Выборы главы ДНР

Выборы главы ДНР

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н. Александр Гаганов

На 2 ноября 2014 года назначены выборы глав ДНР и ЛНР и депутатов республиканских парламентов. В республиках были приняты практически идентичные законы о выборах.

В Интернете возникла путаница с версиями текстов Конституции ДНР, содержащими разные нормы о выборах. При простом поиске пользователь может обнаружить растиражированный текст проекта конституции, который давно устарел. Согласно этому тексту, первоначальному проекту Конституции ДНР, глава республики вообще не существовал. Такова была первоначальная задумка создателей ДНР: парламентская республика без поста президента [1]. Однако впоследствии от этой конструкции отказались.

В сети также ходит и другой текст Конституции ДНР, он все еще размещен на официальном сайте dnr.today. В соответствии с этим текстом Глава ДНР избирается депутатами Республиканского Собрания ДНР сроком на 5 лет. Но и этот текст оказался устаревшим. На сайте dnr.today есть третий вариант Конституции ДНР, по-видимому, действующий. Правда, парламент там назван Народным Советом, тогда как даже на сайте фигурирует другое наименование – Верховный Совет.

В отношении Главы ДНР статья 57 Конституции ДНР гласит, что он избирается гражданами Донецкой Народной Республики ДНР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Требования к кандидату, согласно Конституции, такие: гражданство ДНР, возраст 30 лет, обладание пассивным избирательным правом.

Аналогичные положения содержит новая редакция Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР. Поправками к Конституции Республиканское Собрание ЛНР превратилось в Народный Совет, а выборы главы республики стали всеобщими и прямыми [2].

Закон ДНР о выборах главы ДНР конкретизирует требования к выборам главы ДНР, дополняя их цензом оседлости: кандидат должен прожить на территории ДНР не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Почему ценз оседлости не включен в Конституционные нормы? Статья 81 Конституции России содержит требования к кандидату на пост Президента России: возраст не менее 35 лет и проживание в России не менее 10 лет. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ называет требования к возрасту кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: возраст от 30 лет. Установление ценза оседлости для губернаторов законами субъектов Федерации признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ.

Интересно расхождение части 3 статьи 57 Конституции ДНР и закона о выборах главы ДНР: Конституция говорит о том, что главой может быть избран гражданин ДНР, тогда как закон говорит просто «гражданин». Конституция ДНР неоднократно использует конструкцию «гражданин ДНР», а в Законе используется конструкция «гражданин, постоянно проживающий на территории ДНР». Понятно, что Конституция ДНР действует здесь в порядке приоритета. Но есть нюанс: «граждане ДНР», скорее всего, имеют паспорта граждан Украины, которые, кстати, демонстрируются при регистрации кандидатов и при получении бюллетеня для голосования. Закон не уточняет, какое именно гражданство у гражданина – владельца паспорта. Если новые свидетельства о рождениях и браках уже выдаются на Донбассе, то паспорта, надо полагать, действуют еще украинские. Строго говоря, такие юридические неточности недопустимы в законах.

В Законе о выборах главы ДНР заложена весьма демократическая схема реализации пассивного избирательного права: выдвижение кандидатуры производится путём самовыдвижения, для регистрации необходимо собрать не менее 1000 подписей избирателей.

Определение победителя выборов происходит по мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 16 Закона). Закон не содержит порога явки избирателей, что, с одной стороны, оправданно в условиях непрекращающихся в ДНР обстрелов, а с другой, может привести к избранию главы республики меньшинством ее населения. В России пороги явки были отменены еще в 2006 году.

Закон предусматривает возможность досрочного голосования, его порядок определяется Центральной избирательной комиссией ДНР (в России порядок установлен федеральным законом). Закон не говорит об открепительных удостоверениях, однако фактически у граждан есть возможность проголосовать на любом избирательном участке (часть 6 статьи 3 Закона). В этом случае гражданин включается в список избирателей на месте и исключается из списка по месту жительства. Какого-либо страховочного механизма в этой процедуре нет, поэтому как удастся избежать злоупотреблений – непонятно. Создается впечатление, что Закон по умолчанию рассчитывает на честность и добросовестность граждан и работников избирательных комиссий, что соответствует парадигме построения Новороссии – нового государства, основанного на ценностях.

Обращает на себя внимание тот факт, что закон предусматривает печать текста избирательного бюллетеня на украинском и русском языках. Однако тексты конституций и законов ДНР и ЛНР опубликованы на сайтах республик только на русском языке. На официальном сайте ЛНР полные тексты законов о выборах вообще отсутствуют.

Законы о выборах глав и депутатов парламентов обеих республик составлены по одной схеме и содержат по 17 статей. Законы отражают основные этапы выборов и больше походят на положения о выборах, чем на полноценные законы. Например, законы Московской и Калужской областей о выборах губернатора содержат по 71 статье. Законы этих же субъектов Российской Федерации о выборах депутатов областных парламентов содержат 65 и 58 статей соответственно. Федеральный закон о выборах Президента РФ содержит 88 статей, о выборах депутатов Госдумы – 104 статьи, и это притом, что в отношении выборов действует также базовый федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (еще 85 статей).

Как юристам ДНР и ЛНР удалось составить такие краткие законы? Дело в том, что эти законы содержат множество отсылочных норм, как правило, к документам, которые должна утвердить республиканская Центральная избирательная комиссия. Если в российских законах процедурная часть весьма подробно отражена на законодательном уровне, то в Новороссии предполагается регулирование процедур подзаконными актами. С одной стороны, это делает законы о выборах простыми и понятными, но с другой, открывает широкие возможности для злоупотреблений. Правоприменители на выборах могут столкнуться с правовыми пробелами, и хорошо, если у них будет достаточно опыта, чтобы грамотно разрешить все вопросы на месте. Учитывая сходство рассмотренных законов с российскими, можно предположить, что именно они легли в основу новороссийских актов. Тогда можно предположить, что при возникновении процедурных вопросов правоприменители будут обращаться к полным российским версиям нормативных актов.

О чем еще говорит инициатива ДНР и ЛНР провести свои выборы? Республики не собираются участвовать в выборах в Верховную Раду Украины (http://www.interfax.ru/world/398174). Очевидно, что они проигнорировали также намерение украинских властей провести выборы в органы местного самоуправления Луганской и Донецкой областей 7 декабря 2014 года. Такое намерение украинские законодатели высказывали в проекте закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». На сайте Верховной Рады есть информация о том, что закон принят 16 сентября, и он уже должен был бы быть подписан президентом Украины, но информации об этом нет. Ситуация с выборами свидетельствует о срыве договоренностей, оформленных Минским протоколом. Нет сомнений в том, что Минский протокол способен немало навредить Новороссии, однако последствия проведения выборов органов ДНР и ЛНР могут быть также печальными.



[1] http://rusplt.ru/news/proekt-konstitutsii-donetskoy-respubliki-ne-predusmatrivaet-doljnosti-prezidenta-134083.html

[2] http://lugansk-online.info/news/popravki-k-vremennomu-osnovnomu-zakonu-konstitutsii-luganskoi-narodnoi-respubliki


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2760
11301
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика