Народ - источник власти

Народ - источник власти

Традиционно в республиканских конституциях источником власти объявляется народ и провозглашается народовластие, которое именуется демократией. Однако зачастую за этим скрывается слабая или совсем пустая декларация, если конституция не устанавливает компенсаторных механизмов, предотвращающих воздействие разрушительных для народовластия и фактически существующих явлений — власти денег и преимуществ богатых людей, использования властью своего административного ресурса, потенциала «купленных» СМИ, махинаций на выборах. Искажения в механизмах трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций избранных лиц, забывающих о своих избирателях после вступления в должность. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия не существует в силу его необеспеченности.

Именно поэтому в научном макете новой Конституции России конкретным гарантиям народовластия уделено так много внимания. Сконструированы специальные механизмы организации выборов, урегулированы вопросы участия в выборах политических партий и иных общественных объединений, вопросы проведения референдума, предусмотрены возможности осуществления законной протестной и политической оппозиционной деятельности, народной законодательной инициативы, введены институты наказа, досрочного отзыва, добровольной отставки и т. д.

В научном макете предусматривается целая система мер, которая должна способствовать снижению количества различных махинаций, подрывающих потенциал народовластия, искажающих его смысл и превращающих его в декорацию.

Важным нововведением является специальная гарантия народовластия в виде создания специального общественно-государственного органа, оценивающего соответствие федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России, — Палаты высших ценностей России.

Палата высших ценностей России:

а) по собственной инициативе и по запросам федеральных государственных органов дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России;
б) по жалобам граждан и по собственной инициативе проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики.

В отличие от органов общественного контроля Палата высших ценностей России получает больше возможностей для взаимодействия и контроля государственных органов. Так, на последних, в соответствии с научным макетом, налагается обязанность руководствоваться в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей России.

Макет новой конституции России
Раздел 2. Народ России
Глава 6. Источник власти в России
Статья 44. Народовластие


1. Россия является основанным на народовластии федеративным, правовым, светским и веротерпимым, социальным, нравственным государством.
2. Единственным источником власти в России является Народ России. Народ России осуществляет свою власть путем референдума и выборов, схода, а также через государственные органы и органы народного самоуправления, Палату высших ценностей России, через взаимодействие со своими представителями в выборных государственных органах.
3. В отношении государственных органов и их должностных лиц осуществляется общественный контроль через обеспечение в соответствии с Конституцией России публичности их планов и отчетности по ним.
4. Участие в формировании государственных органов, контроле деятельности государственных органов и их должностных лиц и управлении делами государства является правом и обязанностью гражданина России.
5. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме и сходе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Не имеют права быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
7. Граждане России имеют право на участие в отправлении правосудия.
8. Граждане России имеют право на народное самоуправление.
9. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в юридические лица, в том числе общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.
10. Граждане России имеют право в соответствии с федеральным законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 45. Гарантии народовластия

1. Право граждан России на формирование государственных органов, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также на участие в управлении делами государства обеспечивается государством и подлежит судебной защите.
2. Народовластие гарантируется посредством установления:
  а) порядка проведения выборов и требований к кандидатам и лицам, замещающим выборные должности в государственных органах, гарантирующих добросовестное служение избранных лиц своим избирателям;

б) статуса и порядка передачи наказа избранным представителям в выборных государственных органах, контроля и оценки их деятельности, возможности досрочного отзыва;
в) порядка и сроков работы с обращениями граждан;
г) публичности и доступности планов лиц, избранных на выборные должности в государственных органах, и их периодических отчетов перед своими избирателями, иной открытой информации о состоянии всех сфер ответственности государства;
д) возможности осуществления законной протестной и политической оппозиционной деятельности;
е) порядка осуществления народной законодательной инициативы и проведения референдума;
ж) народного самоуправления;
з) порядка принятия новой Конституции России; и) порядка формирования и деятельности Палаты высших ценностей России и иных форм общественного контроля в соответствии с федеральным конституционным законом.
  

Статья 46. Палата высших ценностей России

1. Палата высших ценностей России является особым общественно-го су дарственным органом, оценивающим соответствие федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.
2. Членом Палаты высших ценностей России может быть гражданин России, достигший возраста 40 лет, имеющий особые заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, укрепления законности, охраны здоровья и жизни, защиты прав и свобод человека и гражданина, воспитания, развития спорта, государственные награды за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активное осуществление благотворительной деятельности или иные заслуги перед обществом и государством.
3. Палата высших ценностей России формируется и действует в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Кандидаты в члены Палаты высших ценностей России выдвигаются местными законодательными органами. Списки кандидатов составляются законодательными органами субъектов России отдельно по каждому субъекту России. Состав Президиума Палаты высших ценностей России численностью 11 членов определяется путем случайной выборки из предложенного субъектами России списка граждан России и утверждается Президентом России сроком на 3 года. Состав коллегий Палаты высших ценностей России определяется путем случайной выборки из предложенного субъектами России списка граждан России и утверждается Президентом России сроком на 1 год. Одно и то же лицо не может участвовать в деятельности коллегий два срока подряд.
4. Палата высших ценностей России: а) по собственной инициативе и по запросам федеральных государственных органов дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России; б) по жалобам граждан и по собственной инициативе проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики.
5. Палата высших ценностей России имеет право на получение информации о деятельности государственных органов, на получение ответа на обращение. Явка представителей государственных органов всех уровней на заседания Палаты высших ценностей России по приглашению обязательна. Ответы должностных лиц на вопросы и запросы Палаты высших ценностей России обязательны.
6. Палата высших ценностей России, основываясь на рассмотренных ее коллегиями вопросах, ежегодно готовит доклад о состоянии и реализации высших ценностей России, подлежащий опубликованию и обнародованию для всеобщего сведения.
7. Федеральные государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей России, а также учитывают положения ежегодного доклада Палаты высших ценностей России в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 47. Референдум

1. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное голосование — референдум России.
2. Референдум является формой непосредственного осуществления народовластия. Порядок проведения референдума России, а также круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум России, определяются федеральным конституционным законом.
3. Для решения вопросов государственной и общественной жизни в сфере ответственности субъекта России и муниципального образования могут проводиться референдумы субъекта России и местные референдумы.
4. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
5. В случае противоречия между решением, принятым на референдуме, и решениями государственных органов соответствующего референдуму уровня должны применяться решения, принятые на референдуме.
6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы: исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ и исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
7. Личное участие в референдуме является обязанностью граждан России. Гражданин России голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них).
8. Неучастие в референдуме без уважительных причин, перечень которых устанавливается законодательством России, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством России.

Глава 7. Народосбережение и народостроительство в России
Статья 48. Народостроительство и национальные отношения в России


1. Народ России един и формируется на основе русского народа и всех братских российских народов.
2. Народ России имеет единую Родину, единое государство, единые высшие ценности России, общий язык — русский, единую историю, единую культуру, единое отношение к свободе вероисповедания. Государство укрепляет народное единство через образование, воспитание, культуру, пропаганду, средства массовой коммуникации.
3. В России уважается право всех братских российских народов на язык, культуру, вероисповедание своих предков.
4. Государство осуществляет мониторинг состояния национальных отношений и управление в сфере национальных отношений, формирует уважение и терпимость к иным народам.

Статья 49. Народосбережение в России

1. Государственные планы и программы развития, решения и действия государственных органов и их должностных лиц должны быть направлены на народосбережение — укрепление здоровья, семьи, повышение рождаемости, снижение числа абортов, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности населения.
2. Государство управляет демографическим развитием, воздействуя на следующие факторы:
  а) идейно-духовное состояние Народа России и русскую (российскую) цивилизационную идентичность — через образование, воспитание, культуру, пропаганду и средства массовой коммуникации;
б) качество государственной демографической политики;
в) уровень и качество жизни Народа России.
3. Государство управляет внутренними и внешними миграционными процессами в России.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3051
87370
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика