Федеративное устройство России

Федеративное устройство России В рамках рассмотрения разработанного в Центре макета новой Конституции Российской Федерации, мы уже обращались к вопросу территориального развития нашей страны, сегодня же рассмотрим вопрос ее федеративного устройства. 


Глава 31. Федеративное устройство России

Статья 134. Территориальный состав России

1. Субъектами России являются Адыгейская, Алтайская, Амурская, Архангельская, Астраханская, Башкирская, Белгородская, Брянская, Бурятская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горно-Алтайская, Дагестанская, Еврейская, Забайкальская, Ивановская, Ингушская, Иркутская, Кабардино-Балкарская, Калининградская, Калмыцкая, Калужская, Камчатская, Карачаево-Черкесская, Карельская, Кемеровская, Кировская, Коми, Костромская, Краснодарская, Красноярская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Марийская, Мордовская, Московская (за исключением г. Москвы), Мурманская, Ненецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Осетинская, Пензенская, Пермская, Приморская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Ставропольская, Тамбовская, Татарская, Тверская, Томская, Тувинская, Тульская, Тюменская, Удмуртская, Ульяновская, Хабаровская, Хакасская, Ханты-Мансийская, Челябинская, Чеченская, Чувашская, Чукотская, Якутская, Ямало-Ненецкая и Ярославская земли.

2. Каждый субъект России вправе избрать и употреблять наряду с конституционным равнозначное с ним собственное название, закрепленное в его уставе.

3. Границы между субъектами России могут быть изменены исключительно с их согласия в соответствии с федеральным законом.

Статья 135. Порядок изменения территориального состава России

1. Изменение территориального состава России осуществляется путем принятия в ее состав или образования в ее составе нового субъекта России.

2. Принятие в состав России нового субъекта России осуществляется путем добровольного присоединения к России иностранного государства или его части на основании международного договора.

3. Образование в составе России нового субъекта России осуществляется путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов России.

4. Условия и процедура принятия в состав России и образования в ее составе нового субъекта России устанавливаются федеральным конституционным законом.

5. Выход субъекта России из состава России не допускается.

Статья 136. Сфера ответственности России на федеральном уровне

1. Россия в лице федеральных государственных органов и их должностных лиц ответственна за:


а) обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности России;
б) обеспечение жизнеспособности России, целенаправленное и устойчивое демографическое, социальное, экономическое, региональное, политическое развитие России, сохранение и развитие человеческого потенциала России;
в) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;
г) определение статуса и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;
д) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранения и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации; социального, экономического и регионального развития; обеспечения продовольствием; устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России;
е) развитие оборонозначимой науки, образования и производства, организацию производства, продажи и покупки вооружений, военной техники и другого военного имущества, технологий и продукции двойного назначения;
ж) формирование и реализацию внешней политики, военной деятельности, за международные отношения и международные договоры России, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи России, координацию внешнеэкономических связей субъектов России;
з) прогнозирование развития России в социальной, демографической экономической, региональной, политической сферах, развития человеческого потенциала России; формирование, реализацию и контроль реализации научно обоснованных планов и программ государственного развития;
и) установление основ правовой системы России, принятие и изменение Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов, доктрин России и иных федеральных правовых актов, контроль и обеспечение их реализации на всей территории России;
к) федеративное устройство, установление системы федеральных законодательных, исполнительных, контрольно-надзорных, судебных и иных органов, порядка их организации и деятельности; установление основ государственной власти на уровне субъектов России и основ государственной власти на уровне муниципальных образований; формирование федеральных государственных органов;
л) адвокатура, нотариат;
м) регулирование прав и обязанностей и защиту прав и свобод человека и гражданина;
н) гражданство в России;
о) национальные отношения, регулирование и защиту прав национальных меньшинств, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
п) федеральную собственность (в том числе достояние Народа России) и управление ею;
р) регулирование экономической деятельности исходя из принципов социальной справедливости, инновационности и эффективности;
с) обеспечение единства рынка, финансовое, валютное, банковское, кредитное, налоговое, ценовое, таможенное регулирование, регулирование государственной и банковской денежной эмиссии, федеральные экономические службы, федеральные банки, включая Государственный банк России;
т) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды социального, экономического и регионального развития, государственные фонды общественного потребления России, основы налогообложения в субъектах России;
у) государственно значимые инфраструктуры транспорта, энергетики, связи, информации; деятельность в космосе, мировом океане, атмосфере и литосфере;
ф) инновации и мировое лидерство в науке и технологиях;
х) судоустройство, прокурорский надзор, кон ституционно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, решения об амнистии и помиловании, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство, основы правового регулирования отношений собственности;
ц) стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени;
ч) безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации продукции и утилизации отходов;
ш) метеорологическую службу; геодезию и картографию, наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
щ) государственные награды и почетные звания России;
э) федеральную государственную службу, основы государственной гражданской службы субъектов России и муниципальных образований;
ю) организацию и определение порядка производства и оборота ядовитых веществ, психотропных и наркотических средств и расщепляющихся материалов;
я) установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, воздушными, лесными и другими природными ресурсами и контроль его соблюдения; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрану исторического культурного наследия России.

2. Государство Россия в лице федеральных государственных органов и их должностных лиц может осуществлять полномочия в иных сферах жизнеустройства страны, не отнесенных Конституцией России к сфере ответственности субъектов России, муниципальных образований и народного самоуправления.

Статья 137. Сфера ответственности субъекта России

Субъект России в лице его государственных органов и их должностных лиц ответствен за состояние дел в следующих сферах жизнеустройства страны:

а) устойчивое демографическое, социальное, экономическое, территориальное и политическое развитие субъекта России, сохранение и развитие человеческого потенциала России;
б) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;
в) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранения и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации; социального, экономического и территориального развития; устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России; обеспечения продовольствием;
г) прогнозирование развития субъекта России в социальной, демографической, экономической, политической сферах, прогнозирование территориального развития и развития человеческого потенциала России; формирование, реализация и контроль реализации научно обоснованных планов и программ регионального развития;
д) принятие и изменение устава и иных актов субъекта России, контроль и обеспечение их реализации на всей территории субъекта России;
е) административное устройство, организация государственной власти субъекта России в соответствии с основами государственной власти субъектов России, установленными федеральным законом; установление основ государственной власти на уровне муниципальных образований на территории субъекта России; формирование государственных органов субъекта России;
ж) адвокатура, нотариат;
з) защита прав и свобод человека и гражданина;
и) национальные отношения, защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
к) собственность субъекта России и управление ею;
л) регулирование хозяйственной деятельности с соблюдением принципов социальной справедливости, инновационности и эффективности;
м) бюджет, налоги и сборы; фонды социального, экономического и территориального развития субъекта России, государственные фонды общественного потребления субъекта России; основы налогообложения на уровне муниципальных образований;
н) функционирование значимых для субъекта России инфраструктур транспорта, энергетики, связи, информации, жилищно-коммунального хозяйства;
о) обеспечение качества потребительских товаров и услуг;
п) государственные награды и почетные звания субъекта России;
р) государственная гражданская служба субъекта России;
с) пользование землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории субъекта России; особо охраняемые природные территории; охрана исторического культурного наследия России;
т) внешнеэкономические связи субъекта России;
у) иные вопросы регионального значения.

Статья 138. Сфера ответственности муниципальных образований

1. Муниципальное образование в лице местных государственных органов и их должностных лиц ответственно за состояние дел в следующих сферах жизнеустройства страны:

а) устойчивое демографическое, социальное, экономическое, территориальное и политическое развитие муниципального образования, сохранение и развитие человеческого потенциала России;
б) реализация и защита Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;
в) безопасность в области обороноспособности, борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; функционирования технических систем; народосбережения, демографического развития, сохранения и развития человеческого потенциала, здравоохранения и создания условий для ведения здорового образа жизни; образования, воспитания, культуры, науки, средств массовой коммуникации; социального, экономического и территориального развития, устойчивости государственности и эффективности политического устройства и государственного управления в России; обеспечения продовольствием;
г) прогнозирование развития муниципального образования России в социальной, демографической, экономической, политической сферах, прогнозирование территориального развития и развития человеческого потенциала России; формирование, реализация и контроль реализации научно обоснованных планов и программ регионального развития;
д) принятие и изменение устава и иных муниципальных правовых актов, контроль и обеспечение их реализации;
е) организация государственной власти на уровне муниципального образования в соответствии с основами, установленными федеральным законом и законодательством субъекта России; формирование местных государственных органов;
ж) содействие развитию народного самоуправления;
з) защита прав и свобод человека и гражданина;
и) национальные отношения, защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
к) муниципальная собственность и управление ею;
л) бюджет, налоги и сборы; фонды социального, экономического, территориального развития, государственные фонды общественного потребления муниципального образования;
м) функционирование значимых для муниципального образования инфраструктур энергетики, транспорта, информации, связи, жилищно-коммунального хозяйства;
н) муниципальная служба;
о) обеспечение качества потребительских продуктов, товаров и услуг;
п) пользование землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования; охрана памятников истории и культуры местного значения;
р) иные вопросы местного значения.

2. Государственная власть на уровне муниципальных образований осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ муниципальных образований допускается с учетом решения, принятого на местном референдуме населением соответствующих территорий.

Статья 139. Система государственных органов субъекта России

1. Систему государственных органов субъекта России составляют: законодательный орган субъекта России; высшее должностное лицо субъекта России; высший исполнительный орган субъекта России; иные государственные органы субъекта России, образуемые субъектом России в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами, уставом и законами субъекта России.

2. Законодательный орган субъекта России является постоянно действующим высшим и единственным государственным органом законодательной власти субъекта России. Наименование законодательного органа субъекта России устанавливается уставом субъекта России с учетом его исторических, национальных и иных традиций. Структура законодательного органа субъекта России устанавливается федеральным законом и уставом субъекта России.

3. В субъекте России устанавливается система исполнительных государственных органов во главе с высшим должностным лицом субъекта России. В соответствии с Конституцией России федеральные исполнительные органы и исполнительные органы субъектов России образуют единую систему исполнительной власти.

4. Высшее должностное лицо субъекта России является руководителем высшего исполнительного органа субъекта России. Структура исполнительных органов субъекта России определяется высшим должностным лицом субъекта России в соответствии с федеральным законом и уставом субъекта России. Высшее должностное лицо субъекта России избирается населением субъекта России в соответствии с федеральными законами, уставом и законами субъекта России.

5. Высший исполнительный орган субъекта России является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта России. Наименование высшего исполнительного органа субъекта России, его структура, порядок его формирования, а также наименование высшего должностного лица субъекта России и порядок его деятельности устанавливаются федеральным законом, уставом и законами субъекта России с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта России.

6. Государственные органы субъектов России и их должностные лица несут ответственность за нарушение Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов в соответствии с законодательством России.

Статья 140. Система местных государственных органов

1. Местная государственная власть осуществляется на всей территории России в городских, сельских по селениях, муниципальных районах и городских округах. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законами субъектов России в соответствии с федеральным законом. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов России в соответствии с федеральным законом.

2. Структуру местных государственных органов составляют: местный законодательный орган; глава муниципального образования; местный исполнительный орган; иные органы и выборные должностные лица местного управления, предусмотренные уставом муниципального образования. Местные государственные органы являются органами государственной власти и входят в систему государственных органов в России.

3. Порядок формирования, сфера ответственности и порядок работы местных государственных органов, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом субъекта России. По вопросу определения структуры местных государственных органов допускается проведение местного референдума в соответствии с федеральным законом и законом субъекта России. Наименования местного законодательного органа, главы муниципального образования, местного исполнительного органа устанавливаются законом субъекта России с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Депутаты местного законодательного органа, выборные должностные лица избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

5. Глава муниципального образования руководит работой местного исполнительного органа.

6. По вопросам ответственности муниципальных образований местными государственными органами и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты в соответствии с Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов России. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Статья 141. Разграничение сфер ответственности государственных органов

1. Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта России определяются порядок разграничения сфер ответственности между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов России, между федеральными государственными органами и местными государственными органами и создания единых для всех субъектов России механизмов государственного управления, установления процедур взаимодействия и межбюджетных отношений, согласования планов и программ развития, принятия решений в случаях, если они затрагивают интересы и сферы ответственности двух уровней государственной власти.

2. Законом субъекта России и принятым в соответствии с ним актом местного законодательного органа определяется порядок разграничения сфер ответственности между государственными органами субъектов России и местными государственными органами и создания единых для всех муниципальных образований механизмов государственного управления, установления процедур взаимодействия и межбюджетных отношений, согласования планов и программ развития, принятия решений в случаях, когда они затрагивают интересы и сферы ответственности двух уровней государственной власти.

Статья 142. Делегирование полномочий

1. Федеральные исполнительные органы по соглашению с исполнительными органами субъектов России могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов. Федеральным законом определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, ответственность сторон, основания и порядок досрочного прекращения передачи осуществления части полномочий, иные вопросы.

2. Не подлежит передаче на уровень субъектов России осуществление полномочий в случаях, когда это угрожает:

а) реализации и защите Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижению целей России;
б) государственному суверенитету и территориальной целостности России;
в) жизнеспособности страны, устойчивости социального, демографического, экономического, регионального и политического развития страны, сохранению и развитию человеческого потенциала России;
г) безопасности России.

3. Исполнительные органы субъектов России по соглашению с федеральными исполнительными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

4. Исполнительные органы субъектов России по соглашению с местными исполнительными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

5. Местные исполнительные органы по соглашению с исполнительными органами субъекта России могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
786
3557
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика