Почему проект новой Конституции России базируется на институте президентства?

Почему проект новой Конституции России базируется на институте президентства?

Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

«Важна персонифицированная власть, на которую не то, что молятся, но которой хотят доверять, которая является авторитетом, которая порождает нормативистские, политические, правовые и морально-психологические порядки»  ответ на вопрос слушателя в рамках вебинара №73 «Как пережить нынешний тухляк?».

Видео версия вебинара доступна здесь.


Степан Степанович! Объясните, пожалуйста, почему ваш проект Конституции базируется на институте президентства?

Спасибо! Очень важный вопрос. И несколько важных обстоятельств тому причина.

Первое. Цивилизационная особенность нашей страны — патерналистская система отношений власти и общества. Русскому человеку (русскому в цивилизационном смысле) нужен царь-батюшка, отец родной, глава большой семьи, надежа и опора, генсек, президент, премьер, председатель Верховного Совета (когда-то этот государственной пост изобрели для Брежнева). Это важно.  Важна персонифицированная власть, на которую не то, что молятся, но которой хотят доверять, которая является авторитетом, которая порождает нормативистские, политические, правовые и морально-психологические порядки. Уберите эти порядки — и система нарушается, разваливается.

Второе. Переустроение страны от нынешнего облика к постпутинскому отягощено важным вызовом. Если менять все и сразу, на 100%, то напряжение системы, ее сопротивление будет тоже предельным. А система предельные напряжения может и не выдержать, сломаться. Поэтому то, что все-таки можно сделать преемственным, плавным, целесообразно сделать таким минимизируя указанную угрозу.

Следующий момент — централизация управления. Есть такие идеи: «Давайте мы откажемся от президентуры! Давайте сделаем парламентскую республику!». Но эти люди, наверное, в парламентах никогда не заседали. Тот вязкий процесс, нечеткий процесс, процесс дискуссии, процесс перетягивания каната туда-сюда для страны в наших условиях — просто непригодная форма управления. Представьте себе, если бы вместо маршала Жукова операциями руководил какой-то там хурал, который бы обсуждал: идём не то туда, не то сюда, не то наступать, не то отступать. Конечно, это условный пример, для того, чтобы подчеркнуть, что в нашей ситуации отказаться от системы единоначалия и единоответственности нельзя.

Сейчас проблема президентской республики не в том, что она у нас президентская, а в том, что она сверхпрезидентская, в том, что под Ельцина после расстрела Верховного Совета России в 1993 году Конституцию состряпали такой, что у президента появились несбалансированные сверхполномочия, и до сих пор такой порядок сохраняется. Поэтому расцветает монополия власти, ведущая к загниванию, выключены соревновательность и поиск лучших решений, выключены национальные мозги и инстинкты, власть поглупела и превращается во вздорный генератор «загогулин».

Наше решение звучит не просто как вы написали: «… базируется на институте президента…». Институт президентства существенно переработан с точки зрения баланса полномочий, ведь система сдержек и противовесов, баланса между ветвями власти, баланса по вертикали (Федерация — субъекты Федерации) — это правильная система, она не позволяет зарваться любой из ветвей или уровней власти, не отменяет оперативности, ответственности управления. Наша президентская конструкция выглядит существенно иначе, чем нынешняя. В чем?

1. Нынешняя формула: «Президент является главой государства». Опаньки! Значит, он не в законодательной, не в судебной, не в исполнительной власти. А где он? А он над всеми ними. А что это такое? Как это может быть? Ответа нет. Тут и есть источник монополии.

2. Нет вице-президента. Это тоже важный момент.

3. А чем вообще он руководит? И на каком основании? Есть кадровые полномочия, войну объявлять, страну представлять, подписывать законы… А чем он реально управляет? Властвует, царствует? А управляет чем?  Фактически он  управляет на внеконституционных основаниях. С каких пирогов нынешний президент то разрешает, то не разрешает приватизацию Башнефти? С каких таких пирогов?

А вот в нашем проекте Конституции президент одновременно является председателем правительства. Вот тут полномочия реальные и реальная ответственность. И человек типа «ля-ля» сразу же себя обнаружит, поскольку будет должен управлять и нести ответственность за дело. Между исполнительной властью (совмещенным президентско-правительственным конгломератом) и законодательной властью выстроены балансы и противовесы, которые не позволяют реализовать абсолютную монополию президента или абсолютный разбой парламента, превращающий президента в английскую королеву.

Когда мы, разрабатывая проект Конституции, искали ответ на Ваш вопрос, то на поле, где лежали проблемы, вызовы, противоречия, критерии, цели и ценности, был перебор десятков сталкивающихся вариантов и конкурирующих, противодействующих обстоятельств. И когда все они были рассмотрены, сбалансированы, увязаны, то получилась формула и схема, которую мы в Конституции и выписали.

Благодарю Вас за вопрос, он для меня очень важен. Он позволяет еще раз подчеркнуть, что вопросы конструирования государства — не простые и не одномерные вопросы: «А давайте сделаем не президентскую, а парламентскую республику, и счастье наступит!». Что в пирамиде из проблем и задач, проблемно-управленческом дереве возникают сотни субпроблем, противоречий, для разрешения которых необходимы комплексные синтетические решения. Найти такие решения очень не просто. Вы мне дали возможность показать, насколько это сложно и профессионально. Спасибо вам за эту возможность!





Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
805
31471
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика