К вопросу о Конституционном собрании

К вопросу о Конституционном собрании

Конституция, разработанная в рамках научной школы Центра научной политической мысли и идеологии, – профессиональный, кондиционный законопроект, готовый к внесению в компетентные органы для его принятия.

Однако сегодня ни наш проект Основного закона, ни любой другой в конституционную законотворческую процедуру предложить невозможно. Потому что в действующей Конституции 1993 года изобретен, образно говоря, большой амбарный замок, висящий на главах, посвященных основам конституционного строя, разрешающий вносить изменения в них только посредством Конституционного собрания. В Конституции оно объявлено необходимым процедурным элементом и требует принятия соответствующего федерального Конституционного закона о Конституционном собрании. Такового документа на сегодня не принято. Более того, альтернативы нашему проекту Закона «Об учреждении в России Конституционного собрания», также готовому к внесению в соответствующие органы, нет.

Год назад после презентации нашей Конституции администрация президента подала сигнал: нужен проект закона о Конституционном собрании, который и был представлен на Старую площадь. Однако неожиданно был объявлен отбой: где-то какие-то весы шевельнулись, и потребность в законе о Конституционном собрании вдруг исчезла – но ненадолго.

В последнее время в этом направлении наблюдаются значительные подвижки. Об этом, во-первых, говорит недавняя инициатива Фонда конституционных реформ, который стал периодически поднимать тему Конституции – поправок в нее или, что важно, полной замены. Во-вторых, есть слухи с самого верха политической пирамиды в России, что Президент, отдавая должное роли нынешней Конституции, думает над ее альтернативой и, возможно, готовит свой проект Основного закона.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, созыв Конституционного Собрания является частью конституционного процесса при пересмотре особо защищенных положений Конституции РФ либо принятии новой Конституции РФ. Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 («Основы конституционного строя»), главы 2 («Права и свободы человека и гражданина») и главы 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») Конституции РФ являются особо защищенными и поэтому не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Пересмотр положений указанных глав также не может быть осуществлен посредством проведения всенародного голосования (референдума), о чем косвенно свидетельствуют положения Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. No 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»). Указанные главы могут быть пересмотрены только в случае созыва Конституционного

Собрания. Глава 9 Конституции РФ закрепляет базовые требования к инициированию процесса пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, а также созыву и порядку работы Конституционного Собрания. Статья 134 указывает, что предложения о пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Согласно статье 135, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается

Конституционное Собрание, которое вправе:

  • подтвердить неизменность действующей Конституции РФ;
  • разработать проект новой Конституции РФ и принять его двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания;
  • разработать проект новой Конституции РФ и вынести его на всенародное голосование.

Всенародное голосование в последнем случае должно проводиться в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». При проведении всенародного голосования новая Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Согласно статье 135 Конституции РФ, созыв Конституционного Собрания должен осуществляться в соответствии с федеральным конституционным законом. Данное положение Конституции РФ получило свое развитие в части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», предусматривающей, что порядок вынесения Конституционным Собранием проекта новой Конституции на всенародное голосование определяется соответствующим федеральным конституционным законом. Речь идет о федеральном конституционном законе «О Конституционном Собрании».

Однако, несмотря на то, что еще в 1993 г. конституционной нормой было предусмотрено принятие данного федерального конституционного закона, он до сих пор не принят.

Следует отметить, что попытки разработать такой законопроект и внести его в Государственную Думу предпринимались неоднократно, однако ни один из законопроектов так и не дошел до стадии рассмотрения в первом чтении. При этом в некоторых республиках, входящих в состав Российской Федерации, были приняты законы с аналогичным названием для пересмотра особо защищенных положений конституций данных республик.

Настоящий проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» (далее — проект) направлен на устранение данного пробела в конституционно-правовом регулировании. Целью его разработки является создание правовых условий для пересмотра особо защищенных положений Конституции РФ и принятия новой Конституции РФ. При подготовке проекта учитывался положительный опыт предыдущих законопроектов федерального уровня. Предметом регулирования проекта являются: порядок внесения и рассмотрения предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ; порядок и сроки созыва Конституционного Собрания и осуществления им своих полномочий; порядок принятия Конституционным Собранием решений; порядок разработки и принятия новой Конституции РФ; порядок роспуска Конституционного Собрания; определение статуса членов Конституционного Собрания.

Проект предусматривает следующие базовые принципы и порядок организации и деятельности Конституционного Собрания.

1. Проектом устанавливаются требования к предложению о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Кон ституции РФ, а также к созыву Конституционного Собрания, основанные на нормах статей 134 и 135 Конституции РФ. Новеллами здесь являются требования к содержанию данного предложения, которое должно вноситься в Государственную Думу с приложением решения инициаторов о его внесении в Государственную Думу, самого проекта новой Конституции РФ (проекта новой редакции глав 1, 2 и 9 Конституции РФ), обоснования необходимости пересмотра Конституции, а также перечня законов РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного проекта. При помощи последних двух документов Государственная Дума и вслед за ней Совет Федерации смогут при принятии собственных решений относительно внесенного предложения оценить его обоснованность и последующую имплементацию проекта новой Конституции РФ в систему действующего законодательства.

В проекте вводятся временные рамки для рассмотрения предложения о пересмотре Конституции РФ. Так, Государственная Дума должна рассмотреть его и принять решение о его одобрении или отклонении в течение одного месяца с момента внесения. В случае одобрения предложения решение Государственной Думы, оформляемое постановлением, передается в течение пяти дней в Совет Федерации. Предложение подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в течение 14 дней с момента его поступления из Государственной Думы. В случае принятия Советом Федерации решения об отклонении предложения дальнейшему рассмотрению оно не подлежит. День принятия постановления Совета Федерации об одобрении предложения о пересмотре Конституции РФ является днем принятия решения о созыве Конституционного Собрания. Проектом устанавливается невозможность последующего изменения, отмены либо приостановления действия постановлений Государственной Думы и Совета Федерации об одобрении указанного предложения по инициативе, соответственно, Государственной Думы и Совета Федерации. Такое ограничение введено в целях недопущения препятствий для деятельности Конституционного Собрания после его созыва по каким-либо искусственным причинам. Однако возможность прекращения деятельности Конституционного Собрания предусматривается проектом в случае признания Конституционным Судом РФ данных постановлений неконституционными в соответствии со статьей 125 Конституции РФ. В этом случае Конституционное Собрание досрочно прекращает свои полномочия. Проектом предусматриваются также ограничения периодичности внесения в Государственную Думу предложений о пересмотре

Конституции РФ. Согласно проекту, указанное предложение не может быть выдвинуто в течение одного года с момента прекращения полномочий Конституционного Собрания предыдущего созыва. В целях обеспечения открытости процедур пересмотра положений Конституции РФ внесенный в Государственную Думу проект новой Конституции РФ подлежит опубликованию в трехдневный срок после принятия решения о созыве Конституционного Собрания.

2. Проектом устанавливается порядок формирования Конституционного Собрания, гарантирующий оптимальное сочетание требований профессионализма и представительства интересов населения при подборе его кадрового состава. Так, члены Конституционного Собрания определяются путем случайной выборки из списков граждан РФ, предложенных высшими федеральными органами всех ветвей власти (то есть Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ) и законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Списки кандидатов в члены Конституционного Собрания, составленные соответствующими органами государственной власти, направляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая путем случайной выборки с использованием оборудования, аналогичного лотерейному, по нормативу 1:5 (за исключением списка Совета Федерации в связи с варьируемостью численности его членов, зависящей от количества субъектов Российской Федерации) определяет состав Конституционного Собрания. В целях обеспечения открытости и во избежание фальсификаций при жеребьевке прямая трансляция процедуры проведения случайной выборки осуществляется в режиме реального времени в сети Интернет. Проект предусматривает также возможность прямой трансляции указанной процедуры в теле- и радиопрограммах. Поскольку, согласно проекту, первое заседание Конституционного Собрания проводится не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его созыве, состав Конституционного Собрания должен быть определен достаточно быстро. В связи с этим проект устанавливает предельные сроки составления списков кандидатов в члены Конституционного Собрания, а также предельные сроки для проведения Центральной избирательной комиссией РФ случайной выборки кандидатов и обнародования сформированного по результатам выборки списка членов Конституционного Собрания.

3. Проектом регламентируются требования и гарантии членам Конституционного Собрания.

Кандидатом в члены Конституционного Собрания может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также не имеющий в собственности или на ином вещном праве недвижимого имущества на территории иностранных государств. Требование к возрасту кандидата обусловлены необходимостью приобретения им некоторого опыта; требование к отсутствию гражданства (вида на жительство) иностранного государства является традиционным и применяется, например, по отношению к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, поскольку отсутствие такого требования для членов высших органов государственной власти — путь к снижению потенциала суверенности государства; требование об отсутствии у кандидата за рубежом недвижимого имущества в собственности также является гарантией обеспечения государственного суверенитета в деятельности Конституционного Собрания.

В этой связи в проекте предусмотрен еще ряд требований к кандидатам и членам Конституционного Собрания, которые, помимо обычных (к состоянию здоровья, дееспособности, наличию неснятой или непогашенной судимости, назначению ему наказания в виде лишения свободы), включают требования, обусловленные необходимостью защиты государственного суверенитета: недопустимость занятия кандидатом оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; а также его вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. Наиболее важным ограничением является невозможность для члена Конституционного Собрания замещать должности депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, руководителя органа государственной власти Российской Федерации, руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, привлекаться к осуществлению правосудия в качестве судьи; а также принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Данные требования сформулированы в проекте для обеспечения эффективной работы Конституционного Собрания, поскольку срок полномочий Конституционного Собрания составляет всего 6 месяцев с возможностью однократного продления еще на 3 месяца и исчисляется со дня проведения первого заседания. В связи с этим презюмируется, что все его члены будут непосредственно задействованы в разработке новой Конституции РФ, которая должна осуществляться достаточно интенсивно, поэтому параллельное осуществление членом Конституционного Собрания деятельности в хозяйствующих субъектах, на государственной службе, замещение им государственных должностей становится невозможным.

Следует учесть, что ряд перечисленных выше государственных должностей Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не могут быть временно оставлены лицами, их замещающими, для исполнения обязанностей членов Конституционного Собрания, поскольку это может в значительной степени подорвать эффективность работы соответствующих органов. Поэтому указанные лица не рассматриваются и в качестве кандидатов в члены Конституционного Собрания. При этом проектом предусматривается для таких лиц возможность участия в заседаниях Конституционного Собрания с правом совещательного голоса и выступления на них в зависимости от должности — либо во внеочередном порядке, либо по соответствующему разрешению. Этими же соображениями продиктован установленный в проекте запрет на занятие должности члена Конституционного Собрания либо передачи его полномочий иным лицам в случае досрочного прекращения его полномочий. Проект также предусматривает ряд гарантий членам Конституционного Собрания, действующих в течение срока полномочий Конституционного Собрания. Во-первых, на членов Конституционного Собрания распространяются гарантии неприкосновенности депутатов Государственной Думы. Во-вторых, им предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада депутата Государственной Думы.  В-третьих, им возмещаются все расходы, связанные с исполнением обязанностей членов Конституционного Собрания. В-четвертых, по основному месту работы за ними сохраняются все гарантии и компенсации, они не подлежат увольнению или переводу на другую работу по инициативе работодателей. В-шестых, период исполнения членами Конституционного Собрания своих обязанностей учитываются при исчислении всех видов трудового стажа. Таким образом, данные гарантии являются необходимыми для эффективного осуществления членами Конституционного Собрания своих обязанностей, но в то же время они не являются чрезмерными.

4. Проектом регламентирован институт досрочного прекращения полномочий Конституционного Собрания. Это происходит в том числе посредством его роспуска в случае принятия Конституционным Собранием решения или совершения действий, грубо нарушающих Конституцию РФ и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании», если Конституционное Собрание после вынесения Президентом РФ предупреждения не приняло мер по отмене такого решения либо прекращению таких действий; а также в случае признания Конституционным Судом РФ неконституционным постановления Государственной Думы или постановления Совета Федерации об одобрении предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ в соответствии со статьей 125 Конституции РФ. В первом случае решение о роспуске Конституционного Собрания принимается в том же порядке, в каком принималось решение о созыве Конституционного Собрания.  Во втором — решение принимается Конституционным Судом РФ.

5. Проект определяет местом пребывания Конституционного Собрания — город Нижний Новгород, расположение которого оптимально по совокупности экономического, географического и транспортного факторов. Так, для обеспечения эффективной работы Конституционного Собрания требуется исключение коррупционной составляющей в его деятельности и снижение возможности административного давления на его членов, в связи с чем удаленность места пребывания данного органа от городов федерального значения необходима. Кроме того, высокий уровень транспортной загруженности городов федерального значения не позволяет размещать здесь вновь создаваемые органы государственной власти. В настоящее время отмечается сверхцентрализация органов государственной власти в Москве и, соответственно, возникает необходимость их рассредоточения, для чего, например, место постоянного пребывания Конституционного Суда РФ в 2007–2008 гг. было перенесено из Москвы в Санкт-Петербург; в 2011 г. было принято решение о расширении территории Москвы в этих же целях. В то же время Нижний Новгород находится в Европейской части страны, его удаленность от городов федерального значения небольшая, транспортное сообщение (включая скоростное железнодорожное) между этими городами достаточно развито. Это позволит принимать участие в заседаниях Конституционного Собрания лицам, занимающим государственные должности РФ и субъектов РФ. Таким образом, установление в качестве места пребывания Конституционного Собрания города Нижний Новгород повысит независимость данного конституционного органа и общественно-политический статус Нижнего Новгорода.

6. Проект регулирует вопросы, касающиеся формирования и деятельности Конституционного Собрания в условиях военного или чрезвычайного положения. Согласно проекту, процесс пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ в случае возникновения таких условий прекращается. Так, в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня его отмены, предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не может быть выдвинуто, а Конституционное Собрание не может быть созвано. В случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ в условиях, когда Конституционное Собрание уже осуществляет свои полномочия, оно досрочно прекращает свою работу. Такие ограничения связаны с необходимостью работы данного конституционного органа в условиях нормального правового режима, когда нет необходимости в применении усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, приостановления действия некоторых правовых актов, когда угрозы посягательств на основы конституционного строя РФ невелики, поскольку гарантировать в условиях форс-мажора взвешенное, ответственное и всестороннее рассмотрение вопроса об изменении особо защищенных положений Конституции РФ, вопроса о принятии новой Конституции РФ невозможно.

7. Проектом определяются основы деятельности Конституционного Собрания. Среди принципов его работы — независимость, открытость, свободное обсуждение и коллективное решения вопросов, ответственное отношение к принятию решений. Данные принципы находят свое выражение в нормах самого проекта и должны быть также отражены в положениях Регламента Конституционного Собрания, который, наряду с самим проектом, определяет порядок деятельности Конституционного Собрания. Поскольку Конституционное Собрание ограничено в своей деятельности временными рамками, а Регламент является необходимым для его работы документом, проект регламента Конституционного Собрания разрабатывается Администрацией Президента РФ в течение двух месяцев со дня принятия решения о созыве Конституционного Собрания. При этом рассмотрение проекта регламента вносится в повестку первого заседания Конституционного Собрания. Данный орган вправе утвердить его либо создать комиссию по регламенту, которая в срок не более пяти дней вносит проект регламента на рассмотрение Конституционного Собрания. Принцип независимости в деятельности Конституционного Собрания реализуется через следующие нормы проекта:

  • в данном органе не могут создаваться структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений. Организация и ведение любой деятельности в их интересах в Конституционном Собрании не допускается;
  • при принятии решений все его члены действуют независимо и не связаны решениями каких-либо органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц;
  • решение, принятое Конституционным Собранием в пределах своих полномочий, является обязательным на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами;
  • может быть отменено или изменено не иначе, как решением Конституционного Собрания следующего созыва.

Принцип открытости в деятельности Конституционного Собрания реализуется через следующие нормы проекта:

заседания Конституционного Собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации, включая сеть Интернет. Проведение закрытых заседаний не допускается;

в ходе заседания Конституционного Собрания председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому лицу;

постановления Конституционного Собрания подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня их принятия, а при необходимости доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации, включая сеть Интернет, безотлагательно;

опубликованию подлежат проект Конституции РФ, внесенный инициаторами предложения, альтернативные проекты Конституции, а также промежуточные версии проекта новой Конституции Российской Федерации, одобренные Конституционным Собранием в период осуществления им своих полномочий. Принцип свободного обсуждения и коллективного решения вопросов в деятельности Конституционного Собрания реализуется через следующие нормы проекта: член Конституционного Собрания осуществляет свое право на голосование лично. При голосовании по каждому вопросу он имеет один голос и вправе голосовать «за» или «против» принятия решения, либо воздержаться от принятия решения;

член Конституционного Собрания обязан соблюдать правила этики, установленные Регламентом;

решение Конституционного Собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов, если иной порядок не предусмотрен Федеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании», Регламентом;

Конституционное Собрание образует комитеты из числа своих членов;

комитеты Конституционного Собрания осуществляют свою деятельность на принципах независимости, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, ответственного отношения к принятию решений.

Принцип ответственного отношения к принятию решений в деятельности Конституционного Собрания реализуется через следующие нормы проекта:

член Конституционного Собрания обязан присутствовать на заседаниях Конституционного Собрания. Протоколирование присутствия членов на заседаниях осуществляется в соответствии с Регламентом. О невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине член Конституционного Собрания заблаговременно информирует Совет Конституционного Собрания. Члены Конституционного Собрания обязаны принимать участие в голосованиях, проводимых на заседаниях. Отсутствие члена Конституционного Собрания на заседании Конституционного Собрания по иным причинам допускается на основании его письменного обращения и с согласия Председателя Конституционного Собрания.

член Конституционного Собрания осуществляет свое право на голосование лично;

член Конституционного Собрания обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине член комитета Конституционного Собрания заблаговременно информирует председателя комитета. Отсутствие члена комитета на заседании комитета по иным причинам допускается на основании его письменного обращения и с согласия председателя комитета Конституционного Собрания;

за неисполнение своих обязанностей члены Конституционного Собрания несут ответственность, предусмотренную Регламентом.

8. Проект устанавливает порядок работы Конституционного Собрания над проектом новой Конституции РФ.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 135 Конституции РФ на одном из первых заседаний Конституционного Собрания рассматривается вопрос о неизменности Конституции РФ. При этом, поскольку предложение инициаторов о пересмотре Конституции РФ было одобрено решениями Государственной Думы и Совета Федерации и Конституционное Собрание было созвано, до вынесения данного вопроса на голосование должен быть заслушан доклад представителя инициатора предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, который обосновывает необходимость такого пересмотра, а также представляет проект новой Конституции Российской Федерации (проект новой редакции глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации).

Вопрос о неизменности Конституции РФ рассматривается Конституционным Собранием только один раз. Если решение Конституционного Собрания о подтверждении неизменности действующей Конституции РФ было принято, полномочия Конституционного Собрания прекращаются, и процесс пересмотра Конституции РФ на этом заканчивается. Если решение Конституционного Собрания о подтверждении неизменности действующей Конституции РФ не было принято, на следующем заседании Конституционное Собрание рассматривает вопрос о принятии какого-либо из проектов новой Конституции РФ за основу. В качестве такового рассматриваются проект, внесенный в Государственную Думу инициаторами предложения о пересмотре Конституции РФ, а также альтернативные проекты новой Конституции РФ. Альтернативные проекты новой Конституции РФ могут внести те же субъекты, которые вправе инициировать процесс пересмотра Конституции РФ в соответствии со статьей 134 Конституции РФ (то есть Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы).

Кроме того, такое право также предоставляется группе численностью не менее одной пятой членов Конституционного Собрания. Рассмотрение всех альтернативных проектов Конституционным Собранием является обязательным. В процессе обсуждения Конституционное Собрание заслушивает доклады представителей инициаторов альтернативных проектов новой Конституции РФ. По завершении обсуждения решение Конституционного Собрания о принятии какого-либо проекта новой Конституции РФ за основу принимается путем рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования ни один из проектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, либо наибольшее число голосов было отдано против всех внесенных проектов, то принятым за основу считается проект новой Конституции РФ, внесенный в Государственную Думу инициаторами предложения о пересмотре Конституции РФ.

Таким образом, если выбор проекта, который должен стать основой для разработки новой Конституции РФ, не был осуществлен, Конституционное Собрание должно принять за основу тот проект, который был изначально одобрен Государственной Думой и Советом Федерации в рамках инициирования процесса пересмотра Конституции РФ.

С момента принятия одного из проектов Конституции РФ за основу Конституционное Собрание не рассматривает альтернативные проекты новой Конституции РФ. После принятия данного решения Конституционное Собрание определяет срок внесения поправок к проекту Конституции РФ, принятому за основу, а также поручает специально создающемуся комитету по подготовке проекта новой Конституции РФ подготовку таких поправок. С этого момента начинается работа комитетов Конституционного Собрания по разработке отдельных структурных единиц проекта новой Конституции РФ. На данной стадии процесса пересмотра Конституции РФ предусматривается максимально широкое участие членов гражданского общества в обсуждении проекта новой Конституции РФ. Так, в течение этого периода комитет по подготовке проекта новой Конституции РФ должен организовать общественное обсуждение и публичные слушания по принятому за основу проекту. По итогам проведенного обсуждения и работы других комитетов указанный комитет обобщает все подготовленные комитетами, членами Конституционного Собрания, предложенные в рамках общественного обсуждения и публичных слушаний замечания и предложения, составляет таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и вносит их на рассмотрение Конституционного Собрания.

По результатам рассмотрения на заседании вышеуказанных поправок Конституционное Собрание принимает решение о принятии проекта новой Конституции РФ в целом. Одобренный в целом проект новой Конституции Российской Федерации направляется обратно в комитет по подготовке проекта новой Конституции РФ для устранения возможных внутренних противоречий, установления взаимосвязей, необходимых ввиду изменений текста проекта новой Конституции РФ, возникших при рассмотрении поправок к нему, и редакционной правки. Одновременно с этим направляется запрос в Конституционный Суд Российской Федерации об оценке соответствия проекта новой Конституции РФ целям обеспечения суверенитета и безопасности РФ, цивилизационной идентичности и государственной целостности РФ, социального, гуманитарного, экономического, регионального, политического и внешнеполитического развития РФ. Проведение данной независимой экспертизы необходимо на завершающем этапе принятия новой Конституции РФ в целях установления ее полноты, непротиворечивости, работоспособности и соответствия целям развития страны.

После получения заключения Конституционного Суда РФ комитет по подготовке проекта новой Конституции РФ готовит итоговый проект новой Конституции РФ и вносит его на рассмотрение Конституционного Собрания. В целях обеспечения работоспособности новой Конституции РФ в проекте также предусмотрен еще один управленческий механизм: указанный комитет готовит перечень федеральных законодательных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие новой Конституции РФ, которые соответствующими органами государственной власти включаются в первоочередном порядке в планы своей работы после ее принятия. Принятие новой Конституции РФ осуществляется на заседании Конституционного Собрания путем тайного голосования с использованием бюллетеней большинством не менее двух третей от общего числа членов. С момента принятия новой Конституции РФ полномочия Конституционного Собрания прекращаются. В случае если решение о принятии новой Конституции РФ не набрало более половины голосов от общего числа членов, действующая Конституция РФ считается подтвержденной, а Конституционное Собрание — прекратившим свои полномочия.

Проектом регулируется порядок вынесения проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование в случае, если решение о принятии новой Конституции РФ не было принято, но набрало более половины голосов от общего числа членов. Соответствующее постановление принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Конституционного Собрания и направляется Президенту РФ, в Федеральное Собрание РФ, а также в Центральную избирательную комиссию РФ. Президент не позднее пяти дней со дня принятия постановления Конституционного Собрания о вынесении проекта новой Конституции РФ на всенародного голосование назначает референдум в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Со дня, следующего за днем принятия Конституционным Собранием постановления о вынесении проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование, полномочия Конституционного Собрания прекращаются.

9. Проект регламентирует вопросы обеспечения деятельности Конституционного Собрания.

Согласно проекту, материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение осуществления Конституционным Собранием своих полномочий производится за счет средств федерального бюджета и возлагается на Администрацию Президента РФ и высшее должностное лицо Нижегородской области или иного субъекта Российской Федерации, определенного Советом Федерации в случае введения военного или чрезвычайного положения на территории города Нижний Новгород в период до принятия решения о созыве Конституционного Собрания. При этом в целях обеспечения деятельности Конституционного Собрания одновременно с предложением о пересмотре Конституции РФ в Государственную Думу вносится и рассматривается проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, устанавливающий порядок финансирования на весь период деятельности Конституционного Собрания.

10. Проект содержит заключительные и переходные положения.

Новая Конституция РФ, согласно положениям проекта, подлежит официальному опубликованию в десятидневный срок со дня ее принятия и вступает в силу на следующий день после официального опубликования. В день вступления в силу новой Конституции РФ прекращает свое действие предыдущая, если новой Конституцией не установлено иное.

11. Введение в действие федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» требует внесения изменений в ряд федеральных конституционных и федеральных законов, в акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ и иные нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Внесение изменений в бюджетное законодательство обусловлено необходимостью дополнительного гарантирования сжатых сроков рассмотрения и принятия поправок, касающихся расходования средств на организацию и обеспечение работы созываемого конституционного органа. Деятельность Конституционного Собрания исключительно важна для поддержания стабильного и непрерывного развития конституционного строя страны. В связи с этим необходимо также введение специальных составов правонарушений и ответственности за их совершение в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также урегулирование вопросов созыва и деятельности Конституционного Собрания в условиях военного и чрезвычайного положения, для чего необходимо внесение изменений в соответствующие федеральные конституционные законы. Также необходимо внесение изменений в законодательство, регулирующее статус государственных органов власти РФ (Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, высших судов, прокуратуры), законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, Уполномоченного по правам человека РФ и государственных служащих.

Данные изменения должны быть направлены на урегулирование в специальном законодательстве их новых полномочий по предложению кандидатов в члены Конституционного Собрания, регламентацию порядка их выдвижения, изменения статуса членов данных органов (запрет или правомочие на вхождение в состав членов Конституционного Собрания), а также обязанностей по участию в работе созванного конституционного органа. В целях организации работы Конституционного Собрания также требуется введение новых полномочий Центральной избирательной комиссии РФ, Конституционного Суда РФ и установления порядка их реализации, а также принятия указа Президента РФ по вопросам обеспечения деятельности созванного Конституционного Собрания. Дополнительного регулирования требуют также полномочия Конституционного Суда РФ по признанию неконституционным постановления Государственной Думы или постановления Совета Федерации об одобрении предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ в соответствии со статьей 125 Конституции РФ.

Пакет законодательной инициативы по учреждению в России Конституционного Собрания.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

Яндекс.Метрика Индекс цитирования.
Рейтинг@Mail.ru