Лесная лихорадка путинской России

Лесная лихорадка путинской России

Решить, что леса не горели и не вырубались во времена СССР, это пойти против истины. Всё было, только на фоне лесных пожаров и лесозаготовок (в том числе нелегальных), государство обеспечивало воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также работу научных и образовательных учреждений по подготовке специалистов соответствующего профиля. В путинской России может уже в ближайшие месяцы прекратить самостоятельное существование старейший и крупнейший лесной ВУЗ России — Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова.

Буквально сегодня, 17 сентября 2019 года, может быть принято предварительное решение о ликвидации этого университета и преобразовании его в подразделение Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (бывшего Ленинградского текстильного института). По такой же схеме это было сделано с Московским государственным университетом леса при его присоединении к Московскому государственному техническому университету им.  Н. Э. Баумана.

Насколько известно, основным сторонником и лоббистом этого присоединения (СПбГЛТУ к СПбГУПТД) является нынешний ректор СПбГЛТУ Ю. И. Беленький, и он уже заручился поддержкой многих влиятельных функционеров университета. Мотивы основных действующих лиц этой истории более или менее очевидны. Ректор СПбГЛТУ Ю. И. Беленький, если все останется как есть, может уже в ближайшем времени потерять свой высокий пост из-за скандала с докторской диссертацией и проблем в университете — а ему это, видимо, совсем не хочется. Ректор СПбГУПТД А. В. Демидов — крупный чиновник в системе российского высшего образования, вице-президент Российского союза ректоров и председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области — ему точно не помешает существенное укрупнение своего университета для дальнейшего карьерного роста.

В июле 2019 года ректор Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета обратился к студентам, абитуриентам и коллективу университета с просьбой не верить никаким слухам о вузе и его реорганизации. Но это обращение наоборот только подогрело интерес общественности и заинтересованных лиц и  вскрыло вызревающий нарыв.

В системе государственного образования современной России сложилась традиция: все реорганизации, слияния и разделения проводятся по воле государственных чиновников как результат интриг, да и просто необходимости изобразить бурную деятельность. А тут какой-то лес… Зачем ему специалисты, он ведь и так растёт? Тем более на фоне катастроф с лесными пожарами в России официальная пропаганда рапортует об увеличении  штата лесных инспекторов для борьбы с незаконной вырубкой, пожарами и экологическими нарушениями. В правительстве решили даже наблюдать за лесом из космоса. Впрочем, ситуацию это вряд ли поправит, разве что увеличит коррупционную составляющую в отрасли. Рассудим сами, взяв для примера завод или шахту, в которых катастрофически падают объемы производства. Можно поставить дополнительных охранников, назначить массу инспекторов трудового распорядка, только эти меры не повлияют на состояние дел, если нет главного — производства.

О каком воспроизводстве леса можно говорить, если количество лесничеств сократилось в пять раз, а лесников в 50 раз. После вступления в силу в 2006 нового Лесного Кодекса, началось разрушение данной сферы. Полномочия по управлению лесами вместе с управляющими структурами были переданы в регионы. С их-то скудными дефицитами бюджетов и региональной коррупцией.

После этого началось сворачивание деятельности структур ФГУ «Авиалесоохрана». Началась кадровая чехарда — разрушение костяка системы управления лесным хозяйством, с замещением профессионалов с профильным образованием и соответствующим опытом работы удобными и на все согласными дилетантами. Последовавший за ликвидацией старого Рослесхоза и Госкомэкологии РФ период управленческого хаоса нанес и лесному хозяйству, и охране природы такой урон, последствия которого не удается ликвидировать до сих пор, и вряд ли удастся ликвидировать в обозримом будущем.

Вообще уже в ходе разработки нового Лесного кодекса первоначально планировалось введение частной собственности на леса, с исключением возможности приватизации лишь некоторых категорий земель. Документ путинские чиновники готовили под конкретику — массовую приватизацию «лёгких планеты», и лишь в результате мощного народного возмущения власть была вынуждена отступить.

Тем не менее, Кодекс вышел в свет в некоем гибридном варианте. Разные идеи и замыслы обращения с лесами России нашли своё отображение в финальном документе, плохо стыкуясь между собой. Как следствие — несовершенные законы стали служить не народу и не лесам, а частным лицам, имена которых кроются за таинственной аббревиатурой «неустановленные».

Новый лесной кодекс переложил заботу о 800 миллионах гектаров леса страны на регионы к вящей выгоде горстки лесобумажных олигархов. Упразднив ряд федеральных служб, этот кодекс стал причиной увольнения 70 тыс. лесников, которые играли немаловажную роль в предотвращении и устранении кризисных ситуаций. Площадь лесных массивов сокращается пугающими темпами.

По данным Рослесхоза, в прошлом году «черные дровосеки» вырубили около 1 млн 694 тысяч кубов леса. Руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко констатирует, что стремительнее всего дикие леса сокращаются в России. Хотя ещё семь лет назад в статье «Путин и лесное хозяйство — хроника уничтожения» он предупреждал о грядущей катастрофе — о том, что ждет леса и лесное хозяйство России в течение третьего президентского срока В. В. Путина?

«Ситуация в лесном секторе России в ближайшие годы неизбежно будет усугубляться в связи с природными бедствиями (масштаб и последствия которых во многом предопределяются неспособностью органов лесоуправления реагировать на них на ранних этапах), а также проблемами общеэкономического характера, не специфическими для лесного сектора. В частности, большое влияние на развитие лесного сектора будут оказывать катастрофические лесные пожары и гибель лесов в результате вспышек численности вредителей и болезней. Пожары и гибель лесов, в сочетании с прогрессирующим истощением лесных ресурсов в связи с нерациональным лесопользованием, уже в ближайшие годы могут оставить многие крупные предприятия лесного сектора без достаточного обеспечения сырьем», — писал Ярошенко.

И ситуация усугубляется. Причём в Кремле об этом прекрасно знают. Пару лет назад Генпрокуратура получила сведения, что в федеральном кадастре имеются сведения только по 30% лесных насаждений. А не попавшие в реестр угодья — это как раз и есть тот самый неучтённый золотой фонд для всевозможных «Неустановленных лиц», распродающих и уничтожающих богатства России.

Это парадоксально, но лесное хозяйство России в от­личие от большинства «лесных дер­жав» мира убыточно. Лесной доход федерального бюджета обе­спечивает покрытие около 60 процен­тов затрат федерального бюджета, направляемых сегодня на лесное хозяйство. Эти цифры в полной мере характеризуют результаты работы в условиях нового Лесно­го кодекса 2006 года и свидетельствуют о тотальном грабеже страны. А какая основная причина масштабного распространения пожаров в Сибири? Вовсе не изменение климата, как пытаются убедить россиян некоторые официальные товарищи. Как утверждает замначальника центра «Антистихия» МЧС России Сергей Абанин, это недостаточные меры для тушения очагов возгораний. Если конкретней, то в регионы Сибири доводились прогнозы МЧС, Росгидромета и Рослесхоза о повышенной пожарной опасности, однако там не приняли достаточных мер по ликвидации очагов возгораний.

Кто бы мог выполнить всю эту работу — воссоздать федеральный реестр лесов, возобновить работу по воспроизводству леса, упредить пожары и обеспечить выполнение мероприятий по их локализации? Безусловно — профессионалы. Именно они могли бы работать на упреждение негативных последствий путинских реформ в лесной сфере.

Да, лесные специалисты (лесоводы, деревообработчики, лесохимики) нынешним «хозяевам» не нужны. Кругляк гнать за границу и без них смогут. Тут лесоводы-профессионалы только мешают «делу». Но кроме власти и олигархов в стране ещё есть общество, которое, получая достоверную информацию от специалистов, прогнозы и рекомендации могло бы оперативно и мощно реагировать. Всеми доступными способами, которые только предусмотрены конституцией.

Либо включилось бы в борьбы за новую конституцию Центра Сулакшина, в которой чётко обозначено:

Статья 120. Принадлежность и использование природных ресурсов

Земля, ее недра, воды, леса и иные природные ресурсы в пределах территории России являются достоянием Народа России и используются в общественно значимых целях.

Статья 121. Рачительное использование природных ресурсов

1. Государство осуществляет научно обоснованное, рациональное и рачительное использование земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохраняет в чистоте воздушное пространство и водные ресурсы, обеспечивает воспроизводство природных богатств и улучшение окружающей человека среды, сохраняет генетическое разнообразие растительного и животного мира и минимизирует ущерб от хозяйственной деятельности человека в интересах нынешнего и будущих поколений.

2. Юридические лица обязаны рачительно и рационально использовать природные ресурсы. Государство поощряет развитие ресурсосберегающих и не загрязняющих окружающую среду технологий.

3. Физические и юридические лица несут ответственность за несоблюдение экологических требований и требований рачительного и рационального использования природных ресурсов в соответствии с законодательством России.

4. В целях рачительного и рационального использования природных ресурсов федеральным законом могут быть наложены обременения на частную собственность в виде требований по использованию наиболее экономичных и не загрязняющих окружающую среду технологий, по сбережению природных ресурсов.

Статья 122. Охрана окружающей среды

1. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую ему максимальный уровень физического здоровья и психологического комфорта, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологи ческим правонарушением.

2. Государство обеспечивает экологическую безопасность и охрану окружающей среды на всей территории России. Информация о состоянии окружающей среды предоставляется государственными органами и должностными лицами гражданам, их объединениям и юридическим лицам бесплатно по их запросу.

3. При соблюдении условий и в порядке, установленном законодательством России, граждане и их объединения, юридические лица вправе участвовать в ыработке, принятии, реализации, мониторинге и контроле оказывающих влияние на окружающую среду решений государственных органов и их должностных лиц. Государственные органы и их должностные лица обязаны привлекать граждан и их объединения, юридических лиц к выработке, принятию, реализации, мониторингу и контролю оказывающих влияние на окружающую среду решений.

4. Право граждан и их объединений, групп интересов, некоммерческих юридических лиц на проведение референдума или публичного слушания по вопросам охраны окружающей среды и на осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды гарантируется федеральным законом.

Статья 123. Мировая ответственность России за природные ресурсы

1. Россия осознает мировое значение принадлежащих ей природных ресурсов: земли, недр, воды, воздуха, растительного и животного мира.

2. Россия ожидает от соседних и иных иностранных государств ответственного подхода к использованию общих природных ресурсов. Государство вправе в соответствии с нормами международного права требовать компенсации в случае нанесения ущерба природным ресурсам России другими государствами.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союза народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1283
3615
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика