От этих вопросов не уйти: Что есть наша страна?

От этих вопросов не уйти: Что есть наша страна?

В цикле публикаций «От этих вопросов не уйти» мы предлагаем читателям сокращенную редакцию документа «Послание России "Что с нами? Почему? Что делать?», составленную Алексеем Ивановичем Польшаковым.

Авторы работы Послание России «Что с нами? Почему? Что делать?» проф. С.С.Сулакшин и В.Э.Багдасарян.

Уместно привести слова Степана Степановича Сулакшина о замысле этой брошюры как составной части трех книг, описывающих ПНТ: «Послание России «Что с нами? Почему? Что делать?» — это введение в перечень реальных задач реальной оппозиции. Реальная оппозиция должна строиться. Это, конечно, политическая оппозиция, и, конечно, она обретает форму, которую мы назвали Партией нового типа. 

Это не партийка-побегушка, подстряпушка, которая по чуровским формулам три кресла в Госдуме выиграет и будет даже не в подтанцовке, а я даже уже не знаю, как это назвать. Им даже пискнуть не дадут, ведь монополизированная система хунтоподобного приватизированного государства не предполагает диспута, не предполагает прав, конструктивности, благосклонности оппозиции. Нет.

Но я возвращаюсь к троекнижию и реальным задачам реальной оппозиции. Вот Политическая платформа будущей партии. Конечно, речь идет именно о политической деятельности, о политической борьбе за умы людей, о пропаганде Большой Мечты, Большого Проекта переустроения нашей большой страны. Это самая главная сейчас задача. Рассказать людям о Большом проекте переустроения страны.

Но как мы будем объяснять, кто мы, за что мы, против кого мы, против чего мы? Поэтому политическая платформа на все эти вопросы и отвечает.

Вот они эти вопросы: ценностный и идеологический выбор; назначение Партии и предмет ее деятельности; в чем отличие от других партий; как не повторить ошибок; кто политические союзники и политические противники Партии; каковы стратегические цели партии; каково состояние страны, тренды и угрозы; каково положение России в мире; политический веер и позиции партии (внешнеполитический, внутриполитический курс); прогнозы; Партия и религия; партия и форс-мажоры; Партия и оборона; Партия и информация; Партия и лидерство; Партия и партиец; Партия и общество; Партия и выборы; Партия и новая Конституция; Партия и научно-экспертная поддержка; Партия и управление и так далее. Это наш портрет. Хотя я не все вопросы перечислил. Возьмите эту брошюру в руки — там вы найдете все вопросы и ответы на них.

Мы ни от кого не прячемся. Мы абсолютно законно действуем. Наши призывы законны и нравственны. Но они оппонируют, они альтернативны тому, что делает правящий режим. Мы не призываем его скидывать — это незаконно. Но мы призываем оценивать его деятельность и разрушительные позорные результаты. Это законно. А также законно проектировать будущее страны без этого режима и команды — политических банкротов».

Фото: художник Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня». 1912 г.


«Сначала Вас игнорируют, потом смеются,
потом с Вами борются, а потом Вы побеждаете».
Махатма Ганди

ОТ АВТОРОВ-ИНИЦИАТОРОВ

Этот документ — послание всем сторонникам обновления России, всем, кто поддерживает эту платформу, к нашей стране, и сегодняшней, и грядущей, той, которая придет неизбежно. Это и предвидение, и проект России такой, какой мы желаем ее видеть. Это обоснование плана действий. Призыв действовать.

Именно для действия создан пакет программных документов: это «Послание России. Что с нами? Почему? Что делать?», «Манифест грядущего человечества», «Проект новой Конституции России», «Политическая платформа „Нашей партии“» и «Начальная программа „Нашей партии“». Какой будет наша партия, как она будет называться, на что она будет способна и к чему приведёт страну — это вопросы к будущему. Сейчас нужно объединяться и начинать. А для начала пусть она так и будет пока именоваться: «НАША ПАРТИЯ».

Ни партийное строительство, ни социальное и политическое проектирование будущего страны невозможны без строгой и достоверной научной базы и теории. Без того, чтобы были выдвинуты ясно и четко наши ценности и идеалы, которые формируют цели и задачи. Без самого плана действий. Десятки лет, многие сотни человеко-часов экспертной работы были потрачены, чтобы их выдвинуть. Теория, ценности и план действий неразрывно связаны.


1. ОТ ЭТИХ ВОПРОСОВ НЕ УЙТИ

Почему этот документ — призыв к гражданам России и к сведению мира назван «Послание России»? Потому, что наша страна вышла на такую грань исторической опасности, что запасов ее государственной и народной прочности остается, вряд ли больше, чем на несколько лет.

Без осознания этого, без проекта оздоровления страна может погибнуть. Кто-то не верит, считаете это преувеличением? Но за пять лет до гибели нашей Родины — СССР мы также даже мысли такой не могли допустить. Сейчас, имея горький исторический опыт, мы должны оценивать такую возможность. У нас не больше нескольких лет!

Думая о себе, своей семье, нашем народе, нельзя не осознать, что для них всех благополучие, уверенность, будущее, сама жизнь зависят от существования нашей страны, нашей общей Родины и эта мысль объединяет нас всех, столь разных людей. Россия должна быть и должна быть всегда! Мы не можем допустить продолжения ее болезни, и тем более, гибели. Конечно, есть те, кому родина — там, где лучше накормят. Это обращение не к ним, а к тем, для кого Россия — это Родина с большой буквы. Исторические, смертельные угрозы нашей стране не только достояние истории. Они выпадали на жизнь каждого поколения. Нынешнее не исключение. Каждому из нас и сейчас придётся сделать свой выбор и дать ответ. Кто мы есть? Что есть наша страна? Как ей сегодня живется? В чем сейчас реальная угроза нашей стране? Почему она возникла и каковы ее механизмы? Что и как мы обязаны поменять в стране? Что должен каждый из нас сделать для своей страны? Какова будет Россия? От этих вопросов не уйти.


2. СТРАНА, ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК

Страну и государство часто пытаются противопоставить. «Человек для государства или государство для человека». Но сама постановка вопроса некорректна… Государство это естественное порождение в силу общественной и человеческой потребности в эффективности и жизнеспособности. Уже в биологическом мире коллективность и кооперативность, взаимодействие и соединенность судеб, протосоциальность стали важнейшим шагом в эволюции жизни.

Однако, человек и человечество — это не просто рой, основанный на инстинктах. Это сообщество, сознательно строящее свое социальное бытие. Конечно в нем тоже не без вызовов и противоречий. Кто-то руководит, кто-то распределяет, кто-то пашет и сеет, создает блага. А кто-то, не создавая благ, присваивает чужие плоды. Лукавство, корысть, несправедливость, паразитизм — это оборотная сторона коллективной формы жизни. Но разве эти вызовы непреодолимы? Конечно, преодолимы!

Государство появилось, как социальная оболочка для гармонизации общественной и личной жизни, для наилучшего обустройства и управления сложной социальной системой. Цели и принципы такого государства, в смысле высшего его назначения, очевидны. Вот они.

Всеобщее благо, безопасность, суверенность, общие ценности — идеология, реальные права и свободы человека, право и порядок, справедливость, нравственность, цивилизационная идентичность, развитие, устойчивость, экология, труд, творчество, эффективность, уверенность в будущем, ответственность и порядочность.

Но правда и в том, что есть и оборотная сторона государства: иерархия и иные издержки порождают иное — привилегии и превосходство, неравенство и присвоение, коррупцию и лоббизм, клановость и чванство, льготы меньшинству. Права и свободы человека — великое достижение человечества — достаются только тем, кто обладает богатством и близостью к власти.

Особенно это становится очевидным, когда государство вырождается в машину для услуг по образцу экономического субъекта, частной фирмы. Фирма для производства услуг населению за его плату в виде налогов. Да и то — услуг немногих. Каких? Безопасности и правоохраны и все. Это версия так называемого государства «Ночного сторожа». Кто и какая идеология отличаются таким подходом и подобной практикой?

Реальный либерализм. Ему мы главным образом и противостоим. Современный либерализм ответственен за тупиковый исторический эксперимент, за извращение самой сути государства, как человеческого эволюционного механизма общежития. Именно либерализм ответственен за деградацию и угрозу самому существованию России сегодня.

Но осознание органичности государства человеческой истории и его будущему, как формы и способа организации общежития человеческого сообщества, что будет всегда, коллективной ответственности человеческого сообщества за все, что с ним происходит — открывает иной путь. Путь, устремленный не в социал — дарвинистское прошлое, путь в будущее!

Не все готовы уйти от родимых пятен животного прошлого человека. Поэтому и возникает у меньшинства лукавая ориентация на манипуляции, обман и выгоду только для себя.
В современном мире это лукавство носит определенное имя, оно узнаваемо, оно бесчестно и корыстно, эгоистично и контрправедно, оно в полушаге от расизма и фашизма. Имя это — либерализм. Для нас это российский либерализм.

И не надо путать его с классическим первородным либерализмом, времена которого и миссия давно свершились. Он внес свою лепту, поставил и продвинул вопрос о человеческой личности, ее достоинстве и правах. И исторически быстро превратился в человеконенавистническую доктрину. В гоббсовскую войну всех против всех, в откровения: либералы — рабовладельцы, либералы — колониалисты.

Современный либерализм — это вожделение и манифестация ушлого, наглого, исходящего из представления о собственном превосходстве и стремящегося к нему меньшинства. И неважна игра в термины: либерализм, неолиберализм. Стыдливые приставки сути не меняют.

Современный либерализм — это флаг тех, кто стремится превратить государство в источник доходов, личного благополучия и превосходства, кто приватизировал современное Российское государство и ведет его к убогости и гибели.

Угроза России, исходящая от либерализма, от либералов и их практики, что в политике, что в обороне, что в бизнесе, что в культуре, что в СМИ и самом государстве, вплоть до Кремля, бесспорна. Россия значимая часть мира, а значит, ответ мы несем за нее и перед всем миром.
Россия должна преодолеть эту угрозу, вернуть себе естественную, присущую ее идентичному образу праведность и жизнеспособность, гармонию государства, общества и человека.
России нужны перемены.


3. ПОЧЕМУ НЕПРИЕМЛЕМ НЫНЕШНИЙ ОБЛИК СТРАНЫ?

Если верить официальной пропаганде, прямым телевизионным линиям президента, отчетам в Госдуме руководителей страны — то все у нас хорошо. Достижения грандиозны. Никаких ошибок не сделано, за отдельные трудности отвечают какие-то внешние враги. Менять ничего не нужно…

Спад ВВП. Сырьевая экономика. Деградация отраслевой структуры. Все больше сырья на экспорт, все больше готовой продукции по импорту. Все больше несуверенной экспортной части в доходах государства, уже в пять(!) раз большей, чем у СССР. Все меньше суверенной рублевой денежной массы в стране (уже 100 трилл. рублей изъято из оборота). Все меньше инвестиций. Все меньше кредитов на развитие экономики. Все хилее малый и средний бизнес. Все выше износ основных фондов. Все чаще катастрофы в космосе. Все выше инфляция. Все ниже уровень жизни. Все выше безработица. Уровень бедности все еще измеряется двузначной цифрой. Голливудских фильмов по-прежнему в два раза больше, чем собственных, российских. А собственные российские от голливудских не отличишь. Насилие, мат и порнография в телевизоре и в театре. Опять молодежь и ученые бегут из страны. Пашня зарастает, а село спивается. Академия наук — средний возраст за 65 лет. Наши, вроде бы, российские, спортсмены чемпионы живут за границей, получают в долларах, по-русски разговаривать разучились.

Здравоохранение превращается в бизнес на здоровье и жизни людей. Школа стала источником доходов учителей, а не местом воспитания и создания гражданина страны. Партии, избравшись по фальсифицированным протоколам, обслуживают администрацию, а не народ, своих избирателей. СМИ боятся слова вымолвить с критикой в адрес безобразий властей и власть предержащих. Суды «решают» вопросы вины по воле смотрящих, а не отправляют правосудие. Пригороды застроены миллионными коттеджами чиновников. Друзья власть предержащих вдруг становятся сплошь долларовыми миллиардерами. Русских в Донбассе бомбят и убивают, а «Россия не сторона в конфликте». Страна — в политической и экономической изоляции со стороны половины мира. Странные «партнеры» накладывают санкции на Россию. «Нам санкции не страшны, мы от долларовой зависимости уйдем к юаневой», но потом куда будем уходить?

Правда заключается в том, что экономическая и финансовая антигосударственная, антироссийская либеральная модель с успешностью и жизнеспособностью страны несовместима.

Есть такое научное понятие — индекс успешности страны. Он высок у Китая, он положителен у стран Европы и Америки. Он отрицателен у России и быстро катится вниз. Впереди у этого российского индекса есть граница. За ней — кризис и развал страны. Россия движется к этой границе.

Российский дремучий либерализм несовместим с патриотизмом. Удачная для рейтинга режима импровизация, никак не вытекающая из всей его линии, с Крымом, ответившая чаяниям русских людей и объединившая страну, на Донбассе превратилась в политические махинации.

В официальной политической риторике «фашисты и бандеровцы» превратились в «партнеров». А обещания защитить русских людей — оказались забыты.

100 семей богачей контролируют 75% богатств страны, расслоение по доходам запредельно. Труд все больше презираем, а спекуляция, банковская маржа, торговая надбавка, виртуальная экономика все больше в почете. Россия из страны труженика превратилась в страну бездельника, ростовщика, спекулянта, торгаша, да и то не своим товаром.

Развитие страны прекратилось, перешло в повсеместную деградацию.

Страной фактически управляют из-за рубежа, она полусуверенна: золотовалютный запас хранится не в золоте, а в бумагах зарубежного эмитента, валюта хранится за рубежом. Эмиссию рубля Центробанк производит в объеме валютной выручки, поступающей из-за рубежа, но ее объем устанавливается через цену на нефть и объем закупок тоже вне России. Валютный курс рубля отпущен на «свободу», что означает управление им зарубежными валютными спекулянтами на бирже.

Власть в стране ни за что не отвечает. Даже по конституции 1993 года она всего лишь «ведает вопросами». Института ответственности власти в России нет в принципе. Провал за провалом, болтовня за болтовней, деградация страны, но никто за это не отправлен в отставку, никто не понес ответственности. Десятки лет во власти одни и те же лица — и хоть бы раз был реальный спрос за обещания, за коррупцию, за наглое, у всех на глазах, обогащение. За сынков и кумовьев на высоких и денежных должностях. За отмазку суперворов и коррупционеров. За массовые фальсификации на выборах. За развал здравоохранения, образования, науки, промышленности. За рост смертности в итоге реформы здравоохранения. За то, что осталось всего 6–7 субъектов Федерации с неубыточным бюджетом. За то, что власть, Центробанк, правительство много лет демонстрируют верх непрофессионализма и беспомощности. За то, что страна на грани войны, под давлением политических и экономических санкций. Нет примеров ответственности за все это. Сама созданная политическая система в принципе исключает институт ответственности власти. Институт партий и выборов превратился в дурное шоу и бессмысленный суррогат.

Государственная Дума и Совет Федерации превратились в филиал Администрации президента — конституционная система сдержек и противовесов фактически упразднена.

Политическая состязательность, отбор во власть лучших, социальный и политический лифт в стране практически свернуты, монополия власти дошла до так называемого «ручного управления». Но этих рук всего две, голова и вовсе одна, и для большой страны этого явно недостаточно.

Конституционные права и свободы в России, как прямо сказал бывший президент страны Д. Медведев, цитируя П.Столыпина, — прерогатива богатых людей: «Бедный не может быть свободным».

Российская действующая конституция — это либеральная программа деградации страны. Все, что 25 лет уродует страну — запрограммировано в действующей конституции.

Запретив в конституции идеологию страны, идеологию как собрание ценностей, страна лишила себя оснований для целеполагания. Куда идет страна, что есть ее цели, ее ценности — неизвестно. Нет состоятельных программ развития, нет стратегий движения. Но бесцельное существование может привести страну только в историческое небытие.

Либерализм, либеральный лидер и его команда, либеральная доктрина, либеральное правительство, либеральная практика, либеральный политический режим, либеральная конституция потерпели в России полный крах. Именно это главная угроза будущему страны, это главная причина ее деградации и сползания к масштабнейшему кризису развития, если не к участи по образцу СССР.

В этом истинная причина того, что мир отворачивается от такой России.

Россия оказалась фактически в ловушке либерализма, космополитизма, полусуверенности, коррупции, непрофессиональности и деквалификации власти. Такая, власть — безнадежна.

Она и ее система должны поменять свое качество.

Вот почему нынешний облик страны — неприемлем.


4. НЕ НАДО БОЯТЬСЯ

Когда-то в противостоянии с изжившим себя политическим режимом, его репрессиям негромко прозвучало: «Не бойтесь!». И общество стало прозревать и оживать.

Махатма Ганди: «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем». И Индия обрела независимость.

Общества не раз формулировали для себя императив действия: «Никто не даст нам избавленья. — Ни Бог, ни царь и ни герой. — Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой».

И, действительно, если не ты — то кто? «Единая Россия»? Руководители, которые скоро Брежнева переживут по политическому долголетию? Запад? Восток? Частный и иностранный инвестор?

Почему для современной России этот вопрос стал более, чем актуальным? Потому, что деградация, монополия на власть, автократия и перспективы диктатуры становятся все более осязаемыми сторонами жизни нашей страны. Мы реально начинаем оглядываться, переносить политическую дискуссию на кухню, бояться критиковать запретные имена и поднимать неудобные для власти темы.

Важно признать еще одно — страх. Он снова приходит, как это было когда-то в СССР. Страх — одна из причин, выключивших мысль, энергию, творчество, активность общества и политическое обновление в СССР, что отчасти стало причиной его гибели. Конечно, есть и иное: консолидация в случае присоединения Крыма, доказывающая потенциал нашего народа, показавшая возможность власти принимать ответственные решения. Поэтому надежда и призыв действовать в обновление страны — обоснованы.

Трудно говорить правду о нашей стране. Проще фарисействовать, это комфортнее и доходнее. Но, если никто не восстает против фарисейства, то что будет со страной?

Что порождает страх и сковывает интеллектуальное сопротивление нарастающему общественно-политическому «маразму» в России? Для журналиста — цензурный механизм и увольнение. Для политика — полное подавление даже намека на профессиональную политическую карьеру. Для публичного лидера — провокация, уголовное дело и посадка. В отдельных случаях — политическое убийство. Для ученого клановый остракизм. Для аналитика — снятие с должности. Для бизнесмена — быстрая экономическая расправа. Для интернет ресурса — его закрытие. Это реалии. Но в СССР все это тоже было. Ни режим оно не спасло, ни достоинство человеческое не истребило. Этот опыт у нас уже есть. Страна его прожила.

Не надо бояться! Перед нами вопросы масштаба жизни. За нее и перед собой, и перед детьми, и перед предками, и перед высшим судом отвечаем. Что с чем соотносим? Судьбу страны, которая достанет всех, и карьеру? И заработки? И комфорт? Но зачем все это, если совесть вам когда-нибудь обязательно скажет: и, зачем ты жил такой жизнью? Не надо бояться! Ход истории никакому автократу и даже диктатору не изменить. А вот каждому из нас свою жизнь изменить по силам. Мы сами ее строим. Не надо бояться потому, что чем нас больше, тем в большей мы безопасности. Чем нас больше, тем надежнее атмосфера в стране, которая и приведет к обновлению, и остановит репрессии. Не надо бояться, надо понимать, что на кону в нашем выборе. Россия все равно придет к обновлению. И приведут ее к нему те, кто не боится. Нет, не так, — кто пересилит свой страх.Конечно, это трудно. Но понять, пересилить себя и сделать шаг необходимо.

Не надо бояться! Патриотизм, правда и честь — это лучший путеводитель по жизни.


5. ДЛЯ ЧЕГО И КАКОЙ «ПРИДУМАНА» РОССИЯ?

Нам часто предъявляют формулу: «как во всех цивилизованных странах». В 80-е и 90-е годы на эту формулу, выдвинутую горбачевщиной и развитую ельцинщиной, страна повелась. Мы что — не цивилизованные?

В нулевые и последующие путинские исторические годы от этой формулы страна не избавилась. Но все страны цивилизованы, только цивилизации — разные! Каждая страна имеет свой собственный, иногда уникальный, ключ к успеху. Мы не лучше и не хуже других. Мы просто другие. Какие? В чем специфика России, понимание чего нужно для построения собственной программы развития и успеха?

Мы, как государство и страна, как народ и русская российская цивилизация, рождались и развивались в других условиях, и по — другому, отлично от Запада или Востока.

Россия — это самостоятельное русское российское государство — цивилизация. Обычно в локальных цивилизациях бывает несколько государств-наций (например, в Западной цивилизации), а вот Россия — государство-цивилизация. Такие случаи есть еще, например, Китай.

Многие мыслители задавались этим вопросом.

Н.А.Бердяев: «Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?».

Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной историей, не только этнически, культурно и цивилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, наличием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт созидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Россией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, о передовом характере экономики, социальном устройстве, науке, культуре и образовании, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о её устойчивом развитии в будущем.
Не понимая прошлого страны, не выявив её цивилизационной специфики и особости, выдающихся успехов, причин исторических провалов и катастроф, трудно конструировать будущее развитие.

Что такое успешное государство хорошо сформулировал М.Монтень: «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое». Мы добавим: все, что укрепляло государство и народ, это исторический подвиг. Все, что принижало их и вело к деградации, как это происходит в современности либеральной России, это историческое преступление.

Киевская Русь, Московское княжество, Московское царство, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация — все эти названия знаменуют этапы нашей истории при неизменном содержании: русская российская государственность и государство-цивилизация.

Умное государственное управление выстраивается в значительной степени через «уроки истории». Пренебрежение опытом после 1917 г. и то же самое после 1991 г., кампания очевидного дезавуирования отечественной истории, процесса самоосознания остаются одной из причин трудностей при современном реформировании страны.

Социальные функции истории определяются тем, что она является коллективной памятью социума. Через осознание единого прошлого формируются групповые идентичности — цивилизационные, общегражданские, этнические. Как бы не промывали мозги старшему и новым поколениям российских людей либеральные СМИ и пропаганда — социально-генетическую иммунную систему страны не истребить. Она свое обязательно возьмет и это основа нашего исторического оптимизма.

Для общей, коллективной памяти народа России преемственная, неразрывная российская история, Российское государство едино в своей истории, различаясь лишь формами конкретно-исторического воплощения, наследующими друг другу. В этом контексте СССР, безусловно, один из этапов развития Российского государства и государственности, нашей Родины.

Мы должны знать и помнить особую историческую формулу выживания России. Само ее возникновение в природных условиях, не благоприятных для существования человека, «программировало» будущие особенности культуры и экономического уклада, традиций и национального характера, социального и религиозного облика формировавшегося российского общества и государства. Неслучайна выработанная веками способность нашего народа мобилизовываться, что называется, у последней черты. Так было в XIII и в XIV вв., в Смутное время в начале XVII в., во время наполеоновского нашествия в XIX столетии. Ситуация дважды повторилась в XX в. — в периоды Гражданской войны и фашистской агрессии. Сегодня угрожающая «последняя черта» либерализма вновь подошла к порогу нашей страны.

Столь же уникальна противоположная черта русской цивилизации — способность удивительным образом саморазрушаться. Россия — страна полярных максим. Либо святость, либо не знающее границ разложение. Урок — для нас, современных российских граждан.

Самые масштабные исторические катастрофы Российского государства 1917 г. и 1991 г. произошли именно в период попыток разрушения цивилизационной идентичности России. Критические проблемы современной России во многом объясняются тем же.

Действенность единого централизованного государственного управления, осуществляемого не только через материальные факторы, но и через формирование идейно-духовных потенциалов общества, имеет для Российского государства и цивилизации особое значение. Идеология, прежде всего, как система ценностей, это фактор, который мобилизует российский народ на исторические свершения, помогает выстоять в тяжелой ситуации, в которую он далеко не первый раз попадает. Её утрата сегодня — одна из главных причин деградации страны.

Особенности любого государства вызревают и формируются в течение сотен лет, для России это уже более 1000 лет. Эволюция цивилизации, как и государства-цивилизации, происходит в адаптационных процессах изменчивости и закрепления обретенного опыта, оптимальных практик в культуре, устройстве государственных и общественных институтов, в строении экономики, инфраструктур, социума.

Россию ее недоброжелатели часто (до сих пор!) упрекают в некой предосудительной «имперскости». Но большая многоликая страна такова по ее сути! Идентичность страны — это не выдумка. Попытки насильственной цивилизационной «евгеники» для государства кончаются плохо.

История формирования русского народа и русской гражданственности, шедшего параллельно с формированием российской государственности, имеет большую продолжительность. Складывались различные облики того и другого, менялись конкретно-исторические наименования, различались формы воплощения. Однако общим для нашего государства, для всех форм его воплощения было цивилизационное преемство. И если в современной Конституции фактически указывается, что в период СССР российской государственности не существовало, то это неверно. В нашем сложно устроенном государстве роль русского этноса имела и имеет большое значение. «Русскость» не столько в этническом, сколько в цивилизационном смысле для России является жизненно важным фактором. Быть этническим русским в России — это значит иметь не привилегию, а особую цивилизационную дополнительную нагрузку и ответственность за сохранность и развитие России, за защиту сопредельных и входящих в состав России народов, за практическое осуществление межэтнической и межконфессиональной гармонии. Русский и все братские народы России в уникальной симфонии как единый народ России, — это её особая и неизменная судьба.

Схожая миссия у российских религий. Русское православие и все традиционные российские религии, ислам, иудаизм, буддизм не только формировали и сохраняли социально-культурный «код» российского общества, они все внесли государствообразующий вклад в историческое формирование России.

Принципиально важно, что учреждение нашего государства связано в российской истории главным образом не с завоеванием, как во многих странах Европы, а с присоединением. В отличие от Запада, где государство складывалось по факту покорения одного народа другим, Русское государство возникло исходно как надэтническая сила, исключая внутри себя господство или угнетение по признаку этничности и верования.

Государство изначально стало многоэтничным. Попытки обвинить Россию в имперскости западного типа несостоятельны. Россия — тип собирающего государства. В России сообразно с ее цивилизационными особенностями выстроилась модель государственности, отличная от западной. Российское общественное здание строилось не снизу вверх, а сверху вниз. Западная модель государственности является не самой оптимальной для нашего государства.

Природно-климатические условия, большая пространственная протяженность, удаленность от культурных центров — все, казалось бы, обрекало Россию на отсталость. И только единой волей государства, мощной мировоззренческой идеологической религиозной базой, концентрацией ресурсов и сил страна могла двигаться вперед и сохранять себя в условиях внешних и внутренних разрушительных атак. Понятно поэтому, что современная либеральная попытка «сократить» государство в части его бюджета, функций, собственности для России смертельно опасна.

Ведущие российские религии, прежде всего православие, ислам закрепляли оптимальные для России основания государственного и общественного строительства и эволюции, привнося в человеческое пространство специфический пакет ценностей-мотиваторов, традиций, укладов, что дало значительный вклад в эволюцию российской государственности.

Ни одно государство не могло бы состояться в длительной временной перспективе без адекватной ценностной системы. Но конституция 1993 года запрещает ценностную основу для страны, её идеологию!

В ядре каждой цивилизации есть два начала: материальное и ценностно-духовное. В истории России именно духовные ценности всегда играли основополагающую цивилизационно — и государствообразующую роль. Они закреплялись не только религиозными заветами, но и светскими ценностными сводами. Специалисты давно сошлись во мнении о содержательной близости и социальной роли, например, Нагорной проповеди и «морального кодекса» времен СССР. Современный же либеральный эксперимент игнорирует и разрушает это цивилизационное основание и скрепу российской государственности.

Ценности-мотиваторы, определяя индивидуальное и коллективное поведение людей, формируют и общества, и государства. Они вполне познаваемы и позволяют понимать специфику страны в сравнении с иными государствами. Пословица «Что русскому здорово — то немцу смерть» не менее актуальна и в обратном прочтении. Говорить, что Россия (в политическом смысле) — это Европа, особенно находясь под европейскими санкциями, ошибочно. Навязывать современной России формулы иных цивилизаций противопоказано ее успешности.

Российская государственность построена на приоритете духовного начала над материальным. Удивительная иллюстрация этого заключается в том, что большинство своих славных военных побед Россия одерживала в численном меньшинстве! Срабатывали воинский дух и верность своему Отечеству. Поэтому замещение фактора служения Отечеству так называемой профессионализацией армии, под которой на деле понимается ее коммерциализация и наемничество, не даст должной обороноспособности и геополитической крепости страны. Надо различать контрактную, или, иными словами, добровольческую, наемную, и профессиональную армию. В действительности военного профессионала отличает не столько оплата его службы из государственной казны, сколько привитый ему кодекс чести и патриотическое служение.

Исторически Россия сформировалась в разрезе этнических взаимоотношений как особый тип интегрирующего государства. Особенность заключается в нехарактерном, например, для Запада сохранении этнической идентичности и традиций населяющих российскую территорию народов. Русская идентичность практически всегда имела в большей степени в своем смыслообразующем ядре надэтнический характер.

«Русская идея» от Хомякова и Достоевского, вселенскость исторически сформированного русского национального сознания, российская жертвенность в мировых координатах — все это не случайные черты и особенности русской российской государственности и цивилизации. Мы вправе говорить не только о национальной идее России, но и о масштабной исторической и мировой миссии России.

Значимость базовых духовных и нравственных ценностей заложена как характером российской государственности, подразумевающим принцип верховенства общего блага, так и русским национальным характером, для которого «правда» и «справедливость» являются абсолютными критериями общественной жизни… В этом плане российские и западные традиции выстраивания общественного мировоззрения принадлежат разным культурно-цивилизационным типам.

Российский этнический интеграционный путь резко диссонирует с расистским путем западного колониализма, стоившего физического существования многим народам. На деле Россия менее всего соответствует образу «тюрьмы народов». Модель СССР также акцентировала идею цивилизационной интеграции этнических идентичностей. Советский Союз самим фактом своего существования наносил решающий удар по позициям расизма. Неравенство, присвоение и паразитизм в мире, характерные для расизма, колониализма, фашизма, современного либерализма и глобализации, сдерживались большой многоэтнической Россией. Именно это определяет природу противостояния Запада и России. Русской российской цивилизации, православию всегда были чужды паразитизм, ростовщичество, угнетение и, напротив, наиболее близка идея труда и нестяжательства. Но сегодня основополагающие специфические черты русской российской государственности замещаются своими противоположностями, что актуализирует задачу их восстановления: от уроков труда в школе до совершенно иных образцов телевизионной пропаганды.

Российская государственность в силу своей специфики породила вполне определенные требования к конструктам самого государства. Речь, прежде всего, идет об уровне этатизма, или участия государства в делах экономики и делах общества. Либеральный миф о государстве как ночном стороже наиболее опасен именно для России, в которой исторически выработаны собственные оптимальные императивы роли и места государства в общественном развитии. Когда же ей навязывают экстремистскую либеральную модель разгосударствления и децентрализации, то экономические, социальные, да и политические результаты неизбежно становятся провальными.

Доля государственного перераспределения ресурсов или государственных расходов в ВВП в России должна быть существенной. То же самое касается уровня концентрации собственности, как производственного, так и инфраструктурного назначения — транспорта, энергетики, связи. Естественные монополии для России потому и естественные, что они наилучшим образом балансируют индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы.

Либеральный эксперимент коснулся и такого института, как местное самоуправление. Оно «отлучено» сейчас от государства, предоставлено самому себе. Как результат — пустые бюджеты, недостаточное финансирование образования, культуры и здравоохранения на местах, пассивность населения даже в собственном дворе.

А ведь в традициях Отечества — государственный патернализм в отношении земских сообществ, всемерная поддержка местных инициатив как основы гражданского общества. Их можно и нужно вернуть.

То же самое касается степени автаркии российской государственности. Сверхоткрытость российской экономики привела к угрозам национальной безопасности и устойчивости развития. Превышение оптимального норматива внешнеторгового оборота является причиной уязвимости современной России в условиях мировых финансовых кризисов.

Россия не единожды в своей истории бралась за задачи мирового масштаба. Будь то обретение миром социальной справедливости или освоение космоса, спасение человечества от глобальной агрессии фашизма или ядерной атаки, построение идеального общества. По отношению к миру Российское государство исторически несет миссию удержания его от зла и стяжания. Мировая статистика показывает, что когда распался СССР, расслоение мира, несправедливость его экономического и финансового облика резко возросли.

Причины устойчивой враждебности определенных кругов на Западе, да и в самой России к российской сути и ее истории связаны с наличием исторического элитаристского проекта «мирового господства». Россия всегда представляла по отношению к нему серьезное сдерживающее начало.

Но существует и реальный запрос значительной части мирового сообщества на выдвижение действенного альтерглобалистского проекта. Анализ показывает, что Россия сегодня, как и прежде, потенциально способна войти в ядро геополитической консолидации альтерглобалистских сил. Человечество нуждается в новом российском «послании миру».

Восстановление цивилизационно идентичного образа России, пострадавшего в последнее двадцатипятилетие, оказывается принципиальным вопросом не только отечественного, но и всемирного исторического процесса.

Для российской государственности идентичность и опора на собственный опыт культурного строительства, построения систем образования и науки, институтов формирования общественного сознания, мировоззренческой, объединяющей все общество платформы являются факторами государственной успешности.

Опыт русской российской государственности дал миру пример собирающей, неэксплуататорской, неростовщической и непаразитарной, уважительной и терпимой к народам и религиям государственности. Это весьма важно при футурологическом осмыслении будущего всего мира. Будущий мир — это не мир потребления, это мир высоких смыслов и духовности.

Затем настоящая Россия и была «придумана», затем она и нужна человеческому сообществу. Так мы понимаем ее суть и такой будем отстаивать.


ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>


«ОТ ЭТИХ ВОПРОСОВ НЕ УЙТИ» (скачать полную версию)


 



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
410
1415
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика