Украинский кризис, российские реалии и их динамика, и рекомендации среднему бизнесу

Украинский кризис, российские реалии и их динамика, и рекомендации среднему бизнесу

Доклад по итогам ситуационного анализа «Украинский кризис, российские реалии и их динамика, и рекомендации среднему бизнесу», подготовленный Центром научной политической мысли и идеологии.


I.  Постановка задачи ситуационного анализа.

1.  Установить факторы, определяющие развитие украинского кризиса и позволяющие прогнозировать сценарий развития ситуации для России.

2.  Сформировать и оценить вероятность наиболее вероятного сценария.

3.  Установить, как может влиять развитие кризиса на условия, значимые для ведения среднего бизнеса в России.

4.  Выработать рекомендации по части стратегий среднего бизнеса.


II. Методология анализа.

1.  Выявить политические акторы и факторы, определяющие развитие кризиса.

2.  Определить интересы акторов, мотивирующие их на наиболее вероятные конкретные действия, связанные с украинским кризисом.

3.  Определить в чем конкретно заключается активная воля и наиболее вероятные действия акторов, влияющих на развитие внутрироссийской ситуации.

4.  Каковы наиболее вероятные сценарии развития кризиса.

5.  Каковы наиболее значимые условия вопросы ведения бизнеса.

6.  Каковы наиболее вероятные сценарии изменения условий для ведения среднего бизнеса.

7.  Каковы вытекающие из анализа рекомендации для ведения среднего бизнеса в России.


III. Участники ситуационного анализа

Сотрудники Центра научной политической мысли и идеологии. В т.ч. д.э.н., д.полит.н., д.и.н., к.э.н., к.т.н., к.соц.н., к.ю.н. Привлеченные специалисты. Представители бизнеса.


IV.  Вводная информация

Страна находится в условиях нестабильности: экономических, финансовых, внешнеэкономических, внешнеполитических, политико-психологических. Нестабильность вызвана общим ходом деградации отраслевой структуры экономики, дисбалансом в финансовой системе, масштабным коррупционным административным вмешательством в дела рынка на основе корпоративного интереса определенной группы, включенной во власть, самоустранением от государственной регуляции рынка. На внутренние причины наложились внешнеполитические и внешнеэкономические. Эмбарго и санкции по товарам, финансам, банковским системам, технологиям. В текущий период эти факторы становятся преобладающими.

Ситанализ ставит конечной целью оценочные рекомендации стратегий бизнеса. Предназначен для социальной страты бизнеса с акцентом на малый и средний бизнес – бизнес, создающий рабочие места, являющийся ядром устойчивости социально-экономического устройства страны, формирующий средний класс.

Ключевой принцип анализа: «здесь и сейчас».


V. Факторы успешности бизнеса

Для оценки конечных рекомендаций необходим критерий. В качестве критерия определяются значимые условия, влияющие на успешность малого и среднего бизнеса. Они имеют следующий вид.

1.  Кредит.

2.  Спрос на продукцию:  государственный заказ, потребительский, внешнеэкономический (экспорт продукции).

3.  Явная и обязательная стратегия государства по направлениям (долговременная политика государства по отраслям, чтобы частник воспринимал государство как последовательного партнера, не меняющего свою стратегию).

4.  Стабильность макроэкономических показателей: налоги, курс рубля, инфляция.

5.  Тарифы естественных монополий (железнодорожный тариф, электроэнергия, газовые, связь).

6.  Традиционные внешнеэкономические поставки (технологии, комплектующие).

7.  Государственный протекционизм.

8.  Защита собственности.

Обычно выдвигаемые как значимый фактор административные барьеры в условиях развивающегося кризиса признаны неосновными.


VI. Свод существенных обстоятельств

В таблице 1 сведены основные перечисленные обстоятельства ситуационного анализа.


Таблица 1. Существенные обстоятельства ситуационного анализа

Акторы

Интересы  (цели)

Активная воля, действия актора

ЕС

1. Вернуть Россию в Западный мир.

2. Сырьевая Россия.

3. Россия – рынок сбыта готовой продукции.

1. Санкции (структурная модификация России, сохранение ее как сырьевого поставщика)

2. Политическое укрепление Киева

3. Политическая изоляция России

4. Поддержка 5-ой колоны в России

5. Миротворчество на Украине

США

1. Снижение геополитической мощи России (в пределе контролируемый распад), истощение через изоляцию

2. Расширение НАТО

3. Доминирование в Европе и раскол Европа-Россия

4. Сырьевая Россия

5. Россия – рынок сбыта готовой продукции.

6. Вернуть Россию на сателлитные позиции в Западный мир

1. Санкции

2. Укрепление Киева

3. Политическая изоляция России

4. Поддержка 5-ой колоны

5. Управляемый хаос (война), напряжение Украина-Россия

Киев (официальный)

1. Конфликт с Россией

2. Получить донации с Запада

3. Антироссийский восточный альянс (создание аналога Речи Посполитой)

4. Целостность Украины и возврат Крыма и Востока

1. Жесткая конфронтация (политическая и экономическая) с Россией

2. Уход на Запад (продолжится)

3. Шантаж России (по газу и т.д.)

4. Военное подавление Востока

Ополчение:

Официальные лидеры  ДНР, ЛНР

(сложнейшая мозаика из патриотичных, но и случайных, подсадных, карьерно мотивированных людей).

1.  Умиротворение Киева

2.  Сдача радикальных позиций и политический коллаборационизм (с официальной Россией и Киевом)

1. Заключение мировой с Киевом

2. Следование указаниям, шантажу официальной России

Неофициальное (вооруженное самоорганизующееся) ополчение

1. Государственная независимость Востока

2. Воссоединение с Россией

1. Война с Киевом

2. Распри (политические, возможно и военные)

3. Строительство государственности в «бантустане»

РФ:

Официальная Россия

1. Умиротворение, восстановление отношений с Западом (ценой сдачи первоначальных позиций по Новороссии)

2. Сохранить лицо (перед собственным народом)

1. Подрыв строительства новой самостоятельной государственности ДНР, ЛНР (в неявной форме)

2. Сокращение потока помощи Украине

3. Сохранение части риторики

Самоорганизующиеся патриотические силы

1. Обретение субъектности ДНР, ЛНР (самостоятельных политических кондиций)

2. Воссоединение с Россией

3. Продвижение социализированной/ социальной модели (контрлиберальная модель). Построение несырьевой экономики, антиолигахической, социальная справедливость, создание рабочих мест, частичная автаркия государства.

1. Поддержка ополчения и идеи новой государственности ДНР и ЛНР

2. Рост политического протеста в РФ

Белоруссия

1. Получить экономические выгоды

2. Улучшить отношения с ЕС

3. Поддерживать неизменными отношения с Россией

1. Экономические конъюнктурные маневры (выгоды от продовольственного эмбарго)

2. Миротворчество в украинском кризисе

2. Политический консерватизм

Казахстан

1. Сохранить статус  кво (равноудален от участников конфликта, охлаждение к России в связи с угрозой повторения крымского сценария в Казахстане, традиционная близость и к Западу, и к КНР)

1. Экономические конъюнктурные маневры (выгоды от продовольственного эмбарго)

2. Политический консерватизм

Китай

1. Перевести российские западные сырьевые потоки на себя

2. Получить российский рынок сбыта

3. Разворот России на Восток (в перспективе разжигание конфликта Россия - Запад)

1. Инвестиции в Россию

2. Покрытие дефицитов и спроса в России

3. Политическая воздержанность

4. Китайская гуманитарная экспансия (через культуру, образование)

БРИКС

Альтерзападный центр

Пока нет

Олигархи Украины и олигархи России. ТНК

Сохранение собственности и захват собственности

Финансирование «частных» армий.

*Примечание: из списка акторов исключены СНГ, ШОС, ОДКБ. СНГ в качестве субъекта практически нет. ОДКБ как политический актор не проявляет себя. ШОС – аналогичен китайской позиции.


VII. Основные факторы

Формально развитие кризисных условий в России и изменениями условий ведения бизнеса в стране связано с двумя основными факторами.

1.  Внутренний фактор. Деформация структуры отраслей национальной экономики, деформация структуры денежной массы, монетаристское обезденеживание суверенного финансового оборота и малая доступность инвестиционного и оборотного кредита, в особенности  для низкорентабельных несырьевых отраслей в результате деятельности ЦБ РФ, деформация внешнеторгового оборота, деградация кадрового корпуса государственных управленцев, деградация кадрового корпуса национальной экономики в силу деградации системы образования, коррупционные корпоративные административные барьеры на пути развития бизнеса, самоустранение государства от важных регулятивных функций.

2.  Внешний фактор, санкции, политическая изоляция в связи с присоединением Крыма и событиями на Юго-Востоке Украины.


VIII. Возможные базовые сценарии внутрироссийского развития

  Формирование возможных прогнозируемых сценариев производится при следующих предположениях.

1.  Инерционный (консервативный) сценарий. Факторы, указанные выше, не меняются или меняются слабо, несистемно, и потому незначимо. Внешний форсмажорный фактор ослабляет свое действие, поскольку  официальная Россия значительно отходит от позиции февраля-марта и стремится снять причины, ведущие к санкциям. Их полное снятие не прогнозируется, но эскалация жесткости и объемов санкций полагается маловероятной. Соответственно ничего особенно нового не возникнет и в условиях деятельности бизнеса. Это сценарий продолжения медленного сползания (в течение 6-7лет) к масштабному кризису. Локальные усиления кризисных проявлений не исключаются.

2.  Пессимистический сценарий. Россия не меняет внутренней политики, экономической и финансовой политики. Деформации и дефициты нарастают. Внешний фактор санкций активизируется и увеличивает жесткость и объем. Возможны сброс цен на нефть, снижение внешних закупок российского сырья, прекращение иных экономических связей, отключение системы банковских расчетов SWIFT. Фискальный характер бюджетообразования нарастает, секвестируется госбюджет, падает занятость, уровень оплаты труда, уровень жизни. Нарастает социальный и политический протест. Формируются условия полномасштабного кризиса в перспективе 2-3 лет. (Конкретно экспертами предложены следующие опции сценария: с кредитами хуже; спрос меньше, в том числе госзаказ; -государство непоследовательно, нет стратегии и планов; повышение налогов (НДС, НДФЛ); таргетирование инфляции за счет сокращения денежного предложения, как следствие  инфляция только растет; свободное плавание рубля и последующая за этим девальвация; повышение тарифов; закрыты внешнеэкономические поставки (жесткие санкции); Россия остается в ВТО; передел собственности; ЦБ продолжает ужесточать денежно-кредитную политику).

3.  Оптимистический сценарий. Финансовые экономические власти страны меняют политику ЦБ РФ, финансовую и экономическую политику, снижают степень открытости экономики, увеличивают роль государственных расходов в стимулировании экономического развития, перенастраивают налоговую систему с исключительно фискальной на стимулирующую развитие, обеспечивают доступность кредита и прямых инвестиций, перенастраивают тарифную политику с инфляционно базированной на основанную на издержках, увеличивают государственные регуляции развитием. (Конкретно экспертами предложены следующие опции сценария: улучшение условий кредитования; расширение спроса (за счет госзаказа); объявление 5 лет стабильности; заморозка тарифов естественных монополий; мораторий на налоги; зафиксировать курс рубля; сохранение внешнеполитических поставок (или их замена); выход из ВТО; протекционизм; защита собственности; суверенизация финансовой системы; изменение денежно-кредитной политики ЦБ).

  Итоговая экспертная оценка вероятности сценариев представлена в таблице 2 и на рис.1.


Таблица 2. Вероятность сценария

Оптимистический

Инерционный

Пессимистический

  0,15 + 0,16

  0,465 + 0,22

  0,45 + 0,23



Рис.1. Оценка вероятности сценария. Оценка не требовалась  жесткой, дающей в сумме 1

Наиболее вероятным сценарием, но с совсем небольшим отрывом от пессимистического сценария,  является инерционный.


IX. Оценочные рекомендации стратегий для бизнеса

  Для оценки рекомендуемых стратегий бизнеса интересы бизнеса (критерии рекомендаций) выбраны в следующем виде (моральность бизнеса  из списка исключена):

1. прибыль;

2. устойчивость развития;

3. развитие;

4. ликвидность;

5. психологический комфорт.

Исходя из этих критериев,  экспертами выдвинуты следующие рекомендации для стратегий бизнеса с соответствующими весами в условиях наиболее вероятного сценария (табл.2).


Таблица 2. Рекомендации стратегий бизнеса и веса значимости

Рекомендации

Вес

1

уходить в максимально ликвидные товары (товары первой необходимости, продукты питания, гигиены, быстрое питание, медикаменты)

0,92

2

повышать активность и креативность (новые идеи, системы продаж, маркетинговые стратегии)

0,85

3

диверсифицировать номенклатуру и вид бизнеса

0,69

4

страховать более активно активы

0,62

5

свободные активы капитализировать

0,46

6

возвращать активы из-за рубежа

0,38

7

увеличить закредитованность (чтобы избежать потери бизнеса, рейдерства со стороны государства)

0,31

8

эмигрировать

0,23

9

уйти в кэш (закрыть бизнес)

0,23

10

искать зарубежные связи

0,15

11

снизить ФОТ за счет «дешевых» гастарбайтеров

0,15

12

политическая консолидация бизнеса и борьба политическая и лоббистская (отстаивание требований бизнеса перед государством)

0

13

закрывать планы развития

0

14

выводить активы за рубеж

0


X. Общий вывод ситуационного анализа

1. В целом ситуационный анализ показывает, что развитие украинского кризиса в треугольнике Киев-Запад (США)-Россия будет происходить по пути перехода к длительному конфликту низкой  интенсивности, сохраняя напряженность в отношениях стран. Запад после непубличного согласия Кремля на деэскалацию конфликта на Украине  и коллаборационизм в ДНР, ЛНР перейдет к политике соглашательства с российским политическим режимом, имея в виду в среднесрочной перспективе его радикальное революционное реформирование путем разогрева внутреннего протеста «справа». К 2018 году будет выдвинут альтернативный лидер. В 2016 году произойдет первая «проба». 

По линии Киев – (ДНР, ЛНР) определенно вероятно усиление военного противостояния после исчерпания «умиротворяющих» и коллаборационистских попыток с обеих сторон.

3. Сложившийся политический режим в России не имеет внутреннего потенциала для реформирования и пересмотра основных причин деградации экономики, финансов, социально-гуманитарных и  политических институтов в стране, он вероятнее всего будет продолжать свою уже многолетнюю политику. Предкризисные явления и деформации, факторы социально-политического протеста  будут нарастать. Заигрывания Запада с режимом, скорее всего, в полном объеме восстановлены не будут, Запад останется на позициях постепенного торпедирования и поддержания разносторонней деградации  развития России. Не исключены отдельные усиления нажима, такие как сброс цен на нефть, отключение от банковских международных инфраструктур. Разворот России на Восток не меняет сущности российской либеральной полусуверенной космополитической политики, меняется только вектор. За среднесрочным горизонтом в 6-7 лет полномасштабный кризис в России становится неизбежен.

4. Относительное восстановление традиционного ползучего внутрироссийского состояния на 2-3 года с надежностью и до 5-6 лет в основном позволяет российскому бизнесу пока воздержаться от радикальных и форс-мажорных решений, усиливая и диверсифицируя собственную активность.

Выводы сделаны в рамках имеющейся ситуации и ее прогностического содержания. Близкий по вероятности прогноз (вариант – пессимистический)  является существенно более дестабилизирующим.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3504
13813
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика