Где взять деньги для российской экономики?

Где взять деньги для российской экономики?

Из-за экономического кризиса и санкций приток иностранных инвестиций в Россию значительно снизился. В таких условиях развитие внутреннего инвестиционного потенциала, разработка эффективной и практически реализуемой государственной инвестиционной политики становится одним из важнейших факторов роста российской экономики.

Инвестиций не хватает

Расчеты и социологические опросы показывают, что общий объем инвестиций в экономику нужно как минимум удвоить. Искомые суммы составляют от 50 млрд до 100 млрд долл. ежегодно. Восстановление необходимого объема оборотной денежной массы в стране при том, что наращивание должно произойти в три и более раза, является очень масштабной макроэкономической задачей. Основной вопрос — как осуществить это наращивание именно в инвестиционном контуре, сохраняя инвестиционный характер и адресацию средств, уберегая их от разворовывания и перекачки на потребительский рынок. Каковы должны быть национально доступные источники средств в десятки млрд долл. в год, механизмы их доведения до получателей — в условиях множественности и сетевого характера распределения получателей, в том числе в регионах?

Где взять инвестиции?

Сотрудниками Центра научной политической мысли и идеологии был проведен сравнительный анализ возможных механизмов введения дополнительных средств в экономику. Среди них рассматривались прямое бюджетное кредитование, налоговое кредитование, внебюджетные фонды, изобретение последних лет — стабилизационный фонд, бюджет развития, банк развития, государственные банки. Такое явление в российской практике, как государственные корпорации еще не накопило достаточного опыта функционирования, чтобы можно было его анализировать наравне с остальными механизмами.

При выборе организационно-правовой формы предлагаемого механизма использовался многомерный критерий, в котором учитывалась разработанность имеющейся нормативно-правовой базы, возможность осуществления «политического» кредитования, наличие сетевой структуры размещения средств, а также необходимых материальных и человеческих ресурсов, объем аккумулируемых средств и антикоррупционная устойчивость.

Вывод при таком детализированном многомерном сравнительном анализе следующий: наиболее результативной, отвечающей поставленной задаче и критериям формой введения в экономику масштабных средств, удовлетворяющих инвестиционные потребности страны, является государственный внебюджетный фонд. Именно указанная организационно-правовая форма является наиболее эффективной и целесообразной с позиции баланса поставленных целей и минимизации рисков при их достижении.

Предлагаем ГВИКФ

Формула решения инвестиционного вопроса заключается в необходимости и возможности создания, наряду с тремя существующими государственными внебюджетными фондами, четвертого — Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда Российской Федерации (далее — ГВИКФ).

Основная функция ГВИКФ — целевое некоммерческое (политическое) кредитование, которое осуществляется как в форме возвратного и преимущественно возмездного (но по ставкам ниже, чем в банковской системе) финансирования отдельных крупных проектов, предприятий и регионов, так и путем сетевого кредитования через систему коммерческих банков, выступающих в данном случае как агенты ГВИКФ в его отношениях с получателями: малым бизнесом и (при ипотечном кредитовании) населением.

Задачи, решаемые с помощью предложенного инвестиционного механизма:

  1. Трансформация эмитируемых Банком России финансовых средств и части золотовалютных резервов в инвестиционные кредитные ресурсы;
  2. Увязка функционирования существующих Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (и его источников), Инвестиционного фонда, инвестиционной части федерального бюджета с целями, задачами и механизмом деятельности вновь создаваемого ГВИКФ;
  3. Выбор механизма и институциональной формы инвестиционно-кредитного вливания в экономику дополнительных масштабных средств, гарантирующих адресный и целевой характер инвестирования, инфляционную и коррупционную устойчивость;
  4. Обустройство политического (государственного) администрирования предлагаемого механизма с учетом необходимости согласования его работы с общественными и региональными группами интересов;
  5. Доведение инвестиционных кредитных средств до распределенных множественных получателей, в том числе в регионах: малого и среднего бизнеса, а также населения (для строительства жилья);
  6. Активизация частных финансов в контексте работы нового финансового механизма (ГВИКФ);
  7. Учет интересов коммерческих банков и активизацию механизма банковской депозитно-кредитной мультипликации.

Разработанный механизм актуализирует для экономического развития золотовалютные резервы страны, эмиссионную функцию Банка России, стимулированное синдицирование государственных и частных финансовых ресурсов.

Организационно-правовой статус ГВИКФ 

Для создания и функционирования ГВИКФ необходим Федеральный закон «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)», предметом регулирования которого являются цели создания и деятельности, принципы организации, правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации ГВИКФ, основы управления, а также порядок формирования и использования его имущества, ответственность по своим обязательствам.

В законопроекте определена организационно-правовая форма ГВИКФ — это автономное государственное учреждение в форме государственного внебюджетного фонда, наделенное статусом небанковской кредитной организации.

ГВИКФ является государственным финансово-кредитным учреждением, созданным Российской Федерацией и будет полностью контролироваться государством на всех этапах его формирования и функционирования.

Имущество ГВИКФ является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Имущество ГВИКФ формируется за счет имущества, полученного в результате ликвидации государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», и открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк», а также доходов и ГВИКФ.

Принятие и исполнение бюджета ГВИКФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Контроль за исполнением бюджета ГВИКФ осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов федерального уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Органы управления ГВИКФ — правление ГВИКФ, являющееся коллегиальным исполнительным органом и председатель ГВИКФ, являющийся единоличным исполнительным органом ГВИКФ, осуществляющим руководство его текущей деятельностью.

Являясь особым финансовым институтом, внебюджетным фондом, он попадает под администрирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. Координация деятельности ГВИКФ осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации.

Для решения вопроса о создании ГВИКФ также необходимо принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственном внебюджетном инвестиционно-кредитном фонде Российской Федерации (ГВИКФ)».

***

Принятие данных законопроектов позволит восстановить рабочий уровень монетизации финансовой системы страны, осуществить инвестиционную подкачку экономического развития, управлять пропорциями экономической развитости в отраслевом и региональном измерениях.

Материал подготовил Максим Волков на основе монографии «Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд».


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2905
11958
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика