Наша идеология

Наша идеология

Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

Разговор в рамках вебинара №39 «Об идеологии Центра».


Нам часто задают вопрос: «В чём заключается идеология Центра? Что это — капитализм или социализм, либерализм или дирижизм, консерватизм или что-нибудь ещё?» Многие хотят получить ответ в нескольких словах — на языке формулы, выстроенном по принципу лозунга. Правильно ли это? Ведь идеология, если исключить поверхностный подход, — это собрание ценностей, благодаря которым человек ставит перед собой цели, достигает их, меняет мир вокруг себя, руководствуясь абсолютными идеалами.

ИДЕОЛОГИЯ: ДВА СМЫСЛОВЫХ НАЧАЛА

В термине «идеология» заложено два смысловых начала и два различающихся направления пирамидального смыслового строительства. Первый подход— традиционный. В учебниках, справочниках и энциклопедиях он звучит примерно так: «идеология — это собрание идей и представлений о чём-нибудь по какому-нибудь поводу». Нам представляется, что данный описательный подход является поверхностным и пассивным, т.к., из него не следуют, как из смысловой аксиоматики, пирамиды производных смыслов, целей и императивов поведения.

Второй подход — тот, который применяем мы. Он связан с представлениями о том, что существуют абсолютные ценности в жизни человека, которые не подлежат контекстному и конъюнктурному размножению смыслов. Нравственность — это абсолютный идеал. Согласитесь, что нравственности много не бывает, так же, как много не бывает категориального развёртывания смысла «человек».

Существует идеал, к которому человек, будучи человеком истинным, стремится. Этот идеал порождает начало того, что мы в контекстном значении  именуем идеологией. Идеология — это собрание ценностей мотиваторов, которые формируют поведенческий императив для человека. Эти ценности делают человека человеком и формируют его поведенческий мир.

О ценностях и настоящей свободе. При этом идеологии как ценности порождают цели. Очевидно, что без ценностей не бывает целей, которые в свою очередь только и позволяют увидеть проблемы на пути управления собственным поведением, на пути управления развитием общества и государства. Безусловно, существуют проблемы на этом пути, но они позволяют превратить их в задачи. А задачи, прежде всего, — это постановка вопросов о том, как преодолеть препятствия и проблемы для достижения целей. И уже постановка задач даёт шанс для их решения, а значит, даёт шанс для целедостижения.


Важно понимать, что человек отличается от животного тем, что он ставит и выбирает цели, а это и есть абсолютная свобода человека, данная ему главным проектировщиком нашей жизни. Свыше — только свобода выбора: ты будешь или человеком, или античеловеком. Вот это и есть настоящая свобода, а не то, что понимается либералами.


ТРИ СУБЪЕКТА ДЕЙСТВИЯ

Когда у человека появляется смысл жизни, то вместе с ним приходят целеполагания и миссии, а в самом движении к ним заложено право выбора пути. Именно поэтому идеология мгновенно проецируется на жизненные целеполагания и политическое пространство, когда речь идёт о взаимодействии трёх базовых субъектов действия. Это — личностьгруппа (в пределе общество)государство как социальная оболочка, которую увязывают общество, личность в интерперсональных, групповых, межгрупповых взаимоотношениях, внешних, межсоциумных или межгосударственных отношениях.

У базовых субъектов существуют неотъемлемые интересы. Смерть каждого из них разрушает эволюционный замысел человечества и движение к идеалу, где истинный человек приближается к пониманию великого природного замысла или целеполагания Господа. В этом вопросе каждый руководствуется теми изъяснениями, которые ему наиболее близки, но суть от этого сильно не меняется. И в данном ключе обозначить идеологию нашего центра как собрание высших ценностей на лозунговом языке затруднительно: жизнь человека далеко не однолинейна. И всё же: человек должен быть человеком. Общество должно быть человеческим. Государство должно быть нравственным и справедливым.

О капитализме. Какая высшая ценность и корневое начало терминообразования у капитализма? «Капитал» — деньги, основные фонды, то, что приносит приращение блага. Капитализм — это такое устройство государства, общества и человеческой жизни, где балом правит капитал. Это делает не нравственность, не высокие цели, не смысл, а именно капитал и прибыль. При этом такое объяснение дано в упрощённом варианте, ведь даже в обществе капиталистического периода эволюции человечества есть и другие вопросы. Среди них — вопросы жизни и смерти, вопросы высокого или низкого искусства, вопросы благородства или низменности, вопросы любви или обычной похоти, множество ещё вопросов, на которые капитализм отвечает известным образом.

О социализме. Главное в этом слове отсылается к «социуму», т.е., к  общественному. Речь идёт о доминировании, в основном материального свойства социальных отношений для личности, общества и государства. Из данной транскрипции вышла концепция «государства всеобщего благосостояния», известная как Welfare state. Идеи социального государства, социальной защиты, социальной справедливости и прочего социального, что касается перераспределительных вопросов (например, как создаваемое благо делится между собственником и наёмными работниками, собственниками и большинством населения, государством и большинством населения), рождались из этого источника.

Но всё-таки в жизни, в том числе в жизни социалистических государств и обществ, есть много других вопросов, кроме «корневого». И даже за такими упрощёнными формулами в духе «каждому по способностям, каждому по труду» или «каждому по способностям, каждому по потребностям» кроется нечто большее, чем демонстрируется на первый взгляд.

Сегодня я могу сказать, что идеология нашего Центра является результатом обобщения человеческой эволюции и человеческого опыта истории, оформления доминантных жизнеустройств — и капитализма, и социализма, и разных вариаций­ таких жизнеконструкций. Это обобщение проходит через вычленение главного вызова эволюции человечества, главной проблемы, на которую надо отвечать, если берёшь на себя смелость заявить: мы своим примером показываем, куда нужно идти человеку, обществу, государству, человечеству и миру. Если своим примером показываем, какая идеология как собрание целей и образующих ценностей для нас является наиболее правильной, праведной, устремленной в будущее, перспективной, гармоничной с природным замыслом жизни.


МАНИФЕСТ И ЕГО НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Этот вызов издан в виде «Манифеста грядущего человечества». За этой работой стоят тома научных трудов, несмотря на достаточно короткие формулировки в книге. Все они — ёмкие, содержательные, отражающие суть наших главных посылов. Подзаголовок «Манифеста грядущего человечества» звучит так — «Быть человеком. Быть человечеством». Это означает, что в основу нашей идеологии мы закладываем критерий человека истинного, человека по образу и подобию того его портрета, тех характеристик, которые издревле даны человечеству через институт религии, институт культуры, а также через эволюционное когнитивное постижение, через построение логико-философских образов, моделей, отвечающих на вопрос: «Зачем вообще мы придуманы? Кто такой человек? В чём смысл его жизни? Куда он развивается? Что будет с ним? Что правильно? Какая сторона эволюционного движения, какая сторона истории является правильной?». Ответ очевиден — быть человеком и быть человечеством.

Но при этом возникает вопрос, а как должно быть устроено государство — либерально или социально? Для нас ответ на этот вопрос бесспорен: нравственное государство — это составная часть идеологии Центра. Это — концепт того, как должно быть построено государство как институт, как социальная оболочка, как перераспределительные механизмы, правовые, санкционные, регулирующие, участвующие в межгосударственном взаимоотношении и так далее.

Справедливое государство то, где институты, функции, механизмы, процедуры генерируют не только нравственность в человеке, обществе, но генерируют ещё и справедливость, и социальную справедливость. Закон должен быть не только суров, но и справедлив. Государство должно быть справедливым — это тоже часть нашей идеологии.

Человек для государства или государство для человека? Этот вопрос является провокационным и некорректным, так как речь идёт о едином, гармоничном, органичном комплексе. Государство придумано человеком и обществом, как социальная оболочка, которая максимизирует успешность всего конгломерата. Государство для человека, человек для государства — это взаимонаправленная система обязанностей и ожиданий, где рождается понятие социальной справедливости. 


Если государство уничтожается, то в актуальном смысле оно первично, т.к., беда тогда приходит ко всем. Что случилось при уничтожении государства, нашей родины — Советского Союза? Какая беда пришла в каждый дом, какие тысячи, сотни тысяч жертв пришлось принести? Мы представляем, о чём идёт речь, а либерал — нет. Он говорит так: «Да нет, человек — это главное, не главное — это государство…».  


Цивилизационная парадигма и культура, которую после Советского Союза внедряют и строят в современной России на уровне действующей конституции — это потребительство, доминант материального над духовным, нравственным и истинно-человеческим началом. Именно на этом выстроена западная цивилизация. Безусловно, такая модель эффективна с точки зрения материального прогресса, но абсолютно бесперспективна с точки зрения мега-эволюции будущего человечества, общества и человека: либеральная доктрина сводится к неравенству, потребительству, доминанте превосходства.

Главная формула, которую мы считаем основой нашей идеологии, такова: Россия должна быть и должна быть всегда. Человек должен быть человеком, общество должно быть человеческим, государство должно быть нравственным и справедливым. Если рассуждать об этих сложных направляющих нашей идеологической платформы на уровне коротких лозунгов, то именно такой она нам представляется, и, безусловно, стоит ближе всего к социализирующему началу.

Мы давно пришли к убеждению, что гипертрофирование в треугольнике «индивидуум, общество и государство» любого из его углов недопустимо, т.к., будет не оптимально с точки зрения жизнеспособности и счастья каждого человека и всех вместе.

Когда-то Советский Союз гипертрофировал государство, что привело к дисбалансам и деформации. Современная либерально зачумленная Россия гипертрофирует индивидуум: счастлив тот, у кого есть миллиарды или кресло в Кремле. Если гипертрофировать угол «общество» из этого треугольника, то человек превращается в винтик, песчинку, а государство — в периферию. Поэтому гармония всех трёх углов и узлов должна быть!

Если говорить об идеологии под углом политического программирования, то идеология — это концентрат устройства страны. Мы хотим, чтобы наша Родина была обустроена так, чтобы каждый был счастливым и уверенным в своём будущем человеком. Это значить жить в гармонии, в семье, в трудовом коллективе, среди своего народа, быть счастливым в своей стране и в мире. Это значит быть уверенным в будущем — знать, что в нём не будет никаких авантюр, аналогичных тем, которые сегодня сотрясают нашу страну и «дарят» нам то падающие самолёты, то падающий рубль, то падающий уровень жизни, то падающее доверие к власти.

Жизнеустроение страны — это конечная картина, которая рисуется кистью под названием «идеология», а художником в данном случае является человек, сообщество, политическая партия, властвующая группировка — те, кто отвечает реально за то, как устроена наша страна. Всё это программируется, декларируется и предъявляется. И это не только многолетний итог нашего экспертного труда, заключённый в книгах «Национальная  идея России», «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике», проекте новой Конституции, а также в Троекнижии, которое отвечает на вопросы об идеологии, которое объединило научно-теоретическую базу и теоретико-проектную базу в трёх небольших работах: «Послание России «Что с нами? Почему? Что делать?»», «Политическая платформа будущей партии», «Начальная программа будущей партии». Подчеркну, что нашу идеологию формулирует, безусловно, правовой конституционный институт, институт высших ценностей.


О ВАЖНОСТИ СУФФИКСА «ИЗМ»

Говорить об идеологии, не представляя её начальную точку, безответственно. Любой суффикс «изм» — не пустая словообразовательная единица, которая присоединяется к слову, преобразуя его смыслы в новые мотивирующие значения. Представьте, если «изм» приклеится к затёртому слову. На практике это будет не более чем болтовнёй. Как часто можно услышать о «гуманизме» или о «социальном гуманизме» вне контекстного поля, когда слова употребляются по принципу «лишь бы сказать». И что дальше? Проще всего придумать «новое» слово, но оно будет нежизнеспособным, так как к слову надо подходить ответственно, надо объяснять смысловую пирамиду, тем более, если говорить о чертеже жизнеустроения страны, которому предпосылается идеология.

Базовые точки отсчёта. Это те точки, которые формируют ценностную и смысловую аксиоматику, идеологию и жизнеустройство страны в виде нашего проекта Конституции.

·  Абсолютной высшей ценностью является существование самой России, родины народа России, народа с большой буквы. Это — характеристика нашего многоэтничного (при доминировании русского этноса) российского населения.

·  Высшими ценностями России являются единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России.

·  Всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании.

·  Забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния народа России.

·  Русская российская цивилизационная идентичность.

·  Единство дружбы и солидарность русского и всех братских российских народов.

·  Служение государства народу России.

·  Человеческая жизнь, достоинство и свобода человека.

·  Патриотичность и любовь к Родине.

·  Неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации.

·  Любовь и семейность. Рождение и воспитание детей.

·  Связь поколений.

·  Сочетание традиционности и прогресса.

·  Коллективность и взаимопомощь.

·  Социальная справедливость.

·  Гуманизм и взаимное уважение между людьми.

·  Альтруизм и сопереживание.

·  Гармоничное развитие личности.

·  Честь, совесть и нравственность.

·  Идейно-духовная и мировоззренческая мотивированность человека и общества.

·  Устремлённость к идеалу.

·  Нестяжательство и преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

·  Трудолюбие, устремлённость к творчеству.

Кто против? Кто может возразить, что это и есть отражение, отпечаток нашей тысячелетней истории, создания наиболее адаптированного по критерию жизнеспособности общественно-государственного и индивидуального типа: целеполагания, ценностного выбора, жизнеустройства, поведенческих императивов?

Что касается идентичности нашей страны, то многие спрашивают: а кому она нужна, что это и для чего? Идентичность — это соответствие своему наиболее жизнеспособному профилю.


ПАРТИЯ НОВОГО ТИПА

Понять то, что формирует нашу идеологию, поможет прочтение Троекнижия, в котором отражены ценностный перечень, идеологический выбор, наш главный программный документ — проект жизнеустройства России. И он немыслим без сообщества людей, которые будут претворять его в жизнь, когда страна начнёт разрушаться от неумелого управления. Это будущее сообщество можно назвать партией условно, так как под словом «партия» мы подразумевает наше с вами сообщество единомышленников, а вовсе не нынешние суррогаты.

Наш подход к идеологии — активно-деятельностный. Сейчас мы работаем над тем, чтобы собрать и связать людей по всей России, чтобы создать интеллектуальную информационную волну сопротивления, чтобы создать сообщество, которое будет способно уберечь и переустроить Россию. Её назначением и предметом деятельности станет конкретная и спланированная работа.

Наша идеология — это ключ, ведущий  к пониманию многих вопросов: внешнеполитический и внутриполитический курс России, финансы, экономика, регионалистика, гуманитарный сектор, образование, здравоохранение, наука, культура, национальные и конфессиональные отношения, социальный сектор, народосбережение. А также — к пониманию соотношения нашей идеологии и либерализма.

Либерализм, который абсолютно несовместим с успешностью нашей страны, сегодня тренд и мэйнстрим. Так быть не должно, т.к. либерализм — это программа похода России на историческое кладбище. Наша будущая партия знает, как построить страну, чтобы она там не оказалась, как дать уверенность в будущем дне, счастье и психологический комфорт своим гражданам. Россия, когда наша идеология придет в её жизнь, будет совсем не такой, какой она стала в либеральном эксперименте исторической мутации и деградации.

Россия станет нравственной, справедливой, устойчивой, авторитетной  и успешной. Навсегда.  





Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
618
2151
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика