ПНТ. Программные основы. Занятие 2. Партия и государство

ПНТ. Программные основы. Занятие 2. Партия и государство

Продолжаем публикацию курса лекций по основам политики и методологии формирования партийной программы Партии нового типа, составленного как обязательный партминимум знаний члена ПНТ.

Начало читать здесь.


Совершенно бесполезно и бессмысленно ставить задачу по преобразованию страны в условиях текущего момента, в условиях деформированного, уродливого государства в путинской модели, если сам партийный актив, члены партии и народ страны не будут согласны в исходных ключевых понятиях.

Тема сегодняшнего занятия — «Партия и государство». Обращу ваше внимание на нашу книгу «Нравственное государство»[1], на главу 2 «Доктринальный генезис категории «государства», если проще сказать на то как возникло и развивалось государство как институт, как понятие, как реальность, и что его ждёт в будущем. Это основная учебная книга сегодняшнего занятия, как и книга «Партийная и политическая система России и государственное управление»[2], которые помогут вам поддержать знания, о которых сегодня пойдёт речь.


ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО?

Итак, начинаем. Нет ни одного человека, который не знал бы, что такое государство и что такое партия, не слышал бы этих слов тысячу раз, не изучал бы их в школе или институте. Так зачем снова пытаться давать им определения? Мы вынуждены этим заниматься потому, что в справочниках, энциклопедических словарях, учебниках даются либо устаревшие, либо ошибочные, либо определения, не дающие ответа на ключевой вызов, а именно: а что потом делать с этим словом, термином, понятием? Сами слова всем знакомы, а что из этого вытекает?

Наша цель дать собственные, современные, системные и актуальные с точки зрения деятельностного подхода представления об этих якобы всем известных и затертых понятиях, для этого мы утруждаем собственные мозги, вырабатываем о них собственные представления. Итак, обычно под государством понимают систему насилия, то есть такую организацию жизни общества, в которой существует единственный агент, имеющий законное право на насилие вплоть до лишения жизни. Из более политически ангажированных определений вытекает, что государство это всегда аппарат насилия, выражающий классовые интересы правящего класса. Сразу хочу сказать, что определений есть множество, они всегда даются в определенном контексте, в связи с какими-то жизненными задачами. Партия нового типа, мы как члены этой партии с чем имеем дело? Мы имеем две главные задачи: 1. наше государство — Россию — спасти от разрушения и 2. Преобразовать страну. — Это наш контекст, именно в этом контексте мы собираемся не наблюдать, а действовать.

Значит наше определение должно быть дано в активно деятельностной форме, помогающей понять: что нужно делать осознав что такое государство?


ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ ГОСУДАРСТВО И КУДА ОНО ИДЕТ?

Наше определение государства таково. Это социальная оболочка, созданная обществом для максимизации всеобщего блага. Иные определения, как правило, ухватывают какие-то детали, часто еще незрелой сущности, особенности конъюнктурного исторического момента, как, например, уже приведенное определение про классовые интересы, или марксистское о том, что государство отомрёт в коммунистическом будущем, или конъюнктурные, описательные. Наше определение позволяет утверждать, что, если что-то и отомрёт, то отомрёт слово, но не государство как сущность, как природная надобность в организации общежития больших человеческих сообществ.

В нашем понимании государство будет нужным всегда и будет всегда, потому, что есть постоянные функции организации общежития человеческих сообществ, которые были, есть и будут в бесконечном будущем. Об этом говорит так называемый мысленный эксперимент. Что было до человека, человечества? Была биологическая природа. Были стаи, рои — совместно живущие животные или насекомые. Почему они стали совместно живущими, почему не стали жить поодиночке? Есть такой закон жизни: делать максимальной свою жизнеспособность: и индивидуальную — биологического образца, и их совокупности. Так вот коллективность, коллегиальность, кооперативность, а потом и социальность, оказываются фактором, который делает сообщество людей более жизнеспособным, чем, если бы они жили каждый сам по себе. Отсюда есть проекции на идеологии социализма (коммунизма), либерализма и фашизма. Коллективное бытие более эффективно с точки зрения жизнеспособности, чем индивидуальное.

Итак, чтобы выжить, животные стали объединяться в стаи. Охота, распределение продукта, продолжение рода, отражение опасности — три ключевых мотивации: питаться, размножаться и отражать опасности — вызвали к жизни коллективные формы бытия. Эти формы складывались в пирамиду со статусной и управленческой вертикалью. Почему всегда возникает иерархическая вертикаль? Потому, что появляется жизненная необходимость в субъекте — лидере, предводителе, самце, который способен принимать решения, потому что решения, даже если они вырабатываются коллегиально, всегда принимает один субъект, он же его материализует, организует исполнение, координирует всех остальных и т.д. Поэтому вертикаль управления, локализация принятия решений всегда были и всегда будут, поскольку у больших коллективов людей всегда будут общие задачи — не только пропитание, размножение и отражение опасности — но ещё и развитие, целеполагание, достижение общих целей. И для этого должна кем-то осуществляться организация этого движения к целеполаганию, поэтому управление сверху вниз, обратные связи снизу вверх, сетевая горизонтальная организация коммуникаций между кластерами и между индивидуумами в социуме останутся необходимыми.

Иногда нам возражают: когда-нибудь все люди станут идеальными, совершенными, сильными, творческими и дееспособными как лидер, который олицетворяет вершину пирамиды. Отвечу — нет, такого не будет, люди клонами не будут никогда. Всегда будут флуктуации по отдельным личностям, одни будут талантливы в одном, другие в другом, психологические характеристики, характеры будут различными. Поэтому утверждаю следующее: как до человеческого этапа биологические социальные протосистемы сложились в виде пирамиды с вертикалью и горизонталью, так и в ходе человеческой эволюции и эволюции видов человеческого общежития: семьи, роды, племена, народы, протогосударственность, государства и так далее — есть общая схема, которая сохранится. Даже если государств с границами на земном шаре не будет, к чему, естественно, дело придёт рано или поздно, то в мироздании человечество будет всё равно организованно по такому же принципу.

Итак, говоря о государстве, мы, прежде всего, имеем в виду систему управления общежитием не малого количества людей. В этой системе важнейшим вопросом является вопрос распределения ресурсов. Как исторически рождалось государство, кто становился на верху пирамиды? Конечно сильнейший, тот, кто в борьбе отвоевывал это право, кто мог подавлять физически всех конкурентов, кто имел возможность передать свои гены многочисленному потомству — и первое протогосударство было именно таким. Лучший кусок получал лидер, лучших самок получал он же, остальные по остаточному принципу. И сила силы, торжество силы, проникшее в природу государства, родом из этих времён.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРВОГО ТИПА

Мало помалу сложившиеся пирамидальные системы общежития — протогосударства стали наращивать эффективность, появились запасы ресурсов, стали появляться сопровождающие государство институты, упорядочивающие жизнь людей. Какие? Такие как система табу, религиозные, культурные системы, система традиции. Возникало, как мы это называем, правовое государство первого типа. Возникли порядки, которые определяли общежитие людей в протогосударстве. Они, в том числе, установили сакральную роль лидера-руководителя. Далее возникли монархические системы государственности: авторитарные, автократические, диктаторские. И этот принцип — верхнему больше всех, всем остальным по остаточному принципу — доминировал длительное время.

По мере того, как доступность ресурсов возрастала, в обществе зрела мысль, противостоящая привычному животному верховенству силы: почему у немногих ресурсов скапливается много, а у большинства мало? Стали возникать теории и утопии, появились государства социальные или государства всеобщего благосостояния. Угнетаемое большинство в государствах, так же, как и в производственных и хозяйствующих субъектах и институтах, стало требовать равенства в распределении общественного продукта. Длительная историческая борьба, сопровождающаяся работой теоретической мысли, привела к появлению государства социального. В этом государстве, государстве welfare state, государстве всеобщего благосостояния основным принципом стал принцип материального равенства, равенства в удовлетворении первичных потребностей: еды, жилья, медицины, образования. В это время реализовалась новая функция государства: функция перераспределения. Возникли налоги, в том числе, прогрессивные шкалы налогов и этот вектор эволюции, социальный, выравнивающий права индивидуумов в государстве, безусловно правилен и прогрессивен.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ВТОРОГО ТИПА

Борьба за права человека, как ответ на их ущемление со стороны государства, действующего на основе права силы, привела к появлению либеральной идеи: каждый человек — это Человек, со своими неотъемлемыми правами, которые должны быть равны. Это было правильно и прогрессивно. Нынешний реальный либерализм далеко ушел от этой первоначальной идеи. Главное для него сейчас в другом: в борьбе за минимизацию любого государства, не того протогосударства с преимущественным правом силы, а современного, основанного на всеобщей декларации прав человека и принципе равенства людей в их человеческом достоинстве.

Таким образом в эволюционном ряду появляется правовое государство второго типа, в котором существует правовая система, отражающая принцип: люди равны в своём достоинстве, важнейшей функцией государства становится организация и обеспечение этого принципа.


НРАВСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО

В дальнейшей эволюции государство от задач преимущественно материального перераспределения переходит к задачам создания условий для реализации иных сущностно обязательных запросов людей. Им нужны смыслы, правда, красота, идеалы, у них есть стремление быть настоящими людьми — людьми истинными, категориальными. Так возникает концепт — это уже наша база и теоретическое продвижение по отношению к классическим трудам и представлениям — нравственного государства. Напомню, что государство — это социальная оболочка, созданная обществом для управления и для максимизации всеобщего блага.

В этой формуле всеобщее благо — это благо всех и каждого, а не только сумма отдельных благ, когда суммируются блага путиных, тимченко, ротенбергов, медведевых и ещё нескольких человек и благо всех остальных и выводится «средняя температура по больнице». Когда речь идёт о всеобщем благе, имеется ввиду благо всех и каждого, соотнесённое с достоинством каждого человека. Нравственное государство — это такая социальная оболочка, такая управленческая система, которая генерирует в каждом человеке и в обществе в целом нравственность, то есть целеполагает достижение человеком и человеческим сообществом кондиций Человека настоящего, истинного, человека по образу и подобию, если пользоваться религиозным языком, который очень точен, мудр и справедлив в этом случае.


ГОСУДАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

На сегодня мир, наша Россия, мы, как Партия нового типа видим и ставим задачу преобразования нашего государства в лидера мирового ансамбля государств. Это возможно только через изменение Конституции и построение на её основе Нравственного государства в России.

Но и это ещё не конец эволюции государства. Помните нашу формулу: для всех и каждого. Но ведь если каждый человек индивидуален и неповторим, то как тогда добиться того, чтобы каждый человек стал равен в своём человеческом достоинстве? Чтобы был счастлив? Как добиться того, чтобы каждый, совершенно уникальный, непохожий на других человек был бы счастлив наравне с другими? Возникает вызов и концепт Государства справедливости.

Смотрите какая эволюция! Государство социальное, равенство в социальном распределении. Государство социальной справедливости, которое означает, что государство занимается всеми — обеспечивает средний ВВП на душу населения и т. д. А следующий шаг, о котором мы говорим, видим и утверждаем, что он неизбежен в эволюции государства как института, — это государство справедливости, в котором каждый уникальный человек должен быть счастлив, удовлетворен не только материальными обстоятельствами жизни (Социальное государство), не только в духовном отношении (Нравственное государство), но и в личностном, индивидуальном, психологическом человеческом внутреннем интимном отношении. «Я вижу, что общество и государство и мир ко мне справедлив, что мы живём справедливо!». Государство справедливости наследует всем предыдущим формам государства, оно включает в себя все предыдущие формы государственного устройства.

А что понимается под государственным устройством? Это устройство власти в вертикальных управленческих связях и в обратных связях от общества, от всего народа, от всех и от каждого к управляющему интегратору. Как интегратор управляет ресурсами, как осуществляется перераспределение? Вот эта система и есть устроение государства. Поэтому, в активно деятельностном подходе, который мы выдвигаем в рамках нашей партийной программы, политической платформы, устроение государства не определено каким-то одним его признаком. Например, в ельцинской конституции написано: «Россия является светским государством». Однако, за счет государственного бюджета летает самолет из президентского авиаотряда и обслуживает персону из одной религиозной конфессии России. Есть и другие примеры такого рода, которые позволяют усомниться в том, что Россия светское государство и церковь отделена от неё. В нашей конституции записано иначе: «Россия — это светское веротерпимое государство», государство в котором с религиозными конфессиями у него не отделение происходит, а соединение, договор о соработничестве: миротворчестве, милосердии, образовании.

В нынешней ельцинской конституции написано, что наше государство социальное, но в этом государстве олигархи, которых всё больше и всё большую часть национальных богатств они имеют в своих карманах, а с другой стороны весь остальной народ. И разрыв между ними нарастает, а не уменьшается. Есть такой показатель — коэффициент фондов — соотношение богатств богатейших и бедности беднейших — он растет в стране — какое же это социальное государство!

В конституции написано, что Россия демократическое государство, но в нём невозможно реализовать своё право избирать и быть избранным. Избирать невозможно потому, что существующая государственная машина фальсификаций меняет результаты голосования в разы. Избраться самим невозможно, потому, что невозможно выиграть соревнование с мешками денег, если у тебя их нет. Это никакая не демократия. Поэтому вопрос о том, что наше новое государство — государство справедливости будет устроено по — другому важен.

А что такое устроено по-другому? Это значит, что его институты — устойчивые формы общественных отношений с участием государства — должны быть устроены определенным образом. Каким? Изначально это описывается в Конституции и на 16 занятии мы это обсудим применительно к действующей Конституции и к нашему проекту Конституции. Кроме институтов важны функции государства, соответственно, функции органов государственного управления с ресурсным обеспечением реализации этих функций. Они должны быть специальным образом сформулированы, чтобы цели, которые мы наметили, а именно, государство социальное, народовластное, справедливое, нравственное, трудовое — были бы реализованы. А лукавства нынешней конституции были бы купированы специальными органами с функциями контроля, предотвращения, исправления, наказания и т. д. Кроме функций государство как система управления работает через определенные механизмы: через реализацию правовых порядков, то есть через законодательство и через определённые процедуры.


ПРАВЕДНОЕ ГОСУДАРСТВО

Далее на горизонте возникнет новый вид государства, и мы уверены, что при приобретении власти в стране мы выйдем на эти горизонты, мы поставим задачи строительства, мы предложим миру этот вызов: государство правильное, государство праведное. Не конкурентоспособное государство по Путину — как будто оно на рынке однородных товаров кому то продает чего-то. А праведное государство. То есть такое, которое включает в себя все предыдущие стадии и формы государства: социальное, правовое, нравственное, справедливое, но в своём совершенстве, в полной реализованности, то есть тогда, когда все и каждый будут счастливы, будут жить в психологическом комфорте, ощущая и понимая — живём справедливо, даже, если не богато, будучи нестяжателями, но справедливо, правильно, праведно.

И именно так, именно для реализации этой цели настраиваются все институты, функции, механизмы, правовые порядки, процедуры нашего государства. Как это сделать? Это очень непростая задача. Особенно если говорить о детальном описании сложного чертежа такого государства. Это описание в проекте новой конституции, в которой 280 статей, в доктринах, которых уже десятки, конституционных законах, во всей пирамиде законодательства. И, наконец, когда можно прогнозировать достижение человечеством праведного государства? По нашим мегаэволюционным прогнозам это станет возможным примерно через двести лет. Наша с вами текущая партийная и человеческая задача, вызов и пафос состоят в том, чтобы нашу Родину вылечить, вернуть ей нравственность, праведность и сделать примером для мира, вернув ей мировые лидерские позиции.

Нужно сделать одну ремарку. Когда мы говорим «государство», то часто под ним понимаем аппарат насилия, перераспределения, аппарат коррумпированных, жадных, ничего не делающих чиновников — этакое административное понимание государства. Но мы ведь имеем ввиду «Государство Россия» и в этом контексте государство воспринимается как страна, а страна и государство как институт, конечно, разные вещи. Страна включает в себя три необходимых составляющих — народ, территорию и государство, как институт, как административную систему управления. Но это ещё и Родина.


ЧТО ТАКОЕ ПАРТИЯ?

Теперь ответим на вопрос: а при чем здесь партия? Ещё раз представим себе пирамиду, внизу которой народ, а наверху власть. У которой ресурсы, право их распределять, право наказывать и поощрять и другие права. Власть управляет делами в обществе, общество в демократических государствах формирует власть. Общество посылает власти сигналы о том, что плохо, что нужно исправить, что считает правильным. Это обратная связь, которая, доходя до власти, должна порождать процедуры выработки, принятия и реализации полезных решений. В нормальном, здоровом, живом государстве возникает замкнутый цикл: общество посылает свои сигналы во власть, требует, информирует о необходимости управленческих решений, власть вырабатывает эти решения, реализует их, общество удовлетворяется. Это когда власть умная, справедливая, нравственная, живая и здоровая. Так происходит устойчивое развитие, существование-бытие государства.

Встаёт вопрос: как миллионам граждан донести свой сигнал до власти? Здесь и возникает представительская вертикаль обратной связи с медиаторами-посредниками. Эти посредники, появляясь на тех или иных основаниях, уполномачиваются обществом профессионально отражать, понимать, артикулировать интересы и чаяния общества, подымая, предъявляя, внедряя их во власть. Это первая функция медиатора, каковым является и партия. Медиаторами могут выступать не только партии, но и, например, профсоюзы, общественные, отраслевые объединения, депутатская вертикаль, средства массовой информации и некоторые другие, более экзотические. Нас в данном случае интересуют партии.

Итак, партия — это медиатор между обществом и властью по проблеме артикуляции и предъявления интересов народа (его части) во власть — это первая функция. Вторая функция — участие в выработке этих решений, для чего она (партия) попадает в Парламент, для чего она (партия) сохраняет свою партийную привязку и в исполнительных органах власти, там, где это разрешено, где и Президент является партийным, а не таким безответственным, как в России уже 25 лет. Чтобы быть способной к выработке сложных государственных решений, партия должна быть профессиональной, дееспособной. Значит, у нее возникает функция — быть профессиональной, иметь экспертные институты, иметь дееспособных в этом отношении людей, делегировать их во власть — это обязательная функция настоящей партии. Партия может быть в меньшинстве в органах государственной власти, значит, у нее возникает функция — лоббирование интересов своих избирателей и членов самой партии. Есть еще одна функция — функция участия в реализации властных решений. Поскольку всегда есть силы противодействия, причем вмешивается и такая сила, как дураки, которые любое умное решение могут превратить в противоположное, необходим контроль реализации решений, помощь в реализации. И, наконец, у партий есть функция формирования власти.

Партия участвует в формировании не только представительной ветви власти, но и исполнительной, и судебной через институты выборности и сменяемости, например, участие в президентских или премьерских выборах или назначениях, сменяемости судей. Партия и в этой функции обязана представлять и защищать, не искажая их, интересы своих членов и избирателей, быть профессиональной, последовательной, порядочной, дееспособной в делегировании в органы власти своих представителей, в контроле, мониторинге их деятельности, в отзыве их оттуда, в наказании, смене и так далее.

Картина эта, конечно, классическая, теоретическая.

В ней есть масса различных развилок, о которых написаны целые тома описательных подробностей: партия и политическая система может быть однопартийной, полуторапартийной, многопартийной, двухпартийной и так далее. Но разве эти детали, которыми напичканы учебные курсы политологии, важнее, чем то, о чем я рассказал?

Партия может быть социально локализованной, то есть представлять интересы определенной социальной группы. Например, Партия пенсионеров. Или Партия села. Или Женская партия. Или Партия науки и технологий.

Партия может быть универсальной, если она берётся выражать интересы всего народа во всех его разнородных чаяниях, потребностях, желаниях, наказах, а также интересы самого государства. В этом случае слово «партия» — от слова «part» — часть, партикулярный, частичный — становится не очень точным. Партия нового типа как раз и звучит более правильно и точно. У Партии нового типа задача общенародная, общегосударственная. Напомним себе — задача №1 в наших документах — предотвратить распад России, спасти страну. И задача №2 — переустроить ее таким образом, чтобы она была здоровой, нравственной, трудовой, справедливой, праведной навсегда, имея в виду запуск механизмов, контролирующих гнилостные процессы.

Потом, когда мы поставленную задачу реализуем, решим и добьемся, чтобы Россия стала такой, как в наших планах, Партия нового типа превратится в одну из партий в многопартийной системе демократической России с политическими правами и свободами, с защитой права слова, публичных акций, митингов, демонстраций, с защитой прав политической оппозиции — мы введем ее как правовой институт, защищенный Конституцией.

Итак, партия — это медиатор, обслуживающий интересы своих избирателей и членов партии через борьбу за власть, через обретение власти, через участие в исполнении власти, в управлении, реализации власти, вырабатывая, лоббируя, реализуя решения для своих избирателей и для всего народа, как в нашем историческом случае, когда рождается и становится необходимой Партия нового типа. Партия нового типа, напомню, уже рождалась и преобразовывала нашу страну 100 лет назад (переход к социализму). 2000 лет назад с такой же необходимостью рождалось христианство и решало задачу спасения души человеческой, не только самих участников христианского сообщества, но и всего человечества в целом.

То, что я рассказал претендует на целый политологический курс, но сказано главное: обозначена специфика нашего партийного теоретического и актуально-практического проектного отношения к тому, что мы понимаем под государством, какое государство мы собираемся строить, почему, чем и как оно будет отличаться от нынешней путинской России, от любого либерального государства и любого другого современного государства. Мы разобрались, что такое партия, в чем отличие, уникальность Партии нового типа, и что обязательно нужно в партийной работе делать, чтобы иметь право называть себя политической партией, в отличие от различных пристроек к административной ветви власти в виде каких-нибудь «Единых Россий», являющихся по существу соучастниками в почти криминальной монополизации власти в нашей стране.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И УГЛУБЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ

1. Что такое государство в либеральной и социальной трактовке?

2. Зачем человечество «изобрело» государство и что с ним будет в отдаленном будущем?

3. Что самое главное менялось в истории государства в ходе его эволюции?

4. Что такое социальное? либеральное? правовое? нравственное? справедливое? праведное? — государство?

5. Что такое партия?

6. Обычная классическая цель партии?

7. Цели Партии нового типа?

8. Почему Единая Россия по существу — не партия?


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В. и др. Нравственное государство. От теории к проекту. — М., Наука и политика, 2015. С. 423.

[2] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Колесник И.Ю. и др. Партийная и политическая система России и государственное управление. — М., Научный эксперт, 2012. С. 316.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Фото: Школа Лонжюмо. Слушатели горячо обсуждают задачу, поставленную перед ними товарищем Лениным... Рисунок С. Трофимова

#ПрограммаСулакшина  #ПартияНовогоТипа  #ПартминимумПНТ  #ПартшколаПНТ



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3861
13137
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика