О нравственности в СМИ

О нравственности в СМИ

Современный мир все в большей и большей степени сталкивается с проблемой размывания общественной нравственности. Эта проблема возникла не сегодня и не вчера. В ниже приведенных предложениях мы предлагаем проект федерального закона, направленного на защиту нравственности в СМИ.

Нормативным решением, озаглавленной проблемы - падением нравственности, в том числе и в СМИ, является разработка и принятие Федерального закона «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей и издательской деятельности», подразумевающего в том числе внесение изменений в иные нормативные акты.

В рамках данного законопроекта закрепляются ограничения свободы массовой информации, направленные на защиту потребителей указанной продукции. Вводится государственное регулирование оборота массовой информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей. Устанавливается контроль (надзор) со стороны общества и государства за деятельностью СМИ, издательств, лиц, размещающих такую массовую информацию в Интернете.

В связи с этим в рамках законопроекта предполагается признать некоторую информацию, распространяемую СМИ и издательствами, а также через Интернет, вредной для нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей и на уровне федерального закона запретить либо ограничить к ней доступ. При этом имеется в виду массовая информация, поскольку именно она имеет значимый социальный эффект.

В действующем законодательстве даны определения некоторых базовых категорий и понятий, но не всех необходимых для планируемого закона. Следует вновь дать определения таким понятиям, как «Интернет» и «издательская деятельность», соответствующим видам информационной продукции, понятию «распространение информационной продукции», а также понятиям потребителей и распространителей всех видов интересующей нас продукции.

Здесь также стоит иметь в виду применение, в том числе в действующем правовом регулировании — российском и зарубежном, различных подходов к пониманию информации. Так, помимо зафиксированного в Конституции РФ права человека на информацию, свободы слова, информация является также объектом гражданского оборота, представляет собой товар, приносящий прибыль ее производителю, распространителю (например, продажа авторами своих произведений).

И в этом смысле защита прав потребителей от некачественной (в нашем случае — безнравственной) информации может и должна иметь место. Из этого следует, что нравственная цензура цензурой в ее классическом понимании не является. В законопроекте также требуется закрепить систему органов и организаций, обладающих полномочиями в данной сфере отношений. Целесообразно создать трехуровневую систему контроля (надзора):

  • государственный контроль;
  • контроль саморегулируемыми организациями — ассоциациями и союзами СМИ;
  • общественный и гражданский контроль.

Необходимо создать специальный орган, осуществляющий соответствующую экспертизу и имеющий полномочия по защите потребителей продукции СМИ, информационно-телекоммуникационной сети и издательской деятельности при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Комиссию по защите нравственности. Члены Комиссии по аналогии с имеющимся зарубежным опытом должны избираться из ведущих деятелей искусства, литературы, дистрибьюторов кинематографической продукции, искусствоведов и культурологов, психиатров, сексопатологов, специалистов в сфере информации, издателей, учредителей независимых организаций, занимающихся помощью молодежи, учредителей государственных организаций, занимающихся помощью молодежи, учителей, представителей религиозных организаций.

Комиссия должна осуществлять экспертизу продукции, предположительно влияющей на нравственное, психическое и психологическое здоровье (состояние) потребителей продукции СМИ, Интернета, издательской деятельности. Право инициировать экспертизу, кроме самой Комиссии, должны получить государственные и общественные организации, физические и юридические лица, производители и распространители предметов и продукции, которые обратились в Комиссию с официальным обращением. Роскомнадзор в месячный срок должен рассматривать заявление и проводить экспертизу продукции, принимать соответствующее решение и не позднее чем в десятидневный срок письменно сообщить о нем заявителям. Документы и материалы, представленные для экспертной оценки, должны регистрироваться, оформляться резолюцией Роскомнадзора и передаваться эксперту (экспертам) для оценки. Экспертные заключения могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства.

Роскомнадзор по результатам экспертизы, проведенной Комиссией, должен получить полномочие по вынесению предупреждения, наложению штрафа и изъятию лицензии.

При этом сами СМИ, интернет-провайдеры, лица, размещающие информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, издатели должны получить право обратиться в Комиссию до размещения какой-либо сомнительной с точки зрения вредности информации, с тем чтобы провести ее экспертизу на этот предмет, так называемая добровольная экспертиза.

Получение заключения Комиссии о признании такой информации не вредной впоследствии оградит их от возможного привлечения к ответственности в соответствии с законопроектом. В некоторых случаях следует установить проведение обязательной экспертизы, например, перед показами потенциально содержащих вредную массовую информацию видеозаписей в кинотеатрах, на телевизионном экране.

Комиссия должна получить функции по мониторингу интернет-материалов, исследованию и разработке технических средств для предотвращения доступа к ресурсам, содержащим вредную массовую информацию. Комиссия должна анализировать правоприменительную практику, инициировать принятие подготовителями, распространителями общественной информации, их собственниками, журналистами добровольных обязательств по саморегулированию в области негативного воздействия общественной информации, сотрудничать со всеми органами государственной власти и органами самоуправления, другими юридическими лицами, давать рекомендации подготовителям, распространителям общественной информации, их собственникам, журналистам и другим заинтересованным лицам, подготавливать систему маркировки информации, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, звуковых и видеосигналов, подготавливать и предоставлять в соответствующие органы проекты правовых актов, связанные с исполнением закона, рассматривать жалобы, касающиеся выявленных нарушений.

Комиссия должна получить право через Роскомнадзор запрашивать и получать от всех органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации документы, информацию относительно их деятельности по вопросам нравственности, получать копии фильмов, аудио-, видеозапись теле — и радиопрограмм, продукцию печатных средств массовой информации, необходимые для выполнения своих задач и проведения экспертизы, проводить в пределах своей компетенции проверки деятельности средств массовой информации, учреждений и организаций всех форм собственности, занимающихся деятельностью по распространению продукции, влияющей на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей, вызывать на свои заседания представителей теле-, радиокомпаний, демонстраторов видеофильмов, редакторов печатных средств массовой информации, организаторов зрелищных мероприятий для получения информации и разъяснений по вопросам их деятельности, вносить предложения, касающиеся привлечения средств массовой информации и их руководителей, нарушающих нормы законопроекта, к предусмотренной законом ответственности, инициировать вопрос о прекращении действия лицензии на деятельность по обращению продукции и зрелищных мероприятий при условии выявления нарушений законодательства.

Председатель Комиссии должен наделяться обязанностью по опубликованию списка материалов, содержащих вредную массовую информацию, в виде упорядоченного сборника. Следует отметить, что в России современного периода неоднократно осуществлялись попытки создать те или иные формы государственного, общественного и внутреннего контроля над деятельностью СМИ. При Министерстве культуры Российской Федерации не раз делались попытки создать некие общественные структуры по контролю нравственности в СМИ. В 2005 г. были попытки сформировать Общественный совет по защите морали и нравственности. Более того, в 2006 г. был сформирован Общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в средствах массовой информации. Основная задача Совета — мониторинг СМИ, определение социально значимых проектов (детские, культурные программы) и контроль нравственности в СМИ. Но при этом Совет не был наделен какими бы то ни было властными полномочиями. Его деятельность направлена на доведение до средств массовой информации общественного мнения, которым они в силу моральных обязательств не смогут пренебрегать. Создаются попытки образования региональных или профильных саморегулируемых организаций СМИ. Например, создана Ассоциация православно-патриотических СМИ, деятельность которой направлена на организацию информационного обмена и координацию усилий всех информационных ресурсов, стоящих на позиции православия, уважительного отношения к России, русской истории и культуре.

Активная деятельность саморегулируемых организаций может стать эффективным средством контроля и надзора за соблюдением общественной нравственности в СМИ.

Ярким зарубежным примером является Национальная ассоциация вещателей (США), которая разработала этические кодексы для радио и телевидения. Подобные действия предприняли в 2005 г. ряд российских телекомпаний, подписав Хартию телевещателей «Против насилия и жестокости». Действие подобных документов было бы более эффективным в условиях участия в саморегулируемых организациях.

Эффективными могли бы также стать некоторые формы общественного и гражданского контроля, однако без необходимого государственного регулирования в этой сфере общественный контроль также не приведет к действенным результатам. Деятельность существующих общественных структур, уполномоченных на ведение общественного контроля в этой сфере, например Общественной палаты РФ, не упорядочена и в силу отсутствия надлежащего законодательного оформления их деятельности и порядка взаимодействия с государственными органами власти, наделенными соответствующими властными полномочиями, недостаточно эффективна.

Наряду с саморегулируемыми организациями целесообразно создание независимых общественных объединений, включая молодежные организации, которые смогут осуществлять самостоятельный контроль в этой сфере и обращаться с соответствующими обращениями и предложениями в государственные органы власти. Представляется необходимым развивать соответствующие направления деятельности Общественной палаты РФ, а также расширить перечень ее функций в этой сфере.

Кроме того, необходимо внести поправки в Закон о СМИ в части, относящейся к определению цензуры, ввести в законодательство определение понятий «нравственная цензура», «нравственность», «психическое здоровье» и «психологическое состояние», а также ряд других. В сфере предотвращения распространения вредной массовой информации необходимо:

разрешить распространение продукции эротического характера только в специализированных медицинских заведениях и учреждениях, имеющих соответствующую лицензию и лицензию для оказания медицинской помощи лицам с сексуальными расстройствами, и в специализированных магазинах;

рекламу любой продукции эротического характера, а также иной продукции, содержащей вредную массовую информацию и ограниченной в обороте, разрешить только в специализированных средствах массовой информации. Запретить наружную рекламу (открытые витрины, объявления, щиты на домах, улицах и т. п.) продукции эротического характера;

лицензировать ввоз и вывоз, рекламу, изготовление, хранение с целью распространения и распространение продукции эротического характера, а также иной продукции, содержащей вредную массовую информацию и ограниченной в обороте, разрешить ее распространение только в специализированных средствах массовой информации;

лицензирование деятельности по созданию, транслированию и распространению телерадиокомпаниями кино-, аудио-, видеопродукции, содержащей вредную массовую информацию, должен осуществлять Роскомнадзор. Сведения о регистрации кино — и видеопродукции такого характера обязательно должны включаться в государственный реестр фильмов. Лицензии не могут выдаваться несовершеннолетним, лицам, признанным судом недееспособными или ограниченными в дееспособности лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, лицам, имеющим неснятую либо непогашенную судимость за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, за тяжкие преступления против жизни, здоровья и достоинства человека, а также за особо опасные преступления, а также иностранные граждане и лица без гражданства;

ввести запрет на распространение и рекламу продукции, содержащей вредную массовую информацию, в жилых домах, помещениях органов государственной власти, заведениях культуры и искусства, в подземных переходах, станциях метрополитена, электропоездах и вокзалах, в киосках продажи периодической прессы и павильонах, в местах общественного отдыха, на уличных лотках и рынках. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны получить право, принимая во внимание особенности местных условий, обычаи и традиции, определять дополнительно территории и места, в которых запрещено распространение такой продукции;

вести правило (по аналогии с опытом США), по которому тот, кто отправляет по электронной почте на адрес электронной почты лица, проживающего в России, незатребованные электронные сообщения, содержащие вредную массовую информацию, должен отразить в электронном сообщении юридическое наименование отправителя, правильный почтовый адрес и действующее доменное имя в Интернете. Отправитель также должен быть наделен обязанностью предложить получателю удобный и бесплатный механизм уведомления отправителя о его отказе от дальнейшей рассылки электронных сообщений. Если получатель незатребованной электронной почты уведомит отправителя о том, что он не хочет в дальнейшем получать такую информацию, отправитель должен утратить право посылать ее этому получателю.

В сфере введения классификации продукции, содержащей вредную массовую информацию, необходимы следующие меры:

индексировать кинопрограммы на видеоносителях или игровых устройствах, оборудованных экраном, фильмы, в том числе публично распространяемые в виде кинопросмотра. Фильмы, кинопрограммы и игровые программы для информационных, инструктивных и учебных целей должны быть индексированы как «информационные программы» или «учебные программы» лишь в том случае, если очевидно, что они не оказывают негативного влияния на развитие или воспитание детей и подростков (несовершеннолетних).

По аналогии с Нидерландами, предусмотреть проведение обязательной возрастной классификации видеозаписей, потенциально содержащих вредную массовую информацию, перед их показом в кинотеатрах, на телевидении;

ввести рейтинги для видеофильмов, публично распространяемых в виде кинопросмотра: «без ограничений», «детям рекомендуется смотреть фильм с родителями», «дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями», «подростки до 18 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя», «лица, не достигшие 18 лет, на фильм не допускаются»;

ввести рейтинги для телепрограмм: «для просмотра детьми в любом возрасте», «для просмотра детьми старше 7 лет», «для общей аудитории», «рекомендуется контроль родителей», «необходим родительский контроль», «для взрослой аудитории»;

ввести норму о том, что рейтинг передачи должен быть объявлен до начала трансляции телепередачи. Перед каждой телепередачей на экране должен появиться значок, обозначающий ту категорию населения, к которой она обращена. При демонстрации фильма по телевидению знак, обозначающий его категорию, помещается в углу экрана с начала демонстрации фильма, а также при продолжении его показа, прерванного рекламой, — в течение не менее 5 минут, и диаметр знака должен быть не менее 8 процентов диагонали экрана;

закрепить специальные рекомендации для продукции, которая предоставляется детям, или отрицательные отзывы на нее от психологов и педагогов — это должно быть ориентиром для родителей и облегчать им выбор.

В сфере регулирования оборота и распространения компьютерных игр среди несовершеннолетних необходимы следующие меры:

ввести следующие рейтинги для компьютерных игр: «для детей старше 3 лет», «для детей старше 7 лет», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 16 лет», «для лиц старше 18 лет»;

ввести положение о том, что электронные игровые устройства, оборудованные экраном, могут быть установлены в неконтролируемых подъездах, фойе или коридорах только в том случае, если их программы разрешается использовать детям с 6 лет и они соответствующим образом проиндексированы, или если они проиндексированы как «информационная программа» или «учебная программа»;

ввести норму о том, что если в компьютерной игре имеются сексуальные сцены, зрелища ужасов, сцены насилия, дискриминации, сцены с активным употреблением алкоголя, табачных изделий или наркотических веществ, а также употребления нецензурных слов и выражений, то изготовитель компьютерной игры, его уполномоченный представитель, продавец либо лицо, оказывающее услугу по доступу к компьютерной игре, должен обеспечить маркировку компьютерной игры каким-либо из знаков ограничения, или, если это технически невозможно, ограничительной надписью с соответствующим содержанием. Ограничительный знак не должен быть меньше, чем пять квадратных см, а ограничительная надпись не может занимать место меньшее, чем 10% от общей площади, предусмотренной для информации о данной компьютерной игре. В магазины должны передаваться только лицензированные и надлежащим образом классифицированные и маркированные компьютерные игры;

ввести норму о том, что владелец интернет-зала, компьютерного салона, интернет-кафе и любого иного подобного учреждения, в котором за оплату предоставляются услуги доступа к компьютерным играм, должен обеспечить, чтобы при входе в компьютерный салон была размещена предупреждающая надпись о запрете для детей, которые не достигли 16-летнего возраста, играть в определенное ночное время, установленное в правилах соответствующего органа местного самоуправления, а также в учебное время без письменного разрешения от администрации образовательного учреждения на то, чтобы находиться в это время в компьютерном салоне.

В сфере ограничения рекламы алкогольной и табачной продукции, пива необходимы следующие меры:

организации, которые занимаются главным образом производством или торговлей табачной продукции, не должны быть спонсорами радио — и телевизионных программ, спортивных мероприятий;

реклама табачных изделий должна быть позволена только на территории производящих сигареты предприятий и в местах табачной торговли. Реклама марки сигарет должна быть разрешена при спонсировании мероприятий, на которых не присутствуют лица младше 18 лет.

Запрет не распространяется на щиты и вывески учреждений, на витрины магазинов, торгующих табачными изделиями и алкогольной продукцией и пивом, на рекламу на транспортных средствах, на рекламу, непосредственно осуществленную в месте продажи во время общественных мероприятий.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при этом должен быть отменен, как более узкий применительно к предмету регулирования предлагаемого законопроекта.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1919
8216
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика