Лекция 8. Социально-экономический и гуманитарный блок государственных политик

Программные тезисы

Блок социально-экономических политик. Место экономической политики в структуре государственного управления. - Основные частные экономические политики. - Цели экономической политики.

Специфика управления в обеспечивающих отраслях экономики. - Понятие структурной экономической политики. - Проблемно-управленческое дерево экономической политики.
Место и роль инвестиций в экономической политике.

Типы экономического развития: капитализированное и виртуальное.

Государственная политика в сфере труда. Определение производительности труда. – Факторы производительности труда. – Заработная плата и производительность труда. - Структура производительности труда и способы повышения заработной платы.

Мотивация индивидуальной производительности. - Материальная и нематериальная мотивация. - Цивилизационный аспект политики в сфере мотивации труда. - Функция распределения населения по доходам и проблема мотивации труда. - Соотношение производительности и оплаты труда: политическое измерение.

Гуманитарные государственные политики. Основные направления государственной гуманитарной политики. - Цели и задачи государственной гуманитарной политики. - Человек как субъект и объект государственной гуманитарной политики. - Типы организации связи между человеком, производством и бюджетом: социализированный и либеральный тип.

Демографическая политика. - Понятие демографического кризиса. - Основные параметры демографического состояния. - Управляемые факторы государственной демографической политики. - Демографическая политика: цивилизационный аспект.

Поскольку в предыдущих лекциях нами не раз затрагивалось государственное управление в области социальной политики, поскольку нами уже освещалась проблема распределения населения по доходам и мы говорили о коэффициенте Джини, то в данной лекции мы сосредоточимся, прежде всего, на государственной экономической политике, которую мы будет анализировать по двум основным направлениям:

Государственная экономическая политика. Всего насчитывается 33 направления государственной экономической политики, в том числе промышленная, продовольственная, аграрная, сельскопоселенческая, конкурентная, структурная и т.д.

Загрузить лекцию в формате pdf>>>

Загрузить все слайды лекции>>>


Государственная политика в сфере труда (производительность, оплата, мотивация)

Важность рассмотрения государственной политики в сфере труда с точки зрения его оплаты, мотивации и т.д. важна потому, что именно человек является основной производящей силой. Но ведь человек, любой гражданин производит определенные блага не только для того, чтобы отдавать их государству, но и для получения заработка. В свою очередь доходы каждого отдельно взятого работника являются отдельным само значимым фактором для государственной политики потому, что именно от этого показателя, по сути, зависит восстановление рабочей силы.

Таким образом, принятие решений в экономической политике в сфере труда происходит в обстановке конфликта двух начал. С одной стороны, государство заинтересовано в как можно более высокой «отдаче» со стороны человека, то есть в максимизации производительности человеческого фактора производства. С другой стороны, помимо увеличения ВВП любое государство заинтересовано также в расширенном воспроизводстве рабочей силы, в профессиональном и ином человеческом совершенствовании, что в свою очередь, требует определенных вложений с его стороны. Именно в нахождении оптимального соотношения между получением от каждого гражданина и степенью отдачи на физическое и профессиональное совершенствование граждан состоит формирование любой государственной политики в этом пространстве.


Важность преподавания на факультете политологии основ государственной политики в экономической сфере является насущно значимой, поскольку в настоящий момент, ввиду специфики учебного плана факультетов экономики и факультетов, готовящих специалистов в области управления, не обеспечивается должной связки между знаниями экономики и тем, как эти знания применять при проектировании государственной политики. Между тем, совершенно ясно, что от успехов управления в области экономики зависит не только успешность развития страны как главный интегральный показатель качества государственного управления, но и, по большому счету, само существование государства. Современная картина – существование непреодолимого препятствия между знаниями и умениями экономистов и управленцев, обнаруживающееся с поразительной очевидностью говорение на разных языках между специалистами разного направления подготовки, оправдывает необходимость преподавания основ экономической политики политологам.

Современный междисциплинарный подход крайне необходим еще и потому, что в политическом управлении, кроме конкретных материальных целей, характерных для экономической политики как таковой, преследуются и ряд политических целей: удовлетворенность населения, предотвращение роста протестного потенциала, которые определяют состояние безопасности страны, ее авторитет и влияние в мире. Сегодня залог победы состоит в том, чтобы соединять разные методы и знания. Эффективно именно такое, творчески ориентированное государство, а не та система, которая погрязает в догматике.

Первый блок государственной экономической политики составляет управление в обеспечивающих секторах экономики. К ней относится выше рассмотренная нами транспортная политика, политика в сфере минерально-сырьевой базы, энергетическая, энергосберегающая, экологическая, агропромышленная политика и, что очень важно и актуально для России в силу специфики ее истории, сельскопоселенческая политика, а именно распределение населения, прежде всего, сельского по всей территории.


1990-е гг. больно прошлись по российской деревне. В процессе разрушения системы сел, деревень и малых российских городов произошло стягивание населения к областным центрам или республиканским столицам, резко подскочил показатель урбанизации. Несмотря на то, что традиционно в исторической социологии это трактовалось как проявление модернизации общества, то есть положительно, в постсоветских условиях процесс урбанизации носил принципиально иной характер и, в конечном итоге, это послужило вкладом в ослабление обороноспособности и, шире, жизнеспособности страны.

Вторым блоком являются финансовые политики, которым была посвящена одна из предыдущих лекций.

Третьим блоком является социальная политика в сфере оплаты труда, пенсионная, образовательная политика, политика в подготовке кадров, политика в сфере ЖКХ, демографическая политика, политика в области здравоохранения, занятости, производительности труда, политика в сфере экономики услуг.

Четвертым разделом государственной экономической политики является так называемая структурная политика, то есть оптимизация отраслевой структуры, политика диверсификации экономики, региональная политика, конкурентная или структурно-размерная политика, которая включает в себя политику регулирования естественных монополий, политика в отношении малого и среднего бизнеса и хозяйствующих субъектов.

В рамках этого раздела государственных экономических политик решаются такие вопросы, как, например, какое количество предприятий малого и среднего бизнеса и сколько крупных концентрированных предприятий необходимо иметь для решения задачи оптимизации развития страны.


В экономической науке бытует закон — «20/80». Согласно этой формуле, 20% ВВП производит малый и средний бизнес, обеспечивая 80% занятости. Таким образом, в пределах государственной политики малый и средний бизнес, в отличие от гигантов индустрии, выполняет, скорее, социальные, нежели экономические функции.

А вот крупные производственные предприятия, на которых занято около 20 % населения, согласно данному принципу, обеспечивают 80% ВВП. Важно понимать, что данное соотношение не является догмой, которую, невзирая на специфику конкретных исторических обстоятельств, должен выполнять государственный управленец. Эта формула, скорее, - наблюдение из практики, некая закономерность, а вовсе не догмат.

Помимо вышеперечисленных разделов, к особым блокам государственной экономической политики может быть отнесена промышленная, внешнеэкономическая политика, политика декриминализации экономической деятельности.


Топология, проблемно-управленческое дерево государственной экономической политики представляется крайне сложным и комплексированным. Каждая частная экономическая политика (разделы) включает в себя множество «подполитик», которые, в свою очередь, представляют собой сложную вазимосвязанную систему. Также топологическая структура экономической политики учитывает цели, которые назначают себе политики или избранные народом представители, проблемы, которые стоят на пути достижения поставленных целей, задачи, которые декомпозируются из проблем, а также пути решения этих задач. Решения могут носить нормативно-правовой или организационно-управленческий характер (создать новую комиссию или агентство), они также могут напрямую апеллировать к проблеме ресурсных, программных разверток и т.д. Таким образом, государственная экономическая политика – это чрезвычайно сложное и профессионально-квалифицированное дело.

Краеугольным камнем экономической политики любого государства, преследующего цель развития, является проблема инвестиций. Если в России ежегодные инвестиции составляют лишь 19% от ВВП и если этот показатель продолжает снижаться, то развитие страны будет иметь крайне печальные результаты. Инвестиции, по сути дела, являются «нервным узлом», альфа и омега для отдельных государственных политик, отдельных государственных сфер жизнедеятельности или жизнеосуществления, которые сходятся к инвестициям по обстоятельствам эффективности и необходимости осуществления своих главных, непосредственных функций (рис.1).

Рис.1 Инвестиции и экономическая политика

В целом и общем, существует два типа экономического развития, два генеральных сценария, по которым может выстраиваться государственная экономическая политика. Первый тип развития условно может быть назван капитализированным, которое воплощается в производстве конкретных материальных продуктов и благ для жизни человека. Второй тип развития - ценовое, или виртуальное, основанное не на динамике производства конкретных товаров и услуг, а на росте цен.

Рост ВВП России за последние годы объясняется именно этим фактором. Он был основан исключительно на благоприятной рыночной конъюнктуре в смысле высоких цен на углеводороды и на другое сырье, в обилие поставляемое РФ за рубеж. По сути дела, речь идет не о реальном, а о виртуальном экономическом росте, который неизбежно выливается в возникновение «мыльных пузырей», выдаваемых по внутриполитическим и иным соображениям за подлинный успех экономического курса. Это обстоятельство чрезвычайно опасно, поскольку «пузыри» всегда лопаются.

Выше озвученный вывод может также найти подтверждение и в отраслевой структуре российской экономики. Автором был проведен анализ по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство пищевых продуктов, химическая, металлургическая промышленность, производство машинного оборудования и транспортных средств, строительство и торговля, образование, здравоохранение, социальные, коммунальные и персональные услуги. Был подсчитан вклад материального капитализированного приращения данных видов деятельности в рост ВВП и их ценовой вклад за последние 4 года (в долях процентов в приросте показателей ВВП). Рост, обусловленный материальным капитализированным приращением, то есть реальным развитием, по добыче полезных ископаемых составляет 10% , по обрабатывающему сектору - 0,8%. Максимальная цифра – 27% – приходится на производство транспортных средств, 22% – на строительство, 18% – на торговлю. Остальные цифры – это вклад ценовой, вклад виртуальный в прирост ВВП (рис.2).

Рис.2. Структура прироста прибыли в России в 2203–2007 гг.

Каким образом это выглядит в агрегированном виде в применении к росту ВВП? Когда сообщается, что рост ВВП составляет 4,1%, то из этих 4% 90%, то есть 3,6% – это ценовое надувание. Реальный качественный рост экономики, то есть развитие, составляет лишь 0,4. Совершенно ясно, что ответственная государственная политика в такой ситуации должна предпринять самые решительные шаги в направлении инвестирования, в тарифном регулировании, в регулировании рентабельности, в диверсификации экономики, в стимулировании перелива капитала, меры протекционизма и так далее.

Политика в сфере труда

Обратимся к проблеме государственной политики в сфере труда. Труд - важнейший фактор жизни человека, национальной экономики и крепости государства. Основными характеристиками этого вида деятельности являются: производительность на уровне индивида, оплата, которая делает возможным получение гражданами рекреации, осуществление восстановления и воспроизводство рабочей силы. Не менее важной характеристикой является индивидуальная мотивация производительного труда.

Термин «производительность труда» имеет множество различных определений. Наиболее релевантное контексту данного курса дефиниция производительности труда есть выработка на одного занятого. Эта величина может относиться и к часу работы, и к единице основных фондов, и к единице оплаты труда. Таким образом, речь идет о производительности одного конкретного человека.

Если отдельно взятый работник работает непроизводительно, если экономика работает непроизводительно, то она не может быть эффективной. Соответственно выглядят и основные экономические показатели. Тем не менее, производительность труда зависит от трех факторов. Индивидуальная мотивация работника к производительному труду – всего лишь одна из позиций, один фактор. Логистика и технологии управления современным производством – это второй и более важный фактор. И, наконец, состояние основных фондов – третий фактор производительности труда (рис.3).

Рис.3. Общая структура взаимосвязи факторов, определяющих производительность труда

Таким образом, совершенно ясно, что в структуре факторов, определяющих высокую производительность труда, огромна роль работодателя, организатора производства. В современных условиях в его качестве выступает частное лицо, собственник и государство.


Вторым очень важным обстоятельством в смысле повышения возможностей воспроизводства рабочей силы в России является избавление политической элиты и администраторов от расхожего мифа о том, что повысить зарплату наемному работнику можно только в случае повышения его производительности труда. Согласно всероссийскому опросу, в 2008-2009 г. 30% населения признавались, что им хватает денег только на еду, но покупка одежды уже составляет серьезную проблему. В целом и общем, около 70 % населения заявили, что их доходов им хватает лишь на еду, одежду, покупку бытовой техники (рис.4). А ведь по сути дела, эта проблема упирается в вопрос оплаты труда.

Рис.4. Оценка россиянами своего материального положения (2008–2009)

Все разумные и вполне «оцифровываемые» доводы в пользу повышения заработной платы сегодня наталкиваются на сомнительный тезис о том, что увеличению зарплаты должно предшествовать существенное увеличение производительности труда. В противном случае повышение доходов граждан вызовет инфляцию и никакого реального эффекта на уровень жизни работника не будет произведено.

Рис.5. Структура производительности труда и ее изменчивость в балансе предприятия

Между тем, комплексная структура производительности труда включает в себя не только показатель дохода, возвращающегося работнику, но и налоги, выплачиваемые государству, издержки предприятия и прибыль собственника (рис.5). А значит, если рассматривать дилемму зарплата-производительность труда в пространстве этих четырех составляющих, то можно прийти к выводу, что зарплата также может быть увеличена, например, за счет уменьшения прибыли собственника, а для этого требуются административные и нормативные меры, например, закон, который накладывает ограничения на прибыль. Вторым путем повышения зарплаты также может являться уменьшение издержек производства.

Однако принятие такого рода решений зависит от работодателя, который осуществляет управление фондами. Если бы часть прибыли собственника перенаправлялась на обновление основных фондов, на обновление логистики управления, то за этими решениями последовало бы снижение издержек производства, что, в свою очередь, могло бы дать положительный социальный эффект — увеличение оплата труда работника. Помимо всего вышеперечисленного, тезис о хронически неоправданно заниженной зарплате российским работникам может быть подтвержден статистически. Так, сейчас производительность труда в США в 3,6 раз выше, чем в России, при этом разница в оплате труда - 9,6 раз. То есть в России в 2,5 раза выше степень эксплуатации наемного работника.


Воспроизводство рабочей силы, базируясь на балансе производства, обеспечивается материально либо через бюджет, либо через налоговую нагрузку. На сегодняшний день воспроизводство рабочей силы в России фактически лишено одного из возможных каналов финансирования – а именно, общественных фондов потребления и социального страхования в должном, необходимом для реального воспроизводства объеме (рис.6).

Рис.6. Взаимосвязь баланса предприятия, бюджетных средств и воспроизводства рабочей силы

Мотивация индивидуальной производительности труда может быть 2 типов: материальная и нематериальная (рис.7). Материальная мотивация возникает тогда, когда оплата труда приводит к увеличению трудовой отдачи. Нематериальная мотивация труда имеет несколько иные движущие рычаги, такие как смысл жизни, престижность труда, социальное положение, статус и признание.

Рис.7. Индивидуальная мотивация труда

Очень важно представлять себе, что мотивация человека к труду зависит от его потребности. Однако в природе человека наблюдается волновая природа потребностей, связанная с разными группами товаров – элементарные, базовые товары, такие, как еда, одежда, потребности более высокого уровня, такие как машина, дача, дом, и наконец, потребности в престижном месте отдыха, путешествия за границу, потребление предметов роскоши (рис.8). С запросами на потребление данных товаров напрямую связан вопрос мотивации труда. Для определённой группы граждан, потребности которых достаточно скромны, мотивирующий уровень оплаты труда будет заведомо ниже, чем мотивирующий уровень вознаграждения тех, кто ориентируются на потребление более высокоположеных групп товаров и услуг.

Рис.8. Сущность волновой природы трудовой мотивации

Эффективность курса на материальную мотивацию труда имеет зекральным отображением распределение населения по доходам. В СССР функция распределения по доходам была однородная, то есть население было гомогенно с точки зрения доступа к благам. После распад СССР вид этой функции претерпел существенные изменения (рис.9). Объяснить эту модификацию может тот факт, что фактически государство, приняв решение о плоской подоходной ставке налогообложения, самоустранилось от осуществления государственной функции распределения доходов. Это обстоятельство имеет важную гуманитарную проекцию. По данным Института проблем народонаселения несправедливое распределение доходов, его осознание на психологическом уровне простыми гражданами, оказывает даже большее отрицательное воздействие на продолжительность жизни, чем материальные условия жизни.

Рис.9. Функция распределения по доходам

Не менее важным обстоятельством, которое должно быть принято во внимание, является историческая динамика изменчивости производительности труда и оплаты труда (рис.10). Ситуации, когда производительность труда существенно начинает превышать оплату труда, свидетельствуют о повышении степени эксплуатации, которое совпадало с крайне опасными моментами в российской истории: революцией 1917 года, 1991 годом. С другой стороны, максимальные темпы роста производительности труда (период бурного беспрецедентного роста в Советском Союзе) имеют место тогда, когда оплата труда выше, чем производительность труда.

Рис. 10. Оплата труда (1) и производительность труда (2)

Итак, главным управленческим вызовом в пространстве государственной политики в сфере труда является определение оптимального уровня оплаты труда, который бы мог стимулировать работника к повышению собственной производительности и не вызвать при этом гиперинфляцию. Построение теоретической модели показывает, что изменение коэффициента распределения фондов в пользу повышения вознаграждения работникам, то есть повышение среднего уровня оплаты труда в России до 50 тыс. рублей , может существенным образом повлиять на темпы роста ВВП, а именно, увеличить его в полтора раза (в сравнении с показателем 2008 года - с 7 до 11%). Инфляция, по данному расчету, снизилась бы на 3%. Помимо роста ВВП был бы получен и серьёзный демографический эффект: снижение смертности, увеличение продолжительности жизни и рождаемости.

Кроме того, принимая решения в области мотивации труда в случае с Россией очень важно учитывать и цивилизационный аспект. Сравнительный экспертный анализ показал, что именно нематериальный фактор (престиж, уважение со стороны сослуживцев и т.д.) в случае с Россией максимальным образом мотивирует производительность труда. В Китае, Западной Европе и Америке его значение выражено минимально (рис.11). И эти различия цивилизационной специфики должна учитываться и должны принимать форму конкретных решений в рамках государственной политики.

Рис.11. Экспертная оценка нематериальной мотивации труда в странах мира

Таким образом, императив государственной политики в сфере труда состоит в том, чтобы собственнику, каковым является государство, жесткими императивными мерами управления предписать предпринимать меры не просто по увеличению валового прироста ВВП, а принимать такие решения, которые могли бы качественно изменять структуру национальной производительности труда на уровне ВВП. Из анализа текущей структуры ВВП с точки зрения стоимости производимых товаров и услуг видно (рис.12), в пользу кого, по большей части, осуществляется распределение структурных звеньев ВВП: в пользу зарубежных экономик в вопросе финансового суверенитета России, в пользу национальной банковской системы и частного собственника-работодателя и т.д. 

Рис.12. Структура национальной производительности труда на уровне ВВП страны

Гуманитарные государственные политики

Оценить эффективность государственной политики в отношении человека можно при помощи индекса развития человеческого потенциала (ИРПЧ), который включает в себя такие показатели, как здоровье, образованность, квалифицированность и т.д. Динамика изменения данного индекса для СССР и РФ отнюдь не оптимистична (Рис.13).

Рис.13. Динамика ИРПЧ ( 1970–2010)

Государственная политика в гуманитарной области диверсифицирована по нескольким более частным направлениям:

  • государственная демографическая политика;
  • государственная политика в сфере человеческого потенциала (здравоохранение, физкультура и спорт, образование, культура, наука и инновации);
  • государственная политика в сфере идейно-мировоззренческого потенциала и национального самосознания народа, в сфере воспитания;
  • государственная политика обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в сфере национальных отношений и религии.


Важно также заметить, что политика в сфере смыслов жизни человека, народа, общества, государства, в сфере идейно-мировоззренческого потенциала, национального самосознания народа, в сфере цивилизационной идентичности человека имеет материалистичное, а вовсе не культурологическое значение.

Человек – наиважнейшее средство производства, он производит продукты и всяческие блага, тем самым, поддерживая бюджет государства и поддерживая доходы частного капитала. В то же время в этой системе отношений «человек —производство» человек также выступает в роли цели. Он должен получить средства для воспроизводства рабочей силы, для саморазвития, для своей семьи и детей.


Существует два системных типа организации прямой и обратной связи между человеком, производством и бюджетом. В рамках первой, социализированной модели, созданная добавленная стоимость концентрируется в государственном бюджете и затем через государственные фонды общественного потребления поступает обратно к гражданам в виде оплаты труда. В рамках второго типа взаимосвязи (либеральный тип) государство отсутствует. Это – отношения между человеком – наемным работником и собственником, который оплачивает труд. Однако, государство в рамках этой модели прямым или косвенным образом создает такие условия, в которых частный капитал вынужден возвращать часть произведенных благ человеку-работнику через систему благотворительности. Именно таким образом, в частности, построена налоговая система в Соединенных Штатах Америки, где значительная часть ресурсов, получаемых человеком на рекреацию, поступает не только через прямую оплату труда, но через систему благотворительности.

Что касается современной российской действительности, то в государственном бюджете, в функциональной классификации, можно найти следующие статьи расходов: образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физкультура, средства массовой информации, жилищная и экологическая политика. Напомним, что статья в российском бюджете «Социальная политика», по большей части, есть расходы на выплату пенсии и пособий. Она не является аналогом расходной статьи бюджетов зарубежных стран, где за статьей «Социальная политика» скрываются расходы на образование, здравоохранение, социальные трансферты, вспомоществование отдельным социальным группам и так далее.

Построение графика бюджетных ассигнований за 2011-2014 гг. показывает, что расходы на «социалку» будут последовательно снижаться. Таким образом, мы можем говорить о том, что заявленный в Конституции тезис о том, что Россия есть социальное государство, не подтверждается на практике (рис.14).

Рис.14. Структура расходов бюджета (2011–2014)

Демографическая политика

Переходим к рассмотрению демографической политики. Во многом, демографическая политика является первенствующей по отношению к нижеизложенным видам деятельности, поскольку от ее качества, по большому счету, зависит то, появится ли субъект управления или нет.
Демографический кризис - словосочетание, характеризующее положение дел в современной России. Под демографическим кризисом понимается резкое снижение численности населения, не связанное с войнами, революциями и т.п., которое началось в 1990-е годы впервые в длительной истории России.

Само по себе демографическое состояние складывается из мужской и женской рождаемости, мужской и женской смертности, из сальдо миграции и ожидаемой продолжительности жизни.


Принципиален вопрос относительно причин демографического успеха или неуспеха. Одна группа исследователей считает, что превалирующее значение имеют факторы материального характера, между тем, проведенные исследования российской истории свидетельствует в пользу ошибочности данного вывода. Человек – существо социальное и действующее сознательно, в отличие от своих биологических собратьев, хотя в его природе имеется и биологическая составляющая. Однако, мотивация его деятельности всегда ментальна – смыслы жизни. Психологическое состояние человека оказывается фактором гораздо более значимым, чем материальные условия жизни. В наборе ментальных характеристик фактор цивилизационной идентичности оказывается очень важным. Исторический анализ показал, что в моменты распада страны наблюдалось серьезное снижением доли русского населения (рис.15).

Рис.15. Связь доли русского этноса в российском населении и судьбы государства ("русская пила")

Оказывается, что смертность, продолжительность жизни в современной России зависят от этничности, и для русского этноса риски являются существенно более высокими. Если сравнить продолжительность жизни и уровень смертности русского этноса и других народов в одних и тех же регионах России, то русские окажутся в самой неблагоприятной позиции. Интересно, что у кавказских народов России, которые в настоящее время демонстрируют наилучшие показатели рождаемости и продолжительности жизни, происходит возрождение духовного национального, этнического сознания. Русский же этнос, наоборот, находится в условиях снижения этих потенциалов.

Агрегированный показатель рождаемости (прибыль человек в год), смертность, продолжительность жизни и сальдо миграции вместе составляют понятие коэффициента витальности, измеряемого как количество человеческих жизней, прибывающих при показателе выше нуля или убывающих в год в той или иной стране.


Демографические провалы или, наоборот, успехи, напрямую связаны с определенными событиями, в том числе, формируемыми рукотворно, в рамках государственной политики. Среди управляемых факторов демографической политики можно назвать фактор цивилизационной идентичности, мировоззренческую определенность населения (смысл в жизни или бессмыслица в жизни), а также в целом и общем осуществление активной государственной политики по всем обстоятельствам жизни человека (рис.16).

Рис.16. Идентичность и демографическая политика

Исследования показывают, что оптимизация по каждому из этих факторов позволяет получить максимальный демографический успех, за исключением материального фактора. Успех демографической политики достигается при двух, диаметрально противоположных, его значениях: при благоприятных и неблагоприятных материальных условиях. На стадии формирования государственной политики, на стадии постановки цели достижения демографического успеха, политическому руководителю и управленцу необходимо знать способы и точки приложения управленческого воздействия. Такие факторы, как образование, воспитание, потребности, ценностные установления, менталитет, вера, традиции, определяют психологический тонус личности. Исторический корреляционный анализ факторов, воздействующих на репродуктивное поведение населения (с 1897 г.) показывает, что большая часть факторов носит нематериальный характер (рис.17).

Рис.17. Демографические причинно-следственные связи (корреляционные анализ с 1897 г.)

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что для российского общества какие-либо демографические проекты правительства, которые не будут предусматривать создания благоприятного психологического состояния населения, а будут возлагать все надежды на материальный фактор, в силу цивилизационной специфики населения будут малоэффективны.

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные направления экономической политики.
В чем специфика структурной политики?
Каковы основные задачи и цели государственной политики в сфере труда?
Каковы пути и способы повышения производительности труда?
В чем состоит российская цивилизационная специфика управления в сфере труда?
Производительность труда и рост заработной платы: политический аспект.
Что такое демографический кризис?
Что такое коэффициент витальности?
Какие факторы необходимо учитывать при проектировании государственной демографической политики?

Читать полный курс лекций

Литература

Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. /под ред. Л.В. Сморгунова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
Бобков В.Н. Доходы населения и их дифференциация. М., 2000.
Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям. Под ред. Е.М. Примакова и В.Л. Макарова. М.: Наука, 2004.
Орлов И.Б., Сулакшин С.С., Колесник И.Ю., Вилисов М.В. Государство социального гуманизма – от теории к практике М.: Научный эксперт, 2008.
Саградов А.А. Экономическая демхография. М., 2005.
Симонов В.В. Идеология и структура федерального бюджета России как отражение ее социально-экономической модели. Материалы научного семинара. Вып. 6(36). М.: Научный эксперт, 2010.
Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Колесник И.Ю. Государственное управление в России и труд. М.: Научный эксперт. 2010.
Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. №2.
Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики Монография. Экономика, Научный эксперт – М., 2007.
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., Экономика, Научный эксперт, 2007.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
743
2183
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика