Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Продолжаем разговор о том, какую Россию с неизбежностью придется строить всем нам после её освобождения от путинизма. Каков замысел, проект, чертеж такого строительства?

Вновь напоминаем себе цель нашего, совместного с читателем, разговора. Это экспертный разговор, отвечающий на вопрос «что делать»? Мы последовательно разбираем проект новой Конституции России — чертеж строительства будущей страны — а это и есть четкий и детальный ответ на вопрос «что делать».

Одновременно мы стараемся решить еще одну задачку — поиск людей, не просто недовольных ситуацией, но тех, кто с пониманием её анализирует, кто продумывает, как из неё можно перейти в желаемую картину мира нашей страны и какое это «желаемое» должно быть.

Беда в том, что за уже почти 30 лет прошла дикая деформация системы образования в стране. Она искалечила квалификацию людей, их эрудицию, знания и понимание иногда даже элементарных вещей. Поэтому мы считаем важным открытый разговор об устроении страны, разговор без болтовни, серьезный разговор о фундаментальных представлениях о стране, народе, государстве, о том, как обустраивается государство, по каким принципам, в согласии с какими ценностями.

Мы идём сейчас по самым важным статьям Конституции, самым принципиальным и фундаментальным. Это как при строительстве дома: фундамент должен быть надежным, затем коммуникации, каркас здания, а потом уже отделка.
Дошли мы до раздела 3, который называется «Социальное и гуманитарное устройство России».

Социальное устройство по этимологии этого слова означает общественное устроение России. Что значит общественное? Связанное с народом, обществом, группами в обществе, с личностью, их коммуникациями между собой и их всех с государством — все это и входит в понятие социального устройства России. Что такое гуманитарное? Связанное с отдельным человеком, его нуждами, потребностями, интересами правами. Представители оппозиционной для нас группировки либералов, в которую включаем и путинский режим, пытаются упрекать нас в том, что мы якобы хотим сделать человека всего лишь винтиком в государстве, что для нас существуют только народ, общество и трудовые коллективы, а отдельного человека мы не видим — но это полнейшая чепуха и клевета. В системе построения нашей страны есть три фундаментальных интересанта, носителя интересов, которые устроением и управлением страны должны удовлетворяться: это государство, как субъект интересов, это общество или народ в целом, как субъект интересов (тут же группы интересов — об этом новшестве в нашей Конституции мы говорили в прошлый раз) и, наконец, человек как субъект интересов. Три равнозначимых для будущего нашей страны субъекта: государство, общество и человек. В гармонии их интересов.

В ельцинско-путинской Конституции структурных частей, посвященных социальному устроению и гуманитарной проблематике нет. Есть перечисление прав и свобод человека, которые относятся к интересам личности, но об иных субъектах, таких как общество и народ, те самые группы интересов, включая и объединения различного рода, их интересах и взаимоотношениях, речи нет. Есть конечно отсылки на то, что есть право на создание общественных объединений, но далее, например, внедрена закладка, что политические партии не могут свои первичные организации формировать по производственному признаку, а только по территориальному — и это не случайно. Много ещё чего неслучайного можно обнаружить в нынешней Конституции.

Поэтому можно сказать, что наша позиция и наше строительство решительно противоположны ельцинско-путинской модели страны. Я смею утверждать, что наш подход более продуман, системен и гораздо ближе к оптимальному устроению страны, гарантирующему более высокую её жизнеспособность и успешность.

Очень важным в методологическом смысле является подход к теме нашего разговора в Конституции Советского Союза. Я уже не раз говорил, что в ней слишком много упрощенного, избыточно-политико-идеологического, например, если упоминается союз рабочих, крестьян и интеллигенции — то это обязательно нерушимый союз. Где он этот нерушимый? Такие пустопорожние, ненужные, лозунговые вещи, к сожалению, ослабляют советскую Конституцию. Есть в ней и более серьезные теоретические слабости, но важно, что есть очень серьезные конструкты. Так, в главе 3, которая называется «Социальное развитие и культура» ставятся вопросы совершенно правильно и в целом ряде примеров они созвучны тому, что мы нашли как оптимальные решения для нашей будущей России. Вот, например, статья 19 Советской Конституции.

Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

И вновь, никакая это не социальная основа, никакого союза, естественно, дальше никоим образом не номинируется — это пустая фраза, ни к чему не ведущая, не имеющая правовых последствий.

Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Здесь есть рациональное основание, но это рациональное основание есть и в прямо противоположном тезисе: в сложной социально устроенной системе есть необходимость как в кооперации, в снятии специфичных различительных характеристик, в объединении в общность, так и наряду с этим всегда есть необходимость в индивидуализации, специализации. В советской Конституции всё-таки превалировал не ценностно идеологический, а пропагандистско идеологический подход (даже демагогический), что в смысле функции целей в управлении многомерным общежитием не рационально, попросту теоретически ошибочно. Вот ещё несколько экскурсов в эту главу советской Конституции: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“».

Да, «все и каждый» — подход самый правильный с точки зрения органичного, сбалансированного устроения больших социальных систем. Идем дальше.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Четко, хотя ни про цифровизацию, ни про искусственный интеллект и тому подобное тогда ещё не догадывались.

Статья 22. В СССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального;

В этом тоже есть рациональность, отсюда вытекает очень важное следствие или принцип — это должны быть крупные хозяйствующие субъекты, с внутренней специализацией и с большими объемами работ. И это правильно, особенно для нашей страны. Дурости начала девяностых годов, что фермер накормит всю страну уже в общем закончились.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В СССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

Насколько эти статьи справедливы с точки зрения здорового государства и общества, жизнеспособности страны! В целом социальная тема в Конституции Советского Союза была поставлена, но всё же оптимальной моделью по всем параметрам Советский Союз не стал, поэтому проверки времени не выдержал.

Еще раз о том, что мы называем оптимальными решениями. По любым пространствам выбора решения: экономическому пространству, социальному, политическому, внешнеполитическому и так далее, крайние решения по определению никогда не бывают оптимальными, то есть наилучшими. Наилучшие решения находятся всегда внутри интервала возможного выбора решений.

Наш принципиальный шаг вперед по отношению к теоретикам и практикам марксизма-ленинизма, к советской Конституции и советскому проекту заключается в том, что все принимаемые решения должны быть оптимальными с точки зрения максимальной успешности страны. Этот фундаментальный принцип пронизывает все непростые вызовы нашего сегодняшнего строительства, нашей Конституции.

Сегодня мы затронем очень острые вопросы — труда и паразитизма, распределения благ, эксплуатации человека человеком и другие.

Итак, теперь идем уже по тексту нашей конституции.

Раздел 3. Социальное и гуманитарное устройство России

Глава 10. Общество

Статья 56. Общество в России

1. Общество в России самостоятельно, самоорганизуется, вырабатывает общественную идеологию и взаимодействует с государством.

Жуткая проблема в том, что по действующей Конституции и по сложившейся практике нынешнее российское общество не в состоянии противостоять антиконституционным, антизаконным, практически понтам по понятиям, что в заметной степени заменили закон в нынешней России. Простаки пытаются выдвигаться или выдвигать на выборы своих кандидатов, а режим попросту фальсифицирует выборы. Пытаются собраться на улице и что-то высказать — а полицейские и разгоняют, и сажают в автозаки. Пытаются высказываться, чтобы консолидировать общественное мнение, в интернете, а их глушат. На центральные, самые мощные информационные каналы телевидения, попасть и вовсе невозможно. Поэтому в нынешней России общество не способно влиять и противостоять всевластию власти, нарушению законов и Конституции этой властью. Как добиться того, чтобы сдержка и противовес власти в виде общества работали бы в нашей стране? Эту задачу мы и решали, она очень непростая, понадобилось множество решений в разных частях Конституции, и часть из этих решений в сегодняшнем разделе.

2. Основополагающими принципами построения и развития российского общества являются:

а) сплоченность на основе солидарности;

б) единство в разнообразии;

в) взаимоуважение, сотрудничество и взаимопомощь;

г) стремление к общественному согласию и процветанию;

д) равенство в правах, свободах, обязанностях и ответственности человека и гражданина;

И здесь как всегда опять знакомая уже нам связка: не просто права и свободы, а и обязанность, и ответственность человека и гражданина. Мы скоро дойдем до понятия справедливости и социальной справедливости, я там особенно подчеркну, что, если нет связок права — свободы и обязанность-ответственность, то справедливости в обществе, в государстве достигнуть даже теоретически невозможно. Это все непростые вопросы, но я простоты и не обещал. Простота для простаков, которых водят вокруг пальца.

3. Общество формирует представления об общественных ценностях на основании высших ценностей России, развивает и распространяет их, требует от государства их реализации.

А я напомню, что высшие ценности России, введенные в начало нашей Конституции, списаны не с потолка, это мудрость тысячелетней истории нашей страны, народом обнаруженные, выстраданные, выпестованные и перенесенные через поколения ценности. И они, эти высшие ценности, не случайны — именно они являются теми самыми наилучшими решениями в многомерном пространстве факторов успешности страны, они наилучшие, их ещё называют традициями. Это цивилизационные накопления, наилучшие факторы успешности страны.

4. Представительство и защиту общественных интересов осуществляют объединения граждан, средства массовой коммуникации.

Статья 57. Общество и государство

Обратите внимание на вектор направленности: «общество и государство», а затем будет «государство и общество» — и это двунаправленные потоки взаимоотношений.

1. Общество взаимодействует с государством посредством выборов, …(Дальше будет целый раздел, посвященный гарантиям народовластия, способам пресечь наглые, абсолютно незаконные путинские фальсификации сегодняшних федеральных и всех остальных выборов — С.С.)… выдвижения своих представителей на выборные должности в государственных органах, осуществления оценки его деятельности, …(это принципиально новая вещь в рамках института, который мы вводим в Конституцию — института политической ответственности, для которого уже подготовлен соответствующий закон: Сулакшин С.С., Гаганов А.А., Троицкая М.В. Пакет законодательной инициативы для принятия Федерального закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации». — М.: Наука и политика, 2016. — 112 с. ])… выдвижения инициатив, ведения диалога, предъявления требований и иных форм народовластия.

Дальше об этом будет детальнее и подробнее.

2. Информация о деятельности государственных органов предоставляется гражданам, их объединениям, юридическим лицам по их запросу, а также в иных предусмотренных законодательством России случаях. Доступ к информации о деятельности государственных органов ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к информации с ограниченным доступом.

Это военная, государственная тайна, коммерческая тайна, еще какие-то ограниченные виды информации, но деятельность государственных органов, чиновников, включая президента, будет куда как более открытой для народа. Будет специальный закон об открытости информации, чтобы чиновники не прятались за отписками, чтобы видна была бы ложь и обман, которыми они занимаются. Сейчас депутаты редко когда вообще отчитываются, а, к примеру, Путин, в нарушениие Конституции, опять в 2018 году манкирует конституционно требуемым ежегодным Посланием Президента Парламенту, которое устанавливает основные направления внутренней и внешней политики на следующий год. То есть, на 2019 год никаких основных направлений внутренней и внешней политики в России не будет — как встанет с утра наш герой, так и что-нибудь сделает то ли в Сирии, то ли на Украине, или еще где-нибудь. Поэтому, вопрос о доступности информации и об обязанности государственных должностных лиц и органов предоставлять обществу эту информацию один из важных.

3. Общество вправе протестовать против действий (бездействия) и решений государственных органов и их должностных лиц, их планов и намерений без применения насилия и в порядке, установленном федеральным законом.

Получили мы, народ, общество информацию от власти и свою точку зрения по этому поводу сможем власти предъявить.

4. Общество вправе требовать отчета от каждого государственного органа и его должностного лица в рамках сферы его ответственности.

Это еще одно новшество.

Статья 58. И вот он обратный вектор — «государство и общество». Во взаимоотношениях разных социальных субъектов всегда есть два направления и это, кстати, принцип, который позволяет увидеть, понять и освоить природу справедливости. Итак.

Статья 58. Государство и общество

1. Государство обязано способствовать обеспечению общественного прогресса, социальной справедливости, …(Введено понятие — «социальная справедливость». Что это такое поясняется в следующей главе, названной «Социальная справедливость». Здесь лишь подчеркну, что определение социальной справедливости совершенно нетривиально и очень важно, потому, что природа дефиниций в пространстве сознания, человеческого мышления такова, что если найден её истинный смысл, то он с неизбежностью порождает шлейф последствий. — С.С.)… общественной нравственности и повышению общественного благосостояния.

Я напомню, что высшие цели и функции цели у нас — это всеобщее благо, даже не общее, суммарное, аддитивное, а именно всеобщее благо, потому, что связи там весьма нелинейные, не суммируемые как говорят математики.

2. Государство способствует развитию общественного согласия и единства, признавая разнообразие и укрепляя взаимное доверие и уважение.

3. Государство содействует общественной активности и гарантирует …(Институт гарантии здесь почти на каждой странице — С.С.)… самостоятельность общества в своих действиях (бездействии), обеспечивает право общества на взаимодействие с государством, на получение информации о деятельности государственных органов, на получение ответа на обращение, гарантирует рассмотрение протестных требований и возможность протестных действий в соответствии с федеральным законом.

Помните принцип, который тоже пронизывает всю нашу Конституцию: если объявлены чьи-то права, в предыдущей статье — права общества требовать, предъявлять и так далее, — то обязательно должна быть и чья-то обязанность обеспечить реализацию этого права. Вот здесь и проявляется эта возможность.

4. Государственная политика направлена на обеспечение общего блага и должна отвечать общественным интересам.

5. Государство заботится об охране общественных ценностей и общественной нравственности.

6. Государство ведет учет общественного мнения.

Глава 11. Социальная справедливость

Статья 59. Достижение социальной справедливости

1. Социальная справедливость обеспечивается обществом, государством, группами интересов, каждым гражданином России в соответствии с законодательством России.

Из этой нормы вытекает очень важное открытие: социальная справедливости — это не эффективность собесов, вовсе нет, это характеристика множественно устроенного пространства нашей жизни, в котором действует согласованная система государственных, общественных, групповых решений, которые в совокупности и форматирует нашу жизнь так, что каждый человек чувствует, что живёт он в справедливый стране.

2. Социальная справедливость обеспечивается знанием, учетом, уважением и стремлением к реализации интересов каждого человека, группы интересов, а также достижением баланса конфликтующих интересов.

3. Достижение социальной справедливости обеспечивает взаимоприемлемую для человека, общества и государства сбалансированность …(Внимание, фундаментально важный пункт! — С.С.)… ожидаемого человеком от общества и государства и воздаваемого ему ими… (то есть, обществом государством — С.С.)… а также требуемого обществом и государством от человека и отдаваемого им. …(Тут принципиально два потока: ожидания и воздаяния. Справедливость это психологическое состояние человека, это ощущение человеком, что всё правильно. А что именно правильно? Правильно то, что им ожидаемое, а каждый человек внутри себя ожидает чего-то от других людей, и реально получаемое, соответствуют друг другу, и это справедливо и для малыша, и для взрослого человека. Ребеночек ожидает от папы и мамы, сестричка от братика, а папа и мама ожидают от ребеночка, что он не будет шалить, и так далее. От повзрослевшего человека общество ожидает, что он будет исполнять священный долг защиты Отечества, если он мужского пола, а он в свою очередь ожидает от государства защиту условий и охраны труда, достойную оплату труда, достойную пенсию. То есть, все это как сложнейшая нервная ткань, в которой человеку будет хорошо, он будет находиться в комфорте — так сконструировали мы государство справедливости. Обеспечение психологического комфорта как конституционная норма обязательно далее еще появится в тексте нашей Конституции. Поэтому, создавая конституцию, мы уходили от простых, иногда настолько простых, что скорее глупых формулировок, которые встречали в предшествующих Конституциях, добиваясь в каждом предложении нашей Конституции точного смысла для каждой дефиниции. А смысл, еще раз, порождает шлейф последствий, дает инструкцию, что и как в этой жизни делать, как строить свою жизнь и жизнь своего народа, жизнь своей страны, жизнь своего государства. Это была очень непростая работа, даже обретение самих смыслов, а мы проработали 170 терминов, заняло не один год работы. Это к тому и к тем, кто не делает различий между нашим трудом и болтовней типа «с колен поднимем», «хвоста накрутим», и «рога заточим» «в сортире замочим». — С.С.)… Ожидаемое человеком и требуемое обществом и государством включает как материальные, так и нематериальные блага, услуги и обременения.

Это норма тоже порождает большой шлейф нормативно-правовых актов и об оплате труда, и о пенсиях, и о материальной компенсации иных заслуг- мы вводим такой институт, и об оплате за великие труды материнства — это тоже будет. Нам задают вопрос: откуда возьмутся деньги на такую программу? Ответ есть: из черной дыры демонетизации — диверсии против нашей страны, из офшоров, куда на виолончели путинизм выкачивает миллиарды.

4. Каждый человек в России, группа интересов, общество имеют право на собственное представление об ожидаемом ими в отношении себя и на его публичное предъявление, на обоснованное отношение к ним со стороны государства, общества, групп интересов и других лиц.

Каждый человек, а особенно группа, если не знают, то ощущают, в рамках своего человеческого достоинства, чего каждый или группа, достойны, и ожидают этого должного от общества и государства. Умное государство это мониторирует, поэтому знает и выстраивает страну так, чтобы ожидаемое вознаграждалось соответствующим воздаянием. Но при этом требуют в ответ и от человека, и от группы отдачи и обществу, и государству должного им — это и есть формула гармонии или органичности жизнеустроения.

5. Достижение социальной справедливости в России устремлено к максимальной и равной для всех лиц степени сбалансированности ожидаемого и воздаваемого им, требуемого и отдаваемого ими.

6. Государство, общество, группы интересов, каждый человек активно формируют представления об ожидаемом воздаваемого им и требуемом от них на основе умеренности, достаточности, обоснованности и нравственности.

Так сложный институт справедливости сочетается с институтом высших ценностей, в котором умеренность, достаточность, обоснованность и нравственность — есть характеристики портрета человека истинного и истинного общества человеческого.

Статья 60. Основания достижения социальной справедливости

Надеюсь вы видите, что в каждой норме в максимальной степени закладывается механизм ее реализации, механизм, порождающий пирамиду доктрин, законов, указов, концептов, функций, процедур работы сложнейшей конструкции. Часть этих доктрин, законов, концептов, механизмов, процедур уже сконструирована, а когда власть придет в руки, когда станут доступны ресурсы и умные люди будут собраны в референтные институты — как же мощно можно будет начать работать по обустройству нашей страны! Вместо сегодняшнего «блеяния», наглого лоббирования, лжи людям о величии ельцинской Конституции, которая на деле есть программа похорон нашей страны.

1. Основаниями достижения социальной справедливости являются:

а) общественная нравственность;

б) равенство права на признание и охрану достоинства каждого человека;

в) законные интересы граждан, их объединений, юридических лиц, общества; …(Напоминаю наш принцип: знать и уважать все законные интересы всех законных групп интересов — эта формула, гарантирующая симфонию, гармонию общежития. — С.С.)…

г) результаты труда;

д) благодарность общества и государства за заслуги в социально значимой деятельности человека;

е) милосердное отношение к слабому и обездоленному.

2. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов …(Это повсеместное условие, то есть мы Конституцию писали не для воображаемого города — солнца, в чем нас пытаются обвинить, а, как вы видите из этих ссылок, с учетом реальных условий, в том числе ограничений, противоречий, конфликтов интересов. — С.С.)… всеобщее благо обеспечивается достижением баланса общественного блага, блага групп интересов и блага каждого человека.

И мы точно знаем как развернуть каждое из перечисленных понятий в шлейф нормативно правовых актов, позволяющих этого добиться. Это не журнализмы! Это профессионально строгие определители для элементов конструкции, которую мы с вами собираем.

3. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов общественное благо обеспечивается достижением баланса блага групп интересов и блага каждого человека.

Обратите внимание, всеобщее благо и общественное благо вещи разные, такие нюансы очень важны для того, чтобы точно балансировать все блага.

4. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов благо группы интересов …(Спускаемся структурно сверху вниз: всеобщее благо, общественное благо, благо групп интересов. — С.С.)… обеспечивается достижением баланса блага каждого человека этой группы.

Из трех последних пунктов, несмотря на нудную юридическую педантичность, будут вытекать целые пирамиды жизнеустроительных законов и механизмов нашей будущей России.

Статья 61. Социальные стандарты

Что это за стандарты, о чем идёт речь? Когда сегодня, на фоне выдающейся 25-летней похоронной грамоты в виде ельцинской Конституции, верховодители чем-то хвалятся, мы обычно строим так называемые ежики-эниаграммы, в которых, например, видно, как среди более чем 80 субъектов Российской Федерации различается обеспеченность социальными благами граждан страны. А ведь в ельцинской Конституции написано, что все граждане равны. В нашей Конституции это равенство гарантируется, для чего и вводится понятие социальных стандартов, независимо от того, где живет гражданин России, на севере, на юге, в Москве или во Владивостоке. В единой нашей стране для него будут действовать единые социальные стандарты.

1. Социальные стандарты направлены на достижение социальной справедливости и обеспечение достойного уровня жизни граждан России и устанавливаются в целях: (Кстати, социальная справедливость включают подпонятие территориальной справедливости. — С.С.)

а) определения гарантированной структуры и норм потребления гражданами основных материальных благ и услуг;

б) проведения единой социальной политики в различных территориальных образованиях (федеральных округах, субъектах России, муниципальных образованиях);

в) использования в качестве нормативов при обосновании расходов бюджетов разных уровней на социальные нужды;

г) оценки уровня жизни населения и хода реализации социальной политики;

д) использования при разработке социальных программ;

е) обоснования необходимости и установления размеров адресной социальной помощи нуждающемуся в ней населению.

2. Социальные стандарты устанавливаются федеральными законами.

3. Система государственных социальных стандартов охватывает все сферы социальных отношений, в том числе оплату труда и трудовые отношения, обеспечение занятости и помощи безработным, пенсионное обеспечение, обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса, обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, образование и профессиональную подготовку, науку, здравоохранение и физическое развитие, культуру, социальное страхование, социальную помощь и социальное обслуживание населения, обеспечение экологической безопасности, защиту прав граждан в социальной сфере.

Согласитесь, что сравнить предложенное нами с тем, что реализуется в сегодняшней России невозможно, что называется, почувствуйте разницу между жизнью в сегодняшней путинской России и той, какой она будет, когда страна будет построена не по нынешней похоронной инструкции, а по нашему чертежу.

Глава 12. Социальное самочувствие человека

Ничего подобного в Конституциях, которыми мы пользуемся для сравнения, нет. И вот обещанная статья о психологическом комфорте, если сказать по-простому, — это когда человеку хорошо. А разве не это главная задача государства и общества, чтобы человеку было хорошо?

Статья 62. Психологический комфорт

1. Каждый человек имеет право на спокойствие и уверенность в настоящем и будущем.

2. Государственные органы содействуют обеспечению спокойствия и уверенности человека в настоящем и будущем.

3. Сокрытие государственными органами и их должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья человека, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством России.

Если соврал верховодитель о пенсионном возрасте, соврал о борьбе с терроризмом в Сирии, соврал — я сейчас до утра могу перечислять это верховодительское враньё, по нашей Конституцию как Билл Клинтон понесет ответственность. Точно так, как адвокат Трампа получил 3 года тюрьмы за то, что соврал в показаниях, и никакой Трамп своего адвоката отмазать не сумел, как у нас сейчас Васильеву, Сердюкова и прочих «родственников» отмазывают.

4. Лицам, находящимся в психологически трудной жизненной ситуации, оказывается государственная поддержка.

Что это значит? Это значит, что будет система, связанная с системой уполномоченных по делам человека, то есть с государственным устроением, обеспечивающим главный тезис: Россия будет государством справедливости, праведным государством.

Статья 63. Информированность о планировании будущего

Согласитесь, что каждому взрослому человеку нужно знать, что планируют депутаты, иные верховодители: очередную войну, очередной обмен денег, очередные налоги и поборы? Недавно узнал, что Государственная Дума приняла закон о поправках в законодательство о бюджетных организациях. Бюджетные организации — это, в том числе, школы, детские сады, университеты, больницы, поликлиники, а поправки теперь предписывают(!) им зарабатывать деньги, то есть становиться коммерческими организациями. Значит, кроме нынешних нелегальных поборов, появятся совершенно законные коммерческие услуги! А где доступное бесплатное образование и здравоохранение, которые номинированы в ельцинской Конституции? А где цели здоровье и образованность? Они подменены целью любой коммерции: прибылью! Чем больше человек будет болеть, тем больше будет платить — тем лучше для подобной извращенной системы! Какое уж тут здравоохранение. В нашей Конституции бесплатное, то есть бюджетное и образование, и здравоохранение гарантируются.

1. Каждый человек имеет право на информацию о целях, планах и прогнозах развития России, субъекта России, муниципального образования, работодателя, а также об угрозах развитию.

Буду, превращается просто в болтушку, PR, когда мультики показываются или рассказывается о невесть чем, не имеющем отношения к планированию государственного управления развитием страны. По нашей Конституции это будет принципиально иначе.

2. Государство гарантирует публичность целей, планов и прогнозов развития, а также угроз и рисков развитию.

Как сейчас метеослужба предупреждают об опасных погодных явлениях: гололедице, штормовом ветре, сильной грозе с возможными опасностями для жизни, так государство будет по-честному предупреждать граждан о необходимости мобилизовываться по какому-то поводу. Главный принцип власти: мы вместе, мы ведём себя по-честному, нам можно верить — такая жизнь будет в нашей будущей России.

Статья 64. Преодоление несправедливости, горя, беды

Слушайте внимательно! Разве мы не говорили, что наша будущая России будет государством нравственным, справедливым, праведным, а разве в таком государстве кто-то сможет мириться с несправедливостью, горем, бедой?

1. Каждый человек, объединение граждан, юридические лица вправе, наблюдая несправедливость, требовать от государства, общества, групп интересов и каждого человека восстановления справедливости в порядке, установленном федеральным законом.

2. Государство обеспечивает реализацию каждым человеком права на обращение в государственные органы о беде, горе, несправедливости, содействует их преодолению и стимулирует деятельность соответствующих общественных объединений.

Это одна из многих норм, которые формируют концепт государства справедливости.

Глава 13. Защищенность человека

Либералы кичатся своим концептом минималистского государства, мол оно годно только для обеспечения безопасности и создания законов. Для нас защищенность человека есть синоним безопасности, мы её очень детально будем обеспечивать.

Статья 65. Материальная защищенность

1. Государство гарантирует каждому гражданину России достойный уровень жизни, необходимый для поддержания и развития его самого и находящихся на его иждивении членов его семьи, исходя из установленных государством социальных стандартов и принципа социальной справедливости.

Всё будет нормативно расписано и каждый человек будет знать, что ему гарантируется, каждый человек будет иметь возможность потребовать, если кто-то позволит себе игнорировать его человеческое достоинство.

2. Каждый человек имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления не запрещенной федеральным законом экономической деятельности. Свобода выбора вида экономической деятельности и форм её осуществления гарантируются.

Статья 66. Нематериальная и средовая защищенность

Что такое нематериальная защищенность? Это защищенность в информационных коммуникациях, в межперсональных, групповых отношениях и, в том числе, персонально — государственных. Что такое средовая защищенность? Среды бывают разные, в соответствии с ними и разные средовые защищенности: экологическая, информационная, когда агрессивно с утра до ночи происходит информационное насилие над населением и так далее.

1. Государство обеспечивает защищенность человека от незаконного насилия, опасного (неблагоприятного) массового информационного воздействия, от негативного влияния человеческой деятельности, неблагоприятного состояния окружающей среды, санитарно эпидемиологического неблагополучия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Все государственные службы будут нанизаны на эту норму с соответствующими законами и положениями.

2. Каждый человек вправе требовать от государства защиты от всякого рабства и неволи, от физического и духовного насилия и принуждения, от всякой незаконной зависимости и ограничения, от всякого незаконного обязывания и подчинения.

3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Никакое произвольное вмешательство в сферу частной жизни человека недопустимо.

4. Каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

5. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия запрещаются, за исключением случаев осуществления в соответствии с федеральным конституционным или федеральным законом оперативно-разыскной деятельности и производства следственных действий.

6. Государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права, обязанности и ответственность.

7. Каждый человек вправе определять и указывать свою национальную и религиозную принадлежность …(Внимание, это очень важно! Будет пресечена попытка вытравить из нас наши корни, истоки, память о предках, о наших традициях, культуре и цивилизации, чем нынешняя либеральная власть занимается, потому что космополитизм для нее, люди без родства, без Родины — наилучший материал, из которого они в режиме социального фашизма по существу делают рабов. — С.С.)… Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной и религиозной принадлежности …(Это одновременно: я имею право, но никто не может меня заставить. — С.С.)… Гражданин России вправе определять и указывать свою национальную и религиозную принадлежность при государственной регистрации актов гражданского состояния, исправлении, изменении, восстановлении и аннулировании записи актов гражданского состояния. Государство обеспечивает возможности для реализации права на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам.

8. Каждый человек, законно находящийся на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Регистрационный учет по месту пребывания и жительства не может иметь разрешительного характера и служить основанием для ограничения данного права.

9. Каждый человек вправе свободно выезжать за пределы России. Гражданин России вправе беспрепятственно возвращаться в Россию.

10. Народ России и каждый человек имеет право на мир без войны. Сохранение права на мир и содействие его осуществлению являются обязанностью государства.

11. Геноцид в России запрещается.

Статья 67. Защищенность после смерти

Я не склонен сейчас вдаваться в философию о том, что есть человек и сколько он живет. Столько ли, сколько живет его бренное тело, которое потом приобщается к материальному миру, к праху земному, или подольше, о чем говорят фундаментальные религии и начинает говорить фундаментальная наука. Но должен вам признаться, что когда мы создавали проект Конституции, мы в эти материи входили. Знаете, какая сложность существует? Постоянно нависает вопрос, а вы эту Конституцию сделали на 20 лет, 50 лет, а может быть навсегда? Это непростой методологический вызов. Когда-то мы выработали формулу национальной идеи. Национальная идея во всем пространстве наших взаимоувязанных ценностных конструктов звучит таким образом: «Моя страна должна быть и должна быть всегда!», а далее из этой идеи следует требование так устроить нашу страну, чтобы она была всегда, в том числе тогда, когда возникнут технологические, технические и иные новшества и изобретения, о которых сейчас даже сфантазировать невозможно. Именно поэтому в нашу Конституцию заложены механизмы, которые самодвижутся по будущей истории, самонастраиваются на будущие новшества, которые мы даже не можем предположить. Напомню наши рассуждения о проблеме безопасности: там была важнейшая оговорка «способность субъекта безопасности (им может быть и государство) сохранить себя в условиях внешних и внутренних агрессий сегодня и в будущем», то есть всегда. Вот такие механизмы мы и выстраиваем. Навсегда.

Поэтому статья 67 — это вовсе не экзотика о памятниках и могилах, а гораздо более глубокое отражение важнейших, методологических, в том числе, принципов устроения будущий страны.

1. Государство гарантирует достойное отношение к умершему и его останкам после смерти в соответствии с федеральным конституционным законом.

2. Останки умершего, место погребения находится под защитой государства бессрочно.

Мерзости, стыдобы, позорища, когда жилые коттеджи строят на бульдозером уничтоженных кладбищах, больше не будет.

3. Государство гарантирует захоронение останков умершего согласно культурным и религиозным традициям в соответствии с волей умершего или его близких родственников.

Следующий разговор начнём с Главы 14. Труд и иные источники права на получение благ. Левые марксисты, а также правые либералы, приглашаю вас к разговору, потому, что именно здесь будет в деталях обсуждаться как будут решаться вопросы эксплуатации человека человеком, а также социального паразитизма, что является неотъемлемой характеристикой капитализма. В целом, как мы будем справляться с угрозами дикого капитализма, как и не дикого, а любого другого, и чем будет наш настоящий социализм отличаться от капитализма, левых догматик и доктринерства в пользу здорового социального организма, называемого нашей Родиной Россией.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)


Comment comments powered by HyperComments
1448
4036
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика