О нравственности в СМИ

О нравственности в СМИ

Современный мир все в большей и большей степени сталкивается с проблемой размывания общественной нравственности. Эта проблема возникла не сегодня и не вчера. В ниже приведенных предложениях мы предлагаем проект федерального закона, направленного на защиту нравственности в СМИ.

Нормативным решением, озаглавленной проблемы - падением нравственности, в том числе и в СМИ, является разработка и принятие Федерального закона «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей и издательской деятельности», подразумевающего в том числе внесение изменений в иные нормативные акты.

В рамках данного законопроекта закрепляются ограничения свободы массовой информации, направленные на защиту потребителей указанной продукции. Вводится государственное регулирование оборота массовой информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей. Устанавливается контроль (надзор) со стороны общества и государства за деятельностью СМИ, издательств, лиц, размещающих такую массовую информацию в Интернете.

В связи с этим в рамках законопроекта предполагается признать некоторую информацию, распространяемую СМИ и издательствами, а также через Интернет, вредной для нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей и на уровне федерального закона запретить либо ограничить к ней доступ. При этом имеется в виду массовая информация, поскольку именно она имеет значимый социальный эффект.

В действующем законодательстве даны определения некоторых базовых категорий и понятий, но не всех необходимых для планируемого закона. Следует вновь дать определения таким понятиям, как «Интернет» и «издательская деятельность», соответствующим видам информационной продукции, понятию «распространение информационной продукции», а также понятиям потребителей и распространителей всех видов интересующей нас продукции.

Здесь также стоит иметь в виду применение, в том числе в действующем правовом регулировании — российском и зарубежном, различных подходов к пониманию информации. Так, помимо зафиксированного в Конституции РФ права человека на информацию, свободы слова, информация является также объектом гражданского оборота, представляет собой товар, приносящий прибыль ее производителю, распространителю (например, продажа авторами своих произведений).

И в этом смысле защита прав потребителей от некачественной (в нашем случае — безнравственной) информации может и должна иметь место. Из этого следует, что нравственная цензура цензурой в ее классическом понимании не является. В законопроекте также требуется закрепить систему органов и организаций, обладающих полномочиями в данной сфере отношений. Целесообразно создать трехуровневую систему контроля (надзора):

  • государственный контроль;
  • контроль саморегулируемыми организациями — ассоциациями и союзами СМИ;
  • общественный и гражданский контроль.

Необходимо создать специальный орган, осуществляющий соответствующую экспертизу и имеющий полномочия по защите потребителей продукции СМИ, информационно-телекоммуникационной сети и издательской деятельности при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Комиссию по защите нравственности. Члены Комиссии по аналогии с имеющимся зарубежным опытом должны избираться из ведущих деятелей искусства, литературы, дистрибьюторов кинематографической продукции, искусствоведов и культурологов, психиатров, сексопатологов, специалистов в сфере информации, издателей, учредителей независимых организаций, занимающихся помощью молодежи, учредителей государственных организаций, занимающихся помощью молодежи, учителей, представителей религиозных организаций.

Комиссия должна осуществлять экспертизу продукции, предположительно влияющей на нравственное, психическое и психологическое здоровье (состояние) потребителей продукции СМИ, Интернета, издательской деятельности. Право инициировать экспертизу, кроме самой Комиссии, должны получить государственные и общественные организации, физические и юридические лица, производители и распространители предметов и продукции, которые обратились в Комиссию с официальным обращением. Роскомнадзор в месячный срок должен рассматривать заявление и проводить экспертизу продукции, принимать соответствующее решение и не позднее чем в десятидневный срок письменно сообщить о нем заявителям. Документы и материалы, представленные для экспертной оценки, должны регистрироваться, оформляться резолюцией Роскомнадзора и передаваться эксперту (экспертам) для оценки. Экспертные заключения могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства.

Роскомнадзор по результатам экспертизы, проведенной Комиссией, должен получить полномочие по вынесению предупреждения, наложению штрафа и изъятию лицензии.

При этом сами СМИ, интернет-провайдеры, лица, размещающие информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, издатели должны получить право обратиться в Комиссию до размещения какой-либо сомнительной с точки зрения вредности информации, с тем чтобы провести ее экспертизу на этот предмет, так называемая добровольная экспертиза.

Получение заключения Комиссии о признании такой информации не вредной впоследствии оградит их от возможного привлечения к ответственности в соответствии с законопроектом. В некоторых случаях следует установить проведение обязательной экспертизы, например, перед показами потенциально содержащих вредную массовую информацию видеозаписей в кинотеатрах, на телевизионном экране.

Комиссия должна получить функции по мониторингу интернет-материалов, исследованию и разработке технических средств для предотвращения доступа к ресурсам, содержащим вредную массовую информацию. Комиссия должна анализировать правоприменительную практику, инициировать принятие подготовителями, распространителями общественной информации, их собственниками, журналистами добровольных обязательств по саморегулированию в области негативного воздействия общественной информации, сотрудничать со всеми органами государственной власти и органами самоуправления, другими юридическими лицами, давать рекомендации подготовителям, распространителям общественной информации, их собственникам, журналистам и другим заинтересованным лицам, подготавливать систему маркировки информации, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, звуковых и видеосигналов, подготавливать и предоставлять в соответствующие органы проекты правовых актов, связанные с исполнением закона, рассматривать жалобы, касающиеся выявленных нарушений.

Комиссия должна получить право через Роскомнадзор запрашивать и получать от всех органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации документы, информацию относительно их деятельности по вопросам нравственности, получать копии фильмов, аудио-, видеозапись теле — и радиопрограмм, продукцию печатных средств массовой информации, необходимые для выполнения своих задач и проведения экспертизы, проводить в пределах своей компетенции проверки деятельности средств массовой информации, учреждений и организаций всех форм собственности, занимающихся деятельностью по распространению продукции, влияющей на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей, вызывать на свои заседания представителей теле-, радиокомпаний, демонстраторов видеофильмов, редакторов печатных средств массовой информации, организаторов зрелищных мероприятий для получения информации и разъяснений по вопросам их деятельности, вносить предложения, касающиеся привлечения средств массовой информации и их руководителей, нарушающих нормы законопроекта, к предусмотренной законом ответственности, инициировать вопрос о прекращении действия лицензии на деятельность по обращению продукции и зрелищных мероприятий при условии выявления нарушений законодательства.

Председатель Комиссии должен наделяться обязанностью по опубликованию списка материалов, содержащих вредную массовую информацию, в виде упорядоченного сборника. Следует отметить, что в России современного периода неоднократно осуществлялись попытки создать те или иные формы государственного, общественного и внутреннего контроля над деятельностью СМИ. При Министерстве культуры Российской Федерации не раз делались попытки создать некие общественные структуры по контролю нравственности в СМИ. В 2005 г. были попытки сформировать Общественный совет по защите морали и нравственности. Более того, в 2006 г. был сформирован Общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в средствах массовой информации. Основная задача Совета — мониторинг СМИ, определение социально значимых проектов (детские, культурные программы) и контроль нравственности в СМИ. Но при этом Совет не был наделен какими бы то ни было властными полномочиями. Его деятельность направлена на доведение до средств массовой информации общественного мнения, которым они в силу моральных обязательств не смогут пренебрегать. Создаются попытки образования региональных или профильных саморегулируемых организаций СМИ. Например, создана Ассоциация православно-патриотических СМИ, деятельность которой направлена на организацию информационного обмена и координацию усилий всех информационных ресурсов, стоящих на позиции православия, уважительного отношения к России, русской истории и культуре.

Активная деятельность саморегулируемых организаций может стать эффективным средством контроля и надзора за соблюдением общественной нравственности в СМИ.

Ярким зарубежным примером является Национальная ассоциация вещателей (США), которая разработала этические кодексы для радио и телевидения. Подобные действия предприняли в 2005 г. ряд российских телекомпаний, подписав Хартию телевещателей «Против насилия и жестокости». Действие подобных документов было бы более эффективным в условиях участия в саморегулируемых организациях.

Эффективными могли бы также стать некоторые формы общественного и гражданского контроля, однако без необходимого государственного регулирования в этой сфере общественный контроль также не приведет к действенным результатам. Деятельность существующих общественных структур, уполномоченных на ведение общественного контроля в этой сфере, например Общественной палаты РФ, не упорядочена и в силу отсутствия надлежащего законодательного оформления их деятельности и порядка взаимодействия с государственными органами власти, наделенными соответствующими властными полномочиями, недостаточно эффективна.

Наряду с саморегулируемыми организациями целесообразно создание независимых общественных объединений, включая молодежные организации, которые смогут осуществлять самостоятельный контроль в этой сфере и обращаться с соответствующими обращениями и предложениями в государственные органы власти. Представляется необходимым развивать соответствующие направления деятельности Общественной палаты РФ, а также расширить перечень ее функций в этой сфере.

Кроме того, необходимо внести поправки в Закон о СМИ в части, относящейся к определению цензуры, ввести в законодательство определение понятий «нравственная цензура», «нравственность», «психическое здоровье» и «психологическое состояние», а также ряд других. В сфере предотвращения распространения вредной массовой информации необходимо:

разрешить распространение продукции эротического характера только в специализированных медицинских заведениях и учреждениях, имеющих соответствующую лицензию и лицензию для оказания медицинской помощи лицам с сексуальными расстройствами, и в специализированных магазинах;

рекламу любой продукции эротического характера, а также иной продукции, содержащей вредную массовую информацию и ограниченной в обороте, разрешить только в специализированных средствах массовой информации. Запретить наружную рекламу (открытые витрины, объявления, щиты на домах, улицах и т. п.) продукции эротического характера;

лицензировать ввоз и вывоз, рекламу, изготовление, хранение с целью распространения и распространение продукции эротического характера, а также иной продукции, содержащей вредную массовую информацию и ограниченной в обороте, разрешить ее распространение только в специализированных средствах массовой информации;

лицензирование деятельности по созданию, транслированию и распространению телерадиокомпаниями кино-, аудио-, видеопродукции, содержащей вредную массовую информацию, должен осуществлять Роскомнадзор. Сведения о регистрации кино — и видеопродукции такого характера обязательно должны включаться в государственный реестр фильмов. Лицензии не могут выдаваться несовершеннолетним, лицам, признанным судом недееспособными или ограниченными в дееспособности лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, лицам, имеющим неснятую либо непогашенную судимость за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, за тяжкие преступления против жизни, здоровья и достоинства человека, а также за особо опасные преступления, а также иностранные граждане и лица без гражданства;

ввести запрет на распространение и рекламу продукции, содержащей вредную массовую информацию, в жилых домах, помещениях органов государственной власти, заведениях культуры и искусства, в подземных переходах, станциях метрополитена, электропоездах и вокзалах, в киосках продажи периодической прессы и павильонах, в местах общественного отдыха, на уличных лотках и рынках. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны получить право, принимая во внимание особенности местных условий, обычаи и традиции, определять дополнительно территории и места, в которых запрещено распространение такой продукции;

вести правило (по аналогии с опытом США), по которому тот, кто отправляет по электронной почте на адрес электронной почты лица, проживающего в России, незатребованные электронные сообщения, содержащие вредную массовую информацию, должен отразить в электронном сообщении юридическое наименование отправителя, правильный почтовый адрес и действующее доменное имя в Интернете. Отправитель также должен быть наделен обязанностью предложить получателю удобный и бесплатный механизм уведомления отправителя о его отказе от дальнейшей рассылки электронных сообщений. Если получатель незатребованной электронной почты уведомит отправителя о том, что он не хочет в дальнейшем получать такую информацию, отправитель должен утратить право посылать ее этому получателю.

В сфере введения классификации продукции, содержащей вредную массовую информацию, необходимы следующие меры:

индексировать кинопрограммы на видеоносителях или игровых устройствах, оборудованных экраном, фильмы, в том числе публично распространяемые в виде кинопросмотра. Фильмы, кинопрограммы и игровые программы для информационных, инструктивных и учебных целей должны быть индексированы как «информационные программы» или «учебные программы» лишь в том случае, если очевидно, что они не оказывают негативного влияния на развитие или воспитание детей и подростков (несовершеннолетних).

По аналогии с Нидерландами, предусмотреть проведение обязательной возрастной классификации видеозаписей, потенциально содержащих вредную массовую информацию, перед их показом в кинотеатрах, на телевидении;

ввести рейтинги для видеофильмов, публично распространяемых в виде кинопросмотра: «без ограничений», «детям рекомендуется смотреть фильм с родителями», «дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями», «подростки до 18 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя», «лица, не достигшие 18 лет, на фильм не допускаются»;

ввести рейтинги для телепрограмм: «для просмотра детьми в любом возрасте», «для просмотра детьми старше 7 лет», «для общей аудитории», «рекомендуется контроль родителей», «необходим родительский контроль», «для взрослой аудитории»;

ввести норму о том, что рейтинг передачи должен быть объявлен до начала трансляции телепередачи. Перед каждой телепередачей на экране должен появиться значок, обозначающий ту категорию населения, к которой она обращена. При демонстрации фильма по телевидению знак, обозначающий его категорию, помещается в углу экрана с начала демонстрации фильма, а также при продолжении его показа, прерванного рекламой, — в течение не менее 5 минут, и диаметр знака должен быть не менее 8 процентов диагонали экрана;

закрепить специальные рекомендации для продукции, которая предоставляется детям, или отрицательные отзывы на нее от психологов и педагогов — это должно быть ориентиром для родителей и облегчать им выбор.

В сфере регулирования оборота и распространения компьютерных игр среди несовершеннолетних необходимы следующие меры:

ввести следующие рейтинги для компьютерных игр: «для детей старше 3 лет», «для детей старше 7 лет», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 16 лет», «для лиц старше 18 лет»;

ввести положение о том, что электронные игровые устройства, оборудованные экраном, могут быть установлены в неконтролируемых подъездах, фойе или коридорах только в том случае, если их программы разрешается использовать детям с 6 лет и они соответствующим образом проиндексированы, или если они проиндексированы как «информационная программа» или «учебная программа»;

ввести норму о том, что если в компьютерной игре имеются сексуальные сцены, зрелища ужасов, сцены насилия, дискриминации, сцены с активным употреблением алкоголя, табачных изделий или наркотических веществ, а также употребления нецензурных слов и выражений, то изготовитель компьютерной игры, его уполномоченный представитель, продавец либо лицо, оказывающее услугу по доступу к компьютерной игре, должен обеспечить маркировку компьютерной игры каким-либо из знаков ограничения, или, если это технически невозможно, ограничительной надписью с соответствующим содержанием. Ограничительный знак не должен быть меньше, чем пять квадратных см, а ограничительная надпись не может занимать место меньшее, чем 10% от общей площади, предусмотренной для информации о данной компьютерной игре. В магазины должны передаваться только лицензированные и надлежащим образом классифицированные и маркированные компьютерные игры;

ввести норму о том, что владелец интернет-зала, компьютерного салона, интернет-кафе и любого иного подобного учреждения, в котором за оплату предоставляются услуги доступа к компьютерным играм, должен обеспечить, чтобы при входе в компьютерный салон была размещена предупреждающая надпись о запрете для детей, которые не достигли 16-летнего возраста, играть в определенное ночное время, установленное в правилах соответствующего органа местного самоуправления, а также в учебное время без письменного разрешения от администрации образовательного учреждения на то, чтобы находиться в это время в компьютерном салоне.

В сфере ограничения рекламы алкогольной и табачной продукции, пива необходимы следующие меры:

организации, которые занимаются главным образом производством или торговлей табачной продукции, не должны быть спонсорами радио — и телевизионных программ, спортивных мероприятий;

реклама табачных изделий должна быть позволена только на территории производящих сигареты предприятий и в местах табачной торговли. Реклама марки сигарет должна быть разрешена при спонсировании мероприятий, на которых не присутствуют лица младше 18 лет.

Запрет не распространяется на щиты и вывески учреждений, на витрины магазинов, торгующих табачными изделиями и алкогольной продукцией и пивом, на рекламу на транспортных средствах, на рекламу, непосредственно осуществленную в месте продажи во время общественных мероприятий.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при этом должен быть отменен, как более узкий применительно к предмету регулирования предлагаемого законопроекта.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1311
4022
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика