Трудности перевода с юридического на муниципальный

Трудности перевода с юридического на муниципальный

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

13 сентября по всей стране прошли выборы, в том числе на местном уровне. С какими правовыми проблемами столкнулись муниципальные депутаты?

В сфере местного самоуправления действует Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который урегулировал основные вопросы местного самоуправления. При этом многие полномочия по более детальному регулированию фактически были изъяты у субъектов Федерации. В некоторых регионах появляющиеся пробелы заполняются муниципальными правовыми актами, а в других остается больше вопросов, чем ответов. На должности муниципальных депутатов зачастую избираются простые люди, далекие от юридических тонкостей. Им приходится самостоятельно разбираться с уставом муниципального образования, разрабатывать собственный регламент и подготавливать проекты решений местных советов депутатов. Рассмотрим некоторые вопросы, с которыми могли столкнуться, а где-то и столкнулись муниципальные депутаты при проведении первого заседания совета депутатов.


МОЖНО ЛИ ОТОЗВАТЬ ОТКАЗ ОТ МАНДАТА?

Бывает такое, что человек баллотировался в местные депутаты, не надеясь на победу, но избрался. Или выиграл выборы, но не рассчитал свои силы и не сможет работать депутатом. Что делать? Депутатство — работа добровольная. Поэтому депутат может отказаться от полученного мандата или досрочно прекратить свои депутатские полномочия. Заявление подается в избирательную комиссию или уже непосредственно в совет депутатов. В этом случае мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же партийного списка (при пропорциональных выборах). Это стандартное правило, оно обычно содержится в законах субъектов РФ о муниципальных выборах (например, в законах Московской области, Республики Дагестан и других). В региональных законах о муниципальных выборах содержится также правило относительно отказа от мандата: «заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву».

Но и это не решает коллизию. Если заявление написано, а решения избирательной комиссии нет? И еще один вопрос: должен ли совет депутатов, в который избрался депутат, принять соответствующее решение о досрочном прекращении полномочий депутата? Иными словами, с какого момента считается, что депутат больше не депутат — с момента подачи заявления или с момента его принятия? Может ли такой «отказник» принимать участие в первом заседании совета депутатов? В любой непонятной ситуации совет депутатов может обратиться за разъяснениями в избирательную комиссию, вплоть до Центральной избирательной комиссии. Но ожидание ответа занимает некоторое время, а ответы обычно нужны срочно.

Тогда на помощь может прийти сложившаяся судебная практика. По поставленным вопросам уже высказался Верховный Суд. Определение от 12 декабря 2012 года № 72-АПГ12-11 гласит: «Отсутствие решения по заявлению о сложении полномочий депутата не свидетельствует о том, что его полномочия не прекращены, поскольку они прекращаются со дня подачи заявления. Принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата относится к вопросам организации деятельности представительного органа».

Таким образом, отказ от мандата нельзя отозвать, даже если он еще не принят избирательной комиссией или советом депутатов.


КАК СОЗВАТЬ ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ?

Федеральный закон содержит требования к правомочному составу представительного органа муниципального образования. Если в результате выборов избрано не менее двух третей муниципальных депутатов, можно созывать заседание. Согласно Закону первое заседание совета депутатов должно состояться не позднее 30 дней со дня его избрания. Точные сроки и порядок созыва депутатов на первое заседание определяются уставом муниципального образования. Как правило, на первое заседание депутатов созывает председатель территориальной избирательной комиссии. Но как быть, если председатель избирательной комиссии не делает этого? Тут возможны варианты. Можно обратиться в вышестоящую избирательную комиссию или прокуратуру, чтобы обязать строптивого председателя созвать представительный орган. Конечно, можно и в суд обратиться, но это очень громоздкая процедура.

Возникает вопрос, могут ли депутаты сами собраться на первое заседание совета депутатов? Теоретически, если все депутаты уже получили депутатские удостоверения, их депутатские полномочия подтверждены, и можно приступать к работе. При самостоятельном созыве первого заседания депутаты должны уведомить избирательную комиссию и пригласить на заседание прокурора. В этом случае маловероятно, что кто-то (тот же прокурор, например) впоследствии обратится в суд и будет требовать признания проведенного заседания нелегитимным и всех решений — недействующими. Формально нарушение процедуры созыва заседания представительного органа может повлечь за собой отмену всех принятых на таком заседании решений.

Безусловно, первое заседание должно быть проведено в строгом соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Однако что делать, если, например, старые депутаты не желают выдать своим преемникам регламент? К сожалению, и такое бывает. В этом случае можно затребовать текст регламента в территориальном подразделении Минюста России, которое отвечает за регистрацию муниципальных правовых актов и ведет соответствующий регистр.


КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ?

Федеральный закон не определяет перечень вопросов, которые должны быть обязательно решены на первом заседании. Обычно нет такого перечня и в уставе. Вопросы для первого заседания могут быть отражены в регламенте органа. Обычно это все вопросы, касающиеся самоорганизации представительного органа: избрание председателя и его заместителя, формирование рабочих групп (комиссий) и фракций. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат, это уже стало парламентской традицией.

Порядок избрания председателя и заместителя определяется уставом и регламентом. Федеральный закон не содержит требований к виду голосования по вопросу избрания председателя. В регламенте иногда указывается, что председатель избирается тайным или открытым голосованием — на усмотрение депутатов. Тогда вопрос о виде голосования также ставится на голосование, принимается протокольное решение.

Если представительный орган первого созыва собирается во вновь созданном муниципальном образовании, то ему необходимо предварительно определить порядок своей работы. В этих целях может быть разработан и утвержден временный регламент или регламент первого заседания. Затем этот акт может быть признан утратившим силу при принятии нового постоянного регламента. Подготовить непротиворечивый и удобный регламент за короткий срок перед первым заседанием — задача не самая простая, но и не самая сложная. Не секрет, что муниципальные образования и субъекты Федерации любят переписывать друг у друга какие-то типовые правовые акты. Однако при таком переписывании надо быть очень внимательным. Например, в некоторых регламентах встречается норма о том, что председатель осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Если в представительном органе не много депутатов, то на постоянной основе работает, как правило, 1–2 депутата. И логично, чтобы один из них был именно председатель.

После первого заседания совета депутатов, носящего в целом организационный характер, народным избранникам предстоит решать вопросы, касающиеся жизни муниципального образования. Они также могут внести изменения в устав и поменять систему взаимоотношений, например, с главой муниципального образования. На практике здесь также может возникнуть масса вопросов. Их конкретное решение зависит от расклада политических сил в муниципалитете. Отсутствие детального правового регулирования на уровне Федерации и субъектов Федерации, с одной стороны, создает трудности для местных властей в решении даже простых вопросов организации муниципальных органов, но с другой стороны, дает им некую свободу действий.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

http://rusrand.ru/actuals/i-snova-vybory-i-vnov-do-vyborov

Как избавиться от долгов?

Репетиция состоялась

Специфика муниципальных выборов Иркутской области образца 2015 года

Как работает новый закон о выборах?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
487
1582
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика