Сокращение Министерства регионального развития

Сокращение Министерства регионального развития

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталия Шишкина

8 сентября Президент подписал Указ об упразднении созданного в сентябре 2004 года Министерства регионального развития России. Кроме государственной политики в области социально-экономического развития регионов, местного самоуправления, приграничного сотрудничества и других вопросов, Минрегион занимался и выработкой государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Иными словами, в ведомстве Министерства регионального развития находились:

1.  Вопросы социально-экономического развития регионов;

2.  Вопросы местного самоуправления;

3.  Национальная политика.

Функции Минрегиона уже распределены между пятью министерствами: министерством экономического развития, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерством финансов, министерством юстиции и министерством культуры, которому досталась политика в области межнациональных отношений.

Согласно материалам рабочей встречи Председателя Правительства и Президента, упразднение проводится в связи с созданием органов управления по территориальному признаку и возможностью сократить «избыточный управленческий персонал [1]».

Однако органов управления по территориальному признаку пока можно насчитать только три: Министерство по делам Крыма, Министерство по развитию Северного Кавказа, Министерство по развитию Дальнего Востока, в то время как регионов в России значительно больше.

Что касается сокращения избыточного управленческого персонала, то, согласно Распоряжению Правительства от 9 сентября, работникам Минрегиона должна быть оказана помощь в трудоустройстве в другие ведомства. Поэтому можно предположить, что «избыточный управленческий персонал» вряд ли будет серьезно сокращен. К тому же, создание новых органов управления по территориальному признаку потребует и новых кадров. Следовательно, количество управленцев скорее увеличится, чем сократится.

Потому наиважнейшей причиной упразднения Минрегиона видится, во-первых, неэффективность исполнения поставленных перед Министерством задач.

Так, например, в области обеспечения межнационального мира и согласия большая часть мероприятий сводились к проводимым совместно с Министерством культуры фестивалям, выставкам и ярмаркам. Видимо, уже имея возможность наблюдать решение проблем в этой сфере, по поводу передачи национальной политики в ведение Минкульта в комитете Государственной Думы по делам национальностей уже было высказано мнение, что Министерство культуры вряд ли сможет рассмотреть все проблемы национальной политики, и потребуется создать отдельное министерство.

Насколько эффективной была такая национальная политика можно судить по опросам общественного мнения, свидетельствовавших о росте межнациональной напряженности и – косвенно – по количеству преступлений экстремистского характера, в число которых входят преступления, связанные с разжиганием межнациональной розни.


Несмотря на спад в 2011 году, количество преступлений экстремистского характера относительно 2009 года выросло на 63,5%.

Таким образом, общая тенденция – рост количества преступлений экстремистского характера [2].

В июле 2014 года, согласно опросам «Левада-центра», враждебность к представителям других национальностей чувствовали 14% опрошенных, что ниже, чем в 2010-2013 годах, но выше, чем в 2006-2008 годах, где этот показатель был на уровне 10-11%.  Не испытывающие, или почти не испытывающие враждебность по отношению к людям другой национальности составляли в 2006 и 2008 году – 59% и 55% от общего количества опрошенных, в июле 2014 года – 50% от общего количества опрошенных [3].

В период с 2006 по 2014 год количество людей, враждебно настроенных по отношению к представителям других национальностей, не уменьшалось, а постепенно росло одновременно с уменьшением тех, кто враждебных чувств не испытывал. Слом такой тенденции произошел только в 2014 году, и связан он, надо полагать с тем, что внимание россиян обратилось в сторону Украины.


Как можно видеть, за последние 8 лет вплоть до 2014 года количество враждебно настроенных к другим национальностям только возрастало одновременно с уменьшением количества людей, которые на момент опроса не испытывали чувства враждебности.

Во-вторых, Министерство регионального развития в действительности выполняло во многом функции других министерств, в особенности в последние несколько лет. Примерами тому могут служить реализация государственной политики в сфере градостроительного зонирования, переданная в ведение Министерства строительства и ЖКХ, и реализация государственной политики в социально-экономической сфере, переданная Министерству экономического развития.

Однако стоит отметить, что Министерство строительства и ЖКХ, Министерство по развитию Северного Кавказа, Министерство по делам Крыма, Министерство по развитию Дальнего Востока основаны  в период с 2012 по 2014 год. Таким образом, ситуация, когда одно министерство дублировало бы функции других министерств, во многом создана недавними преобразованиями, создавшими и «избыток управленческого персонала».

В целом, упразднение Минрегиона, хотя и претендует быть одним из шагов по оптимизации структуры Правительства и возможного избавления от слишком большого количества управленцев, вряд ли является таковым на самом деле и может создать ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что с упразднением Министерства регионального развития исчезает федеральный орган, основным направлением деятельности которого является региональная политика, а на замену предлагается создать разрозненные органы управления, отвечающие каждый за свой регион. Таким образом, невозможно говорить об организации единой системы государства, которая напрямую зависит от справедливого распределения ресурсов и равномерного развития регионов.

Вторая проблема, которая возникает уже с 19 сентября – это закрытие «горячей линии» для беженцев с территории Украины. При этом на сайте Минрегиона нет никакой информации о том, будет ли или уже организована замена «горячей линии».

И, наконец, третья проблема заключается в том, что если раньше был Минрегион, причем достаточно длительное время, то теперь вместо одного Министерства получилось несколько органов управления с перспективой дальнейшего увеличения своего количества. Ведь кроме Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока есть ещё и Сибирь, и Урал, и Поволжье. И каждому потребуется территориальный орган управления, заведующий развитием конкретного региона. Весьма проблематично до 1 декабря – когда Минрегион согласно распоряжению Правительства должен быть ликвидирован, -  будет и создать эти новые министерства, и наладить их работу. Не говоря уже об «избытке» управленцев.

С учетом вышесказанного перспектива повышения эффективности решения проблем после упразднения Минрегиона выглядит сомнительной.



[1] Сайт Президента, http://www.kremlin.ru/news/46574 , http://www.kremlin.ru/news/46572

[2] Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, http://www.crimestat.ru/

[3]«Левада-центр»,  http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2203
6562
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика