Государственно-управленческие решения по обеспечению национальной безопасности России

Государственно-управленческие решения по обеспечению национальной безопасности России

Внешний фактор гибели государств

Важ­но найти ответ на два вопроса. Почему СССР не нашел в себе сил противодействовать развалу? И почему КГБ не смогло, если не аналогич­ным образом развалить Соединенные Штаты, то хотя бы предотвратить со­бытия в СССР?

Связи государства с внешним миром состоят из ряда транслирующих каналов: экономического, военного, дипломатического, образовательного, научного, информационного, туристско-миграционного, культурного, ре­лигиозного и др. Коммуникация по данным каналам связи может осуществляться как в неупорядоченном режиме, так и в режиме целенаправленного воздействия. Внешнее влияние способно вызвать прямо противоположные эффекты, выступая как источником развития, так и гибели. Следовательно, прямой функцией государственной власти является фильтрация поступающих че­рез соответствующие каналы иносистемных элементов. Это предполагает, по меньшей мере, институциональное установление фильтров такого рода.

По каждому из существующих каналов взаимодействия должен быть учрежден соответствующий государственный институт, функциональные задачи которого определяются общей целевой установкой обеспечения на­циональной безопасности (рис. 3.97). Фильтрационные инстанции не есть аналог «железного занавеса». Их функция определяется не ограждением системы от всего иностранного, а очисткой идущего в страну внешнего по­тока. Причем очистка эта не сводится только к режиму запретительства, но предполагает также использование по отношению к собственному населе­нию «прививок» и «противоядий». Институционально освоенными являлись, в частности, каналы экономического (Министерство внешней торговли), военного (Министерство обороны), дипломатического (Министерство иностранных дел), туристского (ВАО «Интурист СССР») воздействий. Был еще и Комитет государственной безопасности. Однако даже совокупного потенциала советских фильтрационных органов оказа­лось недостаточно. Через каналы культуры, информации, науки, религии шла целенаправленная трансляция в Советский Союз разрушающих его государственность элементов.В современной России фильтрационные механизмы, в отличие от совет­ского времени, оказались после всех реформ сведены едва ли не к нулевому уровню. Соответствующие государственные институты существуют лишь по оборонному и дипломатическому направлениям. СССР еще мог парировать доступные его технологическому уровню удары несиловой войны, но современная Российская Федерация фактически отказалась от контрдействий в этих сферах.



Совет Безопасности: новая роль в системе государственного управления

В свете актуализирующихся угроз российской государственности возни­кает необходимость пересмотра институционального положения Совбеза. Совет Безопасности РФ — орган по своему реальному потенциалу во мно­гом декоративный. Его назначение в системе государственного управления России ограничивается функциями консультанта. Совбез существует при Президенте РФ, и дело последнего воспринимать или не воспринимать его консультации. Помимо Совета Безопасности, Президент располагает и иными каналами, играющими зачастую более весо­мую роль при принятии управленческих решений. При таком положении дел единого координационного органа, ответственного за формирование целенаправленной политики обеспечения государственной безопасности, сегодня в России не существует.Для изменения сложившейся ситуации Совбез должен быть наделен ре­альными управленческими полномочиями. Более того, ввиду основопола­гающего значения фактора безопасности для государственности в целом, целесообразно определить его статус в качестве особого надправительствен­ного органа. Ориентиром институциональной реорганизации может стать положение Совета национальной безопасности США, играющего ключевую роль в выработке стратегий американской политики.Различия между СБ РФ и СНБ США заключаются не только в институ­циональном статусе, но и в сферах интересов. Если в российском Совбе­зе угрозы безопасности понимаются, главным образом, в их внутреннем аспекте, то в американском — во внешнеполитическом. Претендуя на ми­ровую роль, Соединенные Штаты пытаются, в отличие от России, отразить вызовы своим интересам еще на дальних подступах.

Стратегемы разрушения несиловых оснований российской государственности и средства нормативно-управленческого противодействия

Новые технологии геополитиче­ской борьбы ориентированы на подрыв несиловых оснований жизнеспо­собности государства противника. Это вовсе не означает отказ от старых технологий, генетически соотносящихся с парадигмами войн прошлого. Практика межгосударственного соперничества в современном мире пред­ставляет собой сложную комбинацию различных методов и приемов. Од­нако приоритет в этой борьбе имеют те из государств, чья технологическая оснащенность оказывается более инновационной.Выявить доподлинно содержание «тайного плана» борьбы против Рос­сии не представляется возможным. План на то и «тайный», чтобы не яв­ляться всеобщим информационным достоянием. Авторы принципиально отказались от конспирологического рассмотрения, связанного с поиском уличающих заговорщиков сенсационно-разоблачительных документов. Однако знание современной технологической парадигмы борьбы позволяет выявить уязвимые точки современной российской государственности от­носительно вероятного целенаправленного воздействия на нее со стороны государств-противников. Одно из базовых правил шахматной партии, внушаемых начинающему игроку, заключается в том, что прежде чем раздумывать о собственной ком­бинации, следует определить комбинационные возможности соперника. Точно это можно адресовать к ведению стратегических игр глобальной гео­политики. Сообразно с этим правилом, попытаемся посмотреть на россий­скую государственность глазами ее противников. Что следует предпринять, чтобы поставить мат государственности России?В соответствии с новыми технологическими возможностями, для это­го следует дезинтегрировать несиловые основания жизнеспособности го­сударства.Для каждого из факторов несилового фундамента российской госу­дарственности находится собственная методика его ликвидации. Ответив на вопрос «Что может сделать противник?», шахматист придумывает соб­ственную игру: каким образом ему отразить выявленные на предыдущей стадии диагностирования угрозы. Соответственно, в применении к госу­дарству должен формироваться спектр подчиненных задаче обеспечения национальной безопасности управленческих решений.Конечно, предлагаемый подход не может быть представлен в качестве жестко детерминированной детальной технологии. Комплекс управленче­ских решений в сфере защиты несиловых оснований государственности име­ет эффект опосредованного действия. Первоначально создается национально ориентированный средовой контекст. Следующим этапом формируется го­сударственническая национальная элита, которая, в свою очередь, обеспечи­вает политику укрепления несиловых потенциалов народа. Естественно, что реализация такого курса может и должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.Какие возможности разрушения несилового фундамента российской го­сударственности могут быть сегодня взяты на вооружение потенциальны­ми противниками России?

Религиозные основания

По­средством телевидения, печати и сети Интернет осуществляется транс­ляция ценностных установок, противоречащих ценностям традиционных российских религий. Под видом религиозного и шире — мировоззренче­ского плюрализма происходит размывание традиционной модели религи­озности. Провоцируются конфликты между традиционными религиями России — в частности, между православной и мусульманской конфессия­ми. Раздуваются про­тиворечий внутри православия, адресно связанная с задачей функцио­нальной дезорганизации Московской патриархии. Другим направлением усугубления институциональной деструкции внутри традиционных кон­фессий является провоцирование конфликта между муфтиятами. Усилен­но, посредством соответствующего информационного сопровождения, осуществляется распространение нетрадиционных для России религиоз­ных течений — таких как, например, ваххабизм, — человеконенавистни­ческих и иных разрушительных для сознания человека сект. Оказывается разноплановая поддержка неооккультистским течениям и группам. С дру­гой стороны, проводится компания по пороченью образа священнослужителя. Соответствующие гротескные характеристики Церкви активно внедряются в массовое сознание. Полным ходом, по аналогии с временами упадка Римской империи, распространяются суеверия, как бы религиозное шарлатанство. Дискредитируются любые устремления по укреплению религиозных потенциалов России — такие как введение в школьную про­грамму преподавания основ православной культуры.Управленческим ответом на обозначенные вызовы должна стать раз­работка раздела, посвященного обеспечению защиты традиционных рели­гий России в новой Доктрине безопасности. Ввиду нефункциональности в отношении решения указанных проблем закона о религиозных организа­циях, необходимо принять уже существующий в адекватном для вынесе­ния на уровень законодательного собрания виде, прошедший экспертную апробацию проект ФЗ «О взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями».

Идеологические факторные основания

Основным вызовом в отношении идеологических потенциалов россий­ской государственности является сохранение конституционного запрета на наличие государственной идеологии России. При этом осуществляется фактическое насаждение бездуховно-материалистической, денежно ори­ентированной идеологии, ценностей индивидуализма. Через различные каналы СМИ, науки, образования проводится поддержка западнической ценностной ориентации российской политической элиты и населения. По­лучают все более широкое распространение разобщающие, с точки зрения российской государственности, идеи. Мировая миссия подменяется узким региональным по­зиционированием. Распространяются идеологические конструкты, про­тиворечащие насущным задачам развития страны. Примером может служить образ «сырьевой империи». На фоне разоблачения «аппаратного консерватизма» открываются каналы для импорта «оранжевой революции». Продолжается кампания по искус­ственной омрачению исторического образа России. Активно утверж­даются стереотипы об постоянном империализме и автократичности русских. Следствием распространения антироссийских настроений на пост­советском пространстве является выстраивание нового типа идеологиче­ского «санитарного кордона». Очевидной управленческой мерой противодействия внешней идеологи­ческой экспансии является внесение поправки в Конституцию РФ, отменя­ющей запрет на наличие государственной идеологии. Институциональным решением должно стать создание Совета по национальной (государствен­ной) идеологии при Президенте РФ либо в структуре Совете Безопасности России.

Фактор цивилизационной идентичности

Процесс цивилизационного разложения России определяется сужением значимых идентификаторов, переходом от идентичности на уровне цивилизации к идентичностям более низкого порядка. Усиливается значение региональных идентификаторов — «сибиряки», «уральцы», «поморы», «казаки» и т. д. С другой стороны, провоцируются конфликты внутри единого идентификационного пространства — напри­мер, внутри православной идентичности: русские–украинцы, русские–грузины.Создаются различного рода препятствия распространению идеологий объединяющего типа. Со стороны гуманитарных наук проводится кампания по обоснованию несостоятельности претензий на существование особой российской (русской) цивилизации. Прямым ответом на угрозы цивилизационного обезличивания России является формальное закрепление на уровне высших государственных до­кументов, таких как Конституция, базовых ценностей российской цивилизации. Государство должно восстановить в качестве своих приоритетных задач осуществление управленческих функций, связанных с пропорциями региональной развитости и национальными отношениями в стране. Учи­тывая полиэтническую специфику страны, целесообразно воссоздать Ми­нистерство по делам национальностей РФ. Высшие цивилизационные цен­ности идентичности России необходимо номинировать также на уровне ежегодных посланий Президента РФ. Должна получить развитие система целевого государственного заказа на разработку образовательных стандар­тов, учебных программ и курсов, литературной, кинематографической, теле­визионной, культурологической и иной цивилизационно-ориентированной продукции. Требуется акцентированная поддержка государства в организа­ции массовых праздников и мероприятий, связанных с историей и цивили­зационными ценностями России.

Фактор цивилизационной нагрузки русского народа в устойчивости национальных отношений

Разрушение исторически сложившихся цивилизационных связей рос­сийской государственности определяется адресным поражением его иден­тификационного ядра — русского народа. Запутывается и девальвируется само понятие «народ». В Конституции РФ речь идет то о «многонациональ­ном народе» (в единственном числе), то о «праве на самоопределение народов России». В общественное сознание и государственную риторику внедряется стереотип о мультинациональности России и феноменологическом отсут­ствии русского народа как такового (в Конституции нет слова «русский»). Осуществляется рас­крутка темы русского национализма. Масштабные технологические манипуляции националистическими на­строениями масс получают особое распространение в периоды избира­тельных кампаний. Формируются образы русской мафии и русского фа­шизма, внедряемые не только в российском общественном сознании, но и в мировом. Провоцируются конфликты на этнической почве — погромы, убийства, бытовое насилие. Латентную поддержку получает этнический криминалитет. Криминальные образные характеристики закрепляются по национальному признаку. Создаются иммиграционные территориальные анклавы. Подрыв национального самосознания самих русских происходит посредством разрушения культурных традиций и исторической памяти. В национально-территориальных образованиях осуществляется скрытое «выдавливание» русского населения. Существующая система национально-территориальных разграничителей федералистского устройства России используется как фактор государственного разделения. Дополни­тельным фактором разрушения национального единства выступает про­цесс возрастающего социального неравенства.Для устранения обозначенных потенциальных угроз необходимо устра­нить «мину замедленного действия», связанную с оставшейся по наследию от СССР национально-территориальной моделью устройства Российской Федерации. Речь, естественно, идет не о ее коренной ломке, что только ка­тализирует риски распада, а о логике мягкого реформирования. Как опре­деленный компенсатор проводимых реформ в направлении частичной унитаризации государственного устройства должен быть принят закон «О предотвращении дискриминации по религиозному, национальному и расовым признакам». Механизмами по укреплению русских цивилизацион­ных потенциалов должны явиться поправки к законам — «Об образовании» и «О СМИ».

Фактор идейно-духовного состояния общества

Высокие идеалы целенаправленно вытравливаются из общественного сознания. Материальный фактор определяет моду на потребительство. В плане подрыва традиционных консервативных устоев используется технология «сексуальной революции». Специальной государственной под­держки оказались лишены духовные традиции отечественной литературы, кинематографа, искусства. Под видом декларации свободы творчества со­стоялось фактически снятие всех цензурных ограничений на производство и распространение деструктивной для сознания человека культурной про­дукции. Молодое поколение россиян оказывается лишенным какой-либо за­щиты от разрушительного воздействия на его сознание и психику интернет-атак соответствующих порталов. В молодежной среде осуществляется культивирование различного рода пороков и девиаций. Посредством проекта «Богема» устанавливается деструктивный поведенче­ский образец «светских львиц» и «львов». Принцип адекватности ответа предполагает создание в рамках новой Доктрины безопасности страны соответствующего раздела, посвященного обеспечению духовно-нравственной защиты российского населения. Нрав­ственность должна быть внесена в ряд высших ценностных ориентиров го­сударства и закреплена в таком качестве на уровне поправок в Конституцию. Очевидна необходимость поправок к закону «О СМИ». Вместе с тем целесо­образно принятие нового федерального закона «О защите нравственности в СМИ, Интернете и издательской деятельности». Одним из действенных механизмов формирования высоких идейно-духовных ориентиров явля­ется система государственных заказов в сфере образования, литературы, кинематографа и т. п. Среди возможных мер по оздоровлению духовного климата в стране — поправки в Налоговый кодекс в части прогрессивной шкалы подоходного налога, налога на имущество и налога на предметы роскоши.

Фактор семьи и репродуктивной ориентированности народа

Широко апробированной в мире технологией подрыва традиционных репродуктивных ориентиров народа выступают программы «Планирова­ния семьи». Сегодня они предстают в новом виде, что не изменяет заложенного в них ориентира минимизации детности. Одной из них выступает программа «Безопасное материнство». Ведется пропаган­да нуклеарной семьи и внесемейного родительства. Вместо традиционного образа женщины-матери пропагандируется образ бизнес-вумен. Проводит­ся половое, развращающее по своей сути «просвещение» среди молодежи. Осуществляется широкая пропаганда средств контрацепции. Через целе­направленное разрушение архетипических образов мужчины и женщины происходит подмена традиционных гендерных ролей. Посредством вве­дения института ювенальной юстиции ломается традиционная воспитательная модель семьи. На уровне науки ведется акцентированная поддержка неомальтузианских концептов, таких как «теория демографиче­ского перехода». Распространяются представления о возможности реше­ния кризиса депопуляции в России посредством иммиграции. Агрессивно-наступательный характер приобретает богемное культивирование половой распущенности и сексуальных девиаций. Ввиду прямой зависимости демографического развития страны от не­силовых — идейно-духовных и цивилизационных факторов в качестве основополагающих мер преодоления кризиса репродуктивности предлага­ется принятие закона «О взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями» и поправок к законам «Об образовании», «О СМИ», «О рекламе». В новой Доктрине безопасности должен появиться раздел «О демографической безопасно­сти». В сфере институциональных решений принципиальное значение име­ет учреждение правительственного органа, ответственного за осуществле­ние демографической политики.

Фактор образования

Разрушение исторически сложившейся национальной модели обра­зования наносит прямой урон квалификационным потенциалам страны. Посредством профанизации образовательного процесса девальвируются полученные в процессе обучения квалификации. Продолжение курса Бо­лонского процесса процедурно облегчает и мотивирует отток из России вы­сокопрофессиональных кадров («утечку мозгов»). Распространение через систему ЕГЭ тестовых форм контроля знаний учащихся приводит к ликви­дации развивающих методик обучения, переориентации на «механическое натаскивание» школьника на «правильное» заполнение теста. Через пере­нос на образовательную сферу модели клиентских отношений происходит выхолащивание воспитательных функций образования.Сохраняющееся системное недофинансирование приводит к орга­низационной и кадровому разложению всей сферы образования. В условиях низкой оплаты труда падаетпрестиж российского учителя. Создание отдельных элитарных центров разрушает принцип всеобщности и равнодоступности обучения. Усугубляется отрыв системы образования от реальных запросов и вызовов экономического развития России. Искусственно создается бренд образовательных программ по специальностям, сопряжен­ным с сырьевым профилем российской экономики. При этом направления инновационного типа оказываются не востребованны. Через реализованную де-факто всеобщность поступления в вузы выпускников школ проводит­ся разрушение советской системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.Значимость сферы образования в обеспечении жизнеспособности государства обусловливает необходимость разработки соответствующего раз­дела в новой Доктрине безопасности. Требуется внесение пакета поправок в ныне действующий закон «Об образовании». Наряду с ним целесообразно принять специальный закон о «О корпоративном образовании». Необходимо оперативное реагирование по пересмотру концепции вступления России в Болонский про­цесс и введения Единого государственного экзамена. Должна быть, наконец, пересмотрена модель остаточного бюджетного финансирования образователь­ной сферы. Следует прекратить функциональный хаос, порожденный объеди­нением науки и образования под вывеской одного министерства. Необходимо осуществить разработку и принять к исполнению программу восстановления роли воспитания и труда в образовательном процессе. Теоретическим основа­нием ее должно стать возрождение традиций российской педагогики.

Фактор традиции

Разрушение традиций ведет к отсутствию преемственности поколений и потому гибельно для любого общества. Для укрепления традиционалистских скреп российской государствен­ности констатация ценности национальных российских традиций должна найти отражение в федеральном законодательстве, вплоть до уровня Конституции РФ. Через систему социальных заказов необходимо осуществле­ние широкой пропагандистской кампании ценностного позиционирования исторических цивилизационных накоплений России. Особое значение сле­дует придать выработке цивилизационно-ориентированного формата пре­подавания отечественной истории (разработка новой модели учебника, со­ответствующие изменения в стандартах).

Фактор этики

Ценностная релятивизация наносит особый урон по традиционной эти­ке. Размываются четко проведенные прежде границы между добром и злом. Довершается разрушение традиционной для России модели этического вос­питания в школах. Игнорируется необходимость наличия в сознании наро­да образа положительного героя. Проводится выхолащивание героических образов отечественной истории и национальной культуры. Одновременно осуществляется героизация порока. Реализуется системное разрушение этики труда. Через соответствующие культурные образцы ведется пропа­ганда быстрого нетрудового обогащения. Широкое распространение полу­чает спекулятивная ментальность. Катализируется деструктивная по отно­шению к государственности инверсия социальных статусов в направлении нетрудовых идентификаторов. Низложению подвергается ценностный ориентир служения государству. Посредством скрытой пропаганды у молодежи формируется стремление избежать службы в рядах Вооруженных сил.Для противодействия указанным деструктивным тенденциям необходи­ма государственная политика по восстановлению традиционной системы этических координат. Импульсом к ее формированию может послужить специальное послание Президента РФ о высших ценностях российской го­сударственности. Следует принять соответствующие поправки к законам «Об образовании» и «О СМИ». При реорганизованном Совете Безопасно­сти должен быть создан орган, функционально ответственный за сохране­ние духовной культуры страны.

Фактор психологического тонуса российского населения

Прямым путем психологической дезориентации является раз­рушение традиционных координат смысла жизни. Посредством запуска механизма постоянных социальных потрясений у народа формируется чувство неуверенности в завтрашнем дне, что вызывает рост психологиче­ской неуверенности. Результатом целенаправленного информационно­го поражения является психическое разрушение личности. Через соответ­ствующую культурную и информационную продукцию проводится ши­рокая пропаганда агрессии и жестокости. В целях предотвращения всего этого государство должно взять на себя защиту психологического и психического здоровья граждан. В новой Доктрине безопасности необходимы разделы «Об информацион­ной безопасности» и «О психологической безопасности российских граж­дан». Ввиду особой уязвимости в условиях нецензурируемой циркуляции информации для детско-подростковой части населения следует разработать и принять закон «О защите психического и духовного здоровья детей».

Фактор здоровья населения

При отсутствии физического здоровья населения государство недееспо­собно. Направление этой деструкции задается общим заниженным уровнем доходности большинства населения, с соответствующим снижением уровня средств, расходуемых на рекреацию. Посредством недофинансирования со­кращается ресурсная база здравоохранения. Снижается уровень системно­сти медицинской профилактики и медицинского диагностирования. Через открытие элитных дорогостоящих центров усугубляется социальный раскол в сфере медицинского обслуживания. Посредством создания соответствую­щего бренда отдыха за рубежом осуществляется разрушение национальной реабилитационно-релаксационной системы. За счет культивирования но­вых поведенческих стереотипов реализуется подавление ценностных ори­ентиров здорового образа жизни. Ключевыми из них является принятие федеральных законов — «О здравоохранении», «О диспансеризации», «О поддержке здорового образа жизни».

Языковой фактор

Акцентированному разрушению подвергается языковая скрепа россий­ской государственности. На региональном уровне проводится курс по снижению роли русского языка в национально-территориальных образованиях РФ. Проводится широкое засорение языка неоязом. Как средство отрыва от национальной почвы и под­рыва цивилизационной идентичности выступает экспансия англоязычия. Формируются иммигрантские анклавы, население которых не адаптивно к российской среде ни в языковом, ни в общекультурном отношениях. Под­держивается курс снижения статусности русского языка в системе между­народных коммуникаций.В целях предотвращения разрушения скрепы русского языка должна быть сформирована политика языковой безопасности России. Необходи­мо осуществить ревизию Конституции РФ в направлении пересмотра по­ложения о праве республик на установление собственных государственных языков. Складывающаяся вокруг иммигрантских анклавов языковая ситуа­ция актуализирует задачу внесения поправок в законы «О государственном языке» и «О гражданстве в РФ», а также разработку нового ФЗ «О мигра­ции» (с акцентом на регулируемость миграционных процессов).

Фактор воспитания

Разрушение воспитательных ориентиров в функциях государства и общества лишает Россию перспектив на будущее. Осуществляется систем­ный подрыв традиций российской педагогики. На уровне образовательных учреждений осуществляется разделение сфер образования и воспитания. Разрушается сложившаяся в период существования СССР инфраструктура детско-юношеских досуговых, патриотических, профессионализирующих организаций.

Пакет мер по восстановлению воспитательных ориентиров Российского государства и общества детально разработан Центром проблемного ана­лиза и государственно-управленческого проектирования в рамках проекта «Государственная политика вывода России из демографического кризиса». Приоритетное значение в нем имеет принятие ФЗ «О взаимодействии ор­ганов государственной власти и местного самоуправления с религиозны­ми организациями» и «О государственном и муниципальном социальном заказе», а также внесение поправок в законы «О СМИ», «О рекламе», «Об образовании».


На основе монографии "Новые технологии борьбы с российской государственностью"


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3083
10126
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика