Сокращение Министерства регионального развития

Сокращение Министерства регионального развития

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталия Шишкина

8 сентября Президент подписал Указ об упразднении созданного в сентябре 2004 года Министерства регионального развития России. Кроме государственной политики в области социально-экономического развития регионов, местного самоуправления, приграничного сотрудничества и других вопросов, Минрегион занимался и выработкой государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Иными словами, в ведомстве Министерства регионального развития находились:

1.  Вопросы социально-экономического развития регионов;

2.  Вопросы местного самоуправления;

3.  Национальная политика.

Функции Минрегиона уже распределены между пятью министерствами: министерством экономического развития, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерством финансов, министерством юстиции и министерством культуры, которому досталась политика в области межнациональных отношений.

Согласно материалам рабочей встречи Председателя Правительства и Президента, упразднение проводится в связи с созданием органов управления по территориальному признаку и возможностью сократить «избыточный управленческий персонал [1]».

Однако органов управления по территориальному признаку пока можно насчитать только три: Министерство по делам Крыма, Министерство по развитию Северного Кавказа, Министерство по развитию Дальнего Востока, в то время как регионов в России значительно больше.

Что касается сокращения избыточного управленческого персонала, то, согласно Распоряжению Правительства от 9 сентября, работникам Минрегиона должна быть оказана помощь в трудоустройстве в другие ведомства. Поэтому можно предположить, что «избыточный управленческий персонал» вряд ли будет серьезно сокращен. К тому же, создание новых органов управления по территориальному признаку потребует и новых кадров. Следовательно, количество управленцев скорее увеличится, чем сократится.

Потому наиважнейшей причиной упразднения Минрегиона видится, во-первых, неэффективность исполнения поставленных перед Министерством задач.

Так, например, в области обеспечения межнационального мира и согласия большая часть мероприятий сводились к проводимым совместно с Министерством культуры фестивалям, выставкам и ярмаркам. Видимо, уже имея возможность наблюдать решение проблем в этой сфере, по поводу передачи национальной политики в ведение Минкульта в комитете Государственной Думы по делам национальностей уже было высказано мнение, что Министерство культуры вряд ли сможет рассмотреть все проблемы национальной политики, и потребуется создать отдельное министерство.

Насколько эффективной была такая национальная политика можно судить по опросам общественного мнения, свидетельствовавших о росте межнациональной напряженности и – косвенно – по количеству преступлений экстремистского характера, в число которых входят преступления, связанные с разжиганием межнациональной розни.


Несмотря на спад в 2011 году, количество преступлений экстремистского характера относительно 2009 года выросло на 63,5%.

Таким образом, общая тенденция – рост количества преступлений экстремистского характера [2].

В июле 2014 года, согласно опросам «Левада-центра», враждебность к представителям других национальностей чувствовали 14% опрошенных, что ниже, чем в 2010-2013 годах, но выше, чем в 2006-2008 годах, где этот показатель был на уровне 10-11%.  Не испытывающие, или почти не испытывающие враждебность по отношению к людям другой национальности составляли в 2006 и 2008 году – 59% и 55% от общего количества опрошенных, в июле 2014 года – 50% от общего количества опрошенных [3].

В период с 2006 по 2014 год количество людей, враждебно настроенных по отношению к представителям других национальностей, не уменьшалось, а постепенно росло одновременно с уменьшением тех, кто враждебных чувств не испытывал. Слом такой тенденции произошел только в 2014 году, и связан он, надо полагать с тем, что внимание россиян обратилось в сторону Украины.


Как можно видеть, за последние 8 лет вплоть до 2014 года количество враждебно настроенных к другим национальностям только возрастало одновременно с уменьшением количества людей, которые на момент опроса не испытывали чувства враждебности.

Во-вторых, Министерство регионального развития в действительности выполняло во многом функции других министерств, в особенности в последние несколько лет. Примерами тому могут служить реализация государственной политики в сфере градостроительного зонирования, переданная в ведение Министерства строительства и ЖКХ, и реализация государственной политики в социально-экономической сфере, переданная Министерству экономического развития.

Однако стоит отметить, что Министерство строительства и ЖКХ, Министерство по развитию Северного Кавказа, Министерство по делам Крыма, Министерство по развитию Дальнего Востока основаны  в период с 2012 по 2014 год. Таким образом, ситуация, когда одно министерство дублировало бы функции других министерств, во многом создана недавними преобразованиями, создавшими и «избыток управленческого персонала».

В целом, упразднение Минрегиона, хотя и претендует быть одним из шагов по оптимизации структуры Правительства и возможного избавления от слишком большого количества управленцев, вряд ли является таковым на самом деле и может создать ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что с упразднением Министерства регионального развития исчезает федеральный орган, основным направлением деятельности которого является региональная политика, а на замену предлагается создать разрозненные органы управления, отвечающие каждый за свой регион. Таким образом, невозможно говорить об организации единой системы государства, которая напрямую зависит от справедливого распределения ресурсов и равномерного развития регионов.

Вторая проблема, которая возникает уже с 19 сентября – это закрытие «горячей линии» для беженцев с территории Украины. При этом на сайте Минрегиона нет никакой информации о том, будет ли или уже организована замена «горячей линии».

И, наконец, третья проблема заключается в том, что если раньше был Минрегион, причем достаточно длительное время, то теперь вместо одного Министерства получилось несколько органов управления с перспективой дальнейшего увеличения своего количества. Ведь кроме Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока есть ещё и Сибирь, и Урал, и Поволжье. И каждому потребуется территориальный орган управления, заведующий развитием конкретного региона. Весьма проблематично до 1 декабря – когда Минрегион согласно распоряжению Правительства должен быть ликвидирован, -  будет и создать эти новые министерства, и наладить их работу. Не говоря уже об «избытке» управленцев.

С учетом вышесказанного перспектива повышения эффективности решения проблем после упразднения Минрегиона выглядит сомнительной.



[1] Сайт Президента, http://www.kremlin.ru/news/46574 , http://www.kremlin.ru/news/46572

[2] Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, http://www.crimestat.ru/

[3]«Левада-центр»,  http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4566
14764
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика