Защита детей от информации: законодательные инициативы

Защита детей от информации: законодательные инициативы

Эксперт Центра Балашов С.А.


Реакция парламентариев на случай в московской школе, в результате которого ученик-отличник расстрелял учителя и сотрудника правоохранительных служб, не заставила себя ждать. Депутаты сразу же «вспомнили», что Россия находится «на первом месте в Европе по количеству убийств среди подростков» [1]. Затем последовали законодательные инициативы и предложения.

Например, законопроекты, уточняющие правила, посредством которых регулируется оборот и ношение оружия (на фоне споров о разрешении свободного ношения оружия), законодательные инициативы о внесении изменений в законодательные акты РФ: «О средствах массовой информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - предложение члена Общественной палаты о конкретизации статьи 156 Уголовного Кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Инициативами предусматривается ограничение на показ (разрешено с 24 до 7 часов) в телекоммуникационных сетях изображений, которые показывают противоправные деяния, сопряженные с демонстрацией жестокости, физического и/или психического насилия, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет, и, соответственно, сообщений, которые все эти действия описывают. Также предложение включает в себя запрет на продажу запрещенных для детей программ для ЭВМ в местах, доступных для несовершеннолетних.

Инициативы, в целом, положительные, но главным становится вопрос: как запрет на продажу будет соотноситься с уже существующим положением (часть 2 статьи 11 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), согласно которому оборот информационной продукции, запрещенной для детей, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации? Требования к этим мерам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Можно рассматривать эти положения как общую норму и специальную, можно изменить общую норму (... оборот информационной продукции, за исключением программ ЭВМ,...).

Представляются закономерными следующие вопросы: С точки зрения авторов законопроекта требования федерального исполнительного органа к мерам защиты детей от запрещенной информации не действенны, не эффективны? Может быть, эти требования не существуют пока в виде нормативно правового акта? А если действенны и эффективны, то может быть «хромает» контроль над соблюдением этих требований организациями, осуществляющими продажу программ? От ответов на эти вопросы зависит судьба инициативы. Возможно, стоит создать такие требования, возможно – улучшить их, возможно – улучшить контроль, а может, и проще, запретить продажу в определенных местах.

Защита детей от информации, которая может навредить их физическому и психическому здоровью, должна стать системной деятельностью органов государственной власти, основанной на принципах, закрепленных в «Основном законе страны». Как это можно реализовать, раскрывается в проекте новой Конституции РФ, который создан Центром научной политической мысли и идеологии. Проект предлагает набор фундаментальных ценностей, на основе которых и должна развиваться Россия, на основе которых должны осуществлять свои функции органы гос. власти.

Надежды законодателей на рост нравственности в результате бессистемных запретов на распространение пагубной информации выглядят неоправданными – нужны контрмеры, нужно развитие института семьи, института нравственности. Запрет продажи в местах, доступных детям, скорее всего, приведёт к появлению запрещённой продукции в других местах, кроме того, источников в Интернете, позволяющих скачивать запрещённое программное обеспечение, слишком много, чтобы перспектива перекрыть их все выглядела реальной.

Действия депутатов напоминают действия самых первых законодателей в истории, которые казусами (случаями, происшествиями) формировали право: наступили на грабли, недолго подумали, запретили грабли. Такой подход представляется малоэффективным – стоит создать правила пользования граблями.



[1] http://izvestia.ru/news/565107#ixzz2sKLzaJko


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
221
485
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика