Нарастание ценностной аномии как вызов современной России и Партия нового типа как ответ

Нарастание ценностной аномии как вызов современной России и Партия нового типа как ответ

17 июня 2017 г. произошло знаменательное событие — учреждена Партия нового типа — новая социальная сборка по спасению и переустроению нашей Родины на профессиональных, справедливых и праведных началах.

Потому актуален и часто задаваем вопрос, — а КАК Партия нового типа будет врачевать накопившиеся социальные язвы и бедствия? Какие ответы она предложит по расчистке авгиевых конюшен современой либерал-дарвинистской действительности? Продолжаем цикл публикаций на эту тему.

В данном материале приводим подход ПНТ к проблеме нарастания ценностной аномии и производной от нее утраты трудовых мотиваций. Эти деформации проявляются на фоне особого противоречия: выраженном социальном запросе на утрачиваемые ценности при общей тенденции на морально-нравственную деградацию социума, навязывании потребительской модели поведения, чуждого традиционной структуре ценностей россиян и отсутствии ценностной повестки у большинства политических партий страны.

Продолжаем публикацию главы 1.5 «Социальные трансформации в современной России как вызов и партия нового типа как ответ» из новой монографии коллектива Центра Сулакшина «Партия нового типа. Настольная научно-учебная книга партийного строителя».


Отражающие изменения в структуре ценностных предпочтений россиян исследования, фиксирующие особенности общественного развития в постсоветский период в контексте распространенных ценностей, показывают, что в российском социуме постепенно утрачивается позитивная психологическая атмосфера.

Все большее распространение получают негативные характеристики населения, морально-нравственная деградация усиливается.

В ходе мониторинга мнений экспертов (предлагалось оценить по 10-балльной шкале силу выраженности 35 положительных и 35 отрицательных параметров) выяснилось, что характеристика «хамство» с 1981 по 2011 год стала заметнее в 1,7 раза, «эгоизм» — в 1,9, «сквернословие» — в 1,8 раза и т. д. А характеристика «психологическая безопасность» стала за тридцать лет выражена меньше в 2,5 раза, «сочувствие» — в два раза, «трудолюбие» — в 1,6 раз.

Такие результаты были получены не только в ходе экспертной оценки [139]. Можно было бы засомневаться в оценках экспертов и упрекнуть их в субъективности. Но опросы, проведенные среди населения, подтверждают экспертные результаты [140]. Три четверти российских граждан считают, что моральное состояние общества стало ухудшаться в 1990 г., половина респондентов уверена, что этот процесс продолжился и в 2000-е гг.

Причем оценки состояния морали гораздо более пессимистичны, чем, например, состояния экономики, международной политики или распространения коррупции. По мнению самих россиян, за последние 15–20 лет в обществе существенно усилились агрессивность и цинизм, а такие качества, как патриотизм, верность, доброжелательность и душевность, напротив, становятся дефицитом. Деформация социальных норм и ценностей признается нашими согражданами в качестве одного из важнейших факторов, тормозящих развитие России, наряду с проблемами социальной и гуманитарной сфер [141]. И это представляется очень важным, поскольку осознание проблемы является первым шагом к ее устранению. Есть фраза, которая хорошо характеризует описанную динамику и ее истоки — «когда к власти приходят сукины дети, собачья жизнь начинается у всех». С приходом к власти либерально ориентированной команды, с запретом на идеологию и провозглашением идеологического многообразия, нарастает ценностная дезориентация социума. Проще говоря, общество звереет.

На самом деле такая ситуация для большинства нормальных людей не может быть комфортной и формирует дополнительный фон тревожности и недоверия. Возврат к традиционным ценностям, внесение ценностного вопроса в повестку как одного из важнейших и первостепеннейших необходимы, и это наверняка найдет отклик большинства граждан России.

Соответственно, задачей Партии Нового Типа является возвращение значимости высших ценностей государства, преодоление процесса освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры и т.д.) от ценностных критериев.

Важнейшие с точки зрения понимания социального портрета человека ценности могут быть нанесены на шкалы, отражающие степень выраженности (предпочтения) этих ценностей и их антиподов. Это делает возможным выявление ценностной матрицы той или иной цивилизации, народа, социальной группы. Сотрудники Центра Сулакшина разработали так называемые реостаты [142] (количественные шкалы) базовых ценностей, распределение предпочтения которых строится в линейных шкалах между ценностными «полюсами». На их основе методом экспертной оценки был получен ценностно-мотивационный портрет современных россиян. Усредненная оценка экспертами степени выраженности ценностей в сознании россиян представлена на рис. 1.5.8.

Рис. 1.5.8. Базовые ценности в сознании россиян

Именно ценностный пакет следует рассматривать как основной критерий, применимый для поиска сторонников Партии Нового Типа. Поскольку уникальность партии должна заключаться не в ориентировании ее на какой-то определенный социальный класс или когорту людей, выделенную, например, по возрасту, мировоззрениям, политическим устремлениям, не на критерий классовости, но на ценностный критерий.

Отсутствие такого критерия отбора — характерная черта практически всех партий, действующих на сегодняшний день на российской политической арене, поскольку их истинная цель — собрать максимум электората, а не изменить к лучшему облик страны. Отрыв от ценностной повестки, клановость, властно-политическая монополия и отношение к людям как к ресурсу — вот отличительные признаки ключевых игроков, претендующих сегодня на значимые места во власти.

Динамику ценностных ориентаций хорошо иллюстрируют перемены в трудовых установках населения, поскольку распространенные в обществе представления о труде и трудящемся человеке во многом зависят от имеющихся политических и социокультурных условий. Цивилизационно в нашей стране труд никогда не рассматривался как средство обогащения, он мог быть средством спасения, показателем достоинства, делом чести и даже престижа, социальной значимости или необходимостью, но не исключительно способом накопления материальных благ. Трудоориентированная идеология СССР воспитывала ответственное отношение к работе и уважение к труду, но с 90-х годов ХХ столетия основным мотивом становится заработок. Это и понятно, поскольку государство последовательно складывало с себя социальные обязательства, неолиберальные установки возводили труд в ранг «обязаловки», а материальные ценности получали статус наиболее желаемых.

В феврале 2017 года в одном из интервью Министр финансов РФ А.Силуанов заявил о том, что «при сохранении наблюдаемого в последние годы уровня экономической активности к 2025 году трудовые ресурсы сократятся на 5,4 млн человек»[143], связав это с демографической ситуацией, неблагоприятными условиями для экономической активности и низкой профессиональной и географической мобильностью. Как обычно, про ценностные основания происходящего речь не зашла.

Обратимся к результатам двух социологических исследований, проведенных по схожей методике с интервалом в два десятилетия (в 1986 году Институтом социологии РАН под руководством профессора И. Т. Левыкина, и в 2006 году Институтом сравнительных социальных исследований (CESSI). Если в 1986 году на вопрос «Что вы считаете определяющим для достижения успеха в жизни?» советские граждане чаще всего отвечали «трудолюбие», то спустя двадцать лет это слово практически не фигурирует в ответах, уступая место иным вариантам — хорошему образованию, целеустремленности, умению приспосабливаться, поддержке близких людей, наличию хороших связей, везению и даже случайным обстоятельствам [144].

Ценность труда в обществе снижается. Проведенный в Центре Сулакшина экспертный опрос [145], позволил определить, по каким свойствам молодежь отличается от общества в целом и в какую сторону, основываясь на разнице балльных оценок по каждой характеристике (рис. 1.5.9).

Рис. 1.5.9. Разница выраженности характеристик молодого поколения и общества в целом

Надо отметить, что методологически не совсем корректно сравнивать показатели общества в целом с молодежью, поскольку молодое поколение тоже является частью социума.

Однако если учесть эту вольность исследовательского подхода, то картина рисуется еще более критическая, т.к. различия между молодежью и старшими поколениями оказались бы еще более выраженными, а динамика негативных трендов — еще более резкой. Очевидно, что дальнейшие перспективы развития российского общества при таких ценностных трансформациях выглядят сомнительными. Кроме того, в ходе того же опроса эксперты отмечали, что молодое поколение обладает потенциалом положительных изменений и способно стать фактором обновления страны, но при обязательном условии — наличии ценностно-идеологического фактора. Если будет возрождена национальная идеология, реанимировано воспитание традиционных ценностей, страна получит шанс на возрождение. При этом идеология должна корреспондировать с традиционным ценностным пакетом россиян, чего на данный момент не наблюдается.

Фиксируются резкие изменения в структуре занятости населения по видам экономической деятельности в 2006, 2010 и 2014 годах (рис. 1.5.10), в чем отчетливо просматриваются две тенденции. Во-первых, сокращение числа людей, занятых в сфере обрабатывающего производства и сельском хозяйстве и рост занятых в сфере торговли, а также финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.

Рис. 1.5.10. Структура занятости населения по видам экономической деятельности на основной работе в 2006, 2010, 2014 годах (в %, по данным Росстата)

Во-вторых, снижение популярности технических, физико-математических и естественных специальностей, на что указывают данные Росстата о распределении выпускников государственных и частных вузов (рис. 1.5.11 и рис. 1.5.12). Число гуманитариев и экономистов-управленцев продолжает расти год от года.

Рис. 1.5.11. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными вузами по направлениям подготовки в 2005, 2010, 2011, 2012 годах (по данным Росстата)

Рис. 1.5.12. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров частными вузами по направлениям подготовки в 2005, 2010, 2011, 2012 годах (по данным Росстата)

Данные изменения в профессиональной структуре современного российского общества (свертывание сфер промышленности и строительства, сельского и лесного хозяйств, транспорта и связи, сфер производительного труда) объясняется, в том числе, пропагандой либеральных ценностей и массовым распространением западной философии потребительства, так называемого, «сервисного общества» и «сервисного человека». Однако эта идеология чужда русским людям, и переориентация происходит скорее искусственная, вынужденная, релевантная выбранной властью либеральной модели страны, в основе которой лежат присвоение и потребительство.

Партия нового типа, возрождая истинную ценность труда в ряду ключевых ценностей государства, отвечает социальному запросу, основанному на ментальной сущности россиян. Идеология Партии направлена на продуцирование нравственного социума, следовательно, при развертке партийного строительства в первую очередь нужны образованные и творческие люди, ориентированные на сотрудничество, способные принимать ответственные решения и прогнозировать их последствия. В процессе трудовой деятельности формируется целый спектр важнейших качеств — трудолюбия, добросовестности, бережливости, настойчивости, инициативности, способности воспринимать критику и, что крайне важно, доверия и нацеленности на общественно значимый результат. По этой причине критерий ценности труда становится одним из самых значимых в процессе формирования пула сторонников партии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[139] Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка А. В. Юревич, М. А. Юревич // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012.

[140] Горшков М.К., Тихонова Н. Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. — М., 2013. — С. 8.

[141] Проблемная повестка современной России. — М., 2015. — С. 184.

[142] Сулакшин С. С. Образ будущей России. Труды центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 10, июнь 2015 г. — М.: Наука и политика, 2015. — 32 с.

[143] Газета.ru URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/02/13/n_9681749.shtml

[144] Томенко О. И. Формирование у старшеклассников отношения к труду как к нравственной ценности в обучении социально-гуманитарным дисциплинам // Дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. н. Волгоград, 2015.

[145] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л. И. Динамика портрета современной российской молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. No 21, июнь 2016 г. — М.: Наука и политика, 2016. — С. 23–24.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Рост социального расслоения в современной России как вызов и Партия нового типа как ответ

Рост рейтингов власти на фоне социально-экономического кризиса как вызов и Партия нового типа как ответ

О ценностях и импорте

Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Взгляд на российскую молодежь — какое будущее ждет Россию?

Ценности молодежи: что должно насторожить

Вызовы миру после разрушения СССР: нравственная деградация — V



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2192
10982
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика