Как остановить отток капитала?

Как остановить отток капитала?

Материал подготовила эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко на основе Трудов Центра «Отток капитала из России: проблемы и решения»

Второй год в послании Федеральному Собранию Президент страны говорит о необходимости разработки антиофшорного закона. Проблема оттока капитала в России обостряется в период экономического кризиса. Так, наибольшие объемы вывезенного капитала  - это кризисный 2009 год и текущий 2014 год, когда по оценкам ЦБ объем вывезенных средств достигнет 100 млрд долларов США. Минфин подготовил законопроект, рассмотрение которого запланировано на 11 ноября 2014 года. Очевидно, что закон (в мягком или жестком варианте) должен быть принят, поскольку уже в декабре Президент выступит с новым Посланием. Однако вопрос, насколько этот закон может быть эффективным и как он повлияет на экономическое развитие страны, открыт. Центр предлагает свои рекомендации  по решению проблемы оттока капитала, направленные на устранение конкретных причин вывода капитала, основываясь на изучении зарубежного опыта и международно-правовой практики. В данном тексте предложены меры, нейтрализующие объективные причины оттока капитала.  Регулирование движения капитала в силу субъективных причин будет рассмотрено в следующей статье.

Внешние объективные причины. 

1. Транснационализация экономики. Предлагаемые рекомендации:

- разработка новой стратегии экономического развития страны, опирающейся на реиндустриализацию, развитие внутреннего российского рынка. В ближнесрочной перспективе это расширение жилищного фонда за счет масштабного строительства, развитие инфраструктуры, в первую очередь  транспортной;

- отказ от монетаристских теорий в пользу суверенной денежно- кредитной и финансовой политики, предполагающей восстановление необходимого уровня монетизации  экономики;

-эмиссионная подкачка государственных инвестиционных институтов развития.

2. Политико-психологическое  давление. Предлагаемые рекомендации:

- через нормативно-правовое регулирование и политико-психологическое давление российская власть должна проводить целенаправленную политику по выводу капиталов российской предпринимательской и политической элиты из-под иностранной юрисдикции, что сократит возможности для оттока капитала;

- изменение структуры золотовалютных резервов в пользу увеличения доли золота в международных резервах страны.

Внутренние объективные причины

1. Негативные явления в государственном управлении: коррупция, политизация экономических отношений, политические  риски для бизнеса, бюрократизация.

Для снижения влияния такого фактора как коррупция, предлагается ратифицировать двадцатую статью Конвенции ООН против коррупции (статья «незаконное обогащение»), создать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные механизмы ее реализации, вернуть неотвратимость наказания на всех уровнях государственной власти за совершение коррупционных преступлений, ужесточить контроль и требования к нему за доходами и расходами государственных служащих, должностных лиц и их родственников. Ввести для них требование обязательного использования безналичных расчетов при совершении платежей, которые превышают определенную сумму (например, 100 тыс. рублей) или среднемесячный оклад. А также запретить государственным служащим и их родственникам получать доходы и иметь имущество за границами РФ.

Для снижения политизации экономических отношений необходимо последовательное и целенаправленное противодействие коррупции, направленное на устранение сращивания бизнеса с властью, а также поощрение финансирования российскими предпринимателями  законных политических и общественных объединений и движений.

В части политических рисков для бизнеса предлагается предоставить гарантии стабильности ведения бизнеса для малого, среднего и крупного бизнеса, который осуществляет деятельность в сфере желательного и законного движения капитала (так называемый зеленый коридор), со стороны руководства страны. Это реализуется через публичные обещания, договоренности с общественными структурами предпринимателей и др. А также предлагается проводить последовательную борьбу с фактами коррупции в  судебной и правоохранительной системах.

Фактор бюрократизации нужно минимизировать за счет сокращения и отмены административно-бюрократических  процедур при осуществлении деятельности в «зеленом коридоре» движения капитала и контроля объективности и точности исполнения административных процедур при нежелательном, но законом движении каптала (так называемый «желтый коридор»).

2. Нормативное регулирование предпринимательской деятельности. Предлагается закрепить в валютном, гражданском, бюджетном, налоговом, таможенном законодательстве режима «зеленого коридора» движения капитала.

3. Негативная реакция на проведение Россией суверенной внешней  политики (особенно актуальный фактор в связи с Украинским кризисом и попытками изолирования России). Предлагается повысить уровень открытости информации о целях и задачах российской внешней политики, в том числе во взаимоотношениях с российским и зарубежным бизнесом.

4. Проблемы регионально-экономического характера: высокая стоимость труда, низкое качество рабочей силы, невыгодность климата, неразвитость инфраструктуры. Меры, направленные на нейтрализацию данных проблем:

- государственное планирование размещения производительных мощностей, то есть разработка и утверждение федеральной схемы территориального планирования производства;

- в зависимости от территориально- климатических факторов ведения бизнеса предлагается установить особые режимы налогообложения;

-значительный рост объемов государственных инвестиций в развитие жилищно-коммунальной  инфраструктуры, транспортной, инфраструктуры связи и информационного обеспечения на всей территории страны.

5. Проблема неэффективности борьбы со сферой «теневого» капитала и его легализацией («отмыванием») должна решаться комплексно:

- в рамках одного органа должны быть объединены функции выявления и расследования дел о легализации доходов. Должна осуществляться подготовка кадров для такого органа, включая привлечение их из коммерческой среды;

- определение категорий российских граждан,  которым запрещается иметь имущество, доходы за рубежом или вменяется в обязанность заявлять об этом как о конфликте интересов. К данной категории относятся государственные служащие и должностные лица, их родственники, топ-менеджеры государственных компаний, нотариусы и т.д.;

- установление запрета для перечисленных выше лиц иметь гражданство другого государства;

- заключение с государствами Евросоюза, США, Израилем, Великобританией двусторонних соглашений об обязательной выдаче российских граждан, которые подозреваются в преступлениях, связанных с легализацией денежных средств, а также заключение с этими странами соглашений об обязательном предоставлении информации о собственности тех российских граждан, которым по российскому законодательству запрещено иметь имущество и источники дохода за границами России;

- возвращение в закон о валютном регулировании и валютном контроле правила об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;

- постепенное расширение перечня товаров, являющихся предметом контролируемых сделок в рамках регулирования применения трансфертных цен;

- организация и повышение эффективности информационного взаимодействия между Росфинмониторингом,  Генеральной  прокуратурой, Следственным комитетом, ФСБ, МВД, ФНС, ФТС, ФСФР, ФАС, а также ЦБ РФ в сфере противодействия проведению незаконных операций с валютными ценностями;

- усложнение требований для получения российскими уполномоченными банками лицензий ЦБ РФ на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте в виде ограничения принадлежности их уставного капитала нерезидентам (не более 49% акций или долей участия), а также в виде требования об обязательности осуществления деятельности в течение 3 лет до обращения за такой лицензией и об отсутствии нарушений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Введение запрета на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте филиалами кредитных организаций, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств.

Данные рекомендации предполагают кардинальное изменение характера реализуемой экономической внешней и внутренней политики: реиндустриализацию экономики, ориентацию на внутренний рынок как основной двигатель развития экономики (соответственно - его стимулирование) и на внутренние (суверенные) инвестиционные источники.

Масштабный отток капитала в предкризисный и кризисный периоды для России в 2014 году стал наиболее актуальным. Основываясь на обширном зарубежном опыте, целесообразно выделить в самостоятельный блок рекомендации, касающиеся мер предкризисного и антикризисного регулирования спекулятивного (называемого также «горячим») капитала. Такой капитал по своей природе чаще всего является транснациональным и используется для проведения краткосрочных высокодоходных операций на тех или иных национальных рынках (чаще всего фондовых). Целью государственного регулирования в этом случае является снижение вероятности быстрого вывода значительных объемов спекулятивного капитала из России, в результате которого могут возникнуть (или усилиться) негативные тенденции в российской экономике. Такая система мер может включать, в том числе, ограничения на ввод капитала, ограничения, касающиеся условий его размещения, а также дополнительное регулирование условий вывода капитала.

1. Для устранения диспропорции на фондовом рынке в результате спекуляций предлагается:

- аккредитация иностранных участников фондового рынка;

- ограничения минимальных пакетов акций для торгов иностранными агентами (стимулирование к прямым инвестициям).

2. Диспропорции на валютном рынке в результате спекуляций устраняются через:

- ограничение объема валютных интервенций со стороны ЦБ РФ;

- ограничение количества участников валютного рынка (российских и иностранных);

- введение обязательной продажи части валютной выручки;

- установление длительных сроков для закрытия валютных сделок;

- ограничение фьючерсных сделок.

3. Такой негативный эффект, как срочные требования о возврате кредитов, обращение взыскания на объекты залога, банкротства, смена собственников, потеря контроля над активами со стороны резидентов возможно предотвратить через:

- введение предварительного контроля (одобрения) иностранных заимствований российских организаций, создание (определение) государственного органа с соответствующими функциями;

- введение обособленных счетов для расчетов по иностранным кредитам;

- установление требований к минимальным срокам иностранных займов для хозяйствующих субъектов;

- установление требований к процентным ставкам по иностранным займам.

- введение ограничений для ряда компаний по использованию зарубежного права как применимого в договорных отношениях.

4. Снизить риски срочного изъятия прямых иностранных инвестиций предлагается через:

- законодательное установление минимальных сроков инвестиционных вложений и моратория на изъятие денег (либо больших штрафов за досрочный вывод инвестиций);

- установление в отдельных случаях предельной (максимальной) доли иностранного инвестора;

- репатриация капиталов из офшоров, запрет на вывод прямых иностранных инвестиций, имеющих местом происхождения офшорные зоны.

5. Иные виды срочного изъятия денежных средств  нерезидентов и подконтрольных им компаний из банковской системы регулируются комплексом мер:

- ограничения на валютные переводы нерезидентов: аккредитация, ограничение предельных сумм;

- ограничение на валютные переводы резидентов: ограничение предельных сумм, декларирование в случае превышения;

- ограничения сумм и сроков изъятия денежных средств из банков.

Регулирование проблемы оттока капитала не исчерпывается приведенными выше рекомендациями. Возможно применение и иных мер, как например, амнистия нелегального капитала(однако эффективность этого будет невысока), ввод разрешительной системы законного вывоза капитала с обременением обязательной квотой внутреннего инвестирования капитала в России.

Однако в целом проблема вывоза капитала решается в рамках новой постлиберальной модели страны, для которой будет характерна меньшая степень открытости российской экономики и финансов, пересмотр базовых ложных монетаристских концепций, введение специального жесткого антиофшорного закона, пересмотр государственной инвестиционной политики. 

Отказ решать эту проблему или поверхностные законы по регулированию движения капитала будут дальше наносить ущерб экономике страны в виде оттока капитала, составляющего несколько процентов от ВВП страны.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
117
396
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика