Основные проблемы современной России

Основные проблемы современной России

В декабре 2013 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Целью исследования является выработка коллективного решения относительно наиболее острых проблем, препятствующих развитию России.

Перед научным сообществом стоял актуальный вызов – выявление наиболее критических  проблем, препятствующих развитию России. Методологический подход основывался на том, что формирование проблемной повестки страны должно строиться по следующему алгоритму: выявление законных и общественно приемлемых ценностных критериев – на их основании оценка процессов, происходящих в стране – выявление проблем страны, «торпедирующих» эти ценности, и преодоление которых требует решения конкретных задач, главным образом  на уровне государственной политики и государственного управления.

Использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки было опрошено 196 экспертов Российского Экспертного Сообщества.

Экспертная оценка как один из методов получения информации используется в разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа – уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку событий, социальных явлений; рекомендации по решению проблем, предложения по улучшению, исправлению проблемных ситуаций.

Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:

1. эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;

2. эксперт обладает научной логикой и способностью к анализу причинно-следственных связей;

3. непосредственная деятельность эксперта в  предметной области исследования.

Привлечение профессионалов – экспертов Российского Экспертного Сообщества для решения сложных специализированных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать прогнозы с минимальной вероятностью ошибки.

Характеристика респондентов

Состав экспертов, отвечавших на вопросы анкеты: 22,8% докторов наук, 54,2% кандидатов наук, 33% – без ученой степени. Ученое звание доцента имеют 13,9%, профессора – 15,3%, всего с ученым званием экспертов 29,2%. Мужчин – 80,1%, женщин – 19,9%. Территориальный охват – 27 регионов России.

Результаты исследования

Наиболее важными ценностями для современной России эксперты считают социальную справедливость; единство, безопасность, устойчивость и благополучие страны; нравственность. Далее по значимости следуют суверенитет, государственная идеология и культурно-цивилизационная идентичность. Либеральные ценности – частную собственность, минимизацию участия государства в делах страны, ренту – отмечают как значимые меньшинство респондентов. Например, на ценность труда указывает 31% опрошенных, ренты – 4%; значение принципа «государство отвечает за все конечные результаты развития в стране» подчеркивают 26% экспертов, минимизации участия государства в делах страны – 4%. См. рис.1.

1.  социальная справедливость

2.  Родина – единое государство Россия, его безопасность, устойчивость и благополучие

3.  нравственность

4.  суверенитет страны

5.  наличие единой государственной идеологии, как собрания ценностей (при свободе конкуренции законных идеологий)

6.  культурная и цивилизационная идентичность страны

7.  труд

8.  русский цивилизационный и этнический фактор, как доминантная скрепа России в целом

9.  принцип: государство отвечает за все конечные результаты развития в стране, независимо от того кто конкретно управляет этим развитием (само государство или негосударственные субъекты)

10.  права и свободы индивидуума

11.  другое (что именно)

12.  открытость и включенность страны в мировые дела

13.  частная собственность и возможность личного обогащения

14.  минимизация участия государства в делах страны вплоть до ограничения только вопросами безопасности и услуг населению

15.  рента (на капитал, финансы, природные ресурсы, административный, политический, силовой потенциал)


Рис.1. Какие ценности, формирующие цели развития России, наиболее важны?

Существует ряд факторов, существенным образом сдерживающих позитивное развитие страны и препятствующих достижению желаемых целей развития. По мнению экспертов, к первой, наиболее значимой группе, можно отнести характеристики власти – безответственность, клановость коррумпированность. Во второй группе преобладают причины, связанные непосредственно с особенностью сложившейся системы управления – ее неэффективность в целом, неверные социально-экономические управленческие решения, отсутствие системы влияния общества на власть, монополизация власти. Материальный фактор рассматривается как наименее важный, как и особенности ментальности российского народа. См. рис.2.

1.  власть не несет никакой ответственности в случае недостижения целей, то есть за результаты своего управления

2.  кланово-лоббистский характер современной российской власти

3.  коррумпированность государственных служащих

4.  неэффективность системы государственного управления

5.  неправильные социально-экономические управленческие решения

6.  непрофессионализм государственных служащих

7.  отсутствие эффективной политической системы влияния общества на власть

8.  монополизация и несменяемость власти

9.  «пятая колонна», иностранные агенты в обществе и государственных институтах

10.  власть преследует теневые цели

11.  власть (часть власти) преследует цели иных государств

12.  пассивность населения

13.  власть не устанавливает цели развития стран

14.  страна не обладает полнотой суверенитета

15.  неудачная конституция страны

16.  действия внешних недоброжелательных к России сил

17.  другое

18.  неудачные руководители страны

19.  менталитет российского народа

20.  недостаток материальных средств в бюджете государства

21.  ничего не препятствует, цели на самом деле постепенно достигаются


Рис.2. Что более всего препятствует достижению желаемых целей развития России?

Эксперты делились своим видением динамики изменений, наблюдающихся в важнейших областях жизнедеятельности государства и общества, оценивали текущее их состояние и делали прогноз на будущее. Оказалось, что за последние 10 лет тенденция к ухудшению наблюдается почти во всех сферах – во внутриполитической, региональной, социальной, гуманитарной и экономической. Причем в двух последних сферах, как утверждает почти треть респондентов, проблемы резко обострились. В гуманитарной сфере фиксируется самая сложная ситуация, на что указывает наименьшее число положительных оценок экспертов. Единственной областью, где, по мнению экспертов, наметились улучшения, является внешнеполитическая деятельность России. См. рис.3.


Рис.3. Как изменилась ситуация в перечисленных областях жизнедеятельности общества и государства за последние 10 лет.

Оценка экспертами современной ситуации корреспондирует с предыдущими данными – больше половины респондентов рассматривает ситуацию в предложенных сферах как неудовлетворительную. Исключение опять составила внешнеполитическая деятельность России, которая получила удовлетворительную оценку. См. рис.4.


Рис. 4. Оценка экспертами сегодняшней ситуации в перечисленных сферах.

Прогнозы, сделанные экспертами на ближайшие пять лет, оказались крайне неблагоприятными. В случае сохранения политики, проводимой Правительством РФ на сегодняшний день, заметно ухудшится положение России по следующим направлениям: внутриполитическому, региональному, социальному, гуманитарному и экономическому. Внешнеполитическая ситуация не изменится или даже немного улучшится. См. рис.5.


Рис.5. Как изменится положение России в различных сферах в течение 5 лет в случае сохранения политики, проводимой Правительством РФ на сегодняшний день?

В каждой из выделенных шести сфер жизнедеятельности государства и общества существует масса проблем, требующих подключения активных управленческих ресурсов. Перед экспертами была поставлена задача выделить наиболее острые проблемы, существующие на сегодняшний день; указать направления работы, требующие значительных финансовых вложений; а также наиболее важные области с точки зрения перспектив развития России.

Во внешнеполитической сфере:

  наиболее актуальна работа по возрождению научной, промышленной и кадровой базы обороноспособности страны; достижение экономической самодостаточности и отход от модели сырьевой экономики;

  финансовые вложения в первую очередь необходимы в наращивание обороноспособности и экономической независимости;

  перспективы развития связаны с решением вышеперечисленных вопросов и грамотным выстраиванием отношений со странами СНГ. (см. рис.6).


Рис.6. Внешнеполитические проблемы.

Во внутриполитической сфере:

  наиболее актуальна работа по повышению качества государственного управления; борьбы с коррупцией; формированию общих целей развития страны и решение проблемы внутренней миграции;

  финансовые вложения в первую очередь необходимы в борьбу с обезлюживанием территорий; реализацию национальных проектов и выработку целей развития;

  перспективы развития связаны с решением вышеперечисленных вопросов и сохранением целостности страны. (см. рис.7).


Рис.7. Внутриполитические проблемы.

В региональной сфере:

  наиболее актуальна работа по установлению бюджетной и налоговой федеративной справедливости по оси центр-регионы; нивелированию различий в условиях жизни в регионах; повышению транспортной связанности территорий;

  финансовые вложения в первую очередь необходимы в строительство дорожной сети; в сглаживание различий в условиях жизни и хозяйствования;

  перспективы развития связаны с решением вышеперечисленных вопросов и повышение качества федеральной государственной политики регионального развития (см. рис.8).


Рис.8. Региональные проблемы.

В социальной сфере:

  наиболее актуальна работа по развитию науки и образования; сохранению здоровья населения и развития здравоохранения; решению демографической проблемы и повышению уровня жизни населения;

  финансовые вложения требуются в развитие науки; образования и здравоохранения;

  перспективы развития связаны с преодолением демографического кризиса; развитием науки и образования (см. рис.9).


Рис.9. Социальные проблемы.

В гуманитарной сфере:

  наиболее важна работа по повышению уровня морали и нравственности населения; контролю идейно-духовного состояния общества; воспитанию патриотизма;

  финансовые вложения в формирование семейных установок; воспитание патриотизма и создание необходимого идейно-духовного климата;

  перспективы развития связаны с решением вышеперечисленных проблем (см. рис.10).


Рис.10. Гуманитарные проблемы.

В экономической сфере:

  более всего важна работа по развитию промышленности, агропрома и наукоемких технологий; борьбе с коррупцией и повышения уровня развития производительных сил;

  финансовые вложения в развитие наукоемких технологий; повышения уровня развития производительных сил и промышленности;

  перспективы развития связаны с решением вышеперечисленных проблем (см. рис.11).


Рис.11. Экономические проблемы.

Выводы:

При выявлении наиболее важных ценностей, формирующих цели развития России, обозначились две группы, имеющие разный вес. Первая, важность которой большинство экспертов решительно отвергло, содержит так называемые «либеральные ценности» - частную собственность, минимизацию участия государства в делах страны, ренту на капитал, финансы, природные ресурсы, административный, политический, силовой потенциал. Вторая группа включает в себя ценности противоположные – труд, принцип «государство отвечает за все конечные результаты развития в стране», наличие единой государственной идеологии. Значимость этой группы, по оценкам экспертов, превышает значимость совокупности либеральных ценностей в 6-8 раз.

Кроме того, явно обозначилась коренная причина, влекущая за собой проблемы в управлении страной в целом. Эксперты указывают на практическое отсутствие целей развития России. Будущее состояние государства и общества вытекает из степени и верности сегодняшнего осознания целей движения. При выработке управленческих решений обязательна ориентация на желаемый образ, в случае если цели размыты или неверны, последовательного позитивного развития страны достигнуть невозможно. Эксперты, отвечая на вопросы анкеты, подчеркивали проблему отсутствия целей или их неверной постановки. В первом случае основными причинами выступает безответственность чиновников, кланово-лоббистский характер власти, коррупция. Во втором – теневые влияния, «пятая колонна», предательство.

Как следствие – тенденции к ухудшению ситуации в социальной и гуманитарной сферах, в экономике, внутренней и региональной политике. Эксперты отметили укрепление позиций России лишь на внешнеполитической арене, произошедшее за последние 10 лет, а также достаточно стабильную ситуацию в этой сфере в текущий момент. Очевидно, что дальнейшее усугубление внутренних проблем страны, повлечет за собой постепенную утрату влияния во внешнеполитическом пространстве.

Прогнозы на ближайшие 5 лет крайне неблагоприятны и сводятся к следующему: в случае сохранения политики, проводимой Правительством РФ на сегодняшний день, будет наблюдаться заметное ухудшение ситуации практически во всех государственных и социальных сферах. Следовательно, с точки зрения национальных интересов страны, применяемые в государственном управлении либеральные технологии ошибочны, а основанные на них управленческие решения генерируют проблемы практически во всех областях жизнедеятельности государства и общества.

В результате анализа полученных в ходе исследования данных сформирована матрица важнейших, по мнению экспертов, направлений работы по возрождению и развитию России. См. табл.1.

Табл.1. Проблемная повестка России



Направления работы


сферы

на сегодняшний день наиболее острые направления, требующие безотлагательных решений

требуют крупных финансовых вложений со стороны государства

работа по этому направлению наиболее важна с точки зрения долгосрочных перспектив развития России

1. 

внешнеполитическая

-  возрождение научной, промышленной и кадровой базы обороноспособности страны;

-  достижение экономической самодостаточности;

-  отход от модели сырьевой экономики.

-  наращивание обороноспособности;

-  обретение экономической независимости.

-  возрождение научной, промышленной и кадровой базы обороноспособности страны;

-  достижение экономической самодостаточности;

-  отношения со странами СНГ.

2. 

внутриполитическая

-  повышение качества государственного управления;

-  борьба с коррупцией;

-  формирование общих целей развития страны;

-  решение проблемы неуправляемой внутренней миграции.

-  решение проблемы неуправляемой внутренней миграции;

-  реализация национальных проектов;

-  выработка общих целей развития страны.

-  выработка общих целей развития страны;

-  повышение качества государственного управления;

-  территориальная целостность, борьба с сепаратизмом.

3. 

региональная

-  установление бюджетной и налоговой федеративной справедливости по оси центр-регионы;

-  нивелирование различий в условиях жизни в регионах;

-  повышение транспортной связанности территорий.

-  строительство дорожной сети;

-  сглаживание различий в условиях жизни и хозяйствования.

-  повышение транспортной связанности территорий;

-  установление бюджетной и налоговой федеративной справедливости по оси центр-регионы;

-  нивелирование различий в условиях жизни в регионах;

-  повышение качества федеральной государственной политики регионального развития.

4. 

социальная

-  развитие науки и образования;

-  сохранение здоровья населения;

-  развитие здравоохранения;

-  решение демографической проблемы;

-  повышение уровня жизни населения.

-  развитие науки;

-  образования;

-  здравоохранения.

-  преодоление демографического кризиса; развитие науки;

-  образования.

5. 

гуманитарная

-  повышение уровня морали и нравственности населения;

-  контроль идейно-духовного состояния общества;

-  воспитание патриотизма.

-  формирование семейных установок;

-  воспитание патриотизма;

-  создание необходимого идейно-духовного климата.

-  создание необходимого идейно-духовного климата;

-  повышение уровня морали и нравственности населения;

-  формирование семейных установок.

6. 

экономическая

-  развитие промышленности, агропрома и наукоемких технологий;

-  борьба с коррупцией;

-  повышение уровня развития производительных сил.

-  развитие наукоемких технологий;

-  повышения уровня развития производительных сил и промышленности.

-  повышения уровня развития производительных сил и промышленности;

-  развитие наукоемких технологий;

-  развитие промышленности.


Эксперт Центра Хвыля-Олинтер Н.А.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2866
11769
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика