Экономика

Вложения в гособлигации США как индикатор политических процессов

Вложения в гособлигации США как индикатор политических процессов

Событие: По данным министерства финансов Соединенных Штатов Америки вложения Российской Федерации в государственные облигации США увеличились. Так, в апреле 2014 года сумма вложений выросла на 16 млрд. долларов и достигла показателя в 116,4 млрд.

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Российская экономика нуждается в инвестициях как частных, так и государственных, как российских, так  и зарубежных. Помимо вывоза капитала частным и банковским секторами существует и другой способ вывода капитала из страны – это покупка государственных облигаций иностранных государств, то есть финансирование иностранной экономики.

В отношении кредитования иностранных государств наибольшие объемы средств России направлены в экономику США. Россия является 12-ым по счету держателем гособлигаций Штатов, на ее долю приходится 1,95 % государственного долга Америки. Объемы вложений в гособлигации США на 1 января 2014 г. составляли 6,5 % от ВВП, 214 % от государственного долга страны и 18,1% от внешнего долга страны.


На рис. 2 представлены данные по динамике объемов российских вложений в гособлигации США. Примечательно, что эти объемы отражают не реальную экономическую ситуацию, а являются индикаторами политических процессов.

Вплоть до середины 2007 года несмотря на колоссальные доходы от продажи топливно-энергетического сырья Россия практически не финансировала американскую экономику, являясь держателем гособлигаций на сумму в $8 млрд. По разным данным Министерства финансов США взлет вложений России в облигации Штатов происходит либо в июне, либо в июле, тогда, когда сначала в июне Сочи попадает в список трех наиболее вероятных кандидатов на проведение Зимних Олимпийских Игр и в июле, когда Сочи объявлен столицей зимних Олимпийских Игр.

Финансовые вложения стали доказательством намерения России интегрироваться в мировую экономическую систему, гарантом проведения в стране Олимпиады, ставшей крупнейшим инвестиционным проектом, а также, возможно, обязательным условием для привлечения иностранных инвестиций в олимпийский проект.

Наиболее резкий взлет объемов вложений в гособлигации США произошел за два месяца 2008 года: в марте, когда состоялись президентские выборы и в мае, когда произошла инаугурация. Новый президент – представитель неолиберального крыла, резко увеличил вложения, доля России в общем объеме гособлигаций составила 3,7% против 1,7% ранее. Объемы финансовых вложений достигли 5,73% ВВП (в 2007 году они составляли 2,7%). Эти средства профинансировали экономику США, вместо того, чтобы на волне нарастания кризисных явлений спасать российскую. Возникает закономерный вопрос: а в национальных интересах какого государства такие решения?

В условиях, когда мир вступил в финансово-экономический кризис, а Россия стала ощущать его обвальные проявления с октября 2008 года, объемы вложений в экономику США неоправданно с точки зрения поддержания устойчивости национальной экономики продолжают нарастать. И это в то время как Россия сама остро нуждается в финансировании. Новое руководство среагировало на негативные явления в экономике только в мае 2009 года – самом кризисном месяце, когда дна достигли ключевые определяющие темпы роста ВВП показатели – объем инвестиций, промышленное производство и грузооборот транспорта. Именно тогда скачкообразно снизился объем и доля вложений, однако в следующем месяце показатель был восстановлен и наращивание вложений продолжилось.

Объем финансовых вложений стал резко сокращаться в период предвыборной компании на Украине – с октября 2009 года, когда под угрозой оказались не только газовые контракты и транзит газа, но и базирование Черноморского флота. Их сокращение продолжалось по мере нарастания нестабильности в российско-украинских отношениях и достигли своего минимума в апреле 2010 года. 21 апреля между Россией и Украиной были подписаны Харьковские соглашения по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Это событие послужило толчком к росту доверия в отношении США и увеличению покупки гособлигаций. Фактически, только в наиболее острые периоды угроз национальным интересам финансовые вложения сокращались.

В июле 2010 года геополитическое положение страны усилилось: вступил в силу Таможенный кодекс, что означало начало функционирования Таможенного союза. С этого момента вложения России в долговые обязательства США берут курс на снижение (за некоторыми исключениями), что свидетельствует о положительном влиянии интеграционных процессов на внешнеполитический и экономический курс государства.

Интеграция в рамках трех стран содействовала суверенизации страны, переориентации на постсоветское пространство, снижению доли России в общем объеме заимствований Штатов.

Возврат к наращиванию вложений в гособлигации начинается с августа 2013 г., практически через месяц после смены главы Центрального Банка, когда новым руководителем становится либерально настроенная Э.Набиуллина, жена ректора ГУВШЭ – главного инструмента насаждения либеральной мысли в образовательной, научной и управленческой среде страны. Наращивание заимствований, предполагающее вывод финансовых средств из экономики, происходит в русле ее установки на отказ от монетарного стимулирования экономики.

В ноябре 2013 года обозначился тренд падения вложений в ценные бумаги США, когда на Украине разгорелся  политический кризис: Янукович приостановил процесс евроинтеграции, в Киеве появился палаточный городок оппозиции, а Запад обвинил Россию в давлении на Януковича с целью срыва процесса ассоциации Украины с Европейским Союзом. Примечательно, что все последующие месяцы кризиса Россия планомерно избавлялась от гособлигаций США и в марте резко сбросила $25,8 млрд.  Это прямое отражение событий на политической арене: Россия присоединила Крым, Запад стал угрожать санкциями, некоторые угрозы были приведены в исполнение, на Юго-востоке начинаются активные протестные действия. Таким образом, в период внешнеполитических рисков страна закономерно провозгласила курс на суверенизацию своей экономики, что воплотилось и в ряде других инициатив. Второй аспект мартовский событий, который также стоит затронуть, это преувеличение экспертами роли России в сбрасывании гособлигаций. Многие эксперты заговорили о том, что Россия таким образом отвечает на санкции Запада, однако здесь нужно объективно оценивать возможности России.

Страна является 12-ым по счету заемщиком США и располагает 2% облигаций. Эти цифры не соизмеримы, к примеру, с главным кредитором – Китаем, на долю которого приходится 22% всех гособлигаций.

Это значит, что Китай в отличие от России имеет реальные рычаги воздействия на экономику США, в то время как Россия может воздействовать лишь точечно. На этом фоне неожиданным оказывается апрельское увеличение вложений в гособлигации США. Примечательно, что угроза санкций сохраняется, по исходной логике власть должна была бы снижать объемы вложений, но напротив начинает их восстанавливать. Объяснением такого феномена может быть лишь то, что руководство уже уверено в стабильности отношений с Западом, то есть, несмотря на внешнее обострение явно существуют пока скрытые договоренности, к примеру, Крым в обмен на Юго-восток или иные альтернативы. Последующие майские и июньские события показали, что Россия действительно не собиралась более предпринимать решительных действий в регулировании украинского кризиса, что и привело к уверенности российского руководства и наращиванию вложений в облигации Штатов.

В перспективе в следующие месяцы объемы операций c гособлигациями должны либо доказать правильность данной гипотезы, либо ее опровергнуть. Однако уже очевидно, что финансовые вложения в облигации США, во-первых, изымают из оборота страны колоссальные средства, что явно идет вразрез с интересами национальной экономики и безопасности, во-вторых, служат индикатором, с одной стороны, внешнеполитических событий, с другой стороны, усиления либеральной идеологии во властных структурах.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

1005
2531
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика