Бегство капитала из России: есть ли выход?

Бегство капитала из России: есть ли выход?

Материал подготовила эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко на основе Трудов Центра «Отток капитала из России: проблемы и решения»


Центральный Банк повысил прогноз оттока капитала на 2014 год с 90 до 128 млрд долл США. Об этом свидетельствует проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов», опубликованный на сайте регулятора. Параллельно ухудшению прогноза по оттоку капитала Правительство принимает решение о деофшоризации только предприятий ОПК и компаний, выполняющих гособоронзаказ. Крупный бизнес, который продолжает выкачивать из страны ресурсы и направлять полученные от их продажи средства за рубеж, вероятно, избежит ограничений.

В предыдущей статье "Как остановить отток капитала?" мы рассматривали способы смягчения негативного влияния объективных причин, вызывающих отток капитала. Данная статья посвящена минимизации субъективных факторов, особо актуальных в период ужесточения государственной политики, обострения экономических проблем в стране. Эти предложения могли бы содействовать смягчению негативных последствий наблюдаемого в настоящий момент массового оттока капитала. Рекомендации предполагают изменение поведенческой психологии политической и бизнес элиты, которая в силу не доверия к стране предпочитает хранить сбережения за рубежом.

1. Сохранение капитала через такие механизмы, как вывод из-под российской юрисдикции компаний и основных средств вследствие опасений возможности рейдерских захватов, национализации бизнеса, пересмотра итогов приватизации, связывание российских активов обязательственными правами в отношении имущества, в том числе залогами, займами. Предлагается обеспечить дополнительные механизмы защиты, включая использование международных и зарубежных третейских судов, при условии создания компаний в рамках российской юрисдикции и добросовестного исполнения налоговых обязанностей а также создать налоговые преференции для такого передвижения капитала.

Минимизацию возможных рисков для капитала через организацию длинной цепочки собственников для сокрытия бенефициара предлагается совершить с помощью дополнительной административной и налоговой нагрузки на компании и предпринимателей, использующих эти механизмы. Предусмотрено также повышение степени открытости информации, касающейся деятельности компаний: введение требований о раскрытии бенефициаров, включая конечных собственников, а также контрагентов, юридическими лицами, владеющими акциями (долями участия) в организациях-нерезидентах, и совершенствование понятия бенефициара в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

Негативный эффект вывода личных сбережений физических лиц в иностранные государства с целью вложения в банки, ценные бумаги, недвижимость для обеспечения сохранности имущества возможно устранить через:

- введение дополнительного контроля или запрета, обязательного декларирования для отдельных категорий граждан в части возможности совершения таких операций;

- ужесточение требований к контролю доходов и расходов государственных должностных лиц, служащих, их родственников. Предполагается также введение обязательного использования ими безналичных расчетов для совершения платежей, превышающих средний месячный оклад (или иную твердую сумму, на- пример 50–100 тыс. руб.)

2. Увеличение капитала посредством его вывода в иностранные юрисдикции с лучшими условиями для бизнеса по сравнению с Россией негативно влияют особенно в ситуации нестабильности валюты, с которой Россия столкнулась в текущий момент. Предлагается, во-первых, установить срок обязательного нахождения инвестиций на территории России для капитала иностранного происхождения, вложенного в качестве прямых инвестиций в российские компании. Во-вторых, ввести налог на капитал российских резидентов, желающих осуществить прямые инвестиции за рубежом. Уплаченный налог может быть возвращен при осуществлении компанией с российским участием прямых инвестиций из-за рубежа, а также в случае поставок произведенных товаров в Россию.

3. Снижение издержек за счет уменьшения налогооблагаемой базы через использование офшорных компаний. Российский крупный бизнес чаще всего прибегает к подобной схеме, в результате российский бюджет недополучает налоги, что правительство компенсирует через повышение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Для преодоления данного фактора предлагаются следующие мероприятия:

- наделение уполномоченных банков, других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, правом приостанавливать проведение сомнительной финансовой операции и другой сделки с денежными средствами или иным имуществом при наличии подозрения, что она может быть связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, на срок до 30 дней и направлять соответствующие информацию и материалы в правоохранительные и иные уполномоченные органы;

- организация взаимодействия ФНС и ФТС, введение обязанности ФТС сообщать и направлять таможенные декларации в ФНС в случае, если возникают сомнения в стоимости ввозимых товаров;

- наделение ФНС полномочиями обращения в суд для признания сделки притворной или мнимой;

- увеличение требований к размеру уставного капитала для коммерческих организаций, которые реализуют финансовые операции с валютными ценностями или имеют иностранных контрагентов (нерезидентов), или введение аккредитации таких организаций;

- ужесточение ответственности органов управления и учредителей «фирм-однодневок»;

- установление запрета на заключение договоров с коммерческими организациями - нерезидентами в течение 3 лет с момента их государственной регистрации как юридического лица, запрета на осуществление финансовых операций с валютными ценностями;

- предоставление права органам, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, направлять запросы в уполномоченные банки, другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также получать справки по операциям и счетам юридических лиц до возбуждения уголовного дела.

Бизнес также может использовать возможности соглашений о двойном налогообложении для выбора налоговой юрисдикции вне России. В таком случае государство должно внести в соглашения о двойном налогообложении положение об обмене ин формацией об операциях с офшорными компаниями, а также положение, которое введет обязанность для налогоплательщика доплачивать разницу в российский бюджет на величину разницы российской и оффшорной ставок. В первую очередь это должно затронуть те страны с льготной ставкой, в которые устремлен основной поток российских инвестиций (а по сути вывод в офшоры) - это Кипр, Нидерланды, Виргинские острова и др.

Для вывода капитала бизнес также может использовать фиктивные и зависимые зарубежные компании. Для уменьшения проведения подобных мнимых сделок рекомендуется:

- повысить эффективности контроля за применением трансфертных цен. В перспективе ужесточить ответственность за неполную уплату или неуплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и финансовыми условиями сделок между не являющимися взаимозависимыми лицами;

- сократить время мониторинга контролируемых сделок, чтобы избежать использования «фирм-однодневок». Для этого рекомендуется сократить срок уведомления налогового органа о контролируемой сделке;

- обязать крупнейших налогоплательщиков получить предварительное согласие налогового органа на проведение контролируемой сделки, установив обязательность предъявления для проведения соответствующей валютной операции в уполномоченный банк решения налогового органа об удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия;

- ввести обязательное резервирование встречного предоставления по сделкам (в виде страхования или на депозите) вплоть до получения соответствующих выплат или товаров, работ, услуг по договору;

- организовать товарные биржи экспортных товаров (нефтепродукты, золото, ряд металлов и др.), продажа которых за рубли могла бы стать регулятором спроса и предложения рублевых средств со стороны нерезидентов. Это также позволит снизить возможности использования коррупционных схем для вывода капитала из России.

4. «Отмывание» капитала, полученного незаконным путем, для придания видимости право мерности владения капиталом нейтрализуется через систему мер.

- повышение открытости информации о деятельности компаний. Достигается через совершенствование понятия бенефициара в соответствии с рекомендациями ФАТФ, введение требований о раскрытии бенефициаров, в том числе конечных собственников, контрагентов, юридических лиц, владеющими акциями в организациях-нерезидентах;

- организация, повышение эффективности обмена информацией между Росфинмониторингом, ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, ФНС, ФТС, ФСФР, ФАС, ЦБ РФ в сфере противодействия проведению незаконных операций с валютными ценностями;

- заключение соглашений об обмене налоговой информацией с офшорными зонами, включенными в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень (включая его пересмотр в сторону расширения);

- ратификация совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.

5. Поддержание благосостояния субъектов с общими интересами, к примеру родственники за границей, материнские или дочерние компании должно регулироваться предоставлением зеленого или желтого коридора для движения капитала. Зеленый коридор предполагает льготные режимы регулирования (таможенные, валютные, налоговые и пр.) с целью снижения возможных издержек экономических акторов, минимизация государственного администрирования и создание максимальной правовой защиты отношений. Зеленый коридор предоставляется в следующих случаях:

- материальное обеспечение российскими гражданами физических лиц (родственников), временно пребывающих за рубежом с целью обучения, лечения, являющихся российскими гражданами;

- материальное обеспечение российскими гражданами физических лиц (родственников), имеющих работу за границей, являющихся российскими гражданами.

При желтом коридоре предусмотрено ужесточение государственного контроля и администрирования (число отчетов, проверок), усложнение режимов регулирования, проведение разъяснительной работы с предпринимателями. Желтый коридор предоставляется для операций, которые проводят российские, иностранные граждане, законно пребывающие на территории России, и российские компании:

- материальное обеспечение физических лиц, не являющихся российскими гражданами;

- поддержка деятельность зависимых (взаимозависимых) компаний путем внесения взносов в уставный капитал;

- перевод прибыли иностранным участникам;

- иные сделки с взаимозависимыми лицами.

6. В ситуации, когда формируется благосостояние за пределами страны гражданства, в частности приобретается жилье за рубежом для личного пользования, выполняются условия, необходимые для получения вида на жительство или гражданства или исполняются обязательств перед иностранным государством в связи с наличием гражданства иностранного государства, предлагается:

- гарантировать «зеленый коридор» для такого движения капитала при условии предварительного добровольного уведомления (декларирования) и последующего подтверждения соответствующих операций;

- предоставить «желтый коридор» для остальных случаев.

7. При ценностном кризисе, который наблюдается в стране с начала 90-ых, сопровождаемом снижением уровня патриотизма, сознательном стремление к эмиграции рекомендуется политико-психологическое воздействие и пропаганда патриотизма, в том числе личным примером со стороны высших представителей российской элиты.

Итак, перечисленные причины выступают главными факторами влияния на бегство капитала в период ценностного упадка нации, недоверия к власти, обостряемого в ситуации кризиса. В текущем году эти причины стали определяющими для резкого вывода капитала за рубеж. Декларируемые властью инициативы по уменьшению оттока капитала не предполагают устранение вышеперечисленных субъективных факторов, следовательно не являются эффективными в борьбе за остановку бесконтрольного вывода российского капитала за рубеж.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2066
17593
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика