Государственное строительство: особенности территориального устройства

Государственное строительство: особенности территориального устройства

В 1993-м году в государственно-территориальное устройство России были заложены мины сепаратизма и болезненных противоречий, которые уже спустя несколько лет поставили страну на грань распада. С помощью ручного механизма усиления центральной власти после прихода Владимира Путина удалось отодвинуть страну от этого края, однако проблема разъединённости России в силу её неадекватного государственно-территориального устройства осталась по-прежнему острой. Нет сомнений, что её нужно решать как можно быстрее и на самом высоком конституционном уровне. Авторы многотомника "Национальная идея России" предлагают конкретные механизмы построения правильного и адеватного вызовам государственно-территориального устройства.

Государственное строительство территорий.


Проведенные исследования в сфере государственно-территориального устройства России выявили следующие факторы, в той или иной степени влияющие на жизнеспособность страны:

  • - территориальный фактор – равномерная развитость;
  • - факторы народонаселения – зависимость уровня жизни от региона проживания, гармония религиозных, культурных, духовных и национальных отношений, традиций, обеспечение русской цивилизационно-ценностной скрепы;
  • - фактор управления – эффективность системы управления.

Установлено, что на состояние факторов государственно-территориального устройства влияют следующие основные проблемы:

  • содержательное наполнение федеративной формы государственного устройства не отвечает целям и интересам сбалансированного регионального развития;
  • неравенство субъектов РФ;
  • неравномерная развитость регионов (огромные социально-экономические различия);
  • отсутствие единых социальных стандартов;
  • неразвитость инфраструктуры и коммуникаций;
  • недостаточность ресурсного обеспечения региональной политики;
  • демографический кризис;
  • диспропорциональное заселение территории страны;
  • дисгармония в сфере обеспечения русской цивилизационно-ценностной скрепы;
  • несоответствие системы власти особенностям страны и задачам, стоящим перед ней на современном этапе;
  • неэффективность государственного управления;
  • отсутствие или неразвитость правовых, организационных, финансовых, материальных, информационных механизмов управления страной, обеспечивающих ее региональное развитие;
  • нестабильность территориальной структуры управления страной;
  • слабость механизмов обеспечения целостности страны и др.

Указанные проблемы современного государственно-территориального устройства носят для России системный характер и являются для страны имманентно присущими. Цель государственного регулирования государственно-территориально го устройства, в этой связи, состоит в оптимизации факторов влияния с точки зрения перспективы развития отечественной государственности и обеспечения жизнеспособности страны. Ключевое значение в этом процессе имеет разработка комплексной методики оценки социально-экономической  эффективности регионального управления.

Отсутствие подобной методики в течение длительного времени препятствовало адекватной оценке качества системы управления. Разработка методики, позволяющей оценить эффективность государственного воздействия на региональное социально-экономическое развитие, создаст предпосылки для формирования высокоэффективной, опирающейся на математические методы модели управления, а также даст возможность оптимизировать существующую систему властных отношений с целью повышения ее социально-экономической эффективности.

Так что же нужно сделать? Какие управленческие решения необходимо предпринять? Ну, во-первых, для обеспечения равномерной развитости субъектов РФ и целостности страны необходимо: отрегулировать порядок разработки и реализации региональной политики РФ, а так же симметризация федеративной структуры; единство правового и экономического пространства, общность связующих Федерацию и ее субъекты интересов и «правил игры»; усиление механизмов, обеспечивающих целостность системы; интенсивное горизонтальное взаимодействие между регионами; децентрализация бюджетных финансов с одновременным усилением механизмов контроля их использования; сбалансированность налоговых и межбюджетных отношений; развитие инфраструктурных коммуникаций между регионами; устранение препятствий на пути внутрисистемных коммуникаций; ликвидация феномена сложносоставных субъектов РФ; снятие статусных ограничений, исключение из Конституции РФ положений о неравноправии субъектов РФ (в частности, положений о государственном статусе национальных республик); исключение из Конституции РФ принципа федеративного устройства — права на самоопределение народов в Российской Федерации как посягающего на территориальную целостность России; регулирование вопросов развития обширных территорий страны, характеризующихся климатическими, хозяйственными и демографическими особенностями, а также вопросов обеспечения суверенитета России над указанными территориями.

Все это в пятилетний срок должно быть реализовано силами правительства РФ и минрегиона РФ, а для этого необходимы - Закон РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «Об основах организации разработки и реализации региональной политики в Российской Федерации»; Доктрина регионального развития РФ; Экономическая доктрина РФ; ФЗ «О развитии Севера, Сибири и Дальнего Востока»; ФЗ «О федеральных целевых программах»; Миграционная доктрина; ФЗ «О системе расселения»; ФЗ «О территориальном планировании в РФ».

Далее, а вернее, во-вторых, чтобы гарантировать равный уровень жизни граждан независимо от региона проживания нужна разработка и реализация государственных социальных стандартов с учетом климатических, географических, экономических и национальных особенностей субъектов РФ в течение всего 3-х лет. А отвечать за это должны минрегион РФ, Минсоцздрав РФ, в соответствии с необходимыми ФЗ «Об основах организации разработки и реализации региональной политики в Российской Федерации»; Доктрины регионального развития РФ; ФЗ «О социальных стандартах».

В-третьих, создание эффективной системы государственного управления региональным развитием. Меры следующие: создание эффективного взаимодействия органов власти по вертикали и горизонтали; сбалансированное разграничение компетенции между уровнями власти; создание эффективной системы перераспределения бюджетных финансов и установление нормативов налоговых отчислений; учет особенностей регионов (природно-климатических, инфраструктурных и др.) в процессе управления регионами и принятия тех или иных решении; создание эффективной системы территориального планирования; обеспечение сбалансированной заселенности территорий; регулирование вопросов функционирования единой системы исполнительной власти в РФ; регулирование вопросов ответственности органов государственной власти и должностных лиц в системе государственно-территориального устройства. Все эти шаги необходимо предпринять в пятилетний срок, и ответсвенными иполнителями здесь должны выступать - Минрегион РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ. Требуется разработка и внедрение закона РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ФЗ «О системе исполнительной власти в Российской Федерации»; ФЗ «О конституционно-правовой ответственности»; Постановление Правительства РФ «Об оценке социально-экономической эффективности регионального управления; Демографическая доктрина; ФЗ «О развитии Севера, Сибири и Дальнего Востока»; ФЗ «О федеральных целевых программах»; Миграционная доктрина; ФЗ «О системе расселения»; ФЗ «О территориальном планировании в РФ».

Наконец, создание эффективной модели управления межнациональными отношениями, построенной на русской цивилизационной основе нуждается в соблюдении принципа многоконфессиональности при лидирующих позициях РПЦ; сохранении и развитие русской цивилизационно-ценностной скрепы; регулировании статуса русского языка как одного из ключевых звеньев русской цивилизационно-ценностной скрепы. Здесь срок уже может определяться семилетним периодом, а отвечать должно правительство РФ. Требуется принятие закона РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями в Российской Федерации»; Доктрина национальной политики РФ; ФЗ «О русском языке».

По материалам 5-го тома монографии "Национальная идея России".


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3531
14094
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика