Споры в ЕС: кто против санкций?

Споры в ЕС: кто против санкций?

30 августа 2014 г. в Брюсселе состоялось заседание Евросовета. Главы государств и правительств ЕС не пришли к согласию по вопросу, стоит ли вводить новые санкции против России. По сведениям Financial Times, четыре страны ЕС (Венгрия, Чехия, Словакия и Кипр) выступили против санкций. В итоге, лидеры ЕС отложили решение на неделю.

Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев


Противоречия, которые накапливались в ЕС в связи с принятием санкций, вышли наружу. Страны, не желающие дальнейших осложнений в отношениях с Россией, посылают Брюсселю тревожный сигнал. Любопытно, что в число этих стран не входят традиционные партнёры России в Западной и Южной Европе – Германия, Франция, Италия, Финляндия, Греция, Австрия. Три из четырёх стран, выступивших против санкций, расположены в Восточной Европе – сложном регионе для российской дипломатии. Государства этого региона зависят от США сильнее, чем страны Западной Европы, а критикой Москвы здесь никого не удивишь. И всё же именно в этом регионе возникло наиболее сильное недовольство «войной санкций». Почему?

Сотрудничество в энергетике

Важную роль сыграло то, что Восточная Европа в большей степени, чем Западная, зависит от поставок российских энергоносителей. Так, зависимость Словакии от поставок российского газа в 2013 г. составляла 93 %, а от поставок нефти – 72 %. Для Венгрии аналогичные показатели составляли 81 % и 79 %; для Чехии – 66 % и 35 %.

Сотрудничество России с Венгрией и Словакией в энергетике не исчерпывается поставками газа и нефти – существуют и другие крупные сделки. С Венгрией в январе 2014 г. был подписан договор на строительство двух энергоблоков АЭС «Пакш» с предоставлением кредита на сумму 10 млрд долл. Помимо этого, Венгрия участвует в проекте «Южный поток». Словакия является второй после Украины страной по объёмам транзитных поставок российского газа: ежегодно «Газпром» оплачивает прокачку 50 млрд м³ газа. По приблизительным подсчётам, это ежегодно приносит в словацкий бюджет более 400 млн евро.

И всё же не следует сводить мотивы Венгрии, Чехии и Словакии исключительно к стремлению сохранить сотрудничество в энергетической сфере. Так, зависимость стран Прибалтики от российского газа составляет 100 %, Болгария является ключевым звеном в проекте «Южной поток», а Польша импортирует из России не только значительный объём газа н нефти, но и более 50 % потребляемого в стране угля. Всё это не помешало руководству этих стран занять жёсткую позицию в вопросе о санкциях. Причины были разными – антироссийские настроения в обществе и элите, внешнее давление, слабость правительства и др.

Сильные лидеры

Не секрет, что отсутствие внутриполитической стабильности подрывает способность государства проводить самостоятельную внешнюю политику. Налицо пример Болгарии: после того, как её правительство не выполнило требования Еврокомиссии о заморозке работ по «Южному потоку», правящая коалиция «неожиданно» распалась. В итоге, Болгария подчинилась указаниям США и Еврокомиссии, правительство потеряло власть, а в стране были назначены досрочные выборы. Схожая ситуация наблюдается в Греции: Афины не могут позволить себе самостоятельного мнения по вопросу о санкциях, поскольку западные столицы могут задержать новые транши финансовой поддержки – и тогда падение правительства станет неизбежным. Можно вспомнить и пример Италии: премьер-министр Энрико Летта потерял власть спустя пару недель после того, как единственным из западных лидеров нарушил негласный бойкот Сочинской олимпиады.

Всё это возможно в условиях парламентских республик с сильными внутренними противоречиями в руководстве. В Венгрии и Словакии иная ситуация: и Виктор Орбан, и Роберт Фицо – сильные лидеры, возглавляющие однопартийные правительства, имеющие большинство в парламенте. У Орбана и Фицо, таким образом, есть значительный «запас прочности», позволяющий если не блокировать, то хотя бы затянуть принятие невыгодных коллективных решений внутри ЕС. В Чехии не существует «монолитного» правительства, но и президент Милош Земан, и премьер-министр Богуслав Соботка недавно побеждали на выборах и обладают достаточно прочными позициями внутри страны.

Всех четырёх политиков объединяет то, что в отношениях с Россией они придерживаются того подхода, который в России ассоциируется со странами не Восточной, а Западной Европы. Сотрудничеству отдаётся приоритет, а чувствительных исторических оценок или идеологических расхождений стараются избегать. Орбан, Фицо и Земан – это сильные лидеры, которые учитывают, прежде всего, интересы своих стран и не хотят быть «рядовыми солдатами» в геополитической игре США. Так, премьер Венгрии заявляет о том, что принимать санкции против России – всё равно что «прострелить себе ногу», а президент Чехии утверждает, что для введения новых санкций надо «однозначно доказать, что Россия ввела свои боевые части на восток Украины». Словацкий премьер Фицо называет новые санкции «бессмысленными и контрпродуктивными».

Пожалуй, наиболее значительную роль играет персональный фактор Виктора Орбана. В Венгрии фактически установилась система его личного правления. Орбан давно конфликтует с Еврокомиссией и МВФ, отстаивая курс на усиление роли государства в экономике и ограничение влияния иностранных ТНК. Проведение многовекторной внешней политики для венгерского премьера – вопрос не только дипломатический, но и идеологический. Так, недавно Орбан призвал венгров изучать опыт незападных стран, добившихся успеха в развитии – в т. ч. Китая, Турции и России. Показательно, что это произошло в июле 2014 г. – вскоре после крымских событий.

Особые обстоятельства

Помимо всего перечисленного, на позицию Кипра и Венгрии повлияли особые обстоятельства. Как известно, Кипр – это особая страна для российского бизнеса, один из важнейших оффшорных центров. Российские денежные потоки, проходящие через кипрские структуры, сопоставимы по объёму с ВВП Кипра, а в прежние годы намного превышали его. После введения налога на депозиты на Кипре происходит серьёзный экономический спад, и дальнейшее снижение российского экономического присутствия вследствие новых санкций грозит ещё сильнее ударить по экономике Кипра.

На позицию Венгрии определённое влияние может оказывать этнический фактор. В Закарпатской области Украины проживает более 150 тыс. венгров, составляющих большинство населения в приграничных с Венгрией районах. Венгрия добивается для них статуса автономии и права на двойное гражданство. Последний раз эти требования Будапешт озвучил в мае, что в свете крымских событий вызвало гневную реакцию на Западе. После этого в Венгрии предпочитают избегать публичных заявлений на эту тему, но проблема не стала менее актуальной. Возможно, в Будапеште рассчитывают воспользоваться кризисом на Украине для того, чтобы добиться от Киева некоторых уступок в этом вопросе.

Радоваться рано

Впрочем, всё это не значит, что лидеры Венгрии, Чехии и Словакии избегают недружественных России действий в украинском кризисе. Так, Венгрия, по заявлениям МИД России, поставила Украине танки в нарушение международно-правовых норм – во время боевых действий. Президент Чехии выступил за максимально жёсткие санкции ЕС и даже за введение войск НАТО на территорию Украины, «если Россия решит расширить территориальную экспансию на Восточную Украину». Словакия является ключевой страной в проекте реверсных поставок газа на Украину, который реализуется с начала сентября.

Эти действия свидетельствуют о том, что все три страны готовы присоединиться к западному «мейнстриму», но при этом пытаются выторговать наиболее выгодные условия. Суммарный политический вес этих стран и Кипра в западных структурах слишком мал, чтобы заблокировать коллективные решения Запада. Максимум, на что его хватит – на корректировку некоторых решений и частичную компенсацию издержек.

Главная проблема для России – это то, что её традиционные партнёры в Западной Европе (в первую очередь, Германия и Франция) не могут отстоять самостоятельный от США политический курс в вопросе о санкциях. Против этих стран США применяют различные меры убеждения и принуждения: от манипулирования общественным мнением (вспомним, как подавалась история с «Боингом») до выписывания многомиллиардных штрафов крупнейшим фирмам (так, BNPParibas заплатит США почти 9 млрд долл. по решению американского суда, а аналогичные обвинения могут быть выдвинуты и в адрес крупнейших немецких банков – Deutsche Bank и Commerzbank).

Если крупнейшие европейские страны следуют указаниям США, то переубеждение четырёх небольших стран не составит большого труда. Россию может радовать лишь то, что выход противоречий внутри ЕС в публичную плоскость может усилить позиции тех влиятельных кругов (прежде всего, в бизнес-элите Западной Европы), которые выступают против санкций. Санкции невыгодны Евросоюзу, и чем шире эта тема обсуждается публично, тем лучше для противников санкций.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3746
65895
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика