ПНТ. Программные основы. Занятие 5. Идеология

ПНТ. Программные основы. Занятие 5. Идеология

Продолжаем публикацию курса лекций по основам политики и методологии формирования партийной программы Партии нового типа, составленного как обязательный партминимум знаний члена ПНТ.

АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

Сегодняшнее занятие вновь начинается с проблемы определений, дефиниций, т.е. с проблемы соотнесения произносимых слов и смыслов, которые несут эти слова. Definition — по-английски это и есть наше русское «определение». Потратим некоторое время на то, чтобы научиться понимать, как правильно строить определения, построив собственное определение для понятия «Идеология».

Итак, — «Идеология — это…», и тут подразумевается вопрос: «Что это такое?». Обычно на этот вопрос отвечают: «это… когда», «при каких условиях», «на что это похоже, или на что это не похоже», а ответа на вопрос «Что это?» вы можете так и не услышать. Попробуйте сами дать определение чего-либо или попросите своих знакомых это сделать — столкнетесь именно с такой проблемой. Поэтому учимся давать собственные определения, что поможет понимать правильно ли это делают другие. Ответом на вопрос «Что это?» может быть выбор только из ряда:

1) предмет;
2) явление;
3) процесс;
4) характеристика.

Никаких других классифицирующих смысловых ячеек нет в принципе. И это очень интересно, и важно запомнить, поскольку это отражение законов человеческого сознания. Скажу даже больше, — просто сознания, потому что слишком самонадеянно человеку утверждать, что только он единственный является носителем сознания. Я как раз утверждаю обратное.

Итак, первый вопрос при конструировании определения: «Что это»? Предмет, явление, процесс или характеристика? Только после того, когда получен ответ на вопрос «Что?», можно отвечать на вопросы: «Какое это: длинное/короткое, зеленое/красное, горячее, треугольное, холодное?». Дальше нужно ответить на вопрос: «Зачем это?», «Что с этим делать».

Существуют три совершенно обязательные вопроса, на которые надо ответить, давая определение. Это вопросы «Что?», вопрос «Какое?» и вопрос «Зачем? Что с этим делать?». Таково требование нашего активно-деятельностного подхода, в котором не терминами жонглируют, а определяют понятия, чтобы на основании постигнутого смысла выстроить свою деятельность. Выработанные определения дают надежную почву для дальнейшего строительства когнитивных смысловых цепочек. Именно поэтому человеческое сознание имеет возможность все время постигать новое: новые слова, смыслы, категории. Познали первое слово, второе слово познали используя первое слово. Слово — это, конечно, предмет, явление, характеристика, процесс мироздания. Третье слово может быть определено уже двумя словами. Это и есть постижение мира в виде образов сознания в нашем человеческом мозгу.

И еще одна важная деталь. Представим, что если человеку понадобилось в коммуникациях или при построении мыслительных образов, отражающих внешний мир, какое-то новое для него слово, то как именно он его постигает? Сначала улавливает какие-то проявления: услышал, увидел, потрогал, пощупал. Затем обобщает и получает новое слово со смысловой нагрузкой.


СХОЛАСТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ

Берем слово «Идеология». Всем конечно слышатся отзвуки слова «идея». Мы с этим прочтением боремся и слышим отзвуки другого слова, а именно, «идеал». Как маленький ребенок, только-только начинающий улавливать смыслы, начинает их обдумывать, видеть и изучать в разных контекстах, далее объединять, как бы уплотнять, компрессировать так и тут возникает важный порог, шаг, когда эта компрессия дает смысл искомому слову «Идеология», который полезен и нужен человеку для целеполагания и деятельности по преобразованию мира. А не только для велеречивости.

Есть проблема. Существующие в словарях определения идеологии категорически не соответствуют тем требованиям, которые мы предъявляем. Мое требование: определение должно быть стреляющим, рабочим, оно должно, после того, как понят некий смысл, порождать человеческую деятельность. В словарях этого контекста и требования нет.

Как в основном определяют идеологию? Приведу примеры. С.Г.Кара-Мурза в своей книге: «Идеология — это комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество». Идеология — это комплекс идей и концепций? Что пояснено? Тавтология. Ничего не пояснено, кроме того, что появилось однокоренное слово «идея», но что оно из себя представляет, неизвестно.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Идеология — это метафизическая философия, учение об идеях». Кто-нибудь что-нибудь понял? Кто-нибудь может сказать: «Да, я понял, и я теперь пойду совершать благие для мира и человека дела»?

«Идеология — это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей». Вы уже поняли, что я учебники цитирую. Вот еще один учебник философии: «Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов». Видите, как дано определение? Ответа «что это такое?» упорно не дается. Идеология определяется как отражение, далее описывается что оно отражается через какую-то призму. Вот и Большая советская энциклопедия: «Идеология — от „идея“ и „логия“ — система взглядов и идей». У Кара-Мурзы тоже самое- комплекс идей и концепций.

Понятно, что это не определения, потому что они никуда не ведут. Это схоластика. Еще становится ясно, что разговор замыкается на слове «идея». А что же такое «идея»? Опять я цитирую Википедию: «Идея — это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющего основные, главные, существенные черты».

В философии это — умопостигаемый и вечный прообраз реальности.

В науке и искусстве идея — это главная мысль произведения или общий принцип теории или изобретения вообще, замысел или наиболее существенная часть замысла.

Идея по Ефремову — основная причина, источник исторического развития в идеалистической философии. Идея — это план, мысль, намерение.

Можно ли сказать, что этот кладезь перечисленной мудрости дает определение идеи, а через нее определение идеологии? В общем, довольно трудно. В контексте вопроса об идеологии, государственной идеологии ни движения мысли, ни движения действия не рождается.

А тема очень важна! Важна потому, что в российской Конституции в Статье 13 написано, что в России идеологический плюрализм, а единая, общая для страны, т.е. государственная идеология запрещена. Оказывается, идеологию для страны можно даже запретить. Что ж это за штука-то такая, страшная, и, с другой стороны, важная для государства, что ее для нашей страны даже запретили? Что это такое?


НЕОБХОДИМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Я по традиции рекомендую литературу, которая будет полезна к нашему занятию. Первое — диск, он есть в электронном виде на сайте rusrand.ru, называется «Наука, государственное управление и вызовы современной России».

Это, безусловно, наш проект Конституции России [1], в котором на странице 7, в Статье 2 дано определение: «Государственная идеология — основанная на высших ценностях России и мировоззрении народа России идеология, мотивирующая деятельность человека, общества, народа России, государства, формируемая, поддерживаемая и защищаемая государством». Это не обычное определение, а конституционная норма.

Наконец, если вы зайдете на первую страницу сайта www.rusrand.ru, то в Интернет-ТВ, в разделе «Видеоархив», найдете передачу «Идеологические беседы» — это мой курс из 9 лекций.

К сожалению, в других изданиях ничего подобного тому, о чем я вам рассказываю, вы не найдете. Порекомендую еще только одну книгу [2]. Не случайно, что эта книга написана белорусскими учеными. Именно там коллеги почти подошли к тому, о чем я сейчас буду рассказывать и что очень важно. Вот их определение: «Идеология государства — это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели, особенности и пути общественного развития». Коллеги помогают увидеть, что когда речь идет в контексте построения государства, управления им, жизни общества, его развития, то важны нормы жизни, важны идеалы, важны ценности и цели. И для нас это строительное государственно-управленческое пространство, этот контекст принципиально важен.


ТРИ ИДЕОЛОГИИ: ФАШИЗМ, ЛИБЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ

Идеологий всего три. Можно что-то смешать, увидеть какие-то переливы, но корня три. Идеология фашизма, либерализма и социализма.

Почему три корня, а не четыре, или не два, или не пять? Потому что на занятии №3 «Человек истинный. Нравственность, добро и зло» мы с вами разбирались, что существуют определенные характеристики человека и человеческого сообщества. Эти характеристики можно и нужно рассматривать в двенадцати ценностно-смысловых пространствах. Описывая их, мы видим три полюса.

Полюс №1 — это облик человека истинного, истинного человеческого сообщества, это цель эволюции, развития человека и человечества. Идеология движения к нему — это истинный социализм.

Полюс №2 — это нечеловек, животное. Оно не целеполагает. Оно живет инстинктами. Оно осуществляет всего три ценностно-целевых функции — размножение, удовлетворение, снятие чувства голода и обеспечение безопасности, т.е. поддержание жизни. Движение к нему есть либерализм (или, что близко, социал-дарвинизм).

Третий полюс — античеловек, человеконенавистник, садист, извращенец, накопитель, эгоист, гедонист, разбойник, презирающий других, догматик, стремящийся к разрушению. Путь к нему — фашизм.

Таковы три принципиальных состояния человека и общества. Других не придумать. Есть промежуточные, но понятно, что эти состояния мигрируют. Идешь направо — это дело доброе, нравственное — становишься человеком. Идешь налево — это дело злое.

Консерватизм, который должен прийти на ум — не идеология. А технология. Консервации, охранительства, статус-кво. Консерватизм сочетается с любой идеологией, когда его цель охранять данную идеологию.

Трем фундаментальнейшим состояниям человека и общества, ценностно-целевым наборам и соответствуют три идеологии. Очевидно, что фашизм занимает третий полюс. Либерализм там, где конкуренция (победит сильнейший, борьба за выживание), где пищевая цепочка (если зубы острее, сожрешь соседа, выживешь). Конечно, это полюс №2 — биологическая, социал-дарвинистская позиция. Социализм занимает полюс №1.

Вопрос следующий, подводящий. Какая из трех идеологий устремляет человека и человечество в будущее, в прогрессивное развитие в бесконечном времени? Очевидно не фашизм: тысячелетний Рейх не состоялся. Зло такого калибра никогда не победит. Либерализм обращает эволюцию вспять, прогресс в регресс, он возвращает нас в джунгли, а не ведет в будущее. Кроме того, либерализм — это направление в сторону фашизма, что мы наблюдаем и в современной России.

Конечно, в будущее ведет социализм. Слово, правда, раненое, истоптанное, поруганное, в том числе, не во всем удачным опытом Советского Союза, красными кхмерами и не только. Но, тем не менее, мы говорим это идеология. Ну добавим, истинного социализма. Слово происходит от второй ценностной шкалы, характеризующей человека и сообщество как социум, общество, общественный, коллективный, корпоративный. И эта кооперация, социальность, общежительство, конечно, прогрессивно и направлено в будущее.


ИДЕОЛОГИЯ — ЭТО СОБРАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Привычно, что идеологию отождествляют с набором неких идей. Но что такое идея? Например, идея стола в чем? В том, что это предмет мебели, на который можно положить бумаги и выступать перед вами. Главная идея моей лекции сейчас в чем? В том, чтобы донести до вас главное содержание этого занятия.

То есть идея — это мыслеобраз, образ сознания, который ухватывает основные замыслы, основное содержание предмета, явления, процесса из окружающего нас мироздания.

Продвигает ли нас слово «Идея» с этим смыслом по пути к постижению смысла слова «Идеология»? Нет. Ведь в нашем контексте идеология — вещь-то совершенно, как мы говорили, боевая. Она либо делает людей фашистами, либо делает их людьми. Поэтому определение идеологии должно быть очень определенным, отвечающим нашим задачам и ответу на вопрос «Что делать в связи с вашим определением слова «идеология»? Было довольно трудно убедить себя, а теперь я должен убедить вас, что идеология строится не от корня «идея», этакого «безалкогольного», не конкретного, не работающего, не отвечающего на вопрос «Что делать?», а, скорее, от корня «идеал», и звучать она должна была бы как «идеалология», но немножко сократили и звучит как «идеология».

Что такое «идеал»? Идеал — это предельно выраженная ценность. Абсолютная ценность. А что такое «ценность»? Ценность — это характеристика предмета человеческой деятельности, желаемая для человека по жизненно важным или критически важным обстоятельствам.

Итак. Смотрите! У предмета человеческой деятельности есть характеристики, эти характеристики должны быть не любые, а какие-то. Для того чтобы характеристика предмета твоей деятельности — приготовленного продукта питания — была идеальной, этот продукт должен быть таким, чтобы приносить пользу организму, а не вред.

Таким образом, идеология связана с ценностями, ценности формируют целеполагание для человека и человеческого сообщества, причем таким человеческим сообществом является и государство.

Идеология — это собрание ценностей, ценностей как отражения идеальных представлений, определяющих целеполагание в развитии личности, общества, страны и государства. Это не набор идей о чем-нибудь. Это набор ценностей, причем их не может быть бесконечное множество. Почему? Потому что есть основные обстоятельства жизни и окружающего мира, определяющие нашу жизнеспособность и способность к развитию.

Какие это ценности для всех трех идеологий — фашизма, либерализма и социализма? Первая ценность — это отношение людей к друг другу. Либерализм — это свобода всех от всех, а победа достается сильнейшему — джунгли, пищевая цепочка, социал-дарвинизм. Фашизм — это каждому свое — если ты из назначенных высшей расой, тебе все, остальных можно и в печку.

Социализм — это равенство в человеческом достоинстве. Такое равенство — очень важная характеристика предмета человеческой деятельности. Какого? Государственного управления, общественной, политической деятельности, нацеленных на достижение результата.

Равенство как ценность имеет свои характеристики. В либерализме, например, провозглашается ценность прав и свобод человека и гражданина, но, поскольку стартовые условия не оговариваются, к реальному равенству людей она отношения не имеет. Как говорил Дмитрий Анатольевич Медведев: «Бедный не может быть свободным». Выходит только богатый может быть свободным, и вся наша Конституция, путинская Россия, как мы видим, только для богатых.

Для социализма постановка и описание этой ценности — равенство в достоинстве человека — означает, что государство, общество в каждом человеке признает его человеческое достоинство и даже в слабом, немощном видит ценность и заботится о нем. Это эволюционно прогрессивный принцип оразумленной жизни.

Итак, идеология — это собрание ценностей, определяющих целеполагание в развитии личности, общества, страны и государства. Не случайно наша новая Конституция начинается с высших ценностей российского государства.

Откуда берутся высшие ценности российского государства? Из культурного опыта, который вырабатывает цивилизация, народ в своих практиках.

Каков критерий оценки этих практик? Если практики не успешные, не наилучшие, народ рассыпается, умирает, цивилизация уходит из истории. Если практики успешные, они закрепляются в традициях, укладах, культурных кодах, поведенческих ориентирах. Традиции — это лучший закрепленный опыт. С какой точки зрения наилучший? Как раз с точки зрения способности выжить, сохранить себя. Историю человечества можно описать, как войну за выживание в условиях ограниченных ресурсов. Футурологи предсказывают и в будущем войны за воду, воздух, другие жизненные ресурсы.

Поэтому вопрос выживания, отчего и государства-то появились, совершенно очевиден. Ценности, мотивирующие и форматирующие жизнь, уклады, общественное, государственное строительство — собрание которых мы и называем идеологией, — это наилучшие, отобранные народом в его истории, закрепленные в культуре, в фольклоре, в искусстве, рецепты жизни, условие его продолжения навсегда.

Поэтому под ценностями и под их собранием — идеологией, конечно же, понимаются самые здоровые, самые прогрессивные, самые направленные в будущее характеристики устроения жизни личности, общества, государства как предмета активной деятельности человека: политика, государственного руководителя или лидера общественной мысли.

Почему идеология является столь важной для народа и страны? Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Потому что высшие ценности в идеологии, следование им на практике позволяют человеку, народу, самой стране быть наиболее успешными.

Сейчас вы, наверное, вспомнили наше занятие №4 «Успешность страны» и совершенно правильно. Идеология, высшие ценности, цели, которые генерируются при этом, — это составная часть активного управления развитием страны. Почему в 1993 году в Конституцию России, ныне действующую, либеральную, русофобскую, был заложен запрет на идеологию? Очень умные люди понимали, что, если страну лишить механизма целеполагания для развития, то она развиваться не сможет, она даже выжить не сможет, потому что страна — это тоже живой организм.

Кто-нибудь может сейчас определить государственные цели развития России? Куда Путин ведет нашу страну? Какие ценности он декларирует из того набора ценностей, которые страну делают живой, оптимистичной, устремленной в будущее, здоровой и развивающейся? Кто-нибудь может назвать эти ценности? Может приватизация? Открытость экономики? Все, что они делают в рамках путинизма, с ВТО, открытостью экономики, с урезанием объема участия государства во всем и вся, с приватизацией, с демонетизацией экономики, с, как Путин выразился, «деидеологиза- цией всей культуры и истории страны», буквально все, что они делают по направлению, где цель должна определяться ценностью, — там все наоборот. Там все целеположено таким образом, что наша страна запрограммированно деградирует, люди превращаются в «животных», и в итоге государственные потенциалы и само государство Россия с геополитической карты мира исчезают.

Значит, идеология — это, в том числе оружие, оружие борьбы в межгосударственной войне. И, как послевоенной Германии запрещено иметь ядерное оружие, а после Первой мировой войны было запрещено иметь определенные виды вооружений, так, победив одновременно преданный изнутри Советский Союз, хозяева и нынешние победители запретили стране иметь ценностный набор, устанавливать цели и развиваться. Это прямой ответ на вопрос: «Почему страна погибает?». И почему так важно в послепутинскую, в послелиберальную Россию вернуть оздоравливающую общестрановую, общегосударственную идеологию.

Какая же это идеология? Этот выбор кажется очевидным: не фашистская, не либеральная, потому что они недалеки друг от друга, да и современный либерализм, на самом деле, дрейфует в сторону фашизма. Конечно, же это социализированная, социальная, социалистическая идеология. Чего нужно избежать? Подражательного копирования опыта Советского Союза. Это была настоящая историческая лаборатория социального творчества, где апробировались замечательные идеи и решения, но вместе с тем это и печальный опыт немалого числа ошибок и преступлений.

Настало иное время и нужна новая и современная теория. Мы ее создали и предлагаем. Она позволяет видеть марксов конфликт между трудом и капиталом как частный случай конфликта расчеловечивания человечества и, наоборот, видеть очеловечивание человечества как фактор, который движет историей. Как квантовая механика поглощает классическую механику, так наша теория включает в себя марксову часть. Это замечательно, потому что мы не отвергаем это наследие, мы его продолжаем.

Новая современная теория, как и 100 лет назад марксизм, дает ключ к решению задачи, как из страны путинизма, жесточайшего угнетения меньшинством большинства, без гражданской войны, без разрухи, крови и стрельбы перейти в государство справедливости, и по формуле «нет ничего практичнее теории» позволяет развернуть политический проект и политическую практику, которая закладывается в программатику нашей Партии нового типа.


ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Надеюсь, я убедил вас в том, насколько важно заставить себя разбираться со смыслом терминов, которыми жонглируют в публичном пространстве. Итак, идеология — это набор ценностей, которые формируют для общества и государства цели развития. А средства достижения этих целей и реализация этих ценностей содержатся в конструкции государства, конструкции общественных и межчеловеческих отношений. Эти средства выписаны в нашей Конституции, а начинаются они с высших ценностей российского государства.

Напомню некоторые из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой России, Родины Народа России. Единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России. Ответственность России за судьбы мира и человечества. Всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании. Забота всех и каждого о сохранении, умножении достояния Народа России. Русская российская цивилизационная идентичность. Единство дружбы и солидарность русского и всех братских российских народов. Служение государства Народу России. «Народ России» пишется у нас всегда с большой буквы, это и политический, и правовой субъект, что является новым. Народосбережение. Человеческая жизнь, достоинство и свобода человека. Патриотичность и любовь к Родине. Неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой, социальной дискриминации. Любовь и семейность. Рождение и воспитание детей, связь поколений. Сочетание традиционности и прогресса. Коллективность и взаимопомощь. Социальная справедливость. Гуманизм и взаимное уважение между людьми. Альтруизм и сопереживание. Гармоничное развитие личности. Ум, совесть и нравственность. Идейно-духовная, мировоззренческая мотивированность человека, устремленность к идеалу. Нестяжательство, трудолюбие, устремленность к творчеству.

Вы обратили внимание, что эти высшие ценности четко корреспондируют с обликом человека, устремленным в будущее?

Давайте сравним этот набор ценностей с тем, что провозглашает действующая Конституция, в которой все, о чем я сейчас рассказал, запрещено, а высшей ценностью обозначена единственная — права и свободы человека. Причем, в ней же, в Статье 55 написано, что права и свободы человека (якобы высшие ценности) могут быть ограничены! Это ведь означает, что они — не высшие ценности раз есть более значимые! Во имя чего могут быть ограничены высшие ценности по этой же действующей конституции? Во имя общественной безопасности, во имя общественной нравственности — по крайней мере, слова, которые действительно, к высшим ценностям имеют прямое отношение. Лживость действующей Конституции и породила в нашей стране сегодняшний социал-дарвинизм во плоти, несправедливость, разруху в головах и душах, безысходность впереди.

Этот вывод еще раз подводит нас к мысли, что без детального понимания природы терминов, которые закладываются в фундамент интеллектуального и деятельностного здания, ни цели поставить, ни адекватных средств их достижения не найти.

Напомню, что мы в партийной школе, мы разбираемся с нашими программными проектами и документами, мы разбираемся с тем, откуда берутся цели, к которым мы прокладываем путь и находим средства их достижения, мы ставим задачи, отвечаем на вопросы в рамках этих задач. Мы — люди настоящие. Мы — люди целеполагания. Мы — люди действия. Это и есть особенность Партии нового типа.

Почему идеология, которую мы разработали, близка к идеологии социализма, точнее истинного социализма? На фоне идеологии либерализма — нынешнего путинизма и на фоне фашизма, к которому этот либерализм скатывается, где мы находимся с нашей партийной идеологией?

Сказать, что мы находимся в точке СССР затруднительно, потому что очень многое в этой точке неприемлемо из-за приверженности догматике, схоластике, ненаучности, переносов из прошедших экспериментов, которые оказались не слишком удачными или, скажем прямо, преступными.

Идеологический маятник в нашей стране из точки СССР (1) ушел в состояние путинизма (2), опасное, неприемлемое и нежизнеспособное, а наша задача — идеологию страны перенести примерно в центр. Истина, как говорит философия и народный опыт, всегда посередине.

Наша теория, которая с научной щепетильностью, с проверкой на достоверность отвечает на все актуальные вопросы современности, является залогом успехов нашей партийной деятельности, поэтому Партия нового типа в этом смысле очень хорошо вооружена.

Общий вывод из сегодняшнего занятия, в котором мы разбирались со смыслом категории идеологии, таков: ни страна, ни партия, ни человеческая деятельность без идеологии, вообще говоря, не бывает. Поэтому, когда утверждают, что сегодня идеологии в России нет, это ложь.

Нынешним правящим режимом управляют ценности, их легко перечислить: обогатиться, не попасться и властвовать-обогащаться вместе со своими наследниками вечно, ничего другого реконструировать из их реальной деятельности нельзя. Поэтому все остальные ценности — безопасность страны, устойчивость развития, народосбережение, самочувствие народа — просто вне их мотивационного пространства. Как эту идеологию назвать? Она и либеральна, потому что уничтожается государство, его потенциалы. Она уже и фашизируется, потому что породила социальный расизм, людей первого сорта и людей низкого сорта. Как ее назвать? Назовите ее сами из этих причитающихся по заслугам слов. Но это точно не та идеология, которая будет в нашей стране уже в скором будущем и которая нашу страну сделает лидером мира.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И УГЛУБЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ

1. Что такое идея?

2. От какого слова родился термин «идеология»?

3. Может ли быть много и разных нравственностей?

4. Бывает ли государственное строительство без идеологии?

5. Почему только в нескольких конституциях мира запрещена идеология государства (в России в том числе)?

6. Сколько существует идеологий и почему?

7. Какова идеология путинизма?

8. В чем сущность идеологии ПНТ?


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Конституция России (проект) / под общ. ред. С.С.Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2013. — 254 с.

[2] Князев С.Н., Решетников С.В. Основы идеологии белорусского государства. Учеб. для вузов / под. ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2004. — 690с.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Фото: Школа Лонжюмо. Слушатели горячо обсуждают задачу, поставленную перед ними товарищем Лениным… Рисунок С.Трофимова

#ПрограммаСулакшина  #ПартияНовогоТипа  #ПартминимумПНТ  #ПартшколаПНТ


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА

ПНТ. Программные основы. Замысел партшколы. Вводное занятие

ПНТ. Программные основы. Занятие 2. Партия и государство

ПНТ. Программные основы. Занятие 3. Человек истинный. Нравственность. Добро и зло

ПНТ. Программные основы. Занятие 4. Успешность страны




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
256
763
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика