Лекция 7. Финансовый блок государственных политик

Программные тезисы

Бюджетная и налоговая политика. - Структура и виды государственных бюджетов. – Источники доходов и расходы бюджета. – Бюджетная налоговая политика. - Оптимальная ставка налогообложения. – Бюджетные и внебюджетные государственные фонды. - Выработка и принятие БК РФ. – Механизм реализации бюджетной политики. - Трудности и вызовы бюджетной политики. - Целевые программы. – Макроэкономическая схема бюджетной политики РФ.

Денежно-кредитная и банковская политика. – Уравнение Фишера и проблема эмиссии. - Денежная масса и денежная база. – Структура денежной массы РФ и слабость российского банковского сектора. – Реальная и финансовая экономика.

Инфляционная политика. – Типы и причины инфляции. – Основные методы контроля инфляции разных типов. – Методика определения типа инфляции. - Природа российской инфляции.

Инвестиционная политика. - Две модели инвестиционной политики. Национальный инвестиционный пакет.

Долговая политика. – Структура государственного долга. – Долговая ловушка. – Международная инвестиционная позиция.

Ценовая политика. – Рыночная система хозяйства и регулирование цен.

Лекция в формате pdf>>>

Загрузить все слайды лекции>>>

Бюджетная и налоговая политика

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов, управлению государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Государственный бюджет, в свою очередь, является одним из главных инструментов реализации государственной политики. Его структурными единицами являются: доходная часть, расходная часть, баланс, который выражается в соотнесении расходов и доходов и может быть дефицитным или профицитным.


Рис.1. Структура государственного бюджета


В зависимости от территориально-политического устройства страны, её государственный бюджет может принимать различные формы. В унитарном государстве существует один единственный бюджет, в то время как в федеральном государстве он носит сложный составной характер. Федеральный консолидированный бюджет может выступать в двух видах: как сумма бюджетов субъектов федерального государства (в Германии – это земли, в Америке – это штаты, в Швейцарии – это кантоны, в России – это республика, автономный округ, автономная область, край, область) и как сумма бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета.
Источники доходов государственного бюджета.


Рис.2.Доходная часть бюджета и ее источники


Источниками пополнения бюджета служат:

— прямые и косвенные налоги (ставка регулируется Налоговым кодексом РФ). Также необходимо различать налоги федеральные, уровня субъекта федерации и местные налоги. Собранные налоговые средства могут оставаться на соответствующем уровне, либо они могут расщепляться, т.е. зачисляться в доходные части бюджетов разных уровней;
— специальные сборы и пошлины, в т.ч. таможенные (их ставка определяется постановлениями Правительства);
денежные средства, возвращаемые государству по предоставленным им ссудам и в виде процентного дохода с кредитов;
штрафы и пени за административные правонарушения;
доходы от продажи государственного имущества (приватизации);
текущие доходы от государственной собственности – прибыль казенных предприятий и дивиденды с акции, если государство участвует в смешанном акционерном капитале заимствования.

Расходы государственного бюджета.

выполнение социальных обязательств;
расходы на содержание правительственных и государственных учреждений;
фонд оплаты труда государственных служащих и приравненных к ним лиц;
финансирование государственных закупок;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
инвестирование;
обслуживание государственного долга;
бюджетные трансферы в пользу субъектов федерации.

Структура расходов бюджетных средств заслуживает более пристального внимания (рис.3).


Рис.3. Структурная динамика расходов, 2008-2010 гг.


Любопытно и симптоматично, что среди общегосударственных расходов наблюдается серьезный рост ассигнований на национальную оборону, безопасность, правоохранительную деятельность, в то время как выделение средств на национальную экономику заметно уменьшается. Кроме того, мы не найдем отдельной статьи расходов на науку, потому что она оказалась растворена по ведомственной росписи среди трех назначений: расходы на НИОКР, инвестиции и прочие расходы. Это само по себе вызывает ряд вопросов, к тому же, применение метода статистической реконструкции позволяет говорить о том, что расходы на науку не только не возрастают, а сокращаются.

Ситуация, когда расходная часть доходов превышает доходную, порождает дефицит государственного бюджета, когда же уровень доходов превышает уровень расходов, то наблюдается бюджетный профицит.

Что важно, профицит и расходная часть бюджета не являются статичными показателями, поскольку уровень расходов и доходов может меняться в процессе реализации проекта бюджета. Так, например, в течение девяти месяцев года может наблюдаться профицит, который может перейти в расходную часть в последнем квартале года.
Исходя из правительственных прогнозов, российский бюджет будет дефицитен вплоть до 2014 года, в то время как в течение предыдущего десятилетия высоких цен на нефть наблюдался бюджетный профицит до 8 %.

Бюджетная налоговая политика.

Бюджетная налоговая политика имеет основной целью формирование финансовых ресурсов государства для обеспечения неотъемлемых функций государства как системы управления. Важной особенностью бюджета РФ является его зависимость от доходов с продажи углеводородов. Из общей сумму бюджета, исчисляющегося цифрой в 11 триллионов долларов, на «нефтедоллары» приходится 5,5 триллионов, то есть 50 %. Для сравнения: в Советском Союзе эта цифра составляла 10 %. Налог на добычу полезных ископаемых – типичный налог для сырьевой страны, а также экспортные таможенные пошлины составляют в наши дни 6,6 % ВВП. Вступление РФ в ВТО, очевидно, лишит страну поступлений по этим статьям, поскольку по требованиям протокола ВТО таможенные пошлины будут снижены.


Что касается не нефтегазовых доходов, то поступления от сбора налога на добавленную стоимость (НДС) составляют 6% ВВП. Однако для политического управленца важно понимать, что по своей природе этот налог является одним из факторов, тормозящих развитие производителя. С 1 января 2004 года ставка этого налога составляла 18 %. Для некоторых продовольственных и иных категорий товаров в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Что же касается ставки налога на доходы физических лиц, то в России она составляет 13 %, в США – 26%, в Японии – 22%, в Германии – 22%, в Великобритании – 26%, во Франции – 15%, в Италии – 25%, в Канаде – 37%. Однако самым важным обстоятельством в этой связи является тот факт, что ставка налога в России не является прогрессивной, в отличие от многих других стран мира, а значит, государственная власть в нашей стране лоббистским образом обслуживает интересы меньшей части населения страны, 5 %, доходы которой сопоставимы с доходами 95 % населения. То же самое можно сказать и в применении к ставке налога на имущество, которая от 10 до 100 раз меньше, чем в остальных странах мира.


Рис.4. Структура основных видов доходов бюджетных систем стран «Большой восьмерки»


В целом и общем, стоит заметить, что система целей бюджетной налоговой политики очень сложна. Набор обычных традиционно-экономических проблем достаточно обширен, при том, что вариативность решений, которые позволяют преодолеть проблемы, решать стоящие задачи – достаточно широка. Ведущие экономические концепции, такие как кейнсианство и монетаризм, предлагают различные решения по тем или иным проблемам бюджетной политик. С технической точки зрения существует два механизма пополнения бюджета. Первый, наиболее распространенный, подразумевает обезличенность средств, попадающих в бюджет. При такой схеме, вне зависимости от источника, например, типа налога, средства расходуются на любые виды расходов. Согласно второй схеме, существует взаимосвязь между типом налогом и расходованием поступлений от его сбора, например, сборы налога, связанного с определённой сферой жизнедеятельности, идут на финансирование этой сферы этой жизнедеятельности.

У налоговой системы как таковой имеются два свойства. Налоги могут как стимулировать активность и развитие, так и серьезно препятствовать ему. Так называемая кривая Лаффера (рис.5) показывает, что бюджетные поступления (произведение налогооблагаемой базы и ставки налогообложения) нелинейно зависят от ставки налогообложения. При этом налогооблагаемая база – это физический объем, или материальный объем результатов деятельности. Ставка налогообложения, как правило, носит долевой, или процентный вид и директивным образом устанавливается государством. Интерес хозяйствующего субъекта, а именно, прибыль, зависит от ставки налогообложения напрямую. Если ставка налогообложения стремится к 0, то прибыль хозяйствующего субъекта будет максимальна. Чем выше будет ставка налогообложения, тем ниже будет прибыль по причине изъятия средств. Но пока ставка налогообложения невелика, то столь же невелики и размеры изъятий, и хозяйствующий субъект, преследующий цели повышения прибыли предпринимает меры, которые наращивают объемы выпуска продукции, то есть, фактически, увеличивает налогооблагаемую базу. Если же ставка налогообложения достигает таких цифр, что у производителя не хватает ресурсов, чтобы компенсировать изъятие прибыли наращиванием темпов производства, то он начинает сворачивать экономическую деятельность. Задача государственной налоговой политики состоит в том, чтобы найти оптимизационную ставку налогообложения, стимулирующую предпринимательство к наращиванию объемов материального производства. Естественно, что в зависимости от конъюнктуры рынка, от общего экономического фона, ставка налогообложения должна варьироваться.


Рис. 5. Кривая Лаффера и ставка налогообложения

Говоря о бюджетной политике, необходимо иметь в виду, что, кроме бюджета, как государственного счета в Центральном банке России, на котором концентрируются средства, используемые для финансирования государственных функций, возможен иной сценарий финансирования, а именно открытие доверительного управления счетами в других банках. Однако чаще всего этот путь чреват большими злоупотреблениями и поэтому используется на практике редко.

Еще одним инструментом государственной бюджетной политики являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые представляют собой субсчета, на которых аккумулируются средства, расходуемые целевым образом.

Помимо бюджетных инъекций, фонды пополняются по схеме самофинансирования и путем сбора специальных, целевых налогов. Например, дорожный фонд финансируется за счет транспортного целевого налога. Средства консолидируются в этом бюджетном дорожном фонде и затем расходуются на строительство, реконструкцию и поддержание в должном виде дорог общего пользования.

Среди российских бюджетных фондов можно выделить:

  • Дорожный фонд;
  • Инвестиционный фонд;
  • Фонд национального благосостояния;
  • Резервные фонды.


Фонд национального благосостояния, называвшийся ранее стабилизационным фондом, также именуется иногда суверенным финансовым фондом. В данном фонде накапливаются средства в условиях хорошей экономической конъюнктуры (прежде всего, высоких цен на нефть), которые затем могут быть использованы как подушка безопасности, в различных кризисных условиях, форс-мажорных условиях. Управление этим фондом осуществляется правительством напрямую. Статья 96.10 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) гласит: Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Согласно статье 179.2 БК РФ, порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации устанавливается правительством.

Резервные фонды (Президента РФ, Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти) также управляются Министерством финансов по особому распоряжению правительства. Заметим, что согласно статье 96.11 БК РФ, отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми с ними Министерством финансов. Необходимо высказать ряд опасений относительно осуществления бюджетной политики через фонды. В настоящий момент наблюдается профицит основных фондов, то есть налицо действие накопительной стратегии, когда вместо инвестирования в развитие страны вновь собирается подушка безопасности.


Рис.6. Фонды РФ

Не менее опасной тенденцией является размещение профицитных средств Фонда благосостояния и Резервного фонда в так называемых финансовых активах с целью повышения собственных капиталов фонда, что в целом и общем является широко распространенной мировой практикой и главным инструментом реализации политики самофинансирования. Проблема состоит в том, что Российская Федерация отдала предпочтение использования максимально доходных, а значит и рискованных операций на рынке ценных бумаг.

По западным оценкам, около 200 миллиардов долларов (около 20 %) Фонда благосостояния были вложены в ценные бумаги двух обанкротившихся американских ипотечных компаний. Внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый за рамками бюджета за счет специальных финансовых источников, находящихся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение. В число государственных внебюджетных фондов входят:


  • Пенсионный фонд РФ;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования РФ.


Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, они не входят в состав других бюджетов (региональных, муниципальных) и не подлежат изъятию. Схема наполнения Пенсионного фонда носит сложный характер (рис.6).


Рис. 7. Внебюджетные государственные фонды: схема пополнения Пенсионного фонда

На примере Пенсионного фонда можно понять, что финансовое состояние тех или иных фондов напрямую зависит от состояния других субъектов экономической системы и от состояния других фондов. Так, Пенсионный фонд, в основном финансируется из фонда оплаты труда занятого населения и за счет специальных отчислений в Пенсионный фонд (до 1 января 2010 года действовал Единый социальный налог (ЕСН), который был предназначен для мобилизации средств с целью дальнейшей реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь). Таким образом, проблема дефицитности Пенсионных фондов в России, напрямую связана с занижением фонда оплаты труда, в 2-2,5 раза относительно равновесной схемы расширенного воспроизводства и, в том числе, воспроизводства рабочей силы. На счету Пенсионного фонда накапливаются достаточно значительные средства, и во многих странах мира эти средства используются для инвестиционных процедур, так называемых «длинных денег», которые, в том числе, приносят прибыль фонду и пополняют его. Во многом решение об инвестиционной политике в рамках пенсионного фонда зависит от схемы управления. Так, например, в настоящее время идет длительная тяжба относительно того, в чьи руки – частных или государственных агентов – передать управление этим фондом.

Выработка и принятие Бюджетного Кодекса

Отдельно стоит остановиться на вопросе о выработке и принятии закона о бюджете. Оговоримся, что бюджет – один из самых важных и действенных документов, так как он, концентрируя самые большие объемы ресурсов в стране, направляет их на содержание институтов и механизмов, целых сфер жизнедеятельности государства и общества и, фактически, управляет развитием. Технической подготовкой бюджета занимается Министерство финансов. Первое политическое звучание этот важный закон получает в бюджетном послании президента, на основе которого Минфин и готовит проект бюджета, Правительство вносит его в парламент, где он проходит обсуждение, а затем, после того, как Президент подписывает его, он становится законом. Таким образом, в сравнении с резервным фондом, который адресуется напрямую правительству, бюджет утверждается законодательной властью, то есть он обслуживает сразу все ветви власти и, таким образом, служит одним из видимых проявлений системы сдержек и противовесов. Внебюджетные или бюджетные фонды же, при худшем раскладе, могут привести к дисбалансу в системе разделения властей.

К проекту бюджета всегда прикладывается прогноз экономического развития (Рис.8), прогноз доходов (Рис.9), необходимых для его пополнения в очередном финансовом году, пакет законов о налогах и сборах. При подготовке бюджета может быть принято решение о приостановке действия законов о налогообложении в определенной, нуждающейся в средствах сфере, при этом варьируются не только ставки налогообложения, но и типы налогов, ставки расщепления между уровнями налогообложения и так далее.


Рис.8. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации (2011-2014 гг.)


Рис.9. Макроэкономические показатели формирования проекта бюджета РФ

В настоящее время планирование и принятие бюджета ведется не только на ближайший год, но и устанавливаются параметры бюджетов на предстоящие три года. Это очень целесообразно, потому что многие государственные программы развития выходят за пределы одного года. К таковым относятся, например, крупные строительные объекты, типа атомных электростанций, оборонные проекты, исследовательские проекты. Например, разработка баллистической ракеты «Булавы» ведется с 1998.

Механизм реализации бюджетной политики.

Реализация бюджетной политики осуществляется через систему Министерства финансов и казначейства. Существует такое понятие как целевое использование финансов и, соответственно, не только административная, но и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств возложен на Счетную Палату РФ, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, контрольное управление администрации президента, прокуратуру и Следственный комитет РФ, а в отдельных случаях иФСБ.

Сложность системы целей и ценностей бюджетной политики определяют типичные трудности и вызовы этого направления деятельности. Прежде всего, государственный управленец должен выбрать между чаще всего взаимоисключающими альтернативами развития и потребления как основного модуса бюджетной политики. Например, бюджеты развивающихся стран Юго-Восточной Азии чаще всего расходуется на инвестирование, на создание основных фондов, которые затем увеличивают объем благ. Таким образом, политические элиты этих стран делают выбор в пользу развития в ущерб потреблению, как бы откладывая получение благ населением на более поздний срок. Бюджет развитых стран в основном ориентирован на потребление. Что же касается ситуации в России, то зеркало бюджетных назначений (рис.10) показывает, что наше государство ставит одной из приоритетных задач поддержание потребления на определенном уровне. Такой выбор во многом мотивирован политически, предопределён соображениями предотвращения протестного поведения населения, но и не в последнюю очередь он зависит и от волеизъявления общества, от тех ценностных предпочтений, которые в нормальном политическом механизме транслируются наверх, от масс к элитам.


Рис.10. Бюджет РФ: потребление и развитие

Другим вызовом в рамках осуществления бюджетной политики является решение о выборе источника финансирования программы развития. Примером может послужить решение о финансировании программы индустриализации СССР 1930-х гг. за счет проведения политики коллективизации в деревне. Исходя из анализа проекта бюджета, в предстоящие три года развитие будет происходить за счет заимствований у финансового сектора и внутренних займов у населения. Это значит, что внутренний долг будет расти, равно как и нагрузка на семейные бюджеты, что не может не повлечь за собой снижение уровня жизни населения. Если же говорить о том, какие сферы получат наибольший объем средств, то снова акцент будет сделан на финансовой деятельности, оптовой и розничной торговли в ущерб реальному сектору производства товаров и услуг (рис.11).


Рис.11. Бюджетная политика РФ: источники развития 2011-2014 гг.

Третьим вызовом бюджетной политики является решение о финансировании в условиях недостатка финансовых средств, ввиду ограниченности ресурсов и сложности задач государственной политики ситуация бюджетного дефицита является почти типичной встречается. Дефицит государственного бюджета преодолевается за счет, во-первых, внутренних и внешних заимствований; во-вторых, за счет эмиссии, то есть увеличения денежной массы, в-третьих, за счет увеличения доходов от продажи акций и других капитальных активов, находящихся в собственности государства.

В осуществлении бюджетной политики есть принципиальная развилка: финансирование эмиссионное и финансирование неэмиссионное. С середины XX века большинство стран мира прибегали именно к дефицитному, то есть к эмиссионному финансированию, которое позволило восстановить лежащую в руинах Второй мировой войны европейскую экономику. Напомним, что теоретическое осмысление этого подхода было получено в рамках концепции кейнсианства. Однако, на смену кейнсианству в 1970-е гг. пришла концепция монетаризма. Ее рецепт борьбы с главным бичом экономики 1970-х гг., с инфляцией, заключался в отказе от дефицитного финансирования в пользу сжатия государственных средств и ориентации на развитие частного капитала.Таким образом, сегодня государственные деятели, осуществляющие бюджетную политику, должны выбирать между этими двумя подходами, однако отказа от одного из главных кейнсианских методов так и не произошло. Проанализировав таблицу рис. 84, мы можем увидеть, что дефицит бюджета России в 2011-2014 гг. измениться от 0,1 % к ВВП до 1,6 % ВВП, в то время как аналогичные цифры в применении к США буду составлять 5-10%, для Японии – 7-10 %, Германии –1 - 3%, Великобритании – 2,5- 10,5%, Франции – 3 - 8%.


Рис. 12. Страны «Большой Восьмерки»: эмиссионное финансирование


Этот факт, в свою очередь, не может не повлиять на еще одно важное обстоятельство – на структуру бюджетных расходов, которые, аналогичным образом, значительно ниже в России, чем в странах «семёрки». Лишь оборонные статьи расходов РФ существенно выше, в то время как расходы на защиту окружающей среды, здравоохранение, образование, на орагнизацию отдыха, на финансировние культурных мероприятий ниже на порядок. Такой порядок вещей, в принципе, противоречит содеражещмуся в в Конституции РФ тезиса о том, что Россия– социальное государство. В итоге, доля государственных расходов от ВВП, показатель, обозначающий участие государства в экономике, составляет 38% для России, 42% для США. То есть, Россия в наши дни является более либеральным госудасртвом, чем самая либеральная страна мира – США (рис.13). Цифры России также не могут быть сопоставлены с аналогичными показателями развивающихся стран и стран СНГ.


Рис. 13 Расходы бюджетов стран «Большой Восьмерки»

Четвертый вызов бюджетной политики, весьма актуальный для федерального государства, – это распределение бюджетных средств по схеме «центр-регионы». Профицитный бюджет, как правило, создается за счет ряда субъектов-доноров, доходы которых через налоговые изъятия поступают в федеральный бюджет и за счет которых затем выравнивается бюджетная обеспеченность субъектов федерации через межбюджетные трансферы. Заметим, что межбюджетные трансферы достигают 17-19 % от общей суммы доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации (рис.14, 15).


Рис.14, 15. Роль бюджетных трансферов в бюджетной политике РФ.

Это означает, с одной стороны, высокие экономические транзакционные издержки и политические риски, с другой. Государство в рамках общегосударственной региональной политики должно решать проблему выравнивания экономических, социальных показателей регионов. Однако существует угроза демотивировать субъекты-доноры в их развитии путем чрезмерного «выкачивания» средств. Именно такой сценарий реализуется в России в последние годы: на фоне мирового экономического кризиса количество субъектов федераций - доноров последовательно уменьшается. Действительно, оптимальный показатель соотношения доходов-расходов в системе отношений «центр – регионы»: 50-50. В России это соотношение варьируется вокруг цифры в 65% в пользу Федерального центра. Очевидно, что был сделан выбор в пользу монополизации права на управление национальными средствами Федерального центра

Целевые программы

Отдельно стоит остановиться на целевых программах развития, реализуемых на бюджетные деньги наряду с финансированием текущих расходов. В нашей стране они воплощены в виде государственных программ, президентских программ, федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, федерально-адресных инвестиционных программ, общее число которых достаточно велико. Однако существуют сомнения, что большое количество целевых проектов, реализуемых одновременно, может быть эффективным. Большинство программ могут быть отражены в обычных статьях федерального бюджета. Однако наличие такого рода сложной структуры финансирования тех или иных направлений развития может носить политическую цель и может быть мотивировано электорально, а именно, направлено на повышение рейтинга и популярности определенных лиц, отвечающих за осуществление того или иного национального проекта, за счет средств федерального бюджета.

К приоритетным национальным проектам относится:

  • национальный проект «Здоровье»;
  • национальный проект «Образование»;
  • национальный проект «Жильё»;
  • национальный проект «Развитие АПК».


Несмотря на высокий ранг вышеперечисленных программ, их доля в общем объёме расходов бюджета несопоставима с нуждой развития той или иной сферы. В частности, доля расходов на образование в общем объёме расходов по этой статье – 9%, здравоохранение – 0,25%, доступное комфортное жильё – 0,29% ВВП, развитие агропромышленного сектора – 0,23% ВВП. Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) и входящие в их состав федеральные целевые программы (ФЦП) являются классическим механизмом осваивания бюджетных инвестиций. В настоящее время действует около 60 таких проектов, в то время как еще недавно их число достигало 100. Структура расходов на ФЦП может быть разложена по трем слагаемым – бюджетные инвестиции, ассигнования на НИОКР, прочие расходы (рис.16).


Рис.16. Структура расходов федерального бюджета на ФЦП (2011-2013)

Что касается Инвестиционного фонда, который был создан в 2006 году и является главным тулом для финансирования инвестиционных проектов Российской Федерации, то к 2014 году он практически прекратит своё существование, поскольку выделения бюджетных средств будет снижаться как в абсолютных, так и в относительных цифрах.


Рис. 17. Инвестиционный фонд РФ

Макрохарактеристика государственной бюджетной политики

Для того чтобы подытожить все вышесказанное, охарактеризуем российский макробюджетный процесс и сравним его проекцию с ситуацией в СССР 80-х гг. (рис.18).


Рис.18. Российский и советский бюджет и макроэкономические показатели

Из рис. 18 видно сходство кривых, описывающих бюджетную политику СССР и РФ в макроэкономических категориях. Современная Россия и СССР демонстрируют зависимость от «нефтяных денег», ее масштабы только увеличились, с 10 до 50 %. Во второй половине 1980-х гг. также наблюдался профицит бюджета и рост внутреннего долга. Понижение цен на нефть стало одним их факторов ухудшения экономической ситуации в СССР. Спровоцированное же наступившим в 2008 году кризисом снижение цен на нефть повлекло за собой спад ВВП на 16 %. В значительной степени удар был смягчен подушкой безопасности в виде Фонда благосостояния, однако при следующем существенном снижении цен на нефть Россия не сможет рассчитывать на мягкую посадку, поскольку Фонд благосостояния на текущий момент в значительной степени израсходован.

Денежно-кредитная и банковская политика

Денежно-кредитная банковская политика, по сути, решает вопрос насыщения обменных трансакций национальной экономики национальной валютой. К основным целям данной политики относятся обеспечение устойчивости национальной валюты, снабжение ликвидностью системы коммерческих банков, и на самом высоком, ценностном уровне – обеспечение устойчивости развития страны. Утверждение о том, что простое печатание денег приводит к инфляции, в наши дни является общим местом, однако, без контекста и оговорок это утверждение не может быть названо достоверным. Уравнение Фишера, к которому традиционно апеллируют сторонники последнего утверждения, описывает общее количество денег в обороте: Важно понимать, что это уравнение статично и во многом условно. Во-первых, в его рамках не различаются потребительские деньги, оперирующие на рынке спроса и разогревающие инфляции, и инвестиционные деньги.

Во-вторых, оно не учитывает и то обстоятельство, что не только Центральный банк генерирует денежную массу. В безналичном отношении банковская система через механизм депозитно-кредитной эмиссии также участвует в создании денежной массы, ибо банки выдают кредиты на большую сумму, чем у них находится в реальном распоряжении денежных активов. Этот коэффициент в отдельных случаях может достигать 3, 4 и даже 5, что в итоге может привести к банкротству банка. Для этого в рамках государственной финансовой политики разрабатываются механизмы, предотвращающие развитие событий по подобному сценарию, искусственно увеличивающему предложение товаров и услуг (рис.19)


Рис.19. Схема эмиссии денежной массы

Проблемно-управленческая топология денежно-кредитной политики очень нетривиальна, непроста и структура денежной массы непроста. Она включает в себя не только наличную массу, которую эмитирует только Центробанк, но и безналичную массу, которую эмитирует и Центробанк, и его депозитно-кредитные эмиссии в системе коммерческих банков. Управленец должен понимать различие между, так называемой денежной базой, которую обеспечивает Центральный банк, и денежной массой, которая получается в совокупности. Денежная масса состоит из агрегатов, то есть денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель М2, так называемые «квазиденьги». Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты: М 0 = наличные деньги в обращении, М 1 = М 0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), М 2 = М 1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады, М3 = М 2 + сберегательные вклады, L = M 3 + ценные бумаги.

Важно заметить, что структура денежной массы Российской Федерации в наши дни существенно отличается от сопоставимых стран, во-первых, непропорционально большой долей наличных денег – 31 % в 2007 г. (Рис.20).


Рис. 20. Структура денежной массы стран мира

Во-вторых, при общем росте денежной массы уровень монетизации (отношение М2 к ВВП) росcийской экономики в 3-5 раз ниже уровня монетизации развитых стран и в 2-3 раза – уровня развивающихся стран. Аналогичным образом существенно занижен показатель базовой монетизации (отношение денежной базы к ВВП): 13,5% в России против 34,5 % в Китае (рис.21).


Рис.21. Уровень монетизации экономик стран мира

В-третьих, номинальное выражение денежной массы в России также предстает не в самом лучшем свете. Национальная денежная масса выросла в 6,3 раза за последние 5 лет, в то время как денежная масса М2 – в 5,3 раза. В итоге недомонетизация российской экономики приводит к тому, что российская экономика страдает от недостаточности денежного предложения. Предприятия, средняя годовая рентабельность которых составляет, например, 13-15 %, просто не могут себе позволить брать долгосрочные кредиты в коммерческих банках под 20 % годовых для обновления своих фондов.

В-четвертых, иностранные активы и валютные поступления от продажи углеводородов по-прежнему являются важным источником увеличения денежной массы РФ. В итоге, мы наблюдаем флуктуации показателя денежной массы в зависимости от цен на сырье.

Все это обуславливает крайнюю слабость банков России на мировом рынке (рис.22) , а значит, разговоры относительно возможности создания в России мирового финансового центра весьма призрачны.


Рис.22.Крупнейшие банки мира

Соотношение денежного оборота и материального продукта, валового продукта – очень важный макроэкономический показатель. Этот показатель определяет, в случае радикального превышения равновесия, монетарный инфляционный фактор. При этом важно понимать, что превышение имитированной массы над реальным продуктом в мировых масштабах становится причиной образования так называемых «финансовых пузырей», которые, в свою очередь, провоцируют циклические кризисы. Когда же порог устойчивости финансовой системы будет превышен за счет превышения денежной массы, деривативов, производных финансовых инструментов, над реальным объемом продукта, то мир будет вынужден столкнуться с так называемым суперкризисом. Из анализа рис.23, на котором воспроизведена модель мировых экономических кризисов и межкризисных интервалов, начиная с 1830 года, видно, что при сохранении существующего положения дел ждать суперкризиса остается недолго.


Рис.23. Модель грядущего суперкриизса

При ближайшем рассмотрении денежного обеспечения ВВП стран мира, эта опасная по своим последствиям диспропорция становится очевидной. В применении к США (рис.24) соотношение долларовой оборотной финансовой массы федеральной резервной системы и валового мирового продукта составляет 10 к 1. При этом в силу особого положения доллара на мировых финансовых рынках возникающая инфляционная нагрузка обращена на весь мир.


Рис. 24. Финансовая и реальная экономика

Обратная ситуация наблюдается в российской недомонетизированной экономике. Из рис. 25 видно, что темпы прироста российского ВВП тормозятся так называемой финансовой стерилизацией, или изъятием денежных масс из оборота, главным образом, под предлогом борьбы с инфляцией. Каждое изъятие сопровождается падением или замедлением темпов роста ВВП. Таким образом, эмиссионное финансирование развития, практикуемое во многих странах мира и совершенно игнорируемое современной российской практикой, может стимулировать развитие, и как мы уже говорили выше, даже снижать инфляцию.


Рис.25 Демонетизация российской экономики и рост ВВП

Инфляционная политика

Необходимо различать два вида товаров, относительно которых ведется учет инфляции. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение цен потребительских товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами за тот или иной период времени на рынке конечной сборки продукта. Индекс цен инвестиционных товаров отражает изменение цен на так называемые доходные активы, которые приобретаются домашними хозяйствами, то есть гражданами, не для непосредственного индивидуального потребления, а для получения в будущем дополнительного дохода. Такими товарами могут быть акций, облигаций, недвижимость, луковиц тюльпанов или бочки (баррели) нефти. Учет инфляции на инвестиционные товары является необходимым условием для поддержания стабильности экономической и финансовой системы страны, поскольку, как показывает практика, именно всплеск инвестиционной инфляции практически всегда создает предпосылки для увеличения обычной инфляции, а также для самоускорения этой же инвестиционной инфляции, которая, приобретая черты биржевого бума, в итоге заканчивается обвалом фондового рынка и глубочайшим экономическим кризисом. Именно по такому сценарию – возникновение пузырей в различных видах инвестиционных активов и, как следствие, биржевой бум - развивался пролог и Великой депрессии, и кризиса 2008 года. Таким образом, разграничение учета инфляции на потребительские и инвестиционные товары является залогом понимания глубинных инфляционных процессов, без чего, в свою очередь, невозможно представить своевременного и адекватного реагирования органов денежно-кредитной политики.

Для реализации цикла государственной политики и повышения эффективности государственной политики борьбы с инфляцией важное значение имеет понимание видов инфляции и основных причин, лежащих в ее основе. Основные виды инфляции:

  • монетарная (инфляция спроса);
  • налоговая инфляция и инфляция издержек;
  • импортированная инфляция;
  • инфляция ожиданий;
  • инфляция инвестиционного дефицита.


В мировой практике первые два типа инфляции являются наиболее распространенными, что касается Российской федерации, то одной из главных задач ее финансовой политики является борьба с так называемой монетарной инфляцией. Согласно теории монетаризма, источником инфляции является избыточное количество денег в экономике, которое обуславливает несоответствие общей денежной массы и объема товаров и услуг в обращении, что в итоге ведет к повышению уровня совокупных рыночных. Основным рецептом лечения от такого вида инфляции, согласно теории монетаризма, является ограничение эмиссии, а значит, демонетизация экономики. При этом, как правило, изъятие денег из обращения приводит к стагнации, прежде всего реального сектора, а следом за ним и экономики в целом.

Инфляция инвестиционного дефицита, во многом является противоположной вышеназванной инфляции, и наблюдается тогда, когда в национальной экономике диагностируется недостаток вливаний, которые увеличивают объемы товаров и услуг в соответствии с платёжеспособным спросом.

Природа российской инфляции имеет мало общего с инфляцией спроса. Сама структура российской экономики, ее зависимость от экспорта сырья, говорит в пользу инфляции издержек. Опережающий рост цен на сырье по сравнению с ростом цен на готовую продукцию становится главным фактором российской инфляции, хотя и не единственным. В итоге рост цен в сырьевых отраслях происходит за счет снижения прибыли предприятий обрабатывающей промышленности. Основным рычагом борьбы против инфляции издержек является тарифное регулирование естественных монополий, поскольку именно рост тарифных ставок в итоге приводит к витку инфляции.

Импортированная инфляция вызвана массированным импортом товаров по ценам, которые назначаются вне границ национальной экономики, а таможенный, в том числе и протекционистский режим, является основным способом ее регулирования. Инфляция ожидания чаще всего обусловлена психологически, ее порождает порой необоснованный ажиотажный спрос на тот или иной товар, который предупреждается методами информационного воздействия на массовое сознание. Предупреждение такого рода настроений, меры государственной антимонопольной политики являются основными рычагами контроля этого вида инфляции.

Итак, платежеспособный спрос и предложение товаров и услуг находятся под воздействием сложных, амбивалентных процессов. Заметим, что уравнение Фишера, применяемое для определения объема денежной массы в обороте, не отражает разделения инвестиционных денег и потребительского спроса, а значит, и поэтому апелляция к нему при обосновании государственной политики является необоснованной. Для того чтобы получить достоверное знание о природе инфляции, то есть затем, чтобы определить ее тип, необходимо выявить причинно - следственные связи между показателями роста цен и некоторыми экономическими факторами, прибегнув к методу экспертной оценки, к корреляционному, регрессионному, компаративному анализу. Например, коэффициент корреляции между банковскими депозитами физических лиц и ростом инфляции оказался отрицательным, причем даже с 6-летней задержки по времени, а значит, можно совершенно обоснованно заявить, что повышение уровня накоплений населением не ведет к инфляции.


Рис. 26. Коэффициент корреляции между банковскими вкладами (депозитами) физических лиц в кредитных организациях и темпом роста ВВП (а) и индексом инфляции (б)

Регулирование тарифов естественных монополий осуществляется разными методами: либо согласно индексу инфляции, либо сообразно с целью обеспечения рентабельности естественной монополии. В России выбран способ регулирования тарифов естественных монополий по индексу инфляции, и это порождает рост издержек во всей производственной цепочке, и в итоге приводит к повышению конечной цены товара на потребительском рынке.


Рис.27. Расчет коэффициента корреляции между регулированием тарифов естественных монополий и индексом инфляции

Даже беглого взгляда на рис.27 достаточно, чтобы заметить, что при выбранном в современной российской действительности подходе к регулированию естественных монополий наблюдается колебательный эффект по оси времени. Его причиной является тот факт, что на практике естественные монополии перестали быть таковыми (достаточно вспомнить ситуацию с железнодорожным транспортом, когда параллельно с РЖД появилось огромное количество частных перевозчиков), а значит, пора прекращать и их тарифное регулирование.

Основным вызовом государственной инфляционной политики является проблема сочетания целей и задач различных государственных политик.


Природа и модель российской инфляции

Многофакторная модель современной российской инфляции может быть описана элементарной формулой обратной экспоненты, которая, как правило, характеризует релаксационный, постепенно затухающий процесс. Действительно, вследствие шоковой терапии начала 1990-х гг. индекс инфляции резко подскочил вверх, а затем он стал постепенно снижаться (рис.28).


Рис.28. Природа российской инфляции

Эта модель, а также официальные прогнозы относительно уровня инфляции, позволяет сделать вывод о том, что вопреки предпринимаемым усилиям, правительству так и не удается существенно снизить уровень ежегодной инфляции. На протяжении уже нескольких лет это показатель колеблется вокруг цифры в 9%, т.н. «аттрактора». Причина этого явления кроется в самой природе российской инфляции. Изменить ее, в значит и побороть инфляцию, возможно только при условии ликвидации инвестиционного дефицита, что в свою очередь, требует адекватного понимания основных факторов роста цен теми, кто принимает управленческие решения.

Итак, на протяжении более чем 20 лет российской политической элите, вопреки разговорам о политике инноватизации, улучшении инвестиционного климата, диверсификации, так и не удалось выработать систему управления инфляцией. Научным инструментом воплощения этой цели в жизнь может послужить построение моделей, которые будут учитывать управляемые параметры, показатели инфляции и прирост ВВП (рис.29). Моделирование должно предваряться феноменологическим анализом, который даст четкое представление о факторах, определяющих природу российской инфляции.


Рис.29. Модель инфляции

С этой же целью может применяться и компаративный (сравнительный) метод. Сопоставив данные российской экономики с параметрами, например, экономики Китая, Великобритании, Японии, Бразилии и т.д. (рис. 30) мы можем сделать вывод о том, что, вопреки воспринимаемому как аксиома мнению, монетизация экономики до определенного уровня не влияет на темпы роста цен. Можно утверждать, что существует некий уровень монетизации, который оптимизирует прирост ВВП, что, в итоге, способствует снижению индекса инфляции в среднесрочной перспективе, хотя, как показывает практика, порой первоначальное насыщение финансовой системы средствами приводит к умеренному росту потребительских цен.


Рис.30. Монетизация экономик мира и инфляция: сравнительный анализ

Инвестиционная политика

Грамотная финансовая инвестиционная политика является залогом успешности развития государства как сложной социальной системы, поскольку никакого экономического развития (ни валового, ни качественного) не может быть без инвестиций. С точки зрения целеполагания инвестиционная политика, подобно другим направлениям государственной деятельности, имеет крайне сложную структуру (рис.31).


Рис. 31. Цели инвестиционной политики

Существует как минимум две модели инвестиционной политики, соотносимые с категориями развитых и развивающихся стран (рис.32). Уровень вложений в развивающихся странах, как показывает мировой опыт, находится на уровне 35- 40 % ВВП, поскольку без финансовых влияний просто невозможно представить рывка в экономическом развитии, который, как правило, является основной задачей государственной политики этих стран. Инвестирование в группе развитых стран колеблется вокруг цифры в 20-30 %. Что касается современной России, то ее инвестиционная политика представляет собой исключение из правил, поскольку уровень государственных вливаний в экономику находится ниже уровня основных развитых стран. В первом полугодии 2011 г. объем прямых инвестиций в России приблизился к уровню докризисного 2007 г., когда в российскую экономику было вложено $29,6 млрд. долларов США. Однако простейшая оценка доступных ресурсов показывает, что эта цифра потенциально может существенно превысить 100 миллиардов долларов в год.


Рис. 32. Доля инвестиций в ВВП: сравнительный анализ.

Национальный инвестиционный портфель складывается из суммы внешних частных инвестиций (3-5%), государственных федеральных (6%) и региональных инвестиций (12%), инвестиционных кредитов (20-30%) , и прежде всего, из собственных средств предприятий (50%). Современная российская инвестиционная политика нацелена, прежде всего, на привлечение внешних источников финансирования, но их объем не может превысить определенного, ограниченного уровня. В итоге, расчет на внешние источники финансирования оказывается ошибочным и даже может представлять угрозу для национальной безопасности страны, поскольку состояние экономики есть альфа и омега государственной политики. Недостаток собственных инвестиций делает национальную экономику крайне уязвимой, особенно в условиях кризиса. Более того, демонетизация российской экономики служит фактором неуспеха еще и в той связи, что она не позволяет получить дешевые, длинные кредиты и в итоге снижает эффективность и масштабы внешних источников финансирования.

На практике в осуществлении государственной политики инвестирования задействованы самые разнообразные государственные органы. Так, например, регулятивные меры Центрального банка России, таможенных органов, финансовых контрольных структур способны создать благоприятный климат для действия того или иного инвестиционного источника, предупредить отток средств из национальной экономики за рубеж, что, в частности, является настоящим бедствием для российской действительности. Ведь, по некоторым оценкам, отток капиталов из России в 2011 году достиг 80 млрд. Сам процесс распределения инвестиций осуществляется, прежде всего, посредством федерального бюджета, а также специальными учреждёнными институтами развития, например Инвестиционным фондом, капитализация которого осуществляется за счет ремиссии, выпуска ценных бумаг и их выкупа Центральным банком, а также за счет прямых бюджетных инъекций.

Типичным вызовом для инвестиционной политики является принятие решения относительно того, осуществлять ли инвестирование в производство реальных товаров и продуктов или сосредоточиться на так называемом «виртуальном», рентном по своей природе, финансовом секторе. Теория постиндустриального развития, являющаяся краеугольным камнем экономической доктрины РФ «Стратегии 2020», предполагает смещение центра тяжести экономической деятельности именно в финансовый сектор. Анализ структуры российских инвестиций позволяет говорить о том, что в настоящее время проводиться последовательное претворение этого курса в жизнь. Разрыв между вложениями в реальный и финансовый сектор в 2010 году достиг 450% (рис.33).


Рис.33. Финансовые вложения и инвестиции в основной капитал РФ (1998-2010 гг.)

Важно понимать, что сама по себе теория постиндустриального развития применима только к ограниченному кругу национальных экономик развитых стран, что обусловлено рядом исторически сложившихся реалий – сравнительно давним достижением этими странами высокого уровня экономического развития, наличия разветвленной сети производства за рубежом в странах так называемого Третьего мира. Принятие этой теории на практике в качестве политического кредо всеми странами мира не лишено оттенка трагичного футурологического мифа: будущее человечества предстанет в весьма мрачных тонах, если представить, что все страны мира станут развивать финансовый сектор экономики и перестанут производить капитализированные продукты, товары и услуги.

Долговая политика

Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении любого государства, и масштаб задач, которые государству приходится решать, превратили долговую государственную политику в один из важнейших факторов успешности страны.

Структура государственного долга включает в себя параметр внешнего, внутреннего и корпоративного долга. По понятным причинам, последний показатель отсутствовал в экономике Советского Союза.


Важное политическое и социальное значение имеет соотношение внутреннего и внешнего долга страны, именно поэтому этот показатель изменяется в зависимости от политической конъюнктуры. Внутренний долг – это нагрузка на население, нагрузка на бизнес в виде дополнительных изъятий. Если рассмотреть соотношение внешнего и внутреннего долга Российской Федерации (рис.34), то можно увидеть, что до дефолта 1998 г. внутренний долг возрастал на фоне снижения внешних заимствований. После 1998 г. возможность осуществления внутренних займов резко снизилась, но по мере стабилизации российской экономики начала 2000-х гг. внутренний долг возобновил свой рост.


Рис.34. Соотношение внутреннего и внешнего долга РФ

При анализе современной ситуации стоит обратить внимание на то, что государственный внешний долг имеет тенденцию к снижению, в то время как корпоративный долг возрастает (рис.35). С точки зрения баланса национальной экономики, не имеет значение, используют ли предприятия собственные источники развития или заемные, однако настораживает тот факт, что российский бизнес, в силу ряда причин, вынужден кредитоваться за рубежом, а значит, можно говорить о форсировании долгового характера российской экономики.


Рис.35. Государственный и корпоративный внешний долг

Выбор в пользу внутренних или внешних займов представляет собой главную проблему в рамках государственной долговой политики. Главным вызовом для практики государственного заимствования являются затраты на погашение самого долга, так называемого «ядра» или «тела долга», и, что не менее важно, на его обслуживание, то есть расходы на выплату процентов. Государство, которое не может эффективно управлять этими факторами, рискует попасть в так называемую «долговую ловушку». Этим термином принято характеризовать ситуацию, когда заемщику не удается создать, найти источники прибыли для возврата долга. В таком случае, ему приходится прибегать к повторным заимствованиям, чтобы выплачивать проценты по старым долгам, что в итоге приводит к банкротству или дефолту.


Рис.36. «Долговая ловушка»

Опыт многих стран мира показывает, что хотя порой избежать внешних заимствований просто невозможно, однако эта мера должна быть «крайней», поскольку внешний заем зачастую бывает отягощен политически, он частично и всегда ущемляет государственный суверенитет. Одним из основных институтов, выполняющих функцию кредитора, является Международный Валютный фонд (МВФ), однако кредитование не является его единственной функцией. Специализированными организациями кредиторов является Парижский клуб стран-кредиторов, который, в основном, включает в себя развитые страны, и Лондонский клуб, членами которого являются банки. Кроме того, займы могут предоставляться и национальными государствами. То, является ли государство должником или кредитором, отражает его международную инвестиционную позицию, которая представляет собой разницу между активами и обязательствами страны. По данным МВФ на 2010 год крупнейшими странами-кредиторами являлись Япония, Китай, Германия, Швейцария и Гонконг, в то время как крупнейшими заемщиками - США, Испания, Бразилия, Австралия и Италия. Россия занимает 13 место среди стран - кредиторов. Руководствуясь чаще всего политическими соображениями, желанием обеспечить лояльность тех или иных государств, а порой объективной неспособностью заемщика вернуть долг, страны-кредиторы прибегают к практике списания долгов. В частности, к 2006 г.Россия списала долги таких стран, как Ирак, Сирия, Алжир.

Ценовая политика

Заметим, что регулирование цен осуществляется даже в условиях господства рыночных методов хозяйствования в экономике. Во-первых, государство регулирует тарифы естественных монополий, которые не только являются фактором инфляции, но еще и фактором эффективности национальной экономики, поскольку расходная часть бюджетов всех хозяйствующих субъектов включает статьи по оплате энергии, услуг транспорта и связи. Цели и задачи социальной политики также требует осуществления ценового регулирования, установления потолочных цен на ряд товаров для социально незащищенных слоев населения. Ценовое регулирование, таким образом, является важным фактором социально-политической долгосрочной стабильности страны.

Основными инструментами ценовой политики является повышение или понижение ставки налогообложения, ограничения, накладываемые на маржу банков, на рентный процент, на торговую наценку.


На практике контроль над ценами является сложным и трудоемким делом. Например. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) оценивает уровень инфляции по более чем 400 позициям, в то время как реально значимых для рядового населения страны показателей насчитывается 20-30, и порой уровень инфляции по социально-значимым товарам в разы превышает средний показатель роста цен.

***
Вопросы для проверки:

  • В чем состоит специфика бюджета России как федеративного государства?
  • Каковы цели и ценности бюджетной налоговой политики?
  • Какова роль бюджетных и внебюджетных фондов в осуществлении бюджетной политики?
  • Каким образом связаны региональная и бюджетная общегосударственные политики?
  • Каковы основные вызовы бюджетной политики? Какой вызов, на Ваш взгляд, наиболее актуален для современной России?
  • Что такое целевые программ и каково их место в бюджетной политике?
  • В чем состоит основная цель и вызов денежно-кредитной политики?
  • В чем состоит условность уравнение Фишера?
  • Каким образом специфика структуры денежной массы в РФ снижает конкурентоспособность российских банков?
  • Назовите основные типы инфляции. Каков тип инфляции характерен для России?
  • Каким образом связаны внутренние и внешние инвестиции в рамках инвестиционной общегосударственной политики?
  • Каким образом структура государственного долга страны коррелируется с внутриполитической ситуацией?
  • О чем свидетельствует рост корпоративного долга в структуре государственного долга Российской федерации?
  • В чем состоят ценности и цели ценовой политики современного государства?


Вопросы для дискуссии:


  • Бюджетная политика: потребление или развитие? Разработайте систему целей, рисков, ценностей, предполагаемых результатов при осуществлении той или иной бюджетной политики.
  • Целевые программы: «за» и «против».
  • Эмиссионное финансирование: «за» и «против», преимущества и вызовы.
  • Разработайте оптимальные параметры инвестиционной политики для РФ.
  • Практика списания долгов: «за» и «против».

Читать полный курс лекций
Литература

Баздиникин А.С.Цены и ценообразование. М., 2006.
Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления. Под ред. Ю. Юнгмана, 2005.

Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Бюджет и налоги в экономической политике России. М, 2008.

Финансовые рынки и экономическая политика России. Монография — Под редакцией С.С. Сулакшина. М., 2008
.
Тейлор С. Планирование и программно-целевой подход в региональном экономическом развитии: Европейский опыт.

Шохина, Е.Я. Инфляция - проблема дефицита предложения, а не избытка спроса// Эксперт.- 2005.-№16(463).
Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Лексин В.Н., Симонов В.В., Роик В.Д. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т.2. Глава X. М.,2008.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2036
7177
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика