Государственное строительство: особенности территориального устройства

Государственное строительство: особенности территориального устройства

В 1993-м году в государственно-территориальное устройство России были заложены мины сепаратизма и болезненных противоречий, которые уже спустя несколько лет поставили страну на грань распада. С помощью ручного механизма усиления центральной власти после прихода Владимира Путина удалось отодвинуть страну от этого края, однако проблема разъединённости России в силу её неадекватного государственно-территориального устройства осталась по-прежнему острой. Нет сомнений, что её нужно решать как можно быстрее и на самом высоком конституционном уровне. Авторы многотомника "Национальная идея России" предлагают конкретные механизмы построения правильного и адеватного вызовам государственно-территориального устройства.

Государственное строительство территорий.


Проведенные исследования в сфере государственно-территориального устройства России выявили следующие факторы, в той или иной степени влияющие на жизнеспособность страны:

  • - территориальный фактор – равномерная развитость;
  • - факторы народонаселения – зависимость уровня жизни от региона проживания, гармония религиозных, культурных, духовных и национальных отношений, традиций, обеспечение русской цивилизационно-ценностной скрепы;
  • - фактор управления – эффективность системы управления.

Установлено, что на состояние факторов государственно-территориального устройства влияют следующие основные проблемы:

  • содержательное наполнение федеративной формы государственного устройства не отвечает целям и интересам сбалансированного регионального развития;
  • неравенство субъектов РФ;
  • неравномерная развитость регионов (огромные социально-экономические различия);
  • отсутствие единых социальных стандартов;
  • неразвитость инфраструктуры и коммуникаций;
  • недостаточность ресурсного обеспечения региональной политики;
  • демографический кризис;
  • диспропорциональное заселение территории страны;
  • дисгармония в сфере обеспечения русской цивилизационно-ценностной скрепы;
  • несоответствие системы власти особенностям страны и задачам, стоящим перед ней на современном этапе;
  • неэффективность государственного управления;
  • отсутствие или неразвитость правовых, организационных, финансовых, материальных, информационных механизмов управления страной, обеспечивающих ее региональное развитие;
  • нестабильность территориальной структуры управления страной;
  • слабость механизмов обеспечения целостности страны и др.

Указанные проблемы современного государственно-территориального устройства носят для России системный характер и являются для страны имманентно присущими. Цель государственного регулирования государственно-территориально го устройства, в этой связи, состоит в оптимизации факторов влияния с точки зрения перспективы развития отечественной государственности и обеспечения жизнеспособности страны. Ключевое значение в этом процессе имеет разработка комплексной методики оценки социально-экономической  эффективности регионального управления.

Отсутствие подобной методики в течение длительного времени препятствовало адекватной оценке качества системы управления. Разработка методики, позволяющей оценить эффективность государственного воздействия на региональное социально-экономическое развитие, создаст предпосылки для формирования высокоэффективной, опирающейся на математические методы модели управления, а также даст возможность оптимизировать существующую систему властных отношений с целью повышения ее социально-экономической эффективности.

Так что же нужно сделать? Какие управленческие решения необходимо предпринять? Ну, во-первых, для обеспечения равномерной развитости субъектов РФ и целостности страны необходимо: отрегулировать порядок разработки и реализации региональной политики РФ, а так же симметризация федеративной структуры; единство правового и экономического пространства, общность связующих Федерацию и ее субъекты интересов и «правил игры»; усиление механизмов, обеспечивающих целостность системы; интенсивное горизонтальное взаимодействие между регионами; децентрализация бюджетных финансов с одновременным усилением механизмов контроля их использования; сбалансированность налоговых и межбюджетных отношений; развитие инфраструктурных коммуникаций между регионами; устранение препятствий на пути внутрисистемных коммуникаций; ликвидация феномена сложносоставных субъектов РФ; снятие статусных ограничений, исключение из Конституции РФ положений о неравноправии субъектов РФ (в частности, положений о государственном статусе национальных республик); исключение из Конституции РФ принципа федеративного устройства — права на самоопределение народов в Российской Федерации как посягающего на территориальную целостность России; регулирование вопросов развития обширных территорий страны, характеризующихся климатическими, хозяйственными и демографическими особенностями, а также вопросов обеспечения суверенитета России над указанными территориями.

Все это в пятилетний срок должно быть реализовано силами правительства РФ и минрегиона РФ, а для этого необходимы - Закон РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «Об основах организации разработки и реализации региональной политики в Российской Федерации»; Доктрина регионального развития РФ; Экономическая доктрина РФ; ФЗ «О развитии Севера, Сибири и Дальнего Востока»; ФЗ «О федеральных целевых программах»; Миграционная доктрина; ФЗ «О системе расселения»; ФЗ «О территориальном планировании в РФ».

Далее, а вернее, во-вторых, чтобы гарантировать равный уровень жизни граждан независимо от региона проживания нужна разработка и реализация государственных социальных стандартов с учетом климатических, географических, экономических и национальных особенностей субъектов РФ в течение всего 3-х лет. А отвечать за это должны минрегион РФ, Минсоцздрав РФ, в соответствии с необходимыми ФЗ «Об основах организации разработки и реализации региональной политики в Российской Федерации»; Доктрины регионального развития РФ; ФЗ «О социальных стандартах».

В-третьих, создание эффективной системы государственного управления региональным развитием. Меры следующие: создание эффективного взаимодействия органов власти по вертикали и горизонтали; сбалансированное разграничение компетенции между уровнями власти; создание эффективной системы перераспределения бюджетных финансов и установление нормативов налоговых отчислений; учет особенностей регионов (природно-климатических, инфраструктурных и др.) в процессе управления регионами и принятия тех или иных решении; создание эффективной системы территориального планирования; обеспечение сбалансированной заселенности территорий; регулирование вопросов функционирования единой системы исполнительной власти в РФ; регулирование вопросов ответственности органов государственной власти и должностных лиц в системе государственно-территориального устройства. Все эти шаги необходимо предпринять в пятилетний срок, и ответсвенными иполнителями здесь должны выступать - Минрегион РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ. Требуется разработка и внедрение закона РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ФЗ «О системе исполнительной власти в Российской Федерации»; ФЗ «О конституционно-правовой ответственности»; Постановление Правительства РФ «Об оценке социально-экономической эффективности регионального управления; Демографическая доктрина; ФЗ «О развитии Севера, Сибири и Дальнего Востока»; ФЗ «О федеральных целевых программах»; Миграционная доктрина; ФЗ «О системе расселения»; ФЗ «О территориальном планировании в РФ».

Наконец, создание эффективной модели управления межнациональными отношениями, построенной на русской цивилизационной основе нуждается в соблюдении принципа многоконфессиональности при лидирующих позициях РПЦ; сохранении и развитие русской цивилизационно-ценностной скрепы; регулировании статуса русского языка как одного из ключевых звеньев русской цивилизационно-ценностной скрепы. Здесь срок уже может определяться семилетним периодом, а отвечать должно правительство РФ. Требуется принятие закона РФ «О поправках в Конституцию РФ»; ФЗ «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями в Российской Федерации»; Доктрина национальной политики РФ; ФЗ «О русском языке».

По материалам 5-го тома монографии "Национальная идея России".


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
674
1574
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика