Нарастание ценностной аномии как вызов современной России и Партия нового типа как ответ

Нарастание ценностной аномии как вызов современной России и Партия нового типа как ответ

17 июня 2017 г. произошло знаменательное событие — учреждена Партия нового типа — новая социальная сборка по спасению и переустроению нашей Родины на профессиональных, справедливых и праведных началах.

Потому актуален и часто задаваем вопрос, — а КАК Партия нового типа будет врачевать накопившиеся социальные язвы и бедствия? Какие ответы она предложит по расчистке авгиевых конюшен современой либерал-дарвинистской действительности? Продолжаем цикл публикаций на эту тему.

В данном материале приводим подход ПНТ к проблеме нарастания ценностной аномии и производной от нее утраты трудовых мотиваций. Эти деформации проявляются на фоне особого противоречия: выраженном социальном запросе на утрачиваемые ценности при общей тенденции на морально-нравственную деградацию социума, навязывании потребительской модели поведения, чуждого традиционной структуре ценностей россиян и отсутствии ценностной повестки у большинства политических партий страны.

Продолжаем публикацию главы 1.5 «Социальные трансформации в современной России как вызов и партия нового типа как ответ» из новой монографии коллектива Центра Сулакшина «Партия нового типа. Настольная научно-учебная книга партийного строителя».


Отражающие изменения в структуре ценностных предпочтений россиян исследования, фиксирующие особенности общественного развития в постсоветский период в контексте распространенных ценностей, показывают, что в российском социуме постепенно утрачивается позитивная психологическая атмосфера.

Все большее распространение получают негативные характеристики населения, морально-нравственная деградация усиливается.

В ходе мониторинга мнений экспертов (предлагалось оценить по 10-балльной шкале силу выраженности 35 положительных и 35 отрицательных параметров) выяснилось, что характеристика «хамство» с 1981 по 2011 год стала заметнее в 1,7 раза, «эгоизм» — в 1,9, «сквернословие» — в 1,8 раза и т. д. А характеристика «психологическая безопасность» стала за тридцать лет выражена меньше в 2,5 раза, «сочувствие» — в два раза, «трудолюбие» — в 1,6 раз.

Такие результаты были получены не только в ходе экспертной оценки [139]. Можно было бы засомневаться в оценках экспертов и упрекнуть их в субъективности. Но опросы, проведенные среди населения, подтверждают экспертные результаты [140]. Три четверти российских граждан считают, что моральное состояние общества стало ухудшаться в 1990 г., половина респондентов уверена, что этот процесс продолжился и в 2000-е гг.

Причем оценки состояния морали гораздо более пессимистичны, чем, например, состояния экономики, международной политики или распространения коррупции. По мнению самих россиян, за последние 15–20 лет в обществе существенно усилились агрессивность и цинизм, а такие качества, как патриотизм, верность, доброжелательность и душевность, напротив, становятся дефицитом. Деформация социальных норм и ценностей признается нашими согражданами в качестве одного из важнейших факторов, тормозящих развитие России, наряду с проблемами социальной и гуманитарной сфер [141]. И это представляется очень важным, поскольку осознание проблемы является первым шагом к ее устранению. Есть фраза, которая хорошо характеризует описанную динамику и ее истоки — «когда к власти приходят сукины дети, собачья жизнь начинается у всех». С приходом к власти либерально ориентированной команды, с запретом на идеологию и провозглашением идеологического многообразия, нарастает ценностная дезориентация социума. Проще говоря, общество звереет.

На самом деле такая ситуация для большинства нормальных людей не может быть комфортной и формирует дополнительный фон тревожности и недоверия. Возврат к традиционным ценностям, внесение ценностного вопроса в повестку как одного из важнейших и первостепеннейших необходимы, и это наверняка найдет отклик большинства граждан России.

Соответственно, задачей Партии Нового Типа является возвращение значимости высших ценностей государства, преодоление процесса освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры и т.д.) от ценностных критериев.

Важнейшие с точки зрения понимания социального портрета человека ценности могут быть нанесены на шкалы, отражающие степень выраженности (предпочтения) этих ценностей и их антиподов. Это делает возможным выявление ценностной матрицы той или иной цивилизации, народа, социальной группы. Сотрудники Центра Сулакшина разработали так называемые реостаты [142] (количественные шкалы) базовых ценностей, распределение предпочтения которых строится в линейных шкалах между ценностными «полюсами». На их основе методом экспертной оценки был получен ценностно-мотивационный портрет современных россиян. Усредненная оценка экспертами степени выраженности ценностей в сознании россиян представлена на рис. 1.5.8.

Рис. 1.5.8. Базовые ценности в сознании россиян

Именно ценностный пакет следует рассматривать как основной критерий, применимый для поиска сторонников Партии Нового Типа. Поскольку уникальность партии должна заключаться не в ориентировании ее на какой-то определенный социальный класс или когорту людей, выделенную, например, по возрасту, мировоззрениям, политическим устремлениям, не на критерий классовости, но на ценностный критерий.

Отсутствие такого критерия отбора — характерная черта практически всех партий, действующих на сегодняшний день на российской политической арене, поскольку их истинная цель — собрать максимум электората, а не изменить к лучшему облик страны. Отрыв от ценностной повестки, клановость, властно-политическая монополия и отношение к людям как к ресурсу — вот отличительные признаки ключевых игроков, претендующих сегодня на значимые места во власти.

Динамику ценностных ориентаций хорошо иллюстрируют перемены в трудовых установках населения, поскольку распространенные в обществе представления о труде и трудящемся человеке во многом зависят от имеющихся политических и социокультурных условий. Цивилизационно в нашей стране труд никогда не рассматривался как средство обогащения, он мог быть средством спасения, показателем достоинства, делом чести и даже престижа, социальной значимости или необходимостью, но не исключительно способом накопления материальных благ. Трудоориентированная идеология СССР воспитывала ответственное отношение к работе и уважение к труду, но с 90-х годов ХХ столетия основным мотивом становится заработок. Это и понятно, поскольку государство последовательно складывало с себя социальные обязательства, неолиберальные установки возводили труд в ранг «обязаловки», а материальные ценности получали статус наиболее желаемых.

В феврале 2017 года в одном из интервью Министр финансов РФ А.Силуанов заявил о том, что «при сохранении наблюдаемого в последние годы уровня экономической активности к 2025 году трудовые ресурсы сократятся на 5,4 млн человек»[143], связав это с демографической ситуацией, неблагоприятными условиями для экономической активности и низкой профессиональной и географической мобильностью. Как обычно, про ценностные основания происходящего речь не зашла.

Обратимся к результатам двух социологических исследований, проведенных по схожей методике с интервалом в два десятилетия (в 1986 году Институтом социологии РАН под руководством профессора И. Т. Левыкина, и в 2006 году Институтом сравнительных социальных исследований (CESSI). Если в 1986 году на вопрос «Что вы считаете определяющим для достижения успеха в жизни?» советские граждане чаще всего отвечали «трудолюбие», то спустя двадцать лет это слово практически не фигурирует в ответах, уступая место иным вариантам — хорошему образованию, целеустремленности, умению приспосабливаться, поддержке близких людей, наличию хороших связей, везению и даже случайным обстоятельствам [144].

Ценность труда в обществе снижается. Проведенный в Центре Сулакшина экспертный опрос [145], позволил определить, по каким свойствам молодежь отличается от общества в целом и в какую сторону, основываясь на разнице балльных оценок по каждой характеристике (рис. 1.5.9).

Рис. 1.5.9. Разница выраженности характеристик молодого поколения и общества в целом

Надо отметить, что методологически не совсем корректно сравнивать показатели общества в целом с молодежью, поскольку молодое поколение тоже является частью социума.

Однако если учесть эту вольность исследовательского подхода, то картина рисуется еще более критическая, т.к. различия между молодежью и старшими поколениями оказались бы еще более выраженными, а динамика негативных трендов — еще более резкой. Очевидно, что дальнейшие перспективы развития российского общества при таких ценностных трансформациях выглядят сомнительными. Кроме того, в ходе того же опроса эксперты отмечали, что молодое поколение обладает потенциалом положительных изменений и способно стать фактором обновления страны, но при обязательном условии — наличии ценностно-идеологического фактора. Если будет возрождена национальная идеология, реанимировано воспитание традиционных ценностей, страна получит шанс на возрождение. При этом идеология должна корреспондировать с традиционным ценностным пакетом россиян, чего на данный момент не наблюдается.

Фиксируются резкие изменения в структуре занятости населения по видам экономической деятельности в 2006, 2010 и 2014 годах (рис. 1.5.10), в чем отчетливо просматриваются две тенденции. Во-первых, сокращение числа людей, занятых в сфере обрабатывающего производства и сельском хозяйстве и рост занятых в сфере торговли, а также финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.

Рис. 1.5.10. Структура занятости населения по видам экономической деятельности на основной работе в 2006, 2010, 2014 годах (в %, по данным Росстата)

Во-вторых, снижение популярности технических, физико-математических и естественных специальностей, на что указывают данные Росстата о распределении выпускников государственных и частных вузов (рис. 1.5.11 и рис. 1.5.12). Число гуманитариев и экономистов-управленцев продолжает расти год от года.

Рис. 1.5.11. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными вузами по направлениям подготовки в 2005, 2010, 2011, 2012 годах (по данным Росстата)

Рис. 1.5.12. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров частными вузами по направлениям подготовки в 2005, 2010, 2011, 2012 годах (по данным Росстата)

Данные изменения в профессиональной структуре современного российского общества (свертывание сфер промышленности и строительства, сельского и лесного хозяйств, транспорта и связи, сфер производительного труда) объясняется, в том числе, пропагандой либеральных ценностей и массовым распространением западной философии потребительства, так называемого, «сервисного общества» и «сервисного человека». Однако эта идеология чужда русским людям, и переориентация происходит скорее искусственная, вынужденная, релевантная выбранной властью либеральной модели страны, в основе которой лежат присвоение и потребительство.

Партия нового типа, возрождая истинную ценность труда в ряду ключевых ценностей государства, отвечает социальному запросу, основанному на ментальной сущности россиян. Идеология Партии направлена на продуцирование нравственного социума, следовательно, при развертке партийного строительства в первую очередь нужны образованные и творческие люди, ориентированные на сотрудничество, способные принимать ответственные решения и прогнозировать их последствия. В процессе трудовой деятельности формируется целый спектр важнейших качеств — трудолюбия, добросовестности, бережливости, настойчивости, инициативности, способности воспринимать критику и, что крайне важно, доверия и нацеленности на общественно значимый результат. По этой причине критерий ценности труда становится одним из самых значимых в процессе формирования пула сторонников партии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[139] Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка А. В. Юревич, М. А. Юревич // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012.

[140] Горшков М.К., Тихонова Н. Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. — М., 2013. — С. 8.

[141] Проблемная повестка современной России. — М., 2015. — С. 184.

[142] Сулакшин С. С. Образ будущей России. Труды центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 10, июнь 2015 г. — М.: Наука и политика, 2015. — 32 с.

[143] Газета.ru URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/02/13/n_9681749.shtml

[144] Томенко О. И. Формирование у старшеклассников отношения к труду как к нравственной ценности в обучении социально-гуманитарным дисциплинам // Дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. н. Волгоград, 2015.

[145] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л. И. Динамика портрета современной российской молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. No 21, июнь 2016 г. — М.: Наука и политика, 2016. — С. 23–24.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Рост социального расслоения в современной России как вызов и Партия нового типа как ответ

Рост рейтингов власти на фоне социально-экономического кризиса как вызов и Партия нового типа как ответ

О ценностях и импорте

Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Взгляд на российскую молодежь — какое будущее ждет Россию?

Ценности молодежи: что должно насторожить

Вызовы миру после разрушения СССР: нравственная деградация — V



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1347
4035
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика