Конституция РФ по показателям социальной справедливости: защита слабых, устранение неравенства

Конституция РФ по показателям социальной справедливости: защита слабых, устранение неравенства

РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВО О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Как неоднократно указывалось традиционно принято считать, что социальная справедливость исчерпывается перераспределением благ в пользу слабых и достигается при определенном регулировании сферы социально-экономических прав человека. Однако справедливость, социальная справедливость в понимании, которое лежит в основе данной монографии, проявляется практически во всех сферах деятельности государства и нельзя ограничиваться рассмотрением лишь социальной сферы.

Справедливость как правовой принцип лежит в основе всех отраслей права, как публичного, так и частного. Социальная справедливость тесно связана с реализацией социально-экономических прав (труд, пенсии, социальное обслуживание, образование, медицина, доступ к культурным ценностям), с социальной функцией частной собственности.

Анализ конституций стран мира позволяет выделить основные позиции, по которым определяется социальная справедливость. Это приоритет расходов бюджета на социальные нужды (перераспределение доходов бюджета в пользу социально слабых), регулирование труда и справедливая его оплата, обязывающий характер частной собственности, допустимость законных забастовок, роль профсоюзов, государственное пенсионное обеспечение, государственное образование (бесплатное в определенной части), бесплатное медицинское обслуживание, социальная защита незащищенных слоев населения (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей, безработных и других). По существу, названные показатели характеризуют государство как социальное, а значит, стремящееся к социальной справедливости.

Например, согласно Конституции Польши 1997 года Польша — «государство, осуществляющее принципы социальной справедливости».

Слово «справедливость» упоминается в Конституции РФ один раз, в преамбуле в следующем контексте: народ России, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», принимает Конституцию РФ. По общему правилу, преамбула не нормативна, однако Конституционный Суд РФ использует положения преамбулы к Конституции РФ как основные принципы, на которых базируется Конституция. В этом смысле справедливость можно рассматривать как основу Конституции.

Согласно статье 7 Конституции РФ Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В отличие от многих других конституций, российская Конституция дает своеобразное определение социального государства, а именно, не через его признаки, а через целеполагание. При этом социальная справедливость не только не называется в Конституции РФ в качестве признака или цели социального государства, но вовсе не упоминается в тексте. Как она может достигаться — в Конституции даже не упоминается.

Важными целями в контексте стремления к социальному государству являются достойная жизнь и свободное развитие человека. Оба эти понятия никак не объясняются действующей Конституцией РФ. Какую жизнь можно считать достойной? Можно провести параллель соизмерения уровня и качества жизни с достоинством личности, государственная охрана которого зафиксирована статьей 21 Конституции РФ. В этой статье право на охрану достоинства личности связано с запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, запретом насильственных медицинских, научных или иных опытов. А что касается нищеты? Отсутствия уверенности в будущем? Не говорится ничего.

Часть 2 статьи 7 Конституции РФ разъясняет, какими именно способами государство намерено проявлять свой социальный характер. Называются такие меры, как охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для всех указанных мер важно существование критериев для определения того, позволяют ли эти меры обеспечить человеку достойную жизнь или не позволяют. Если такие критерии не закреплены на уровне неких социальных стандартов, то оценки эффективности принимаемых государством мер могут быть спорными.

Например, можно ли считать, что установление гарантированного минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) обеспечит достойную жизнь, если размер МРОТа с 1 июля 2016 года — 7500 рублей [234], а прожиточный минимум в целом по РФ за III квартал 2016 года для трудоспособного населения — 10678 рублей [235]? Если формально установление МРОТа отвечает требованиям социального государства, то к социальной справедливости такой вариант реализации института МРОТа очевидно не приводит. Если рассматривать справедливость, как соответствие воздаваемого ожидаемому, то при прожиточном минимуме в 10678 рублей справедливо ожидать минимальную зарплату не меньше этой суммы или даже больше (при наличии у гражданина иждивенцев). Таким образом, существующая практика может рассматриваться как несправедливая.


АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РФ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА В ПОЛЬЗУ СОЦИАЛЬНО СЛАБЫХ

Конституция РФ не содержит принципа, в соответствии с которым доходы государственного бюджета должны перераспределяться в пользу социально слабых. Есть отдельные случаи, когда средства федерального или регионального бюджета направляются на социально значимые задачи. Однако в целом в Конституции РФ не ставится вопрос о государственном регулировании перераспределения экономических благ и покрытии за этот счет социальных расходов государства.

В части 1 статьи 41 Конституции РФ есть только один случай финансирования социально значимого института за счет бюджета: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Но именно эта формулировка за два с половиной десятилетия действия Конституции РФ позволила уйти от полностью бесплатной государственной медицины в сторону сокращения объема бесплатных медицинских услуг, снижения их качества, усложнения процедур бесплатного обслуживания в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и, таким образом, навязываемой платной медицины. Это контрсоциальная практика.

В других случаях, когда государство обещает что-то бесплатно, в Конституции РФ прямо не указано, из какого бюджета (федерального или регионального) в итоге происходит оплата. Например, в Конституции РФ указано, что малоимущим и иным нуждающимся в жилье гражданам жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40). Реализация этого права на бесплатное жилье ограничена множеством условий, очередь на получение бесплатного жилья растягивается на десятки лет (за которые основания для получения жилья могут отпасть).

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в некоторых случаях даже бесплатно. Статья 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» называет среди принципов оказания такой помощи социальную справедливость и социальную ориентированность. Не будет преувеличением сказать, что это единственный закон, в котором социальная справедливость возведена в принцип.

Статья 20 Закона содержит перечень категорий граждан, на которых распространяется действие Закона.

Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, также есть в Законе. Указанный в Законе перечень лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь, не содержит исключений и предполагает, что социальная справедливость в контексте правовой помощи осуществляется только в отношении названных лиц. Если же предположить, что люди, чей доход немногим превышает прожиточный минимум, не имеют права на бесплатную юридическую помощь, но и не имеют средств для оплаты услуг юристов, то такая социальная справедливость, порождаемая Законом, довольно сомнительна.

Каким образом в Конституции РФ могло бы быть отражено перераспределение благ в пользу социально слабых? В конституции могла быть предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения. Например, в статье 53 Конституции Италии 1947 года закреплены следующие положения: «Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями. Налоговая система строится на началах прогрессивности». Статья 24 Конституции Лихтенштейна 1921 года гласит, что «государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум, необходимый для существования, и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы».

Прогрессивное налогообложение не противоречит российской Конституции: в период ее действия уже существовала прогрессивная шкала налогов до 2000 года.

Также в конституции могли бы предусматриваться накопительные фонды общественного потребления, средства из которых могли бы направляться на социальные нужды.


ВЫРАВНИВАНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, УРОВНЯ ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП И ИНДИВИДОВ

Это является одним из важнейших направлений деятельности социального государства.

Слова «выравнивание» нет в Конституции РФ, как, впрочем, и в основных законах многих других государств, но российское законодательство предусматривает это, например, по отношению к территориальным публичным коллективам (субвенции и дотации субъектам РФ и муниципальным образованиям). Такие положения в отношении субъектов Федерации можно найти, например, в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ и в бюджетном законодательстве. Однако выравнивание в отношении публично-правовых субъектов и в отношении социальных групп или индивидов — это не одно и то же. Такое выравнивание могло бы осуществляться с помощью прогрессивной шкалы налогообложения, уменьшения разрыва между реальными доходами самых бедных и самых богатых граждан. Такой практики и таких законодательных требований в России нет.


СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Положение о социально ориентированной экономике встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях.

Социальная ориентация экономики предполагает государственное прогнозирование и планирование. Такие нормы есть в конституциях Индии, Испании, Италии, Португалии и др. В российской Конституции о планировании не говорится, хотя Россия, как часть СССР, была первой страной, где вводились перспективные государственные планы.


ПРИМЕЧАНИЯ

[234] Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ.

[235] Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 No 1275 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г.»


Из главы 5 «Действующая российская конституция и право и социальная справедливость» коллективной монографии «Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту)».

#ПрограммаСулакшина


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Конституция РФ по показателям социальной справедливости: труд, профсоюзы, допустимость законных забастовок

Нас освободили, чтобы ограбить

Кто сосет и из какого сосуда?

Богатые и бедные: вечный фактор социального напряжения

Портрет статистического бедного

Говорят, что Путин победил бедность

Куда уходят деньги?

На дне. Не по Горькому

Россия погружается в бедность (I , II)

Законопроект по борьбе с бедностью

Так проблему бедности не решить: от повышения МРОТ проиграли обычные россияне

РФ: унижение многодетной матери

Бедность в России: не 20, а 70 миллионов россиян

Для красивой жизни нам не хватало всего лишь нескольких президентских указов

Грозит ли рост бедности социальными беспорядками?

Социально-экономическое неравенство: состояние и пути преодоления

Рост социального расслоения в современной России как вызов и Партия нового типа как ответ



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4702
15594
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика