Предложения в сегменте «инновационный механизм»

Предложения в сегменте «инновационный механизм»

Проблема перехода российской экономики от сырьевого к инновационному типу заключается, в первую очередь, в том, что основные субъекты инновационного процесса не мотивированы на осуществление данного вида рисковой деятельности. Это связано с тем, что сами субъекты инновационной деятельности до сих пор в пространстве государственного управления не идентифицированы. Основу предлагаемой субъектной классификации составляет определение групп интересов в рассматриваемой сфере. Идентифицируются пять субъектов инновационной деятельности (рис. 1): исследователь — разработчик научно-инновационного знания (включая ниши академических структур, научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских центров, вузов, конструкторских бюро и т. п.);

  • непосредственный производитель инновационной продукции и ее потребитель;
  • государство;
  • посредник (включая коммерциализатора интеллектуальной собственности, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов).

Система взаимосвязей в сфере инновационной политики позволяет сделать вывод, что ведущим фактором, препятствующим инновационной деятельности, является отсутствие мотивации у вышеуказанных субъектов. Отсюда выделяем группу проблем и предлагаем пути их решения.


Рис. 1 Субъекты и отношения в сфере инновационной деятельности

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности

Решения:

Закрепление института роялти в части IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовое закрепление понятия «технологии». Приведение в соответствие норм, касающихся патентного права (гл. 72 ГК РФ), с нормами международного права. Снижение издержек, связанных с патентованием в России. Закрепление за вновь созданным Министерством науки и инноваций РФ (обязанностей) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной поддержки патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности организаций и учреждений. Внесение измененийв Гражданский кодекс РФ. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве науки и инноваций Российской Федерации». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Роспатент.

Организация посреднической деятельности между всеми участниками инновационного процесса

Решения:

Активизация посреднической деятельности государства и негосударственных посредников в отношении передачи инновационных разработок в сферу производства. Создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия). Развитие системы корпоративного образования. Создание профессиональных корпораций. Разработка профессиональных стандартов. ФЗ «Об инновационной деятельности в РФ». ФЗ «О корпоративных университетах в РФ». Государственные образовательные стандарты. Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Министерство экономического развития РФ

Распространение специальных налоговых режимов.

Решения:

Инвестиционная налоговая льгота. Ускоренная целевая амортизация. Изменение налогообложения добычи природных ресурсов (дифференциация НДПИ). Дифференциация налогообложения по видам экономической деятельности. Исключение из налогооблагаемой базы доходов от кредитов, предоставленных малым предприятиям, бизнес-инкубаторам. Льготирование НИОКР. ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». ФЗ «Об ускоренной дифференцированной амортизационной политике». Ответственный орган: Министерство экономическогоразвития РФ; Федеральная налоговая служба 

Финансовое обеспечение инновационных разработок.

Решения:

Увеличение доли финансирования науки из средств федерального бюджета. Увеличение инвестиций в наукоемкие отрасли. Создание Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». ФЗ «О Государственном внебюджетное инвестиционно-кредитном фонде». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Министерство экономического развития РФ

Решение кадровой проблемы

Решения:

Поддержка талантливой молодежи. Выявление талантливых специалистов. Проведение студенческих олимпиад инновационных проектов. Привлечение молодежи к наукоемким отраслям. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ.

Технологическое перевооружение производства

Решения:

Принятие программы модернизации лабораторной базы государственного сектора исследований и разработок. Рост производственных мощностей, используемых при производстве инновационной продукции. Установление более жестких требований к продукции и процессам производства в технических регламентах. ФЗ «Об ускоренной дифференцированной амортизационной политике». Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Приборы для исследований и разработок». Ответственный орган: Министерство промышленности и торговли РФ.

Мотивация потребителей инновационной продукции

Решения:

Формирование культуры потребления. Установление более жестких требований к продукции и процессам производства в технических регламентах. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации». ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Ответственный орган: Министерство культуры РФ; Министерство промышленности и торговли РФ.

Совершенствование государственной политики в сфере науки и инноваций

Решения:

Разработка концепции долгосрочного инновационного развития экономики страны. Создание системы научно-технологического прогнозирования и планирования как составной части Экономической доктрины РФ. Введение и использование метода «Форсайт» (предвидение). Конкретизация процедур осуществления стратегического планирования и прогнозирования, статуса программ социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития. Включение в качестве обязательного раздела прогнозов показателей инновационного развития. Закрепление нормы о согласованности по срокам, содержанию и показателям между органами государственной власти и органами субъектов РФ разработки прогнозов, концепций, стратегий и программ субъектов РФ. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Ответственный орган: Правительство РФ; Министерство экономического развития РФ; Министерство образования и науки РФ.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1672
4445
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика