Идейная коррупция в России

Идейная коррупция в России

В 2013 году Президент РФ утвердил Концепцию общественной безопасности. В ней, в частности, указано, что «являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене» [1].

Критичность ситуации признается на самом высшем уровне, впрочем, рядовые граждане также обеспокоены этой проблемой и считают ее одной из ключевых в стране. Согласно данным социологического мониторинга, реализуемого с 2005 года, тревога россиян относительно распространения коррупции только усиливается (см. рис.1).


Рис.1. Численность россиян, считающих, что коррупция является одной из главных проблем в стране.

Коррупция отрицательно сказывается и на имидже России за рубежом, так как международные компании широко анонсируют результаты своих исследований в этой области. К примеру, в популярном глобальном исследовании The Corruption Perceptions Index (Индекс восприятия коррупции) наша страна неизменно занимает аутсайдерские позиции, и в 2013 году оказалась на 127-м месте из 175-и возможных, расположившись между Пакистаном и Бангладешем. [2]

Объемы финансовых средств, вовлеченных в преступления коррупционной направленности, резко возросли, зафиксирован рост доли взяточничества в общей массе совершаемых преступлений, произошла резкая эскалация размеров взяток. [3]

Кроме того, что коррупция является одним из главных препятствий повышения уровня жизни граждан, экономического развития и привлечения иностранных инвестиций, одним из ключевых факторов ухудшения социально-психологического климата в обществе, она угрожает суверенности государства и, следовательно, самому факту существования страны.

И в этом ведущая роль принадлежит идейной коррупции, то есть действиям, в результате которых общественный и государственный интерес подменяется на более узкий частный, что приводит к монополизации и ограничению пространства выбора властных решений. Под это определение подпадают следующие проблемы:

-  Произвол государственных служащих в выборе целей и средств государственных решений, стратегий и действий.

-  Неприемлемо низкое качество государственных решений, декларативность государственных политик.

-  Бессистемное эпизодическое лоббирование разработок государственно-управленческих решений различными группами интересов.

-  Монополизация идей при принятии государственно-управленческих решений, привлечение одних и тех же разработчиков с определенными идеологическими и ценностными установками.

Наиболее ярким примером идейной коррупции служит последовательно реализуемый в России либеральный курс. Несмотря на оценки экспертов и явные негативные тенденции для экономики страны, этот курс продолжает проводиться с необычайным упорством. Фактически ответственности за результаты либерального управления нет, как не предусмотрены ни порядок доказательства, ни доказательные базы деятельности такого рода.

Идейная коррупция представляет собой симбиоз некомпетентности или непрофессионализма и государственной измены. Политические деятели, государственные служащие, умышленные или неумышленные действия которых снижают жизнеспособность страны, должны нести за это ответственность. В случае непрофессионализма – дисциплинарную, в случае понимания возможности наступления негативных последствий – уголовную. В данный момент попыток осуществить правовую квалификацию идейной коррупции не предпринимается, в том числе по причине методологической, общественно-политической и уголовно-правовой сложности оценки такого рода действий. Однако вопрос о трактовке управленческих решений, приводящих, например, к несправедливому перераспределению собственности, экономическим кризисам, или геноциду отдельных групп населения, остается открытым.

Какие меры могут способствовать выявлению и ограничению идейной коррупции?

Во-первых, повысить прозрачность государственного управления, установив четкие и понятные цели и стратегии развития государства.

Во-вторых, улучшить качество государственных решений путем активного привлечения экспертов в соответствующей области. Целесообразно создание единого экспертного пространства, позволяющего публично анализировать и сопоставлять цели и возможные результаты государственных решений. Использование научно-экспертного потенциала страны, в том числе и регионального, и ротация его носителей, позволит достичь баланса парадигм и концепций и не допустить идейного монополизма.

В-третьих, ввести обязательную независимую экспертизу властных решений, в том числе и в уголовном процессе, и обязать чиновников не только знакомиться с результатами таких экспертиз, но и давать мотивированные объяснения в случае отказа от их использования в управленческой практике.

В-четвертых, присвоить авторство каждому официальному документу, указывая его автора, разработчика или инициатора. Данные об участии в подготовке проектов официальных документов включать в личное дело. Подобная практика будет не только способствовать более ответственному подходу к принятию управленческих решений, но и позволит выявить кадровые проблемы и оптимизировать штаты без ущерба для деятельности в целом.

В-пятых, составить так называемые кадровые истории, в которых были бы отражены все места учебы и работы чиновников (в том числе в экспертной деятельности, и работы на договорной основе), как в России, так и за ее пределами, и сделать их полностью открытыми. Представленная информация должна подлежать проверке специально уполномоченными органами и быть основанием для отказа в замещении должности.

Материал подготовила к.соц.н. Хвыля-Олинтер Надежда на основе монографии "Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике".



[1] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. См.: http://www.kremlin.ru/acts/19653

[2] См.: http://www.transparency.org/cpi2013/results

[3] См.: http://rusrand.ru/forecast/den-borby-s-korruptsiej


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2265
6851
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика