«Интеллектуальное сопротивление» — поиск ответа на вопрос «что делать?»

«Интеллектуальное сопротивление» — поиск ответа на вопрос «что делать?»

Автор Владимир Викторович Волк — эксперт Центра Сулакшина.

Фото: фрагмент картины из собрания Краснодонского музея «Молодая гвардия».

На текущей неделе начал свою работу открытый дискуссионный Клуб «Интеллектуальное сопротивление», организованный Центром научной политической мысли и идеологии (Центром Сулакшина). Если отбросить некоторые технические нюансы, связанные с качеством видеотрансляции мероприятия на канале «Ютуб», то можно охарактеризовать событие как «лёд тронулся».

Общественные структуры, кружки, комитеты и движения сетевых борцов, противостоящие информационной диктатуре российской власти — это всё, безусловно, факторы, заслуживающие внимания и уважения. Но не являются той площадкой, где вырабатывается позиция общего видения проблематики и пути вывода России из той ямы, в которую она медленно сползает. Абсолютно ясно, власть толкает страну к упадку — экономическому, социальному и политическому — как во внутренней, так и во внешней политике. Россия пребывает в духовном и идейном кризисе. Действующий политический режим не в состоянии эффективно управлять Россией и если ничего не изменится — впереди нас ждет кризис власти и масштабные потрясения. Память о последних годах СССР подсказывает нам, как это происходит.

Иными словами, ответ на классический вопрос «кто виноват?» для образованной и думающей части населения в целом понятен. И это зафиксировано на экспертном и аналитическом уровне — непрофессиональная и антинародная власть, как индивидуальные представители, так коллективная безответственность. Но ответ на вопрос «что делать», как всегда, остаётся где-то за гранью общественной мысли. Одни кричат: даёшь коммунизм и возвращение к системе социалистического хозяйствования. Другие мечтают о возрождении монархии. Третьи — о чисто русском государстве с титульной национальностью. У каждого свои доводы, доказанные как историей, так и политической географией. Достаточно посмотреть вокруг или вспомнить наше недавнее советское прошлое и обилие положительных примеров той или иной формы государственного устройства не заставить себя искать.

Впрочем, всегда ли эффективным является банальное копирование иных ценностей и привязывание их к существующей реальности России?  Период позднего СССР продемонстрировал, что калька ценностей так называемой западной цивилизации, перенесённая на советскую действительность, дала самые уродливые ответвления, развившиеся в сегодняшний олигархический компрадорский колониализм. Украина во всей красе продемонстрировала фарс возвращения к формам фашистского государства, к слову, несвойственного восточнославянским территориям.

Прозвучавшие на дебютном заседании дискуссионного клуба месседжи, что всем нам не нужно ничего придумывать нового, что всё уже написано, сказано и сделано до нас — остаётся только взять и применить — не выдерживают критики. Новое необходимо. Это лишь ассоциативно озвученная идея строительства в России партии нового типа (по принципу ленинской, которую так называли сто с лишним лет назад) которая вроде бы даёт основания предполагать, что можно без труда проехаться по ржавым рельсам Октября. На самом деле это обманчивая ассоциативность. Как и во всех иных случаях из серии «царя на трон», «верните Сталина», «Россия для русских». Дважды в одну воду не входят.

Лекала положительных и успешных примеров прошлого привлекательны, но обманчивы. История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса — слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, как никогда актуальны снова. Находить общие мотивы, заказчиков и исполнителей, аналогии между мировыми войнами, революциями, переворотами, прорывами и падениями — это дело историков и аналитиков. В нашем случае задача куда сложней. Изучив исторический, да и чужой опыт, выработать свой, новый, неповторимый и априори успешный. И совместно реализовать его.

Задача, как говорил В.И.Ленин, архисложная, но иного пути у российского общества нет. Либо Россию на века снова разорвут на части и превратят в колонию и деградировавшего лакея, либо Россия спасает себя сама. Не Бог, не царь, и не герой. На власть надежды нет. Надежда на народ. Точнее на его прозрение и активизацию.

Это и есть одна из задач дискуссионного клуба. Ведь о чём нынче говорит среднестатистический русский человек? Цари, мол, лучше знают, что делать. Наша задача потерпеть, а там как-нибудь оно само наладится. Покажите хотя бы одну страну в мире, где жизнь наладилась сама по себе, а монархи точно и лучше знали, чего нужно народу. Может, только в добрых сказках. Разве по кошельку этого самого среднестатистического русского человека не видно, что российская власть обманывает народ?

Из последних новостей… Вице-премьер РФ Ольга Голодец наконец-то «увидела», что стремительно падают доходы россиян. Причём падение доходов населения в России характеризуется как очень резкое. Порядка 200 миллиардов рублей потеряли россияне, выбравшие накопительную часть пенсии. Потери произошли из-за того, что негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании неэффективно распорядились деньгами будущих пенсионеров. И не понятно, кто должен компенсировать гражданам эти убытки.

Неутешительные, если не сказать катастрофические известия обсуждаются в социальных сетях. Товарищ из РЖД пишет, что выдали премию, 17 тысяч рублей, десять из них велели вернуть начальству, иначе больше премий не предвидится никому. В Донбассе происходят события, которые здравомыслящего человека должны были бы заставить взяться за голову — едва ли не во всех средствах массовой информации звучит, что война продлится по самым оптимистичным прогнозам ещё 5–7 лет. А главный переговорщик от ДНР Денис Пушилин вообще заявил, что конфликт в Донбассе может продлиться еще десятилетия.

Кто сказал, что эта гражданская война внутриукраинское дело, если там погибают граждане России и русские люди? На большой геополитической доске для Запада нет разницы — Россия или Украина — это всё для них русские. И по замыслу заокеанских кукловодов киевские марионетки должны сделать всё, чтобы русские убивали русских, а конфликт и существование зоны нестабильности на территории бывшего СССР существовали вечно. Но дальше минского соглашательства, выгодного, как показал минувший год, исключительно Вашингтону, Брюсселю и киевским марионеткам, Кремль не пошёл. Тем самым поставил себя в ситуацию защищающейся стороны и всей стране уготовил прописанное будущее вечно, но безуспешно воюющей. На Украине нет единой оппозиционной силы, способной противостоять внешнему оккупационному режиму. Подавляется любое инакомыслие. Примерно ту же карту Запад без стеснения стимулирует уже и в самой России.

В расслоенном состоянии пребывает национализм. Он является общим знаменателем правых идеологий, к которому можно привести совершенно разные течения — от расизма до государственничества. В обтекаемой формуле защиты русских, позволяющей примирить скинхеда, православного и империалиста, заложено противоречие на идейном уровне, что ослабляет оппозицию, делая её маргинальной и малоперспективной. Аналогично и на левом фронте уже двадцать с лишним лет нет единого понимания объединительной стратегии. По сути, нет проектирования будущей страны. И это вполне успешно используют враги России, через свои структуры и представителей власти провоцирующие общество на дальнейшее дробление

Какое проектное решение может быть приемлемым в современных российских условиях? Оно имеет место быть при соблюдении принципа объединения на новых началах, на позициях, когда каждый приходит в оппозиционное политическое движение не столько пропиарить своё знамя и имя, опорочить партнёра по борьбе, победить во внутренней конкуренции, показать своё «я», сколько с желанием найти те точки соприкосновения, которые бы не разделяли, а объединяли.

Разве Сталин не был имперцем? Коммунист Фидель Кастро не националист? Шведский социализм возник не в монархии?

Что может объединить людей разных взглядов, позиций и видения способов достижения результата? Прежде всего — это общие для всех политических течений, понятные русскому уму вопросы нравственности, справедливости, народовластия, управляемости государственной машины и регулируемости её экономики. Питерский философ Александр Секацкий, например, не считает, что полностью потерялась актуальность исторического материализма. Социальный смысл материализма, считает Секацкий, в том, что «бытие отвергнутого класса» (материя в срезе общества) «способна инсталлировать эффектный сценарий и может преодолевать эффект встречного сущего». Чтобы пояснить свою мысль, Секацкий приводит практический пример: когда человек видит олигарха, у него возникает мысль, что у того «есть все, а у меня ничего», и ему говорят, что «это ничего, перетерпи», и в этом случае «кроме зависти ничего не возникнет». «Но если мы начнем объединять все эти зависти, то получится уже борьба за справедливость», — считает Секацкий.

Начатая Центром Сулакшина дискуссия — это тоже своего рода возвращение к практике поиска взаимоприемлемых проектных решений, которая была присуща России столетней давности. Дискуссия позволяет участникам рассмотреть и обсудить противоположные позиции и, тем самым, подготовиться к восприятию новой информации. Она позволяет отсеять случайных людей и такие же непрактичные или мелкие идеи на фоне уже существующей идеи Большой — полного преображения России.

При этом важно помнить, что человеку свойственно оценивать собственные суждения, способности и умения, сравнивая их с суждениями, способностями и умениями других людей. В повседневной жизни большинству людей, живущему в придуманном мире телепропаганды, сложно иметь мнение, отличное от навязанного рейтинг — опросами большинства. Но когда человек попадает в группу единомышленников, понимает, что члены группы видят не то, что демонстрирует «зомбоящик», проецируют не то, что с подачи чиновников и охранителей общепринято как норма, и это видение и проецирование резонирует с настроениями большинства людей, то идеи начинают трансформироваться в действие. Таким образом — исчезает второй извечный вопрос «что делать?». Дискуссии в рамках проекта «Интеллектуальное сопротивление» ставят задачи практические: от слов — к делу. Ибо времени на раскачку история нам отводит всё меньше.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Россию ведут по трагическому пути Новороссии

Жизнь в сказке

Особенности массовых информационно-психологических манипуляций

Медийный поток, как манипуляция

Надеяться не на кого — пора собираться

«Оппозиция» — от слова «оппонировать»

Реальные задачи реальной оппозиции — I

С кем, как и для чего объединяться

Либо «вилял-вилял да на вилы попал», либо «собором и черта поборем»

Три фазы русской революции

Вызов неизбежной грядущей властно-идеологической инверсии, реанимации и реабилитации страны — I

Об излучателях добра и зла

Ныть или верить и действовать?

Оставаться в сегодняшнем дне или идти вперёд



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3936
16070
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика