Образование. Проблемы и решения

Образование. Проблемы и решения

По материалам 5-ой главы монографии "Образование как фактор экономического развития".

Под государственной политикой в сфере образования в основном понимается государственное управление. Для выработки его содержания с позиций научной методологии необходимо соединить две существенно самостоятельные дисциплины: проблемную аналитику и юридико-техническую и управленческую технологии. При этом имеется в виду, что вся работа и особенно ее заключительный этап должна отвечать требованиям к управленческим государственным документам в соответствии с действующими регламентами государ ственно-управленческих процедур и нормативно-правовых актов. Чаще всего дело ограничивается ответом на вопрос: что происходит (что плохо)? Реже отвечают — почему это так, в чем природа и причины негативных явлений? Совсем редко — что делать? И уж совсем редки ответы на вопрос — как делать, кто будет делать, как подтверждать прогнозами последствия своих действий, в какие сроки, за счет каких ресурсов, во имя каких целей и ценностей, какие параметры развития при этом контролируя для определения результативности своих действий, на какие чувствительные факторы, условия и причины воздействуя? 

Но, как очевидно, ответы именно на эти вопросы составляют суть проектирования государственной политики как управленческой задачи. А сама политика приобретает характер ответственных управленческих действий, способных по существу решать проблемы общества и государства. Под государственной политикой понимается совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка реализации государственно-политических решений. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость выявить цели, для чего нужен ценностный выбор и определенность. Для этого необходимы определения: субъектов и объектов управления, представление об инструментах, ресурсах, способах управления, выбор и инвентаризация имеющегося государственно-управленческого инструментария и его дефицита; исходного состояния объекта управления и его желаемого конечного целевого состояния, переходной траектории; программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени; политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов; и многие специфичные обстоятельства, вытекающие из желания создать работоспособный в смысле реальной практики государственного управления документ (пакет документов), определяющий с точки зрения регламентных требований, существующих в реальных процедурах государственного управления. В пакете государственно-управленческих документов по реализации политики в сфере образования особыми требованиями являются:

  • реалистичность предложений;
  • их обоснованность и аргументированность;
  • политологическая обоснованность реализуемости в реальной практике;
  • прогноз последствий;
  •  работоспособность документа в практике государственного управления в России.

Как показывает анализ, переход от постановки цели к определению проблем не является обыденным. Каким образом можно определить существенные с точки зрения поставленной цели  препятствия-проблемы? Очевидно, что необходимо найти способ соотнесения поставленной цели со всеми разложеными по значимости факторами, влияющими на нее. Определение в процедурах факторного анализа препятствий — наиболее интегративных проблем на пути достижения ценностных целей в общем случае отвечает на вопрос: что мешает достижению целей? Однако каждая из этих проблем сама по себе состоит из подпроблем последующих проблемного разложения. Речь идет о раскладке проблем первого уровня (рис. 1).


Здесь переход на каждый последующий уровень возможен путем ответов на вопросы: в чем причина вышележащей проблемы? Почему возникает вышележащая проблема? Дерево «ветвится» до тех пор, пока исследователь не дойдет до «первопричины», т. е. фактора, уже недекомпозируемого с точки зрения возможности управленческого воздействия. Опыт показывает, что подобных уровней-этажей декомпозирования в практике государственно-управленческого проектирования может быть порядка десяти. Ширина же «ветвления», т. е. число конечных отдельных задач, может достигать сотен. Отсюда следует вывод о том, что по наитию или интуиции найти решения государственно-управленческих проблем с должной степенью эффективности очень трудно, скорее даже невозможно. А вот разложив их на составляющие, найдя управленческое решение для отдельных элементарных задач, что существенно легче, их потом можно встроить в единые государственно-управленческие решения и программные пакеты. Соответственно на последующей стадии необходима обратная свертка-синтез и конструирование пакетированных решений. На цель (ценность) могут быть оказаны как негативные, так и позитивные и вероятностные влияния. В последнем случае они называются рисками и также должны приниматься в расчет. Процедура формирования государственной политики, очевидно, должна учитывать все три вида факторов.

 Позитивные факторы в программной части государственной политики нужно поддерживать и усиливать, негативные — купировать, преодолевать и искоренять. Что же касается рисков, то следует вырабатывать меры готовности, профилактики, предупреждения. Иными словами, достаточно понятно, как из анализа факторов вытекает дальнейшее строительство адекватной государственной политики. И, наоборот, без точного представления о реальных факторах государственная политика не гарантирует своей результативности. Итак, определение факторов выступает обязательным звеном в механизме связи цели (ценности) политики с набором действий по ее достижению. Использование указанных принципов государственного проектирования позволяет создать системно построенное проблемное поле и поле конкретных мер, решений и действий государственной политики в сфере образования.

Итак, набор основных проблем выглядит следующим образом: разрушение трудовых мотиваций. Что необходимо сделать? С помощью «ФЗ о доходах и оплате труда»  ввести стоимостное отражение уровня образования  в установлении минимального размера оплаты труда. Так же мы сталкиваемся с непрестижность образования и слабой зависимостью оплаты труда от уровня образования. Что делать?

  • Целевая поддержка талантливых молодых специалистов.
  • Стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда.

·  Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

А какие изменения в документах необходимы?

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».

·  Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Далее мы сталкиваемся с резким снижением образовательного потенциала российского на-селения. Непропорциональной экономическому состоянию страны ростом численности студентов. Недостаточностью должной профессиональной базы негосударственного образования. Девальвация российского диплома о высшем образовании. Из этого следует, что решение проблем заключается в:

  • Создание механизмов селекционного отбора одаренных студентов.
  • Государственной поддержке развития системы ведомственных вузов.
  • Ужесточении требований к аккредитации образовательных учреждений.
  • Участие в аккредитации образовательных учреждений профессиональных корпораций.

Нормативно-правовые документы в данном случае это:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».

Еще один уровень проблем это системное недофинансирование всех уровней образования. Тенденция превращения вузов в коммерческие предприятия. Зависимость вузов от набора студентов, обучающихся на коммерческой основе. Здесь предлагаемые решения таковы:

  • Установление принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Установление минимальной почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава по соответствующей специальности.
  • Участие в аккредитации вузов профессиональных корпораций.

Для этого потребуются:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О доходах и оплате труда».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Идем дальше: непропорциональное увеличение численности учащихся в группе (классе), ведущее к снижению их успеваемости как способ экономии финансовых средств. Выход заключается в:

  • Декоммерциализации вузов.
  • Установлении принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Выделении финансовых средств на развитие инфраструктур вуза и оплату труда преподавателей непосредственно учредителем (ведомством).
  • Установлении максимальных норм аудиторной концентрации студентов.

Нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Коррумпированность системы высшего образования: а) на уровне вузов; б) на уровне органов государственного управления в сфере образования. Решения:

  • Выведение контрольных и надзорных функций из исключительных полномочий вновь создаваемого Министерства образования РФ.
  • Возложение контрольных и надзорных функций на профессиональные корпорации.
  • Участие профессиональных корпораций в организации вступительного отбора абитуриентов.
  • Минимизация набора студентов на заочное отделение, являющееся одной из основных ниш распространения взяточничества в вузах.
  • Установление текущей рейтинговой системы оценки знаний учащихся.

Документы:

  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Необеспеченность в перспективе финансовыми ресурсами сферы образования и опережающие темпы роста расходов на высшее образование по отношению к национальному доходу можно решить лишь если

  • Соответствие стоимости платного обучения оптимальным критериям затрат, необходимых для подготовки высококлассных специалистов.
  • Определение единой государственной системы оплаты обучения по соответствующей специальности.
  • Установление минимальных ставок оплаты стоимости обучения и минимальной почасовой ставки оплаты труда преподавателя с учетом коммерческого положения соответствующей специальности на рынке труда.
  • Произойдет развитие системы кредитов на образование.
  • Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Следующий уровень проблем:

Диспропорции в структуре набора студентов по специальностям. Перекос в подготовке специалистов в условиях экспорто-ориентированной экономики в пользу экономических и юридических специальностей. Падение престижа специальностей прикладной направленности. Решения:

  • Установление перечня специальностей вуза и числа мест обучения соответствующей ведомственной структурой.
  • Развитие системы целевого заказа на подготовку высококвалифицированных кадров по той или иной специальности.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Теперь о детях. Происходит деградация системы дошкольных учреждений. Существует невключенность системы дошкольных учреждений в процесс непрерывного обучения. Отсутствует разработанной нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений. Наши предложения:

  • Разработка нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений.
  • Включение детских садов в единый непрерывный процесс обучения. Для этого используется ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Набившая оскомину проблема снижения интеллектуального потенциала российского населения, требует:

  • Восстановления и сохранения положительного опыта советской системы образования.
  • Развития институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создания механизмов селекционного отбора одаренных студентов.

Документы в данном случае:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Слабая управляемость образовательным процессом и слабое соотнесение подготовки специалистов в высших учебных заведениях с перспективными задачами экономического развития, а так же изменение существующей номенклатуры специальностей в связи с потребностями рынка порождает рассогласованность деятельности Министерства образования и науки РФ с интересами экономического развития страны, решается по средствам:

  • Централизации системы управления образованием.
  • Создания тройственной управленческой модели: Министерство образования — учебный округ — учебный департамент.
  • Создания системы государственных заказов на подготовку квалифицированных кадров.
  • Развития нормативной правовой базы и инфраструктуры целевого образования.
  • Возрождения системы ведомственных вузов.
  • Передачи специализированных вузов в ведомственное подчинение.
  • Создания нормативной правовой базы об учредителях высших учебных заведений

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие системы комплексного прогнозирования и планирования в управлении российским образованием и отсутствие управленчески имплементированной системы прогнозов на запросы рынка по специальностям подготовки квалифицированных кадров ведет к распределению Минобрнауки России бюджетных мест без учета данных мониторинга рынка труда, без определения стратегии экономического развития страны. Выход:

  • Введение института ведомственной подчиненности вузов.
  • Создание специального государственного органа для осуществления мониторинга рынка труда на предмет выявления запросов на специальности и решения задач планирования подготовки специалистов с учетом экономической стратегии развития страны.
  • Создание в рамках Министерства образования РФ управления планирования и бюджета, ответственного за разработку средне — и долгосрочных программ развития образования.

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие в России мониторинга функциональной неграмотности можно решить

  • Совершенствованием системы мониторинга образовательного потенциала населения.
  • Созданием в рамках Министерства образования РФ специального органа, осуществляющего текущий диагностический контроль состояния образования как в России в целом, так и по субъектам Российской Федерации.
  • Восстановлением деятельности структуры, аналогичной по функциям обществу «Знание».
  • Закреплением функций по планированию и прогнозированию в сфере образования за Министерством образования Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».
  • Постановлением Правительства РФ «Об учреждении общества «Знание».

Разрушение системы учебно-производственных комплексов и отсутствие налаженных механизмов прохождения производственной практики в вузах необходимо разрешать

  • Восстановлением аналога системы учебно-производственных комплексов.
  • Осуществлением производственной практики на родственных по профилю ведомства предприятиях а для этого:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».

Несоотносимость современного состояния российского образования с задачами инновационного развития, его Архаические черты, профанизация (в том числе, снижение качества) заочного образования, качественная неокупаемость государственного финансирования бюджетного обучения заочников требует сокращения числа студентов, обучающихся заочно и:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации»

Низкое качество преподавания в значительной части российских вузов (лекция как изложение учебника, «отставники» за профессорской кафедрой требует

  • Распространения на материалы лекций понятия «авторское право».
  • Повышения научных требований к преподавателям вузов.
  • Установления обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для профессорско-преподавательского состава вузов
Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Ошибочность избранного вектора образовательных реформ и угроза разрушения российского образования. Болонский процесс как угроза разрушения национальной системы российского образования требует

  • Корректировки интеграции России в Болонский процесс.
  • Оценки стратегии реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности России.

Для этого нужно:

  • Законодательное закрепление деятельности в сфере образования как приоритета национальной безопасности.
  • Постановление Правительства РФ «О корректировке присоединения России к болонскому процессу».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Усиление «оттока мозгов» из России при достижении структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада требует закрепления эквивалентности российского диплома об образовании путем применения более гибких моделей нострификации. Для это необходимо «Постановление Правительства РФ «Об организации страновых нострификаций российских дипломов и аттестатов об образовании».

Неэффективность механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, в этой связи предлагается:

  • Создание самостоятельной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создание государственного органа, координирующего деятельность структур повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Введение законодательного требования об обязательности периодически осуществляемой квалификационной переподготовки.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации»


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5006
23293
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика