекта называется тот факт, что законом уже установлен день воинской славы – День Бородинского сражения, который олицетворяет и увековечивает Отечественную войну 1812 года в целом, героизм и мужество воинов России.

Практика внесения и отклонения поправок в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», как и в целом история его принятия, подтверждает, что дефиницию необходимо уточнить. Стоит напомнить, что на данный федеральный закон, когда он был еще в статусе законопроекта, было наложено вето Президента РФ. Ельцин отметил, что в текст законопроекта стоит добавить даты – день освобождения от блокады Ленинграда, ввести день победы в битве Курской дуге, в Сталинградской битве и день победы под Москвой.

Судьба первой законодательной инициативы:

Что ждет законопроект, который предусматривает установление нового дня воинской славы России – дня разгрома советскими войсками японской Квантунской армии в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции, сказать однозначно невозможно.

Опять встает вопрос о том, что понимается под «днем воинской славы России» – это победа в сражении или победа в войне. Так, обсуждая в 2011 году очередную попытку установить новый день воинской славы 3 сентября – День победы над империалистической Японией (1945 год), в ГД было отмечено, что в законе уже есть памятная дата 2 сентября – День окончания Второй Мировой Войны, поэтому установление нового дня воинской славы – малоцелесообразно.

Конечно с одной стороны, комитет ГД по обороне не раз предлагал введение такого дня воинской славы [4], но с другой стороны, уже существует памятная дата, посвященная дню окончания Второй Мировой Войны, возможны вопросы с определением конкретной даты завершения Маньчжурской операции, «депутаты-дипломаты» в унисон с Правительством будут призывать не портить отношения с Японией.

Проанализировав опыт рассмотрения многочисленных попыток ввести день воинской славы – День победы над милитаристской Японией, стоит предположить, что инициатива скорее будет отклонена Государственной Думой.

Судьба второй законодательной инициативы:

Что ждет законопроект, который предусматривает установление новой памятной даты России 19 апреля – Дня принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи, сказать с большой долей вероятности возможно.

Представляется, что инициатива введения новой памятной даты о вхождении Крыма, Тамани и Кубани будет поддержана, а законопроект будет принят.

Об этом говорит следующая фраза из письма министра иностранных дел С. Лаврова председателю комитета Совета Федерации по обороне: «Проведение впоследствии научно-исторических и общественных мероприятий в привязке к 19 апреля будет выигрышным в пропагандистском плане, позволит напомнить о законности владения Россией указанными территориями с конца XVIII века».

В то же время, если инициатива будет поддержана и обретет форму закона, то могут возникнуть, как справедливо отметили в РАН[5], инициативы об установлении памятных дат, которые связаны с иными территориальными присоединениями.

Так же показательно, что авторы законопроекта в пояснительной записке поднимают тему незаконности передачи Крымской области в состав УССР в 1954 году.

Судьба третьей законодательной инициативы:

Что ждет законопроект, который предусматривает установление новой памятной даты России – Дня памяти воинов Крымской войны 1853-1856 годов, сказать с определенной долей вероятности тоже возможно.

Исходя из сложившейся политической конъюнктуры, из значимости для Крымской республики памяти об этой войне, из того факта, что ввести в закон новый памятный день «проще», чем День воинской славы, из того факта, что ранее данная война была представлена депутатами в их законопроектах о создании новых Дней воинской славы России [6], представляется, что инициатива будет поддержана.

Выводы:

1)  Необходимо исправить технические и концептуальные неточности в законе.

2)  Необходимо ответить на вопросы, для кого и для чего происходит законодательное признание события Днем воинской славы России, чтобы заявления, касающиеся «неоднозначной реакции» иностранных государств, хоть и принимались во внимание, но не становились единственной причиной к отказу ГД в признании события днем воинской славы.

3)  Инициативу, касающуюся Маньчжурской стратегической наступательной операции, скорее всего не поддержат, а инициативы, касающиеся принятия Крыма в состав Российской Империи и Крымской войны, будут поддержаны депутатами.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Проблемы внутри-правового статуса Крыма 

Проблемы международно-правового статуса Крыма


[1] Заключение комитета государственной думы по обороне от 5 марта 2007 года;

[2] Официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона № 371981-4, вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.Н.Савельевым;

[3] Заключение комитета государственной думы по обороне от 17 января 2013 г. N 42/1;

[4] См. например, Решение комитета государственной думы по обороне от 8 декабря 2000 года;

[5] Письмо и.о. президента РАН М.А. Пальцева Председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 09.06.2015 № 1-1.4100-1510/249;

[6] Например, инициатива создания дня воинской славы 25 сентября - День начала героической обороны Севастополя 1854- 1855 гг. (13 сентября 1854 г.).


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1338
4126
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика