Почему ПНТ за новую конституцию

Почему ПНТ за новую конституцию

Президент РФ Путин не собирается менять Конституцию Российской Федерации. Об этом он недавно заявил в интервью телеканалу NBC, уточнив для незадачливых американцев: «Мне кажется, я уже говорил вам, что никогда не менял конституцию. У меня и сегодня нет таких планов».

Более чем странное уточнение, особенно в свете того, что в Конституцию РФ, как минимум дважды вносились серьёзнейшие изменения. А именно — был увеличен срок президентских полномочий с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет.

Впрочем, эту «маленькую» и «ничего не значащую» поправочку, приведшую в конечном итоге к полному отсутствию ротации власти в России, можно причислить к «проискам» тогдашнего президента Д.А.Медведева. В самом деле — Путин тут не при чём. Он просто воспользовался окном возможностей, в том числе и «несовершенством» той самой «ельцинской» Конституции, принятой после разгрома парламентаризма в России 12 декабря 1993 года, в результате некоего компромисса разных групп политического влияния в окружении Бориса Николаевича. Речь о статье 81, по которой «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

В мировом демократическом сообществе — действительно, не может. В путинской России можно всё. В мировом демократическом сообществе слово «подряд» уже давно было бы исключено из текста Конституции, дабы упразднить возможность двойных трактовок. Но в путинской РФ данное слово сочли не за «редакторскую ошибку», а сознательную «конституционную закладку», позволяющую любому лицу быть вполне конституционно избранным президентом более двух раз, если между каждыми двумя сроками имеется перерыв. Сомнительно? Абсурдно? Не демократично? Ну это у них, там, на диком Западе, а не в приватизированном государстве, каким по сути является РФ.

Помним ведь о конституционной договорённости политических групп с Ельциным, где наиболее влиятельной выступала на тот момент Зюгановская КПРФ? Вот и сегодня КПРФ вполне гармонично сосуществует с действующим режимом в рамках принятой компромиссной и снимавшей на тот момент глубочайшие политические противоречия конституции, которая по факту времени замедлила политическое развитие и модернизацию страны.

Зачем Путину менять такую Конституцию, если она насквозь пронизана двойными трактовками и неопределёнными терминами, не имеющими под собой никакого юридического обоснования? Открываем, к примеру, самую первую часть документа, Преамбулу, и читаем:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Казалось бы, всё складно и пафосно. Но, как отмечают авторы научного макета проекта новой конституции Партии нового типа, никакого «многонационального народа» не существует и существовать не может.

Причём ни в одной стране мира нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа». Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Термин «народ», без дополнительных оговорок или использования в качестве имени собственного, тяготеет к этнической смысловой нагрузке.

Но уж если говорить об этносах, то и здесь просматривается диссонанс. В конституциях ряда государств, обладающих подобной российской этнической структурой населения, где по численности доминирует один народ, являющийся носителем цивилизационной идентичности страны, последний упоминается в тексте в этом доминирующем качестве, с одновременным упоминанием иных народов, составляющих население страны. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, численность русских в постоянном населении РФ составляет 115969,5 тысяч человек или 81,3%. Таким образом, действующая Конституция РФ напрочь игнорирует существование русского народа и его цивилизационно-ценностных накоплений как основы жизнедеятельности российского общества и государства при его многоэтническом характере.

Как отмечают авторы проекта Конституции Партии нового типа русскость в цивилизационном смысле, защищаемая конституционно-правовым путем, — это путь к гражданской нации, к государству-цивилизации. Фактическая конституционная государственная доктрина «российского многонационального народа» не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-цивилизации, ни создания гражданской нации в России.

Кроме того, в самой Конституции РФ упоминаются народы внутри страны во множественном числе (часть 3 статьи 5). И упоминаются наряду с правом на самоопределение, которое создает потенциальную угрозу сепаратистского развала страны. В преамбуле также содержится указание на право народов на самоопределение. Причем предположение, что в этой строке преамбулы речь идет о праве «многонационального народа» на самоопределение не подтверждается в силу нормы статьи 5.

Читаем её внимательно. 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В силу вышесказанного неоднозначно трактуется и статья 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». По тексту можно прочесть, что народ определённого этноса соответствующей республики или автономии обладает большими правами на достояние всего народа России — землю и природные ресурсы, нежели «потерянный» в тексте Конституции русский этнос. Решит какой-нибудь местный князь, что подведомственная ему республика — основа жизни только его народа, и жди беды, которая и так происходит повсеместно, откуда гонят русских. Или распад СССР ничему не научил?

Но президент РФ не видит этих угроз, поэтому его режим делает всё, чтобы исключить обсуждение основного Закона из публичной дискуссии. Ведь чего доброго, о своей принадлежности к России заявит не только Крым, но и прочие исторические территории, находящиеся за пределами РФ в признанных или не признанных государственных образованиях. Преамбула, например, торпедирует историческую преемственность России, ее исторически сложившуюся цивилизационную идентичность. Но слова «соединенные… на своей земле» обходят принципиальный и острый вопрос об этой самой земле.

Статья 1 Конституции РФ гласит, что «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Выходит, что Россия — это только то, что осталось от неё в результате Беловежского заговора в пределах границ РСФСР. А те земли, что исторически входили в состав Российской империи, Советской России исключаются из числа обладателей права быть Россией? Приднестровье, Абхазия, Донецк, Луганск (список можно продолжать) — это ведь-де-факто Россия, но-де-юре — не РФ. А недавно Крым был Украиной, выходит, он не был Россией? Здесь либо можно ставить большой и жирный вопрос над первой статьёй о «равнозначности» наименований, либо раздвигать конституционные границы исторических территорий и уточнять их права во взаимоотношениях с российской матрицей.

Кстати, что такое в преамбуле — «возрождая суверенную государственность» России? Что, ее до тех пор у России (Империи, СССР) не было? В ООН, значит, правопреемствуем СССР леваком?

Тема русской цивилизации, исторических земель России и народов, которые издревле объединялись под ее флагом вовсе не в пределах современной земли, тема русского мира, соотечественников и расколотого русского народа не просто обойдена в Конституции РФ. Она такой формулировкой просто «закрыта». Не ясны и слова «сознавая себя частью мирового сообщества». Какой именно в активном смысле слова частью? Какую роль в мире эта «часть» для себя считает уместной? Головы? Сердца? Попы? Ответа в преамбуле, как и в самом тексте Конституции, не содержится, выбор геополитического субъектного позиционирования России в мире не сделан. Может, именно такая Россия, закреплённая неопределённо-мистической конституцией с её безыдейным идеологическим многообразием устраивает Путина и его группировку? Тогда чего удивляться и критиковать Болотные выступления и прочие акции протеста?

В «болоте», в котором властной верхушке и контролирующим её олигархам легче рыбку ловить, по-другому и быть не может. Народ, каким бы он ни был (левым, правым, либеральным) в таких условиях обязательно будет «бузить», так как реально не понимает, куда и зачем его ведут, какая цель у государства, какая высшая ценность, какой вообще в России строй?

Статья 16 Конституции РФ провозглашает некие основы конституционного строя Российской Федерации, которые не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Государственные мужи бдят за соблюдением этого самого конституционного строя, угрожая всем и каждому, кто осмелится бросить ему вызов. Но дело в том, что данное понятие вообще никак не раскрыто в тексте Конституции, по сути, является размытым и для большинства граждан непонятным. Почему Конституция РФ ограничивается основами, а не устанавливает сам конституционный строй, будучи наделенной высшей юридической силой и являющейся базой для законодательства РФ? Ответов нет, да они, вероятно, и не нужны, так как у правящей группировки нет никакого вектора развития государства, кроме как пользоваться его ресурсами и возможностями в интересах ничтожного меньшинства.

Конституция РФ, принятая под прессом политического кризиса 1993 года, в настоящее время не просто устарела, она не соответствует внутренним политическим реалиям и внешним вызовам, которые брошены России. Она — как приговор |России. Тем не менее, властную верхушку она устраивает, потому как в силу своего несовершенства и отсутствия механизмов гарантий народовластия позволяет управлять основным законом в ручном режиме, заставляя его работать не на успешность страны, а на усиление президентской вертикали.

В СМИ даже обсуждается идея введения института Госсовета по китайскому образцу, во главе которого Владимир Путин встал бы пожизненно. Для этого ему нужно совсем немного — внести поправки в Конституцию, и сделать это он может легко, в чём открыто признаётся на одной из ежегодных пресс-конференций. Питерское окружение президента, почти не скрывая этого, давно вынашивает планы превращения Владимира Владимировича в пожизненного «монарха». И если это случится, то Россия обречена.

Почему? Потому что в ней-де-факто правит не Основной закон, а власть и желания правящей группировки. Всё в стране зависит от личного желания президента. Захочет установить диктатуру — установит, и сделает это, как он сказал, легко. И ни у кого не спросит. И нужные пункты в Конституции для этого найдёт.

Когда разваливали СССР, тоже ни у кого не спрашивали. Развалили потому, что так решили в Москве. И придумали для этого некое обоснование, что, мол, советскую (по факту, российскую) периферию нужно кормить, без нахлебников в нацреспубликах будет лучше и сытнее. А если нынешняя власть решит, что без каких-то регионов России тоже будет лучше? Если придумает обоснование, что народ обходится ей сильно дорого?

Вот поэтому Партия нового типа, вынеся на всенародное обсуждение проект новой Конституции и делая его основой политической платформы преобразований государства, реального объединения контрлиберальной, контрпутинской оппозиции, стремится как можно быстрее достучаться до каждого здравомыслящего гражданина России. Наше Отечество не должно управляться щелчком пальца президента — «хочу-не хочу», у единственного источника власти — народа — должны быть гарантии существования России сегодня и всегда. Должны быть новые закреплённые и всенародно принятые основы нового государственного строя. А это может дать только новая конституция!

Даешь НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ!!!


Автор Владимир Викторович Волк — канд. в члены Федерального политсовета Партии нового типа.

#ПрограммаСулакшина #ПартияНовогоТипа


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Стать народом! О выборах и перспективах Партии нового типа

Россия как государство и цивилизация

Конституция РФ как конституция побежденного государства

Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье

Как Россия перейдет к постлиберальной модели?

Грядущая российская политическая трансформация в исторических аналогиях



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
522
2702
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика