Ноу-хау партии нового типа в России: политико-психологические и человеческие основания — I

Ноу-хау партии нового типа в России: политико-психологические и человеческие основания — I

Какова социальная база Партии нового типа? каков человеческий облик подлинного партийца «твердого искровца»? какие вызовы стоят перед ПНТ в человеческом и психологическом измерении? как нивелировать угрозы разложения и культивировать позитивный облик и дух партийной среды? какие ноу-хау в этом отношении предлагает наша партия в сравнении с существующим партийным пейзажем — эти далеко не рядовые вопросы практического партстроительства подробно рассматриваются в главе 6.1 недавно опубликованной коллективной работы «Партия нового типа Настольная научно-учебная книга партийного строителя», отрывок из которой мы предлагаем читателям. Продолжение следует.

Фото: панно с Юрием Гагариным, Звездный городок (источник)


«Мы стали карликами — экономическими, геополитическими и карликами моральными»[1] — так откровенно констатировал современное измельчание политического класса и государственности в постсоветском ареале один яркий украинский политолог. «Может быть, это родовая травма всего нашего громадного постсоветского пространства, поскольку рождение наших независимых государств начиналось с акта предательства. Мы предавали все. Вот я офицер, я давал присягу Советскому Союзу, и мне пришлось предать эту присягу. Мы вставали под один гимн, потом его предали, и стали вставать под другой гимн. Мы целовали одно знамя, потом предали это знамя, стали целовать другое знамя.

Почти все наши вожди — это бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна, родилась… политика, родилась мораль, родилось мировозрение. Предательство — это тот фундамент, на котором мы стоим, и тот фундамент, на котором мы выросли, тот фундамент, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы, и все остальное»[2].

Можно добавить, что деградация политических элит и современного политического класса всех партийных флангов, разложение и дискредитация самого принципа партийности и института государства как социальной защитной оболочки, усугубляющаяся весь постсоветский период при безмолвии, попустительстве и деморализации общества, ведут уже современную Россию к абсолютной цивилизационной катастрофе и точке невозврата. Потому учреждаемая Партия нового типа должна подготовить общество к сверхкризисному этапу, который наступает, и параллельно второй задаче — переобустройству страны и выводу ее на постоянную жизненную траекторию. Для создания альтернативной человеческой сборки, накапливающей активный иммунитет к безволию и деградационным моральным явлениям, и, главное, не созерцательно, а деятельностно ангажированной для созидательного переустройства Родины, необходим особый инструментарий в политико-психологическом аспекте. Актуален эффективный фильтр, способный выявлять в народе уже готовых потенциальных соратников для их целенаправленного поиска и рекрутинга.

Востребовано понимание доминантных мотиваций и облика настоящего активиста ПНТ, которые необходимо целенаправленно культивировать и формировать в партийной деятельности, настраивая соответствующие партийные организационные инфраструктуры и управленческие решения.

Но есть ли достаточная социальная база для формирования нового субъекта политического действия?


СОЦИЛЬНАЯ БАЗА ПНТ В ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Результаты выборных процессов в России, и шире, на постсоветском пространстве, фиксируют рост апатии населения к партийным избирательным кампаниям, игнорирование деятельности партий вообще, что коррелирует с подавляющим недоверием к партийным и властным институтам. Более того, на современном этапе в политическом пространстве РФ в принципе нет прецедентов массовых политических партий, созданных и поддерживаемых не административным ресурсом, политтехнологическими резонами или эксплуатацией советской ностальгии общества (КПРФ), а с последовательной идеологической повесткой, профессиональной состоятельностью и честностью к своему избирателю и активисту. Дополнительным ограничивающим условием является известное в политологии обстоятельство, что в обычных условиях общественно-политическим активизмом, или пассионарностью, обладает всего несколько процентов населения.

Свидетельствует ли эта ситуация о полной безнадежности создать массовое политическое движение нового типа, тем более, в условиях оппозиции и недоброжелательности государственного ресурса, с неизбежным усугублением его полицейской и репрессивной составляющей при надвигающемся политическом банкротстве режима? Вероятно, нет.

Первым основанием социального оптимизма является понимание наличия у российского общества особой имунной системы, своеобразного социально-генетического кода — сформированных столетиями цивилизационно-идентичностных черт народного характера и алгоритмов консолидации по преодолению национальных бедствий [3]. Таким образом, русские цивилизационно-идентичные черты стихийно регенерируются и в молодом поколении, хотя оно давно уже, казалось, должно было стать «поколением пепси». Потому адресация, обращение к этой социальной генетике народа, целенаправленная регенерация успешных цивилизационно-идентичных черт и поведенческих моделей должна стать основанием политико-психологического инструментария, формируемого и реализуемого в ПНТ.

Во-вторых, наблюдаемая социально-политическая демобилизация общества, его равнодушие и отвращение к политике отнюдь не неизменная данность. Кроме последствий пропагандистского манипуляционного убаюкивания народа политическим режимом, важнейшая причина этой апатии — депрессия бессмысленности политико-гражданского активизма, отсутствие созидательной альтернативы и ощущение бессилия, неверие в шансы что-то изменить в государстве. Усиливает все это наблюдение мерзости ненасытной алчности, воровства, беспринципности и лицемерия партийных и властных чинуш, дорвавшихся к комфортному пантеону потребителей от власти.

Тем не менее, в обществе сохраняется и усиливается запрос на подлинную политику, на жизнь по Правде, даже готовность к жертве личным удобством «ради други своя», выплескиваемый и поражающий своей внезапностью, когда появляется надежда на реальные реформы. Примером служит массовый народный энтузиазм и воодушевление, беспрецедентная по масштабу стихийная народная самоорганизация (народное ополчение, организация гуманитарной помощи Новороссии из всех уголков России и пост-СССР, всех социальных страт общества) в событиях Русской Весны 2014 года. Присоединение Крыма, воспринятое как реальный поворот российского правительственного курса к воплощению национальной повестки и глубинных народных чаяний, спровоцировало восстание в Новороссии, брожение во всей русской Украине и постсоветском пространстве. Эта стихийная народная самоорганизация и деятельный нравственный подъем и энтузиазм породили новых общественных лидеров и героев, надежды на начало государственного оздоровления всей России, начиная с Крыма и государственного устройства на новых социализированных началах республик Новороссии.

Русская Весна была вероломно убита и потушена (известное «проект Новороссия закрыт»), тем не менее, она продемонстрировала и наличие живой социальной имунной системы российского общества, и не утраченную за десятилетия постсоветского разложения способность народа жертвенно объединяться вокруг подлинных задач русской российской гражданской и цивилизационной повестки [4]. Это дает основания считать, что потенциал социальной базы для нового субъекта политического действия существует, актуален только вопрос, как до него максимально быстро и эффективно достучаться, выявить и организовать в русле стратегии ПНТ?

В табл. 6.1.1 приведена классификация групп общества, их мотиваций, которые необходимо учитывать в массовой адресации партии и партийном рекрутинге.

Таблица 6.1.1. Социальная база Партии нового типа в политико-психологическом измерении

К этой социальной базе адресуется настоящий активист ПНТ — «твердый искровец» — порядочный и нравственный человек, но также миссионер и организатор, социальный просветитель и пропагандист, борец против несправедливости и неправды. Как бы мы охарактеризовали его идеальный образ, какие особые личностные черты и стремления ему характерны?

1. Глубокое осознание справедливости и значения Большой Мечты, Большой Идеи — смысла социальной эволюции как процесса очеловечивания человека и общества. Понимание идеала нравственного государства как вершины государственного устройства России. Умение поставить перед собой вопрос: во имя чего я живу? И ответить себе — ради самых возвышенных целей.

2. Социальный оптимизм. Абсолютная убежденность в том, что Большая Идея, Большая Мечта суждена, исторически неизбежна и обязательно реализуется. Что Россия это такой мировой феномен и такая цивилизация, что никогда не капитулирует перед западными ценностями, превозможет их натиск и построит новое, справедливое и преображенное общество. Отсюда проистекает твердая вера в народ, в его созидательный потенциал, в неизбежное пробуждение его социальной энергетики. Это источник искренней веры и дружелюбия к людям, интереса к их судьбам и чаяниям, не ненависти и отвращения, а сострадания к обманутым и оболваненным, сопричастности и желания разделить общую судьбу, спасти, поддержать, помочь совместно приблизить будущую победу.

3. Гармония между общественным и личным. Коллективизм. Умение дорожить своей честью и достоинством, презирать обывательство мещанства, мелкособственничества, пошлости роскоши.

4. Не созерцательная, а активно деятельностная позиция, проявляемая в активном отношении к добру и злу. Умение не только видеть и распознавать добро и зло, и близко к сердцу воспринимать все происходящее вокруг, но быть идейно убежденным и готовым бороться за свои убеждения, отстаивать их. Презирать пассивное созерцательство и соглашательство с окружающими социальными мерзостями и несовершенствами. Быть готовым на подвиг и самопожертвование ради Родины и Общего блага.

5. Борьба за души людей, за их просвещение. Понимание что в такой задаче «один в поле не воин», потому готовность и потребность к сотрудничеству в команде единомышленников — умение объединять людей, руководить и подчиняться, координируя и соизмеряя свои личные усилия общей стратегии и плану ПНТ. Проявлять доброжелательность, благодарность, взаимовыручку, великодушие, терпение и снисхождение. Умение быть верным объединившей Идее и соратникам, презрение к лицемерию и предательству. Умение тушить межличностные конфликты, защищать честь и доброе имя соратников и достоинство коллектива, обогащать его духовный очаг.

6. Интеллектуальное, эстетическое богатство запросов, творческий ум, стремление жить в мире мысли, постоянное желание обогащать и развивать свой разум. Развитая потребность в прекрасном, в постижении и питании души высоким искусством, презрение и отвращение к пошлости, примитиву, коммерческой оболванивающей масскультуре.

7. Любовь к труду, влюбленность в конкретное дело и стремление к высокому качеству труда, профессионализму и совершенству. Умение и желание обучаться, расти над собой, дерзание ставить цели по преодолению себя, по познанию новых необходимых навыков и специализаций, содержащих и личный вызов, и потребности в русле труда ради Большой Идеи.

8. Богатство внутреннего духовного мира. Желание и интерес к постижению феномена России, ее истории, искусства, духовного наследия и цивилизационных особенностей. Потребность дорожить духовными ценностями своего народа, видеть, открывать их для себя и окружающих, очеловечивать их в своем личном мире. Умение трезво принимать и горячо любить Россию такой как она есть со всеми ее достоинствами и несовершенствами. И понимать свой долг жить ради защиты, улучшения и усиления Отечества, ради его светлого и достойного будущего.

Таков, на наш взгляд, живой облик человека-строителя Большой Мечты, его доминантных социальных и внутренних мотиваций [5].

Мы убеждены, что стремление преобразиться к такому нравственному идеалу может и должно охватить все наше русское российское общество, необходима только реанимация и воссоздание растворенного в народе массового института нравственности [6] — очеловечивающей среды, отталкивающей и маргинализирующей «низкие истины» и несовершенства, и поощряющей возвышенные социально-нравственные побуждения и деятельность. Мы инициируем создание такой среды путем альтернативной общественной сборки на основе ПНТ, и уверены в ее способности нравственным влиянием и общественной деятельностью переубеждать и превращать в союзников и соратников даже идейных оппонентов и врагов.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Дмитрий Выдрин: Мы стали карликами — экономическими, геополитическими и карликами моральными. 20.04.2011.

[2] Разговор с Дмитрием Выдриным / Юлия Абибок. Сусанины наоборот, или Дорога в не туда. 26.02.2009. // ОО Центр исследований социальных перспектив Донбасса. Информационное агентство «ОстроВ».

[3] См. Раздел 4.5 работы «Партия нового типа Настольная научно-учебная книга партийного строителя».

[4] Березина И. М. Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 18, декабрь 2015 г. — М.: Наука и политика, 2016. — С. 35–42.

[5] Этот нравственный идеал активиста ПНТ — строителя нового общества, несомненно родственен в своих основаниях подлинному коммунистическому идеалу. См.: Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. / Сухомлинский В. А. Избранные сочинения в пяти томах. — Киев: Радянська школа, 1979. — Т. 2. — С. 159–160.

[6] В царской России функцию очеловечивания социума несли религиозные институты, массово растворенные в обществе. В Советском Союзе носителем нравственных императивов была КПСС. Но она вросла в государственную власть, и произошедшее вырождение партийной номенклатуры омертвило и партию и государственное управление, а монополизм лишил альтернативных шансов оздоровления. КПСС захлебнулась этой монополией и, с распадом государства, унесла в могилу нравственную функцию влияния на развитие общества, дефицит которой так и не восполнен весь постсоветский период.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
374
2051
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика