Народное самоуправление

Народное самоуправление

Продолжая разговор о проекте новой Конституции России, в преддверии научно – экспертной сессии «Либеральная конституция России 1993 года: проблема смены», мы хотим поднять такой важный вопрос, как самоуправление. Какой должна быть организация местного самоуправления? Каковы перспективы развития местного самоуправления и как должна быть организована система местного самоуправления в России?

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Комментарий к статье 12

Конституция РФ к основам конституционного строя относит местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Статья провозглашает отделение органов государственной власти от органов местного самоуправления, считая последние относящимися хоть и к публичной, но все же не к государственной власти. Это подрывает единство системы власти и управления страной. С другой стороны, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения — декларативная норма. Финансовое положение подавляющего большинства муниципальных образований не позволяет говорить не только об их самостоятельности, но и о перспективах возможности решения ими вопросов местного значения. Статья не раскрывает главный вопрос: являются ли органы местного самоуправления публичной властью? По всем признакам — полномочность, выборность, бюджетирование через сборы и налоги, трансфертные перечисления, делегирование полномочий свыше — это публичная власть. Но тогда почему не государственная? И почему такая власть именуется «местное самоуправление», когда его органы ровно так же, как органы власти субъекта Федерации и Российской Федерации, население избирает, снабжает налогами, а затем ждет решения определенных вопросов жизнеустройства? Органы власти города в два миллиона жителей — это органы местного самоуправления. А органы власти субъекта Федерации с населением 250 тыс. чел. — это органы государственной власти. Надуманность, искусственность такой конструкции очевидны. В чем же тут самоуправление? Его нет ни в какой форме. То, что названо самоуправлением, является той же государственной властью.

Местное самоуправление, как истинное народное самоуправление, может быть уделом только соседского локалитета — двора (дворов), улиц, школьной окрестности, приходской окрестности, не слишком большого села, где все люди друг друга знают, малонаселенного охотничьего района коренного малочисленного народа России. Но именно такая форма в Конституции РФ отсутствует. Более того, эта ниша замещена псевдосамоуправлением, которое по сути никаким самоуправлением не является. А является властью, тождественной государственной, и поэтому должна быть включена в ее систему. Истинное же самоуправление действительно еще только предстоит конституировать в Конституции РФ.

Что предлагается в проекте новой Конституции России, разработанном в Центре научной политической мысли и идеологии:

Глава 9. Народное самоуправление

Статья 53. Право на народное самоуправление

1. Граждане России вправе по собственной инициативе объединяться в группы народного самоуправления по месту проживания.

2. Народное самоуправление в России признается и гарантируется государством. Группы народного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны. Органы народного самоуправления не входят в систему государственных органов.

3. Народное самоуправление может осуществляться в форме сходов, дворовых (домовых) комитетов, товариществ собственников жилья и в иных формах.

4. Запрещается создание и деятельность групп народного самоуправления, органов народного самоуправления, цели и действия которых угрожают безопасности государства, направлены на создание вооруженных формирований, разжигание розни, нарушение прав и неисполнение обязанностей человека и гражданина, на нарушение законодательства России.

Статья 54.

Сфера деятельности групп народного самоуправления

1.  В сфере деятельности групп народного самоуправления и на территории проживания решаются вопросы:

а) благоустройства территории проживания;

б) общественного порядка;

в) охраны окружающей среды и озеленения;

г) создания условий для комфортного проживания, в том числе вопросы, связанные с функционированием инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и бытовых услуг; вопросы образования, здравоохранения, воспитания, отдыха, досуга, культуры, художественной самодеятельности, творчества, милосердия, наружной рекламы.

2. Территориями проживания признаются подъезды, дома и группы домов, а также иные самостоятельно определенные населением в соответствии с федеральным законом соседствующие территории, целесообразные для решения населением вопросов народного самоуправления.

3. Принципами и целями деятельности групп народного самоуправления являются инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, содействие обеспечению достойного уровня жизни населения, сохранения и развития человеческого потенциала.

Статья 55.

Взаимодействие народного самоуправления и государственных органов

1.  Народное самоуправление самостоятельно и взаимодействует с государственными органами.

2.  Государственные органы в своей деятельности учитывают интересы групп народного самоуправления независимо от их организационных форм и прав юридических лиц.

3.  Государственные органы содействуют развитию народного самоуправления.

4.  Для приобретения прав юридических лиц группы народного самоуправления регистрируются в заявительном порядке по инициативе их участников в соответствии с федеральным законом.

5.  Группы народного самоуправления, органы народного самоуправления имеют право на обращение в государственные органы и к их должностным лицам, к юридическим лицам, в том числе общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
784
2259
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика