Железный занавес 2: готовность №1?

Железный занавес 2: готовность №1? Что если РФ закроет границы? Мы сможем существовать с рыночной экономикой сами в себе? Есть ли примеры? На эти и ряд других вопросов связанных с введением нашими западными партнерами санкций в отношении России порталу "Raschet.ru" ответила эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Очевидно, что страна не станет закрывать границы: далеко не весь мир готов присоединиться к санкциям против России. К примеру, это партнеры по БРИКС, которые перешли на новый уровень сотрудничества, заявив о создании банка развития, альтернативного Всемирному банку. Это уже весомый вклад в укрепление экономического сотрудничества и открытый вызов современной финансовой долларовой системе. Китай занимает первое место в структуре российского импорта, являясь при этом также главным торговым партнером, а также страной, с которой Россия заключила масштабный газовый контракт на 30 лет, поэтому в изоляции Россия не останется. В Европе также нет единства в отношении России. Яркое свидетельство этому - проекты строительства Южного потока. Швейцария, к примеру, уже заявила, что не планирует принятие санкций против России по примеру Европейского союза. Европейские банки, предприятия, главы правительств подвергаются нажиму со стороны США, однако тесные экономические связи ставят под сомнение факт полного отказа от сотрудничества с Россией, это приведет к потере для них потенциального роста в несколько процентов, в чем признается вице-канцлер ФРГ.

В текущий момент Россия не готова к полной изоляции и закрытию границ: доля импорта в ключевых отраслях достигла рекордных 80-90%. Этот показатель можно также увеличить, если принять во внимание то, что ряд обрабатывающих производств в России в действительности являются технологией сборки из импортных комплектующих. Страна не самообеспечивает себя стратегически значимой продукцией.

Для восстановления производства потребуется как время, так и инвестиции, которые есть, но законсервированы в различных фондах, золотовалютных резервах, в американских гособлигациях. Источники финансирования имеются, производственные мощности также есть в наличии, загрузка по некоторым за последние годы снизилась до 50%, а в случае ряда отраслей производства оборудования и комплектующих упала ниже 20%.

В условиях единой системы управления все страны взаимосвязаны цепочками экономических отношений. Это в первую очередь взаимная торговля, единые инвестиционные потоки, а также сотрудничество в едином финансовом секторе при транснацинализации потоков капитала и передвижения физических и юридических лиц и прочее. Ни одно государство с рыночной экономикой оторванным от мира быть не может. Однако США и ЕС периодически используют экономический инструмент давления против отдельных государств. К примеру, это санкции и против Кубы, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии и др. Так, санкции против Ирана в экономической сфере – это запрет на импорт иранской нефти, экспорт широкого ассортимента товаров от высокотехнологичного оборудования  до лекарств, заморозка валютных резервов Ирана, запрет на совершение платежно-расчетных и иных операции с банками Ирана. Эти санкции впервые вводились еще в 1979 году после Исламской революции, новый виток санкций был сопряжен с развитием иранской ядерной программы. Итогом этих санкций, с одной стороны, стали экономические потери для Ирана, падение производства в некоторых отраслях, которые существовали за счет импортного оборудования и комплектующих (к примеру, автомобилестроение), нехватка некоторого вида продовольствия и медикаментов, но в то же самое время Ирану удалось уйти от расчетов в долларах, перейдя на расчеты в валютах крупнейших торговых партнеров.

В случае с Кубой также нельзя отрицать экономический ущерб, вызванный применением санкций, при этом продолжительность санкций и сохранение Кубы как государства свидетельствуют о том, что страна может выжить в условиях экономической изоляции, мобилизовав свои внутренние ресурсы и наладив каналы взаимодействия с государствами незападного блока.

Если говорить о торговых отношениях, то для России в случае усиления давления на нее объективным выходом станет ориентация преимущественно на Китай, Евразийский экономический союз. В долгосрочной перспективе можно говорить о рынке государств-членов БРИКС, а также континенте Латинская Америка, где рынок достаточно велик, а международно-экономические отношения реализуются без оглядки на Штаты. В финансовом секторе страна не сможет пребывать в состоянии автаркии. В отношении иностранных инвестиций, на которые надеялись российские чиновники еще в январе этого года, следует отметить, что и без них есть источники финансирования, а сами иностранные инвестиции в том виде, в котором они приходят, скорее негативно влияют на экономику, поскольку в страну поступают не прямые инвестиции, а кредиты, средства распределяются в сектора, которые ориентируют Россию на углубление сырьевого характера ее экономики. В целом иностранные инвестиции не являются панацеей, и в случае сокращения их поступления государству потребуется включить внутренние резервы, которые, напомню, в стране имеются.

В энергетической сфере исключение страны из системы потоков невозможно: это в первую очередь ударит по Европе, которая если и захочет найти альтернативу российским топливно-энергетическим ресурсам, столкнется с одной стороны, с удорожанием продукции, с другой – с временным лагом, необходимым для заключения контракта и прокладки альтернативного канала поставок.

Россия на этот счет решила себя обезопасить посредством заключения крупного контракта с Китаем, чей рынок может стать достойной альтернативой ЕС.

В целом, нельзя отрицать, что экономический ущерб в случае продолжительности санкций будет нанесен, но вместе с тем можно и надеяться на то, что в условиях давления будет задействован внутренний мобилизационный механизм, и Россия действительно станет производить, а не выступать источником сырья для остального мира.

Комментарий дан для портала "Расчет"


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3059
48246
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика