Народный собор России

Народный собор России

Продолжая анализировать действующую Конституцию и Конституцию разработанную Центром научной политической мысли и идеологии под руководством Степана Сулакшина, мы подходим к такому сложному и многогранному вопросу, как устройство парламента Российской Федерации. Разберем сначала положения действующей Конституции и оговорим идеи, которые возникают после прочтения ряда его статей. После же обратимся к тем предложениям, что вносятся нашей Конституцией.

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Комментарий к статье 94

Статья Конституции РФ, которую мы комментируем, учреждает высший законодательный и представительный орган государства — парламент,  в Российской Федерации названный - Федеральным Собранием. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Соответственно, Конституция РФ устанавливает усложненный порядок изменения данной нормы. В рассматриваемой статье перечислены основные функции парламента России — законодательная и представительная. Проблема в том, что на практике эти функции не исполняются. Причина кроется в двух факторах: специфический порядок формирования палат парламента РФ и комплекса их полномочий.

В настоящее время парламент РФ не представляет интересы населения страны.

Законодательная же функция им осуществляется, но законы, принятые парламентом, помногу раз дополняются вследствие их низкого качества и несоответствия потребностям развития страны, либо зачастую просто «не работают». Поэтому необходимо реформирование российского парламента. В соответствии с принципом разделения властей и вытекающими из конституции полномочиями, парламент должен осуществлять контроль исполнительной власти и, в некотором отношении, Президента РФ в рамках механизмов «сдержек и противовесов». Однако его полномочия сформированы в Конституции РФ таким образом, что эту функцию парламент реализовать не может. В результате по факту реализован иной принцип — монопольной власти.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Комментарий к статье 95

Статья 95 предусматривает, что парламент России состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Подразумевается, что нижняя палата выражает интересы всего населения страны в целом, а верхняя — интересы субъектов Федерации. Однако отечественная практика оказалась такова, что обе палаты парламента представляют в основном интересы некой узкой политической элиты, а не населения страны либо регионов; причем интересы и ценности этой элиты часто кардинально расходятся с интересами и ценностями населения, регионов.

Причины заключаются в установленном порядке выборов, в качестве и количестве полномочий и, главное, в отсутствии функции контроля в рамках механизмов «сдержек и противовесов» в отношении исполнительной власти. Названные процедуры и круг полномочий должны быть изменены. В силу этого, в Конституции РФ необходимо указать на то, что Федеральное Собрание представляет весь российский народ. Подобное положение установлено в ряде зарубежных конституций: например, в Конституции ФРГ. Конституция РФ не предусматривает перечня полномочий Федерального Собрания. Каждая из палат имеет свой круг полномочий, заседают они отдельно и общих органов не имеют. Только для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств палаты собираются вместе (статья 100). Это ограничение снижает политический вес парламента. Федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании отсутствует, деятельность палат парламента регулируется принятыми ими регламентами. Статус регламентов палат не определен, они регулируют широкий круг вопросов, которые по своему содержанию подлежат регулированию на уровне закона. Отсутствие такого закона объясняется, видимо, тем, что в Конституции РФ его принятие не предусмотрено.

Частью 2 комментируемой статьи закреплен принцип формирования состава Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом число членов Совета Федерации напрямую не указывается, но косвенно определено: это число субъектов РФ, помноженное на два.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Комментарий к статье 96

Обсуждаемая статья устанавливает срок, на который избирается Государственная Дума. Если ранее нижняя палата избиралась на четыре года, то в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ 30 декабря 2008 г., данный срок увеличился до пяти лет. В конституциях иностранных государств сроки деятельности парламентов варьируются в пределах 4–6 лет. Об увеличении срока избрания Государственной Думы Президент РФ высказывался еще в 2008 г. в своем послании Федеральному Собранию РФ. Однако изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы он посчитал не конституционной реформой, а корректировкой Конституции РФ; важными, но уточняющими поправками, не затрагивающими политическую и правовую сущность действующих институтов. Увеличение срока полномочий Государственной Думы объяснялось также и тем, что для исполнения всех заявленных кандидатами в депутаты предвыборных обещаний необходимо более длительное время. Если срок избрания нижней палаты парламента установлен Конституцией РФ, то срок работы Совета Федерации Конституцией не урегулирован.

У Совета Федерации, как постоянно действующего органа, нет срока полномочий — срок полномочий имеет каждый член Совета Федерации. Что касается порядка формирования Совета Федерации и порядка выборов депутатов Государственной Думы, то решение данного вопроса должно содержаться в федеральных законах, на которые часть вторая комментируемой статьи делает отсылку.

В настоящее время в этой сфере отношений действуют федеральные законы от 5 августа 2000 г. No 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», от 18 мая 2005 г. No 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Статьей 1 Закона No 113-ФЗ устанавливается, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. К кандидату в члены Совета Федерации также предъявляются следующие требования: он должен быть гражданином РФ и являться депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Требование быть депутатом законодательного органа субъекта или представительного органа муниципального образования для кандидата в члены Совета Федерации вступило в силу 1 января 2011 г. До этого времени жесткой привязки к региону (субъекту РФ), интересы которого представлял член Совета Федерации, не существовало.

Поэтому зачастую члены Совета Федерации представляли тот субъект РФ, в котором они не работали и поэтому не могли знать его специфику и круг интересов. Во избежание таких недоразумений необходимо закрепление в Конституции РФ основных принципов формирования обеих палат парламента РФ.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к статье 97

В статье 97 закреплены наиболее общие требования к депутатам нижней палаты российского парламента. Требования, установленные Конституцией РФ, конкретизируются в Федеральном законе от 18 мая 2005 г. No 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Гражданин должен достигнуть 21-летнего возраста ко дню голосования. Согласно статье 5 указанного Закона не имеет права быть избранным депутатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. No 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утрата членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства РФ либо приобретение гражданства иностранного государства является одним из оснований досрочного прекращения полномочий. Третье требование для избрания в качестве депутата — наличие активного избирательного права. Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон No 51-ФЗ конкретизирует данные положения. Однако представляется не совсем верным закрепление этих требований на уровне федерального закона. Поскольку такие ограничительные меры весьма важны для того, чтобы интересы народа России в Государственной Думе не представляли, например, криминальные элементы (как это уже было в 1990-е гг.), требуется их непосредственное закрепление в Конституции РФ.

Часть 3 статьи 97 предусматривает, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Данное требование установлено в силу специфики деятельности депутата, заключающейся в осуществлении функций представительства народа. Нарушение предусмотренного Конституцией РФ запрета влечет прекращение полномочий в порядке, установленном федеральными законами. Однако данное требование не распространяется, согласно Конституции РФ, на членов Совета Федерации.

В силу этого до 2000 г. членами Совета Федерации были главы законодательного и исполнительного органа субъектов, и поэтому осуществление полномочий на постоянной основе не представлялось возможным.

Каким же образом представляется более правильное устройство Парламента Российской Федерации согласно проекту Конституции Центра научной политической мысли и идеологии?

Глава 34. Народный собор России

Статья 163. Статус Народного собора России

1.  Народный собор России (парламент России) является федеральным законодательным органом, представляющим весь Народ России.

2.  Народный собор России является постоянно действующим органом.

3.  Народный собор России состоит из двух палат — Земского собрания и Собрания народных представителей.

4.  В Земское собрание входит по одному депутату от каждого субъекта России.

5.  Собрание народных представителей состоит из 400 депутатов.

6.  Депутатом палаты Народного собора России может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право на участие в выборах.

7.  Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Земского собрания и депутатом Собрания народных представителей. Депутат палаты

Народного собора России не может быть депутатом иного законодательного государственного органа.

8.  Одно и то же лицо не может быть депутатом любой из палат Народного собора России более двух сроков подряд.

9.  Депутаты палат Народного собора России работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

10.Земское собрание избирает из своего состава председателя Земского собрания и двух его заместителей.

11.Председатель Собрания народных представителей является депутатом Собрания народных представителей и избирается на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании одновременно с избранием депутатов Собрания народных представителей. Собрание народных представителей избирает из своего состава двух заместителей председателя Собрания народных представителей.

12.Председатель Земского собрания и его заместители, председатель Собрания народных представителей и его заместители ведут заседания

и ведают внутренним распорядком деятельности палаты.

13.Палаты Народного собора России образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания и парламентские расследования.

14.Явка представителей государственных органов всех уровней на заседания палат Народного собора России, парламентские слушания и расследования, заседания комитетов и комиссий по приглашению комитетов, комиссий и палат обязательна.

15.Палаты Народного собора России принимают собственные регламенты по вопросам внутреннего распорядка своей деятельности.

16.Депутаты палаты Народного собора России принимают участие в заседаниях и голосуют лично. Пропуск заседания палаты Народного собора России допускается только по уважительной причине.

17.Заседание палаты Народного собора России правомочно, если на нем присутствует более половины от общего (конституционного) числа депутатов палаты.

18.Депутаты Земского собрания не вправе создавать фракции. Депутаты Собрания народных представителей вправе создавать фракции. Решения фракций Собрания народных представителей не являются обязательными для их членов.

19.Для обеспечения своей работы палаты Народного собора России формируют единый аппарат Народного собора России.

Статья 164. Выборы палат Народного собора России

1.  Депутаты Земского собрания избираются в субъектах России на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании на срок от двух до пяти лет в соответствии с уставами субъектов России. Депутат Земского собрания начинает осуществлять свои полномочия с момента объявления итогов голосования избирательной комиссией субъекта России.

2. Собрание народных представителей состоит из:

а) 199 депутатов Собрания народных представителей, избираемых сроком на пять лет на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании по

территориальным округам, определяемым пропорционально населению;

б) председателя Собрания народных представителей, избираемого сроком на пять лет на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России;

в) 200 депутатов Собрания народных представителей, избираемых сроком на пять лет путем выдвижения депутатов от общественных объединений (за исключением политических партий).

3. Члены политических партий избираются в Собрание народных представителей в соответствии с пунктом «а» части 2 настоящей статьи на общих основаниях. Фракции политических партий образуются в Собрании народных представителей из числа членов партий, избранных в Собрание народных представителей.

4. Кандидатами в депутаты Земского собрания могут быть выдвинуты граждане России, непрерывно проживавшие в соответствующем субъекте России не менее 10 лет и имеющие стаж работы в законодательных либо исполнительных органах субъектов России, либо местных государственных органах не менее двух лет.

5. В территориальном округе в качестве кандидатов в депутаты Собрания народных представителей могут быть выдвинуты граждане России, непрерывно

проживавшие в соответствующем территориальном округе субъекта России не менее 10 лет.

6. Выдвижение кандидатов в депутаты палаты Народного собора России осуществляется гражданами и общественными объединениями (кроме политических партий).

7. Депутаты палат Народного собора России могут быть отозваны соответственно избирателями соответствующего субъекта России, территориального округа или общественного объединения.

8. Порядок формирования и деятельности палат Народного собора России, выдвижения кандидатов, избрания, и отзыва депутатов палаты Народного собора России, председателя Собрания народных представителей устанавливаются федеральным конституционным и федеральным законами.

Статья 167. Компетенция Земского собрания

1. К компетенции Земского собрания относятся:

а) одобрение федеральных конституционных и федеральных законов, одобренных Собранием народных представителей, в том числе федерального закона о федеральном бюджете и об установлении налогов;

б) проведение согласительных процедур с Собранием народных представителей;

в) оценка ежегодных посланий Президента России и Правительства России Народному собору России, в том числе по вопросам, поставленным Земским собранием;

г) утверждение изменения границ между субъектами России;

д) утверждение указов Президента России о введении в стране особых режимов, об использовании Вооруженных сил России за пределами территории России;

е) решение вопросов об объявлении и прекращении войны;

ж) назначение выборов Президента России и Вице-президента России;

з) отрешение Президента России и Вице-президента России от должности;

и) назначение на должность судей Конституционного суда России, Верховного суда России, Высшего арбитражного суда России по представлению Президента России;

к) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России по представлению Президента России;

л) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов по представлению Президента России;

м) проведение парламентских слушаний и расследований, в том числе с вызовом на них представителей государственных органов.

2. Земское собрание принимает постановления по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России.

3. Постановления Земского собрания принимаются большинством голосов от общего (конституционного) числа депутатов Земского собрания, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

4. Земское собрание не вправе делегировать полномочия по принятию решений по вопросам, отнесенным к сфере его компетенции Конституцией России, иным

органам и лицам.

Статья 168. Компетенция Собрания народных представителей

1.  В компетенцию Собрания народных представителей входит:

а) одобрение федеральных конституционных и федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете и об установлении налогов;

б) проведение согласительных процедур с Земским собранием;

в) решение вопроса о доверии Правительству России и отдельным федеральным министрам в соответствии со статьей 176 Конституции России;

г) оценка ежегодных посланий Президента России и Правительства России Народному собору России, в том числе по вопросам, поставленным Собранием народных представителей;

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов по представлению Президента России;

е) назначение на должность и освобождение от должности председателя Государственного банка России по представлению Президента России;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения для отрешения Президента России и Вице-президента России от должности;

и) проведение парламентских слушаний и расследований, в том числе с вызовом на них представителей государственных органов.

2. Собрание народных представителей принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее компетенции Конституцией России.

3. Постановления Собрания народных представителей принимаются большинством голосов от общего (конституционного) числа депутатов Собрания народных представителей, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

4. Собрание народных представителей не вправе делегировать вопросы, отнесенные к ее компетенции Конституцией России, иным органам и лицами.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6904
23427
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика