Экспертная оценка действий России по Украине

Экспертная оценка действий России по Украине

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.социол.н. Надежда Хвыля-Олинтер


В ноябре 2014 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Цель исследования заключалась в выработке оценки эффективности предпринимаемых властью усилий и действий в сложившейся в связи с войной на Украине кризисной ситуации.

Очевидно, что события, эпицентром которых в данный момент является юго-восток Украины, в значительной степени затрагивают интересы России. Активизируется процесс, последствия которого могут быть очень значительны не только с точки зрения суверенности российского государства, но и в контексте самого факта его существования.

Насколько критична сложившаяся ситуация для будущего нашей страны? Верны ли решения высшего руководства, принимаемые по отношению к Украине, к Западу? Является ли позиция, занимаемая Россией в украинском конфликте, наилучшей для нашей страны? Исследование позволяет дать ответы на эти вопросы на основе коллективного экспертного мнения.

В ходе исследования использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки было опрошено 209 экспертов Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект» [1].

Экспертная оценка как один из методов получения информации широко используется в самых разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа – уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку происходящих событий, социальных явлений и феноменов; рекомендации по решению конкретных проблем, предложения по улучшению, исправлению проблемных ситуаций и т.д.

Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:

1. эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;

2. эксперт обладает научной логикой и способностью к анализу причинно-следственных связей;

3. эксперт непосредственно включен в деятельность, связанную с предметной областью исследования.

Привлечение профессионалов – экспертов Российского Экспертного Сообщества для решения сложных специализированных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать максимально точные прогнозы.

Результаты исследования

Отношения между Россией и Западом становятся все более напряженными – стороны обменялись санкциями, обвинениями в прямом участии в эскалации конфликта на Украине и в неумеренных геополитических амбициях. В связи с этим встает вопрос, возможен ли в ближайшем будущем возврат к прежнему формату отношений между нашим государством и западными оппонентами. Большая часть экспертов убеждена, что вернуть прошлое не удастся, а это означает, что мировое сообщество вступает в новую эру геополитики.


Рис. 1. Вернется ли Запад к докризисному формату отношений с Россией?

Реагируя на попытки Запада организовать международную изоляцию России, наша страна ввела ответные ограничительные меры политического и экономического характера. В частности, в августе Президент РФ подписал Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», запретив тем самым ввоз некоторых категорий товаров на территорию России. Мнения относительно вероятных последствий санкций для российской экономики самые различные – от катастрофического макроэкономического эффекта до позитивных прогнозов, связанных с появившейся возможностью развития внутреннего производства, например агропромышленного комплекса. Эксперты признают, что введение ответных санкций влечет за собой определенный ущерб и для российской стороны, но полагают, что он в данной ситуации оправдан. Вероятность того, что ответные санкции могут подвигнуть Запад изменить свою позицию в отношении нашей страны и начать учитывать российские интересы, невелика. Позиция Запада характеризуется экспертами как латентно агрессивная, так как, по их мнению, получив возможность оказывать давление на Россию с помощью санкций, Запад не только не откажется от этого инструмента, но и будет пользоваться им вплоть до полного поражения своего соперника. Даже если российская сторона пойдет на существенные уступки, вплоть до полного самоотвода от участия в делах Украины, западное давление экономического и политического характера уже не прекратится.


Рис. 2. Экспертная оценка режима санкций в конфликте Запад – Россия.

Сейчас больше половины наших соотечественников поддерживает решение российских властей ввести ответные санкции в отношении Запада и ограничить ввоз в страну продуктов питания из стран Евросоюза. Такой результат был получен в ходе общероссийского социологического опроса [2].


Рис. 3. Отношение россиян к введению Россией ответных санкций.

Решение об ограничении импорта до сих пор имеет довольно сильную поддержку в обществе. При этом население не слишком опасается даже возможного снижения уровня жизни в стране (больше половины опрошенных уверены в грядущем ухудшении условий жизни). Россияне убеждены в том, что запрет на импорт в скором времени негативно скажется на ценах на продукты питания и другие товары, и отмечают, что подорожание уже произошло.


Рис. 4. Доля респондентов, согласных с приведенными суждениями.

Эксперты имели возможность сделать собственные предложения относительно возможных вариантов ответных санкций, которыми Россия могла бы ответить на западные меры. В основном они сводились к последовательной дедолларизации, точечным отказам от невыгодных (не только финансово, но прежде всего идеологически, экологически) России программ, мерам по развитию внутреннего экономического пространства, поддержке сельского хозяйства и науки. Были высказаны следующие предложения [3]:

- вывод российских сбережений из западных ценных бумаг; деоффшоризация национальной экономики;

- изменение условий экспорта энергоресурсов; вывод расчетов за поставляемые на Запад ресурсы из долларовой зоны; последовательная дедолларизация российской экономики;

- национализация Центробанка;

- повышение налогов для иностранных компаний в России;

- внешний товарообмен только в соответствии с потребностями России (например, отказ от ввоза геномодифицированных продуктов); жесткое квотирование импорта по всем линейкам товаров и услуг;

- активизация помощи зарубежным оппозиционным движениям в странах НАТО;

- отказ от помощи в вопросах борьбы с международным терроризмом в Афганистане и др. арабских странах; отказ от предоставления коридора для грузов НАТО в Афганистан;

- включение тотальной критики Запада, в том числе идеологической;

- отказ от переработки ядерных отходов на территории России.

Очевидно, что противостояние Запада и России, катализатором которого стал украинский кризис, является очень чувствительным для нашей страны, формирует вокруг нее массу рисков и угрожает негативными последствиями. Однако было сделано предположение, что в результате своих действий по Украине Россия смогла добиться каких-то преимуществ или избежать существенных угроз. Почти половина экспертов видят в создавшейся ситуации определенные преимущества, которые российское государство могло бы использовать в своих интересах. Конкретизируя, эксперты говорили, в основном, о демонстрации геополитического статуса страны, восстановлении самоидентичности и авторитета (как среди собственного народа, так и у стран-партнеров), о том, что конфронтация с Западом станет стимулом для развития своего производства, о «снятии масок» и формировании более прозрачных отношений с иностранными партнерами.

Что касается вопроса о том, избежала ли Россия благодаря свои действиям по Украине каких-либо угроз, то здесь оценки экспертов более пессимистичны, хотя единства мнений в экспертной среде нет. Две трети представителей экспертного сообщества уверены, что избежать некоторых угроз удалось, а именно – угрозы размещения НАТО в Крыму, подобия оранжевой революции в России, потери Черноморского флота.


Рис. 5. Обрела ли Россия какие-то преимущества в результате своих действий по Украине?


Рис. 6. Избежала ли Россия каких-либо угроз в результате своих действий по Украине?

Относительно преимуществ, связанных с шансом на возрождение национального экономического суверенитета, эксперты настроены достаточно позитивно – значительная их часть считает, что в связи с украинским кризисом наша страна обрела шанс переустроить финансово-экономическую сферу и сделать шаг к устойчивому экономическому развитию. Но уверенность по поводу того, что Россия сумеет грамотно использовать ситуацию и обрести экономический суверенитет, не сильна.


Рис. 7. Повысились ли в связи с украинским кризисом шансы России на переход к устойчивому экономическому развитию?


Рис. 8. Использует ли Россия экономическую и внешнеполитическую ситуацию для усиления своего экономического суверенитета?

Так или иначе, но положение России на международной арене за 2014 год изменилось. По мнению большинства экспертов, внешнеполитическое положение нашей страны ухудшилось.


Рис. 9. Ответы экспертов на вопрос «Как изменилось внешнеполитическое положение России за последний год?».

Это соответствует картине, полученной в результате социологических опросов, отражающих динамику отношения к России со стороны населения других государств. За год русофобские настроения в мире увеличились в два раза. Конечно, позиция простых людей сильно подвержена влиянию СМИ, проводящих конъюнктурную политику, но факт остается фактом – Россию в мире воспринимают отрицательно и степень негатива по отношению к ней пока растет.


Рис. 10. Негативное отношение к России в мире [4].

До сих пор ведутся споры о том, нарушила ли Россия нормы международного права, сделав Крым частью своей территории. В ходе полемики звучат апелляции к историческим примерам (в частности к примеру с Косово), утверждения о приоритете права человека на жизнь перед правом на территориальную целостность, и указания на то, что потеря базы Черноморского флота являлась прямой угрозой суверенитету российского государства. Так или иначе, но Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» был подписан. В экспертной среде единого мнения по поводу того, имелись ли нарушения, тоже нет. Хотя большинство уверено в том, что правовые претензии к России в данной ситуации были бы не обоснованы, каждый четвертый опрошенный полагает, что юридические нарушения имели место. [5]


Рис. 11. Ответы экспертов на вопрос «Нарушила ли Россия нормы международного права, присоединив Крым?».

Любопытно, что общероссийский опрос [6], проведенный среди российских граждан, показал, что большинство наших соотечественников уверены в том, что никакие международные договоренности или нормы в результате присоединения Крыма не нарушались. Степень уверенности в этом широкой общественности даже выше, нежели у экспертов, но по сути мнения совпадают.


Рис. 12. Мнение экспертов и рядовых граждан о том, нарушила ли Россия нормы международного права, присоединив Крым.

Конфликт на Украине вскрыл одну из ключевых характеристик украинского политического режима – его олигархичность, повлекшую огромное количество проблем для государства и общества – коммерциализацию политики и, напротив, политизацию бизнеса, агрессивную борьбу за политические дивиденды как средство лоббирования собственных интересов (или интересов зарубежных «партнеров»). Так как одна из причин появления олигархов на Украине – распад СССР и крах социалистической экономики, то, вследствие общей истории, данную ситуацию можно экстраполировать и на Россию, предположив схожесть олигархического режима, а, следовательно, и связанных с ним проблем, в двух странах. Об идентичности украинского и российского политического режима заявил каждый четвертый эксперт. Остальные уверены, что принципиальные отличия имеются. В качестве таковых называлось, прежде всего, относительно большая степень государственного контроля в России, меньший вес олигархов в отечественной политике, отсутствие на Украине яркого национального лидера и т.д.


Рис. 13. Ответы экспертов на вопрос «Отличается или не отличается олигархический политический режим на Украине и политический режим в России?».

Два из трех экспертов утверждают, что текущее политическое и экономическое положение России таково, что иначе как кризисом назвать его нельзя. Это явно резонирует с позитивно-успокоительной информацией, транслируемой СМИ, и анонсируемой ведущими политическими деятелями.


Рис. 14. Ответы экспертов на вопрос «Как Вы считаете, можно или нельзя утверждать, что сегодняшнее политическое и экономическое положение России является кризисом?».

Те эксперты, которые считают, что страна ввергнута в кризис, отвечали на вопрос о причинах этой ситуации. Большинство уверено, что Украинский конфликт и конфронтация с Западом не являются истиной причиной текущих российских проблем. Ключевым фактором нужно считать неверную политику властей и, как следствие, деформацию экономической и финансовой системы страны. Показательный кризис 2008-2009 года, хотя и дал возможность выявить очевидные недостатки в проводимой политике, но не послужил стимулом к началу изменений в сторону суверенности отечественной экономики.


Рис. 15. Доля респондентов, согласных с приведенными суждениями.

Анкета экспертного опроса содержала блок вопросов, предполагающих количественную оценку. Оценка производилась по шкале от 1 до 10, в которой уровень «1» означает совершенно неправильное решение, а уровень  «10» – абсолютно правильное. Эксперты оценивали, насколько правильны те или иные решения России относительно Украины.


Рис. 16. Россия в ноябре 2013 года «посоветовала» Януковичу отказаться от Ассоциации Украины с ЕС.


Рис. 17. Россия «посоветовала» Януковичу не применять силу против переворота и захвата власти на Майдане.


Рис. 18. Россия присоединила Крым.


Рис. 19. Россия юридически нарушила принцип международного права (территориальная целостность государства) и присоединила Крым [7].


Рис. 20. Россия квалифицировала Украину как фашистское государство.


Рис. 21. Россия, спустя несколько месяцев, в своей официальной риторике отказалась от квалификации Украины в качестве фашистского государства.


Рис. 22. Россия, признав ранее Украину фашистским государством, сохраняет с ней торговые отношения и называет Киевские власти партнерами.


Рис. 23. Россия в феврале 2014 охарактеризовала киевские власти как самозванцев, хунту, нацистов, фашистов.


Рис. 24. Россия, спустя несколько месяцев, ту же самую власть в Киеве больше не называет самозванцами, хунтой, нацистами, фашистами, а называет партнерами.


Рис. 25. Россия угрожала ввести войска на Украину (с разрешения Совета Федерации).


Рис. 26. Разрешение Совета Федерации на введение войск на Украину было отозвано.


Рис. 27. Россия делает вид, что не причастна к конфликту на юго-востоке Украины (что не является стороной конфликта).


Рис. 28. Россия разными способами помогает ополчению на Востоке Украины.


Рис. 29. Россия настояла на Минском перемирии.


Рис. 30. Россия настояла на снятии с должностей Болотова, Бородая, Стрелкова.


Рис. 31. Россия выработала и сама ввела ответные санкции по отношению к Западу.


Рис. 32. Россия не признала итоги референдума в Луганской и Донецкой областях.


Рис. 33. Россия не вводит решительных санкций (например, прекращение поставок газа) против Киевского режима (в то время как он перекрыл воду Крыму).


Рис. 34. Россия в официальной риторике выступает за целостность Украины.


Рис. 35. Россия выступает за мирное урегулирование конфликта в условиях вооруженной борьбы ополченцев за свою государственность.


Рис. 36. Россия официально не признает за субъект международных отношений власти ДНР и ЛНР.


Рис. 37. Россия форсирует экономически невыгодные долгосрочные газовые контракты с Китаем.


Рис. 38. Россия официально выборы власти в  ДНР и ЛНР не признала, но заявила о том, что «уважает» их.

Усредненная оценка степени верности решений, принимаемых российскими властями относительно Украины и Запада, составила шесть баллов по десятибалльной шкале, что, в принципе, нельзя назвать низким показателем. Было посчитано среднее количество баллов, характеризующих степень верности решений, по каждому из предложенных на рассмотрение экспертов пунктов. Оказалось, что политика в отношении Украины и Запада не имеет, согласно экспертной оценке, постоянного вектора. Степень ее правильности носит маятникообразный  характер и постоянно варьируется, «скачки» хорошо видны на графике (рис. 39).


Рис. 39. Верность решений, принимаемых российскими властями относительно Украины и Запада (23 решения).

Одной из возможных причин такого скачкообразного характера степени верности международной политики России в отношении Украины является отсутствие стратегии целеполагания и позиционирования страны на постсоветском пространстве и на мировой арене. Решая текущие проблемы власть, лишившаяся в результате принятой в 1993 году Конституции права предлагать народу государственную идеологию и, фактически, действовать в русле национальных интересов, оказалась ограничена либеральными установками, в том числе и в сфере международной политики. Отсутствие ясной стратегии России по отношению к Украине и по стабилизации локализованного там конфликта отмечают и эксперты.


Рис. 40. Ответы экспертов на вопрос «Есть ли у России долгосрочная стратегия относительно Украины?».

Четверть экспертов указали, что стратегия относительно Украины у нашей страны существует, и конкретизировали свою точку зрения. Однако они не столько характеризовали стратегию, сколько указали на ее существенные недостатки – непоследовательность, неоправданную антиукраинскую пропаганду, влияние на политический курс олигархов, нерешительность критики фашизации Украины, слабое использование «мягкой силы» и т.д.

Характеризуя всю совокупность действий России в рамках проводимой в отношении Украины политики, почти половина экспертов утверждает, что в целом курс верен. Они обосновывают они свою позицию следующим: Россия вспомнила о собственных геополитических интересах, не дала втянуть себя в открытую войну, пытается обеспечивать свою национальную безопасность, ломает представление о вседозволенности отдельных политических субъектов, помогает русскому населению Украины и т.д.

Респонденты, не одобряющие проводимую политику, объясняют эту точку зрения тем, что курс не имеет стратегического характера, он прагматичен и непоследователен. Кроме того критикуется нерешительность мер, направленных против «нацистской верхушки» Украины, отсутствие работоспособных решений по экономическому воздействию на Украину, многолетнее пренебрежение интересами русских людей за рубежом.


Рис. 41. Ответы экспертов на вопрос «Правилен ли в целом курс России относительно Украины?».

Выводы:

Показателен лозунг, выдвинутый одним из экспертов, который очень хорошо иллюстрирует текущее положение России, и ее роль на международной арене – «Спасите мир или погибните». По мнению экспертов, ситуация очень сложная, но, несмотря ни на что, именно в данный момент сложился шанс на реализацию перемен жизнеустройства страны. Однако вероятность использования полученного шанса невелика, так как политическое сопротивление этому со стороны олигархата и либерального лобби является огромным.

Эксперты характеризуют текущую ситуацию в России как кризисную. Кризис политического и экономического характера в ближайшее время будет развиваться, и предпосылок к его купированию пока нет. Конфронтация между Россией и западными странами будет нарастать, а возврат к докризисному формату отношений в ближайшей перспективе практически не возможен.

Санкции, введенные западными странами против России, наносят значительный ущерб экономике, но истинной причиной всей сложности положения являются не столько экономические ограничения, спровоцированные Западом, сколько проводимая на протяжении длительного времени экономическая политика неолиберальной команды, подорвавшая суверенитет страны. Возросшая сырьевая зависимость российского бюджета, эмиссионная политика Центробанка, привязывающая национальную валюту к цене на нефть, низкий уровень государственного инвестирования, демонетизация экономики привела к деформации не только экономической и финансовой системы, но и к торможению развития страны по всем ключевым направлениям.

Оценки экспертов указывают на довольно значимую востребованность радикальных мер в отношении Запада и Украины, фактически демонстрируя поддержку сильной империалистической политики. Можно сделать вывод о том, что запрос на силовые действия со стороны государства будет поддерживаться в обществе.

Политика России в отношении Украины характеризуется непоследовательностью. Основная причина заключается в отсутствии долгосрочной стратегии в отношениях, как со странами постсоветского пространства, так и с западными государствами. Очевидно, что монетаристский подход не способствует успеху во внешней политике, а игнорирование культурных оснований интеграции исторически и географически близких народов приводит к проблемам во взаимодействии бывших советских республик. В действительно критических условиях, в какие и поставлена в данный момент страна, любой просчет может иметь колоссальные последствия и свести к нулю все ранее предпринятые усилия по нормализации ситуации.



[1] Подать заявку на вступление в сообщество можно на сайте www.rusrand.ru

[2] Левада – центр. Опрос проведен 24 – 27  октября 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. См.: http://www.levada.ru/11-11-2014/kontrsanktsii-problemy-i-posledstviya

[3] Приводятся только те предложения экспертов, которые встречались в ответах чаще других.

[4] Опрос проводился в сорока четырех странах мира в период с 17 марта по 5 июня 2014 года американской исследовательской компанией Pew Research Center. Опрошено 48643 человека с помощью телефонных и личных интервью. Страны СНГ в опросе не участвовали. Подробнее см.: http://rusrand.ru/forecast/otnoshenie-k-rossii-v-mire

[5] При анализе ответов на вопрос о том, нарушила ли Россия принцип международного права, следует учитывать, что оценка затрудняется в силу объективных противоречий. По сути, сталкиваются два подхода: правовой и ценностный. В условиях фактически холодной войны оценка «по справедливости» начинает преобладать над оценкой «по закону», в борьбе между компетентностным подходом и эмоциональными переживаниями – последние.

[6] Опрос проведен Аналитическим центром Юрия Левады 14 – 17  ноября 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. См.: http://www.levada.ru/21-11-2014/konflikt-rossii-i-zapadnykh-stran-vokrug-ukrainy

[7] Вопрос задавался только тем экспертам, которые считают, что Россия, присоединив Крым, нарушила нормы международного права.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1839
8186
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика