Политическая трансформация: необходимость реформы

Политическая трансформация: необходимость реформы

Большая часть результатов, полученных в рамках исследований Центра научной политической мысли и идеологии, указывают на неизбежность смены социальной, экономической и политической модели России, несовместимой с ее жизнеспособностью. Смена модели требует ясного представления о целевых состояниях новой модели и о переходных процессах от существующей к иной модели страны. В настоящем материале рассматриваются вопрос перехода в очень чувствительной сфере жизнеустройства - сфере ее политического устройства.

Под политической системой в данном случае понимается организация государственной власти (ветви, уровни, компетенции), подсистема формирования власти (выборы, назначения, кооптация и обратные процессы и процедуры), вневластная, но участвующая в формировании и отправлении власти партийная и общественная подсистема. Исполнительная административная подсистема. Основные из выявленных проблем следующие:

1) невыполнение институтами представительной демократии своей основ ной функции, сворачивание принципа разделения властей;
2) ограниченность каналов участия граждан и образованных ими общественных объединений, некоммерческих организаций в формировании власти и государственном управлении;
3) усиление административного контроля общественно-политической жизни;
4) институциональная недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие институтов и подсистем политической системы и государственного управления;
5) нарушение системы обратных связей между обществом и властью;
6) подавление политической активности общества, ликвидация условий для формирования состоятельной политической оппозиции, как и ее самой, ликвидация политической соревновательности;
7) необоснованный разрыв системы государственной власти по вертикали с обозначением местного уровня фактически публичной власти как негосударственной власти, как местного самоуправления, в результате чего ни самоуправления, ни государственной власти на местном уровне не оказалось;
8) фактическое отсутствие политических механизмов ответственности властных лиц и органов в случае их недееспособности;
9) суррогатизация партийной системы;
10) превращение выборов из системы отбора лучших в соревнование денежных и административных ресурсов и, соответственно, отбор быстро мутирующих в смысле мотиваций деятельности выдвиженцев;
11) несимметрия субъектов Федерации, этнизация административного устройства и устаревший и опасный принцип права народов на сомоопределение;
12) отсутствие институтов над- и межсубъектных отношений на уровне субъектов Федерации;
13) неоптимальная мера централизации государства;
14) необоснованная мера минимизации уровня участия государства в социально-экономической сфере;
15) устаревшая и опасная доктрина прав и свобод человека, лишенная ответственности и обязанностей и необходимого баланса социализированности;
16) нерешенность вопроса о геополитической адресации государственного бытия России;
17) фактически нерегламентированная система взаимоотношений государства и института религии;
18) отвергнутый принцип цивилизационной русской (российской) идентичности;
19) нерешенная проблема русского языка;
20) нерешенный вопрос ограничений свободы слова и регуляций безопасности массового информационного воздействия;
21) обойденный молчанием принцип социальной справедливости (социального гуманизма) и никак не развернутый, а скорее попранный принцип социального государства.

Каждая из этих и производных от них проблем апеллирует к реформам конституционного уровня. Общественные организации, как и региональные отделения современных политических партий играют роль «приводных ремней», обеспечивая отчасти квазиадминистративный контроль на местах, но вовсе не функцию коммуникации между властью и обществом. Так, при ответе на вопрос «Оцените реальное взаимодействие партийно-политической системы и органов государственного управления в современной России на федеральном уровне» абсолютное большинство отметили недостаточность взаимодействия партийно-политической системы и органов государственного управления (рис. 1). Ответы на аналогичный вопрос, касающийся уровня субъекта РФ и уровня местного самоуправления, демонстрируют даже худшую тенденцию (67% опрошенных отмечают недостаточность взаимодействия, 23% — отсутствие на уровне субъекта РФ и 58% — недостаточность, 31% —отсутствие на уровне местного самоуправления соответственно).

Рис. 1 Характеристика взаимодействия партийно-политической системы и органов государственного управления в современной России на федеральном уровне

Необходимо отдавать себе отчет в том, что реальное, а не мнимое реформирование политической системы возможно лишь при одновременном изменении законодательства как в отношении органов государственной власти и управления, так и в отношении негосударcтвенных институтов (прежде всего общественных объединений). Каждому праву того или иного института политической системы должна соответствовать та или иная обязанность другого института, либо предусмотрен механизм реализации прав и обязанностей. Для создания целостного представления о реформировании политической системы необходимо определение ценностного компонента такой реформы. Он задан при выборе высших ценностей России. Поэтому целеполагание при реформировании политической системы должно строиться на указанных ценностях Российского государства и в полной мере им соответствовать. Соответственно, должны быть соблюдены следующие принципы:

1) народовластие (включая народное самоуправление, народный контроль, референдумы на всех уровнях, право наказа, отступа и т. д.);
2) установление единства прав, обязанностей и ответственности человека, гражданина, группы граждан, избираемых и назначаемых должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления;
3) обеспечение участия граждан и их общественных объединений на всех стадиях государственного управления;
4) обязательная подотчетность и ответственность за результаты деятельности избираемых и назначаемых должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления;
5) создание и функционирование специальных институтов общественной оценки деятельности должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления на разных уровнях;
6) максимальная открытость деятельности органов государственной власти и управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственной тайне.

Достижение реального народовластия является одним из ключевых направлений политической реформы, имеющих решающее значение для жизнеспособности страны. В статье 3 действующей Конституции России провозглашено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В федеральных законах, конкретизирующих конституционные нормы, право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей озвучивается, но без реального содержания, что не позволяет это право реализовать. Отсутствие в Основном законе главы об избирательной системе не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы. Поэтому избирательное законодательство должно быть подвергнуто реформированию и основные его принципы должны быть заложены в новой Конституции России. Выборы любого уровня должны происходить при максимально возможном контроле граждан и общественных объединений, при гарантировании прав политической оппозиции.

Нужна защита законного инакомыслия, права на убеждение.

Нужны гарантии политической соревновательности, предвыборных дебатов. Расширение прав граждан и общественных объединений должно происходить в условиях повышения мер ответственности при участии в политических процессах. Требуется пересмотр правового содержания принципа свободных выборов, который, несмотря на законодательное закрепление, был и остается предметом многочисленных дискуссий. Неправомерно говорить о «всенародном избрании», если за кандидата голосует лишь несколько процентов избирателей. Таким образом, представляется возможным присоединиться к мнению европейских официальных структур, что разумным разрешением проблемы несоответствия, которое сложилось между декларированным в международных документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании, будет изменение самой концепции принципа свободных выборов следующим образом. Свободные выборы — это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых акт голосования дает возможность свободного выбора.

Основные избирательные права и гарантии их реализации для граждан должны быть закреплены в новой Конституции России: обязательность участия в выборах, ответственность за уклонение от участия, представительство на выборах от граждан и объединений граждан, финансирование избирательных кампаний всех уровней только за счет соответствующих бюджетов, цензы на выборах по проживанию, рождению, компетенции, имуществу, здоровью, гражданству. В связи с этим, должен быть кардинально пересмотрен Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Необходимо также разработать и принять федеральный закон «Об общественном (публичном) контроле компьютерного подсчета голосов во время выборов», а в одном пакете с ним пересмотреть и Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”», который не содержит пока даже нормы-принципа о возможности контроля процессов подсчета голосов со стороны граждан и общественных объединений.

В новой Конституции России и соответствующем федеральном законодательстве должны быть закреплены основные формы участия граждан и их объединений в управлении делами государства, помимо выборов и референдумов:

1) публичные слушания (решения публичных слушаний носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органом государственной власти, назначившим публичные слушания. Решения, принятые по результатам рассмотрения итогового документа публичных слушаний, подлежат опубликованию в официальном средстве массовой информации и на официальном сайте органа государственной власти);

2) гражданская законодательная инициатива (под гражданской законодательной инициативой понимается выдвижение проекта федерального закона группой граждан Российской Федерации для обязательного рассмотрения указанного проекта закона законодательным (представительным) органом государственной власти);

3) гражданское лоббирование (под гражданским лоббированием понимается представление и защита интересов граждан в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченными общественными объединениями, некоммерческими организациями лицами (лоббистами). Лоббисты назначаются и отзываются общественными объединениями, некоммерческими организациями, которые аккредитуются при законодательном (представительном) органе государственной власти Российской Федерации);

4) общественные советы при органах государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) участие граждан в коллегиальных органах управления (органы государственной власти Российской Федерации могут вводить в состав созданных ими коллегиальных органов граждан и представителей некоммерческих организаций по согласованию с ними);

6) участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений (участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений органов государственной власти осуществляется посредством их включения в состав группы по подготовке проектов нормативных актов, программ, концепций и решений);

7) открытое соглашение об общественно-государственном партнерстве между общественными объединениями, некоммерческими организациями (соглашение об общественно-государственном партнерстве предусматривает взаимные обязательства сторон по организации совместной деятельности при формировании и реализации государственной политики субъекта Российской Федерации, в том числе посредством консультаций, формирования совместных планов деятельности, совместного финансирования проектов и программ, проведения мероприятий);

8) опрос граждан для выявления и учета их мнения при принятии решений органами законодательной и исполнительной власти и должностными лицами;

9) гражданский мониторинг (под гражданским мониторингом понимается деятельность граждан и общественных объединений, некоммерческих организаций по периодическому сбору и анализу находящейся в открытом доступе информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации);

10) гражданская экспертиза (гражданская экспертиза представляет собой независимую аргументированную оценку документа, разработанного и (или) принятого органом государственной власти Российской Федерации, проводимую гражданами, общественными объединениями, некоммерческими организациями и направленную на установление соответствия предлагаемого решения интересам граждан);

11) гражданская оценка публичных обязательств (под гражданской оценкой публичных обязательств понимается деятельность граждан по определению соответствия публично взятых обязательств должностных лиц органов государственной власти фактическому их исполнению. К публичным обязательствам относятся: заявления в средствах массовой информации; предвыборные обещания кандидатов на выборные должности, занявших эти должности по итогам выборов; обязательства, зафиксированные в соглашениях, декларациях, заявлениях и иных документах, не имеющих нормативного характера);

12) гражданское расследование (гражданское расследование представляет собой исследование фактов и обстоятельств, связанных с деятельностью или бездействием должностных лиц и органов государственной власти, с осуществлением решений органов власти, с деятельностью подведомственных им структур, повлекших грубые или массовые нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, а также иные существенные нарушения законодательства Российской Федерации на территории Российской Федерации).

Необходимо ввести квотный принцип кооптации в выборные органы власти по принципу представительства социальных групп. Партии должны быть лишены права избираться по партийным спискам, но иметь при этом право формировать партийные фракции после выборов из своих членов, прошедших в парламент.

Конкретная регламентация применения указанных форм участия граждан и их представителей в государственном управлении должна быть произведена на основании специального федерального закона «О реализации права граждан и образованных ими общественных объединений на участие в управлении делами государства». Потребуется также принятие федеральных законов «О направлениях и формах взаимодействия органов власти и общественных объединений», «О деятельности общественных экспертно-аналитических консультативных советов».

Для жизнеспособности страны крайне важно, чтобы в современном обществе были согласованы интересы как можно большего числа людей. В ситуации кризиса представительной демократии и практически полной изоляции органов государственного управления и выборных структур от большинства населения России рецептом снижения градуса социальной напряженности в обществе может стать комбинирование элементов двух описанных моделей демократии —представительной и партиципаторной. Основная цель такого сочетания одна: обеспечить максимально возможное количество каналов для влияния гражданина, группы граждан, общества в целом на органы государственного управления и созданные им квазиструктуры (политические партии, профсоюзы, общественные палаты и др.).

Приходится признать, что гарантированное Конституцией РФ право граждан на участие в управлении делами государства на сегодня является только декларацией, что является угрозой для жизнеспособности страны.

Так называемые институты прямой демократии (те институты, которые связаны с непосредственным принятием самими гражданами публично-властных решений, т. е. с прямым властвованием): институты, регулирующие принятие гражданами управленческих решений и прямое правотворчество граждан (референдум, народная правотворческая инициатива, народное вето, общие собрания (сходы) граждан по месту жительства); институты, обеспечивающие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти (выборы, отзыв депутата или выборного должностного лица, институт роспуска выборного органа власти), — в России либо отсутствуют вообще (народная правотворческая инициатива, народное вето), либо декларированы, но из-за множества барьеров не могут быть применены (референдум), либо доверие к институтам крайне низко (выборы). После активного вмешательства органов государственного управления в выстраивание политической системы (принятие и неоднократное изменение Федерального закона «О политических партиях» и некоторых других федеральных законов) произошел насильственный слом зарождавшихся демократических тенденций. Принято считать, что политические партии выступают главными коммуникаторами государства и общества.

Но в России политические партии практически не выполняют функции представительства, группы интересов не институциализированы и действуют в рамках социальных сетей, создавая предпосылки для развития коррупции и различных неформальных практик. Такая оценка свидетельствует о невыполнении политическими партиями функции основного медиатора между обществом или населением и органами государственного управления. Соответственно, не выполняют такую функцию и профессиональные союзы в их классическом понимании, и депутаты различных уровней. Серьезным образом ограничена роль медиатора и для средств массовой информации, поскольку законом не предусмотрена обязательная, конкретная и квалифицированная реакция органов исполнительной власти на сообщения в средствах массовой информации о нарушениях закона. Между тем, в 1995 г. принят и действует Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», который устанавливает определенные условия и ограничения для средств массовой информации в указанной сфере, но функция взаимодействия общества и органов управления при этом не регулируется, ответственность на органы государственного управления не возлагается.

С развалом СССР средства массовой информации избавились фактически от всех функций по обеспечению взаимодействия между обществом и государством и в первую очередь от работы с письмами трудящихся (выявления интересов групп общества).

Изменился и характер обращений граждан. Поскольку чиновники больше не обязаны реагировать на публикации в печати, газеты перестали быть инструментом влияния на властные институты, читатели обращаются к изданиям скорее за психологической помощью, нежели для решения насущных проблем. Поэтому для повышения жизнеспособности страны необходимо закрепить в законодательстве обязанность органов государственного управления рассматривать и решать по существу представленные в сообщениях средств массовой информации сведения о нарушениях закона, включая Интернет, с обязательным ответом средствам массовой информации. Такая правовая регламентация требует изменений прежде всего в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также в федеральных законах и иных правовых актах, устанавливающих компетенцию органов государственного управления. За нарушение данной функции должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц, включая освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы. Участие цеховых союзов (корпоративных объединений) в государственном управлении может решить ряд поставленных проблем. Такие союзы (объединения) обладают финансовыми средствами, позволяющими нанимать квалифицированных экспертов, участвовать в мероприятиях, проводимых органами государственного управления.

Наряду с ними серьезную силу начинают представлять некоммерческие организации, религиозные организации, которые выступают активными трансляторами интересов своих членов, а также активно участвуют в общественных процессах. Эта энергия может и должна быть направлена на созидание, укрепление жизнеспособности России. Достижение этой цели возможно путем предоставления прав таким организациям участия в выборах всех уровней власти, предоставления права законодательной инициативы, возможности инициирования референдума, защиты прав граждан в суде, закрепления механизмов участия своих представителей в иных процедурах государственного управления. В проекте новой Конституции России партийная система и политические партии существуют в одном ряду с другими объединениями граждан (объединений пенсионеров (ветеранов войны и труда); объединений женщин; молодежи; сельских жителей; религиозных объединений и др.), не имеют особых прав и преференций. Все объединения граждан на равных участвуют в избирательных кампаниях и формируют органы государственной власти и управления на разных уровнях в равных условиях. Чтобы обеспечить максимальную представленность разброса мнений в обществе, необходим закон о правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с этим законом необходимо четко определить статус оппозиционной партии, объединения, депутата. Надо надежно обеспечить право оппозиции излагать свою политическую платформу перед выборами. Обязать участвовать в дебатах, чтобы было ясно, за что избиратель будет голосовать. В устоявшихся демократиях — в частности, европейских стран — права парламентской демократии законодательно гарантируются через представительство оппозиции в руководстве законодательного органа и контроль деятельности парламентского большинства и правительства, а также гарантирование права на парламентское обнародование политической позиции. Федеральным законом «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в России» в случае его принятия государство законодательно могло бы гарантировать политической оппозиции следующие права:

- излагать публично и отстаивать свою концепцию развития общества, принципиальную позицию по вопросам государственной и общественной жизни;

−участвовать в обсуждении, обнародовать и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого трибуну парламента, представительских органов, собрания, митинги, другие меры, государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом;

−разрабатывать и вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента, Парламента, Правительства, местных органов государственной исполнительной власти проекты нормативно-правовых актов, программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, обязательных для рассмотрения указанными органами, а также вносить предложения по кадровым вопросам;


  • подавать интерпелляции Правительству или отдельным членам Кабинета министров;
  • оппозиционным фракциям и группам в Парламенте участвовать в осуществлении парламентского контроля, быть представленными в Парламенте страны, его комитетах и комиссиях, а также в руководстве местных представительских органов;
  • получать в соответствии с законом информацию о деятельности Парламента, Президента, Кабинета министров, других государственных органов и органов местного самоуправления;
  • организовывать и проводить массовые мероприятия в поддержку своей политической позиции и для критики деятельности органов государственной власти;
  • использовать в оппозиционной деятельности любые формы и методы, не запрещенные законодательством.

Принятие такого закона позволит оппозиции гарантированно и свободно выражать свое мнение, подмечать недостатки власти и, соответственно, готовить альтернативную программу развития, которую она сможет реализовать, если победит на выборах, а органам государственного управления —сотрудничать со своими политическими соперниками на основе правовыхнорм и сложившихся традиций, а не в режиме взаимных обвинений и постоянных угроз быть сброшенной в результате неправовых действий тойили иной общественной группы.Особое правовое положение должно получить народное самоуправление.

Сегодня подлинно народного самоуправления в России не существует. На местном уровне якобы действует местное самоуправление, которое, с одной стороны, не является местным органом власти (не входит в систему органов власти), а с другой — не стало и самоуправлением. Результатом продолжающихся реформ, начатых в 1990-е гг., на местном уровне стала оторванность населения от местной власти и то, что оно не имеет никакого влияния на местах; разрушены взаимосвязи в системе управления государством и обществом; не разграничены полномочия и ответственность перед населением между государственными уровнями власти и местным самоуправлением. В результате, население осталось незащищенным, а само местное самоуправление приобрело выхолощенные, искаженные формы. Для населения были предусмотрены такие формы, как орган общественной самодеятельности (ФЗ «Об общественных объединениях») и территориальное общественное самоуправление (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Обе формы не получили распространения, остались неясными правовыми конструктами, в которых отсутствует реальное практическое наполнение (табл. 1).


В настоящее время массовому развитию народного самоуправления препятствует апатия, неверие и слабая поддержка со стороны населения. В то же время, благодаря народному самоуправлению могли бы развиваться и укрепляться важнейшие элементы гражданского общества, повышаться активность населения, упрощаться и активизироваться избирательные и другие процессы, выявляться и использоваться внутренние резервы территории. Поэтому в целях развития территорий и улучшения жизни населения на местах необходимо положение о народном самоуправлении закрепить в новой Конституции России. В сфере деятельности народного самоуправления могли бы решаться вопросы:

  • благоустройства территории проживания граждан;
  • общественного порядка и безопасности;
  • экологии, озеленения, санитарии;
  • условий и инфраструктуры проживания, транспорта, обслуживания и снабжения, детских дошкольных учреждений, услуг здравоохранения, школьного и дополнительного образования, воспитания, отдыха, досуга, культуры, художественной самодеятельности, творчества, милосердия, призрения, уличной рекламы, массовой информации, ЖКХ на территории проживания;
  • физкультуры, здорового образа жизни;
  • взаимопомощи.

Государственные органы и должностные лица были бы обязаны сотрудничать с органами народного самоуправления. Народное самоуправление должно быть отделено от фактических органов управления на местах, за которыми сейчас закреплены функции народного представительства и управления, реально неисполняемые. Реформирование органов государственной власти и управления

Переосмысление роли государства в общественном развитии неизбежно приводит к изменению концепции развития страны и ее правового воплощения в проекте новой Конституции России, представленном в последующих главах. В новой Конституции России должны быть не только заложены измененные (модифицированные) принципы и функции органов государственной власти и управления, высших должностных лиц государства, но и представлена правовая модель современной России, понятная для каждого человека. В этих целях суть политической реформы тождественна сути конституционной реформы, которая должна привести к новой системе ценностей и нравственных ориентиров в обществе для будущего развития страны. Один из таких принципов, на которых строится проект новой Конституции, — «государство отвечает за все».

К функциям государственных органов обязательно должна быть причислена и ответственность органов и конкретных должностных лиц.

«Отвечает» — не означает, что всем директивно руководит, но и мотивирует частную активность, а главное, что озабочено конечным результатом в любой сфере жизнедеятельности страны. В дальнейшем такой принцип ответственности органов и должностных лиц должен развиваться в отраслевом законодательстве (уголовном, административном, гражданском и ином). В отсутствие в действующей Конституции 1993 г. принципов государственной службы ответственность государственных служащих как действенный эффективный институт не была сформирована. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственность государственных служащих за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. Практически такой же подход закладывается и для человека и гражданина. Правам и свободам в обязательном порядке должны корреспондировать обязанности, а также ответственность за неисполнение или несоблюдение правовых норм. При этом создаются все условия для достижения оптимального уровня свободы и активности общества с опорой на такие ценности, как трудолюбие, коллективность и взаимопомощь, альтруизм и сопереживание, гуманизм и взаимное уважение между людьми (переход от социал-дарвинизма к социальному гуманизму (солидаризму)) и другие высшие ценности Российского государства, изложенные в проекте новой Конституции России.

Одной из центральных идей проекта новой Конституции России является фиксация ее цивилизационной идентичности — признание ее особого пути развития как русской (российской) цивилизации. Специально в проекте новой Конституции России закреплено, что цивилизационная идентичность поддерживается в сфере языка, вероисповеданий, традиций, укладов, устоев, привычек, культуры, образа жизни, устройства государства, государственной власти и управления. Русский язык объявляется единым государственным языком, языком делопроизводства и документооборота на всей территории России, государство охраняет русский язык. Признание России светским государством в проекте новой Конституции России дополняется признанием со стороны государства вклада Русской православной церкви и иных исторических российских религиозных объединений в формирование цивилизационной идентичности и государственности России. При этом закрепляется, что государство уважает и способствует социально значимой деятельности религиозных организаций и священнослужителей в сфере милосердия и призрения, попечения слабых и больных, образования, воспитания, нравственности, патриотизма, в средствах массовой информации, а значит, неизбежна правовая регламентация согласования действий государственных органов и религиозных организаций в совпадающих сферах ответственности и активности по закрепленным в новой Конституции России сферам ответственности.

Одной из центральных новелл новой Конституции России должно стать изменение принципов построения государственности. Необходимо раз и навсегда отказаться от права народов на самоопределение

(прежде всего на территориальное отделение от Российского государства — выход из состава Федерации, что сейчас допускается по действующей Конституции РФ 1993 г. (преамбула и статья 5)). Сохранение такого принципа, даже как потенциальной возможности, подрывает территориальную целостность России. Необходимы изменения и в правовом статусе субъектов Федерации. Декларируемое действующей Конституцией РФ 1993 г. равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации между собой должно быть подтверждено в Основном законе страны.

В проекте новой Конституции России равноправие субъектов подчеркивается одинаковым названием (зeмли), единым статусом документа, закрепляющим наряду с Конституцией России правовое положение субъекта — уставом и иными атрибутами конституционно-правового статуса. Предлагается решение и другой давно назревшей проблемы — согласование ответственности органов государственной власти разных уровней. Данный вопрос в проекте новой Конституции России решается путем оптимизации степени унитаризма (централизации государства). Предполагается, что федеральным законом (и законом субъектов России) будет определен порядок разделения ответственности между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов России и созданы единые для всех субъектов России механизмы и процедуры взаимодействия и согласования планов и программ развития, межбюджетных отношений, решений в случаях, когда они затрагивают интересы и ответственность обоих уровней государственной власти. В связи с коренным пересмотром принципа народовластия и его роли в современном развитии страны необходимо новое его содержание и в Конституции России применительно к органам государственной власти и управления. Кроме этого, необходимо внесение изменений в большое число федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения с участием органов государственной власти и управления.

В проекте новой Конституции предусмотрено повышение роли парламента по отношению к полномочиям президента. Предполагается, что Президент России будет являться высшим должностным лицом государственной власти России, руководителем исполнительной государственной власти, верховным главнокомандующим. В рамках предложенной концепции об обязательной ответственности всех должностных лиц государства предполагается ввести нормы об ответственности Президента России по определенному кругу вопросов. Президент России несет ответственность за:

1) действенность Конституции России;
2) реализацию высших ценностей России;
3) государственный суверенитет и государственную целостность России;
4) безопасность и устойчивое развитие России;
5) равноправие и благополучие субъектов России;
6) народосбережение, трудовую занятость и социальную справедливость;
7) законопослушность и порядочность государственной власти на всех уровнях;
8) эффективное и научно обоснованное государственное управление в стране на всех уровнях государственной власти.

Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент России руководит Правительством России.

В новой Конституции России предлагается ввести должность вице-президента, который избирался бы одновременно с Президентом России в паре с ним. Вице-президент действует в рамках полномочий, определенных указом Президента России, замещает его во время временной нетрудоспособности, исполняет обязанности Президента России в случае его смерти или стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия, в случае добровольной отставки, а также отрешения от должности вплоть до внеочередных выборов Президента России. Исполняющий обязанности Президента России не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. Для граждан России, которые могут избираться на должности президента и вице-президента, должны быть введены дополнительные цензы. Так, Президентом России и вице-президентом России может быть избран гражданин России не моложе 45 лет, родившийся, проживавший и проживающий в России, отслуживший в Российской армии, не имеющий зарубежного имущества и счетов в зарубежных банках. Аналогичные требования, касающиеся имущества, двойного гражданства, профессионализма, здоровья, опыта работы, должны быть распространены не только на высших должностных лиц государства, но и на всех лиц, занимающих государственные должности, депутатов, государственных служащих России. При избрании на соответствующую должность, поступлении на государственную службу каждый гражданин должен давать согласие на полный контроль своей деятельности и жизни для противодействия коррупции. Выборы Президента и вице-президента России должны в обязательном порядке проходить с публичными дебатами между всеми кандидатами. Выдвижение кандидатов производится гражданами и их объединениями путем сбора подписей.

Предвыборная платформа кандидата в президенты, в случае его победы, должна утверждаться указом вновь избранного Президента России в качестве его первого Послания Парламенту России.

Особое значение в новой Конституции России должно получить Послание Президента России Парламенту России. Сегодня это является публичным выступлением первого лица государства, которое реализуется в полуофициальном порядке через систему отдельных поручений и неопределенных планов Правительства РФ и иных органов государственного управления (степень исполнительской дисциплины при этом крайне низкая). Необходимо, чтобы Послание Президента России являлось высшим, планирующим развитие страны на очередной год, государственным документом, оформлялось указом Президента России и было обязательно для исполнения. С учетом того, что президент руководит правительством, послание должно быть сблокировано как Послание Президента и Правительства России и должно содержать отчет о результатах исполнения предыдущего послания. Должны быть предусмотрены процедуры отрешения Президента России от власти. Президент России может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутой Государственной Думой инициативы в случаях: обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в действиях Президента России признаков преступления;

  • утверждения о стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия;
  • нереализации либо недолжной реализации Президентом России своей ответственности, определенной Конституцией России, утверждение о чем должно быть обоснованно.

С учетом рассмотренного выше закрепления подлинного принципа народовластия необходимо изменение порядка формирования Парламента России. Депутаты Государственной Думы численностью 400 депутатов избираются всеобщим прямым тайным голосованием по территориальным округам, определяемым пропорционально проживающему населению. 200 депутатов кооптируются по квотам общественных объединений. Кандидатами в Депутаты Государственной Думы, баллотирующимся по территориальному округу, кандидатом в члены Совета Федерации могут быть граждане России, непрерывно проживавшие в соответствующем субъекте Федерации не менее 10 последних лет. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляется гражданами и общественными объединениями. В новой Конституции России определяются сферы ответственности Государственной Думы и Совета Федерации. Сами наименования палат Парламента целесообразно изменить. Предполагается расширение круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Право законодательной инициативы по новой Конституции должно принадлежать, помимо традиционных субъектов, также гражданам России и общественным объединениям в соответствии с федеральным законом. Регулируя деятельность Правительства России, в новой Конституции России необходимо заложить норму-принцип обязательного участия Правительства России в каждой из предлагаемых форм участия граждан в управлении государством, упомянутых выше. Сами же механизмы и порядок участия должны быть конкретизированы в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Пока же, несмотря на закрепление в статье 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» народовластия как основного принципа деятельности Правительства Российской Федерации, дальнейшей реализации оно не находит, кроме декларативного упоминания о взаимодействии с общественными объединениями и религиозными организациями в социальной сфере (статья 16). Между тем, по новой Конституции России структура Правительства России утверждается, а персональный состав федеральных министров формируется Государственной Думой России. Федеральные министры по делам регионов предлагаются для назначения субъектами Федерации, входящими в каждый федеральный округ. Определяются и сферы ответственности Правительства России. Существенным аспектом будущей политической реформы должно стать изменение системы управления на местном уровне.

Необходимо возвратить государственное управление на уровень городов, поселков и деревень, отказавшись от неоправдавшей себя системы местного самоуправления, не входящей сегодня в систему органов государственной власти и управления.

В реальной практике члены местных сообществ редко используют, кроме выборов, другие способы прямой демократии. Значительная часть населения не усматривает в местном самоуправлении возможности осуществления своего права, своих свобод, не находит в нем инструменты, обеспечивающие воплощение в жизнь своих повседневных интересов. С одной стороны, здесь сказываются традиции многолетнего отстранения населения от реального участия во власти, а с другой — беспомощность органов местного самоуправления, особенно в малых городах, поселках, селах и сельских округах, в обеспечении насущных жизненных потребностей населения. Сказываются и закрытость деятельности многих органов местного самоуправления, недостаточная гласность их работы. Для укрепления жизнеспособности страны в новой Конституции России следует определить сферу их ответственности, порядок формирования и принципы деятельности. Местное управление должно осуществляться в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное управление, должно допускаться с учетом мнения населения соответствующих территорий. Для развития положений новой Конституции России необходима разработка и принятие федерального закона «О местных органах государственной власти и управления», где были бы конкретизированы сферы ответственности местного самоуправления, в общем виде выписанные в новой Конституции России.

В законодательстве об общественных объединениях предлагается предусмотреть качественные оценки деятельности общественных объединений и конкретные основания для суда при вынесении им решения по приостановлению и прекращению деятельности общественного объединения. Кроме того, необходимы четкие и однозначные критерии привлечения к уголовной, административной, имущественной ответственности должностных лиц и членов общественных объединений, принимающих решения и участвующих умышленно в дезорганизации органов государственной власти и управления. Формулировки должны быть однозначно понимаемы и применяемы для предотвращения необоснованных обвинений в адрес лидеров общественных объединений. В результате исследования приходится констатировать, что политическая система страны в существующей конфигурации не отвечает интересам большинства населения, а значит несет угрозу жизнеспособности России. Поэтому России необходима политическая реформа, подлинный смысл которой должен заключаться в реализации реального принципа народовластия. В этом случае политическая реформа по своему содержанию гораздо шире, чем реформа органов государственного управления и расширение прав граждан и общественных объединений на участие в управлении делами государства. Более подробно правовые позиции по содержанию будущей политической реформы обозначены в проекте новой Конституции России и в «Доктрине безопасности и развития России».

По материалам 17-ой главы VI тома монографии "Национальная идея России"


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6502
21316
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика