Внутренняя политика

Для чего и какой «придумана» Россия?

Для чего и какой «придумана» Россия?

Дискуссия на тему возможности и необходимости создания в России партии нового типа в достаточно короткие сроки вышла за пределы Центра научной политической мысли и идеологии. Дебаты по обсуждению инициативы получили продолжение на площадках блогосферы и социальных сетей страны, что, в свою очередь, обязывает нас активно подключиться к ним. Собственно, это и есть начало строительства партии нового типа. Она строится вовсе не для игрушек в чуровские выборы, в чем смысла нет никакого, ибо и выборы, и сами выборные органы превращены в фарс. Россия в своей модели должна измениться. Россия должна переустроиться. В России должны произойти перемены. Вот задача партии нового типа. Спасти Россию и преобразовать ее навсегда в нравственное и устойчивое государство, государство духовный лидер, государство — надежду для всего мира.

Продолжаем цикл публикаций программного документа «Послание России» инициаторов и сторонников обновления России, всех, кто поддерживает эту платформу, где будут даны ответы на вопросы «Что с нами?», «Почему?», «Что делать». Это, своего рода, обоснование плана действий для активных и неравнодушных граждан страны на ближайшие годы, призыв к объединению усилий, возможность осмысления своего места в политике и общественной жизни новой России. Это введение в политическую платформу и программу партии нового типа.


V. ДЛЯ ЧЕГО И КАКОЙ «ПРИДУМАНА» РОССИЯ?

Нам часто предъявляют формулу: «как во всех цивилизованных странах». В 1980–1990-е гг. на эту формулу, выдвинутую горбачевщиной и развитую ельцинщиной, страна повелась. Мы что — не цивилизованные?

В нулевые и последующие путинские исторические годы от этой формулы страна не избавилась. Но все страны цивилизованны, только цивилизации — разные! Каждая страна имеет свой собственный, иногда уникальный, ключ к успеху. Мы не лучше или хуже других. Мы просто другие. Какие? В чем специфика России, понимание чего нужно для построения собственной программы развития и успеха?

Мы, как государство и страна, как народ и русская российская цивилизация, рождались и развивались в других условиях и по другому, отлично от Запада или Востока.

Россия — это самостоятельное русское российское государство-цивилизация. Обычно в локальных цивилизациях бывает несколько государств-наций (например, в Западной цивилизации), а вот Россия — государство-цивилизация. Такие случаи есть еще, например, Китай, но нас больше всего волнует сейчас наша страна.

Многие мыслители задавались этим вопросом.

Н.А.Бердяев: «Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?»

Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной историей, не только этнически, культурно и цивилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, наличием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт созидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Россией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устройству, науке, культуре и образованию, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о ее устойчивом развитии в будущем. Не понимая прошлого страны, не выявив ее цивилизационной специфики и особости выдающихся успехов, причин исторических провалов и катастроф, трудно конструировать будущее развитие.

Что такое успешное государство хорошо сформулировал М.Монтень: «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое». Мы добавим: все, что укрепляло государство и народ, — это исторический подвиг. Все, что принижало их и вело к деградации, как это происходит в современности либеральной России, — это историческое преступление.

Киевская Русь, Московское княжество, Московское царство, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация — все эти названия знаменуют этапы нашей истории при неизменном содержании: русская российская государственность и государство-цивилизация.

Умное государственное управление выстраивается в значительной степени через «уроки истории». Пренебрежение опытом после 1917 г. и то же самое после 1991 г., кампания очевидного дезавуирования отечественной истории, процесса самоосознания остаются одной из причин трудностей при современном реформировании страны.

Социальные функции истории определяются тем, что она является коллективной памятью социума. Через осознание единого прошлого формируются групповые идентичности — цивилизационные, общегражданские, этнические. Как бы ни промывали мозги старшему и новым поколениям российских людей либеральные СМИ и пропаганда — социально-генетическую иммунную систему страны не истребить. Она свое обязательно возьмет — и это основа нашего исторического оптимизма.

Для общей, коллективной памяти народа России преемственная, неразрывная российская история, Российское государство едино в своей истории, различаясь лишь формами конкретно-исторического воплощения, наследующими одна другую. В этом контексте СССР, безусловно, один из этапов развития Российского государства и государственности, нашей Родины.

Мы должны знать и помнить особую историческую формулу выживания России. Само ее возникновение в природных условиях, не благоприятных для существования человека, «программировало» будущие особенности культуры и экономического уклада, традиций и национального характера, социального и религиозного облика формировавшегося Российского общества и государства. Не случайна выработанная веками способность нашего народа мобилизовываться, что называется, у последней черты. Так было в XIII и в XIV вв., в Смутное время в начале XVII в., во время наполеоновского нашествия в XIX столетии. Ситуация дважды повторилась в XX в. — в периоды Гражданской войны и фашистской агрессии. Сегодня угрожающая «последняя черта» либерализма вновь подошла к порогу нашей страны.

Столь же уникальна противоположная черта русской цивилизации — способность удивительным образом саморазрушаться. Россия — страна полярных максим: либо святость, либо не знающее границ разложение. Урок — для нас, современных российских граждан.

Самые масштабные исторические катастрофы Российского государства 1917 г. и 1991 г. произошли именно в период попыток разрушения цивилизационной идентичности России. Критические проблемы современной России во многом объясняются тем же.

Действенность единого централизованного государственного управления, осуществляемого не только через материальные факторы, но и через формирование идейно-духовных потенциалов общества, имеет для Российского государства и цивилизации особое значение. Идеология, прежде всего, как система ценностей, — это фактор, который мобилизует российский народ на исторические свершения, помогает выстоять в тяжелой ситуации, в которую он далеко не первый раз попадает. Ее утрата сегодня — одна из главных причин деградации страны.

Особенности любого государства вызревают и формируются в течение сотен лет, для России это уже более 1000 лет. Эволюция цивилизации, как и государства-цивилизации, происходит в адаптационных процессах изменчивости и закрепления обретенного опыта, оптимальных практик в культуре, устройстве государственных и общественных институтов, в строении экономики, инфраструктур, социума.

Россию ее недоброжелатели часто (до сих пор!) упрекают в некой предосудительной «имперскости». Но большая многоликая страна такова по своей сути! Идентичность страны — это не выдумка. Попытки насильственной цивилизационной «евгеники» для государства кончаются плохо.

История формирования русского народа и русской гражданственности, шедшего параллельно с формированием российской государственности, имеет большую продолжительность. Складывались различные облики того и другого, менялись конкретно-исторические наименования, различались формы воплощения. Однако общим для нашего государства, для всех форм его воплощения было цивилизационное преемство.

И если в современной Конституции фактически указывается, что в период СССР российской государственности не существовало, то это неверно.

В нашем сложно устроенном государстве роль русского этноса имела и имеет большое значение. «Русскость» не столько в этническом, сколько в цивилизационном смысле для России является жизненно важным фактором. Быть этническим русским в России — это значит иметь не привилегию, а особую цивилизационную дополнительную нагрузку и ответственность за сохранность и развитие России, за защиту сопредельных и входящих в состав России народов, за практическое осуществление межэтнической и межконфессиональной гармонии. Русский и все братские народы России в уникальной симфонии как единый народ России — это ее особая и неизменная судьба.

Схожая миссия у российских религий. Русское православие и все традиционные российские религии, ислам, иудаизм, буддизм не только формировали и сохраняли социально-культурный «код» российского общества, они все внесли государствообразующий вклад в историческое формирование России.

Принципиально важно, что учреждение нашего государства связано в российской истории главным образом не с завоеванием, как во многих странах Европы, а с присоединением. Имело место коллективное решение, отразившее рождавшуюся единую субъектность разноплеменного народа. Для внешнего мира и иностранных языков различий в содержании «русский» и «российский» нет. В современном языке в России этноним «русский» выступает скорее в качестве этнического идентификатора, тогда как «российский» — в качестве общегражданского. Но русский, по большому счету, это российский! Каков генезис «российского» и «русского» применительно к названию нашего государства? В отличие от Запада, где государство складывалось по факту покорения одного народа другим, Русское государство возникло исходно как надэтническая сила, исключая внутри себя господство или угнетение по признаку этничности и верования.

Государство изначально стало многоэтничным. Попытки обвинить Россию в имперскости западного типа несостоятельны. Россия — тип собирающего государства. В России сообразно с ее цивилизационными особенностями выстроилась модель государственности, отличная от западной. Российское общественное здание строилось не снизу вверх, а сверху вниз. Западная модель государственности является не самой оптимальной для нашего государства.

Природно-климатические условия, большая пространственная протяженность, удаленность от культурных центров — все, казалось бы, обрекало Россию на отсталость. И только единой волей государства, мощной мировоззренческой идеологической религиозной базой, концентрацией ресурсов и сил страна могла двигаться вперед и сохранять себя в условиях внешних и внутренних разрушительных атак. Понятно поэтому, что современная либеральная попытка «сократить» государство в части его бюджета, функций, собственности для России смертельно опасна.

В связи с какими особенностями сформировалась специфическая роль государства в России?

Во-первых, высокая степень рассредоточенности населения, несопоставимость людских ресурсов с пространственными параметрами, требующая поддержания территориальной целостности за счет включения фактора государственных скреп.

Во-вторых, с догоняющим типом российской модернизации, необходимостью форсированной ликвидации технической отсталости от Запада, достигаемой посредством этатистской мобилизации сил.

В-третьих, климатические и ландшафтные условия порождали особую ритмику труда (назовем ее «мобилизационным типом»), целесообразность общинной и коллективистской модели труда и распределения.

В-четвертых, особая роль государства в России определялась постоянными внешними угрозами, борьбой за выживание. Разве не так и сейчас, в условиях давления и санкций?

В-пятых, этническая и конфессиональная гетерогенность России соотносилась с особым значением государственного управления как условием сохранения полиэтничности и поликонфессиональности. А разве сейчас в этом что-то существенно изменилось?

Ведущие российские религии, прежде всего православие, ислам, закрепляли оптимальные для России основания государственного и общественного строительства и эволюции, привнося в человеческое пространство специфический пакет ценностей-мотиваторов, традиций, укладов, что дало значительный вклад в эволюцию российской государственности.

Ни одно государство не могло бы состояться в длительной временной перспективе без адекватной ценностной системы. Но Конституция 1993 г. запрещает ценностную основу для страны, ее идеологию!

В ядре каждой цивилизации есть два начала: материальное и ценностно-духовное. В истории России именно духовные ценности всегда играли основополагающую цивилизационно — и государствообразующую роль. Они закреплялись не только религиозными заветами, но и светскими ценностными сводами. Специалисты давно сошлись во мнении о содержательной близости и социальной роли, например, Нагорной проповеди и «морального кодекса» времен СССР. Современный же либеральный эксперимент игнорирует и разрушает это цивилизационное основание и скрепу российской государственности.

Ценности-мотиваторы, определяя индивидуальное и коллективное поведение людей, формируют и общества, и государства. Они вполне познаваемы и позволяют понимать специфику страны в сравнении с иными государствами. Пословица «Что русскому здорово — то немцу смерть» не менее актуальна и в обратном прочтении. Говорить, что Россия (в политическом смысле) — это Европа, особенно находясь под европейскими санкциями, ошибочно. Навязывать современной России формулы иных цивилизаций противопоказано ее успешности.

Российская государственность построена на приоритете духовного начала над материальным. Удивительная иллюстрация этого заключается в том, что большинство своих славных военных побед Россия одерживала в численном меньшинстве! Срабатывали воинский дух и верность своему Отечеству. Поэтому замещение фактора служения Отечеству так называемой профессионализацией армии, под которой на деле понимается ее коммерциализация и наемничество, не даст должной обороноспособности и геополитической крепости страны. Надо различать контрактную, или, иными словами, добровольческую, наемную, и профессиональную армию. В действительности военного профессионала отличает не столько оплата его службы из государственной казны, сколько привитый ему кодекс чести и патриотическое служение.

Исторически Россия сформировалась в разрезе этнических взаимоотношений как особый тип интегрирующего государства. Особенность заключается в не характерном, например, для Запада сохранении этнической идентичности и традиций населяющих российскую территорию народов. Русская идентичность практически всегда имела в большей степени в своем смыслообразующем ядре надэтнический характер.«Русская идея» от Хомякова и Достоевского, вселенскость исторически сформированного русского национального сознания, российская жертвенность в мировых координатах — все это не случайные черты и особенности русской российской государственности и цивилизации. Мы вправе говорить не только о национальной идее России, но и о масштабной исторической и мировой миссии России. Значимость базовых духовных и нравственных ценностей заложена как характером российской государственности, подразумевающим принцип верховенства общего блага, так и русским национальным характером, для которого «правда» и «справедливость» являются абсолютными критериями общественной жизни.

Достаточно вспомнить название первого правового свода русского государства — «Русская правда» Ярослава Мудрого. В этом плане российские и западные традиции выстраивания общественного мировоззрения принадлежат разным культурно-цивилизационным типам.

Российский этнический интеграционный путь резко диссонирует с расистским путем западного колониализма, стоившего физического существования многим народам. На деле Россия менее всего соответствует образу «тюрьмы народов». Модель СССР также акцентировала идею цивилизационной интеграции этнических идентичностей. Советский Союз самим фактом своего существования наносил решающий удар по позициям расизма. Неравенство, присвоение и паразитизм в мире, характерные для расизма, колониализма, фашизма, современного либерализма и глобализации, сдерживались большой многоэтнической Россией. Именно это определяет природу противостояния Запада и России.

Русской российской цивилизации, православию всегда были чужды паразитизм, ростовщичество, угнетение и, напротив, наиболее близка идея труда и нестяжательства.

Но сегодня основополагающие специфические черты русской российской государственности замещаются своими противоположностями, что актуализирует задачу их восстановления: от уроков труда в школе до совершенно иных образцов телевизионной пропаганды.

Российская государственность в силу своей специфики породила вполне определенные требования к конструктам самого государства. Речь, прежде всего, идет об уровне этатизма, или участия государства в делах экономики и делах общества. Либеральный миф о государстве как ночном стороже наиболее опасен именно для России, в которой исторически выработаны собственные оптимальные императивы роли и места государства в общественном развитии. Когда же ей навязывают экстремистскую либеральную модель разгосударствления и децентрализации, то экономические, социальные, да и политические результаты неизбежно становятся провальными.

Доля государственного перераспределения ресурсов или государственных расходов в ВВП в России должна быть существенной. То же самое касается уровня концентрации собственности, как производственного, так и инфраструктурного назначения — транспорта, энергетики, связи. Естественные монополии для России потому и естественные, что они наилучшим образом балансируют индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы.

Либеральный эксперимент коснулся и такого института, как местное самоуправление. Оно «отлучено» сейчас от государства, предоставлено самому себе. Как результат — пустые бюджеты, недостаточное финансирование образования, культуры и здравоохранения на местах, пассивность населения даже в собственном дворе.

А ведь в традициях Отечества — государственный патернализм в отношении земских сообществ, всемерная поддержка местных инициатив как основы гражданского общества. Их можно и нужно вернуть.

То же самое касается степени автаркии российской государственности. Сверхоткрытость российской экономики привела к угрозам национальной безопасности и устойчивости развития. Превышение оптимального норматива внешнеторгового оборота является причиной уязвимости современной России в условиях мировых финансовых кризисов.

Россия не единожды в своей истории бралась за задачи мирового масштаба. Будь то обретение миром социальной справедливости или освоение космоса, спасение человечества от глобальной агрессии фашизма или ядерной атаки, построение идеального общества. По отношению к миру Российское государство исторически несет миссию удержания его от зла и стяжания. Мировая статистика показывает, что когда распался СССР, расслоение мира, несправедливость его экономического и финансового облика резко возросли.

Причины устойчивой враждебности определенных кругов на Западе, да и в самой России к российской сути и ее истории связаны с наличием исторического элитаристского проекта «мирового господства». Россия всегда представляла по отношению к нему серьезное сдерживающее начало.

Но существует и реальный запрос значительной части мирового сообщества на выдвижение действенного альтерглобалистского проекта. Анализ показывает, что Россия сегодня, как и прежде, потенциально способна войти в ядро геополитической консолидации альтерглобалистских сил. Человечество нуждается в новом российском «послании миру».

Восстановление цивилизационно идентичного образа России, пострадавшего в последнее двадцатипятилетие, оказывается принципиальным вопросом не только отечественного, но и всемирного исторического процесса.

Для российской государственности идентичность и опора на собственный опыт культурного строительства, построения систем образования и науки, институтов формирования общественного сознания, мировоззренческой, объединяющей все общество платформы являются факторами государственной успешности.

Опыт русской российской государственности дал миру пример собирающей, неэксплуататорской, неростовщической и непаразитарной, уважительной и терпимой к народам и религиям государственности. Это весьма важно при футурологическом осмыслении будущего всего мира. Будущий мир — это не мир потребления, это мир высоких смыслов и духовности.

Затем настоящая Россия и была «придумана», затем она и нужна человеческому сообществу. Так мы понимаем ее суть и такой будем отстаивать.


ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Страна, государство и человек

Почему неприемлем нынешний облик страны?

Не надо бояться



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

1014
2632
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика