Предложения в сегменте «инновационный механизм»

Предложения в сегменте «инновационный механизм»

Проблема перехода российской экономики от сырьевого к инновационному типу заключается, в первую очередь, в том, что основные субъекты инновационного процесса не мотивированы на осуществление данного вида рисковой деятельности. Это связано с тем, что сами субъекты инновационной деятельности до сих пор в пространстве государственного управления не идентифицированы. Основу предлагаемой субъектной классификации составляет определение групп интересов в рассматриваемой сфере. Идентифицируются пять субъектов инновационной деятельности (рис. 1): исследователь — разработчик научно-инновационного знания (включая ниши академических структур, научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских центров, вузов, конструкторских бюро и т. п.);

  • непосредственный производитель инновационной продукции и ее потребитель;
  • государство;
  • посредник (включая коммерциализатора интеллектуальной собственности, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов).

Система взаимосвязей в сфере инновационной политики позволяет сделать вывод, что ведущим фактором, препятствующим инновационной деятельности, является отсутствие мотивации у вышеуказанных субъектов. Отсюда выделяем группу проблем и предлагаем пути их решения.


Рис. 1 Субъекты и отношения в сфере инновационной деятельности

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности

Решения:

Закрепление института роялти в части IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовое закрепление понятия «технологии». Приведение в соответствие норм, касающихся патентного права (гл. 72 ГК РФ), с нормами международного права. Снижение издержек, связанных с патентованием в России. Закрепление за вновь созданным Министерством науки и инноваций РФ (обязанностей) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной поддержки патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности организаций и учреждений. Внесение измененийв Гражданский кодекс РФ. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве науки и инноваций Российской Федерации». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Роспатент.

Организация посреднической деятельности между всеми участниками инновационного процесса

Решения:

Активизация посреднической деятельности государства и негосударственных посредников в отношении передачи инновационных разработок в сферу производства. Создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия). Развитие системы корпоративного образования. Создание профессиональных корпораций. Разработка профессиональных стандартов. ФЗ «Об инновационной деятельности в РФ». ФЗ «О корпоративных университетах в РФ». Государственные образовательные стандарты. Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Министерство экономического развития РФ

Распространение специальных налоговых режимов.

Решения:

Инвестиционная налоговая льгота. Ускоренная целевая амортизация. Изменение налогообложения добычи природных ресурсов (дифференциация НДПИ). Дифференциация налогообложения по видам экономической деятельности. Исключение из налогооблагаемой базы доходов от кредитов, предоставленных малым предприятиям, бизнес-инкубаторам. Льготирование НИОКР. ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». ФЗ «Об ускоренной дифференцированной амортизационной политике». Ответственный орган: Министерство экономическогоразвития РФ; Федеральная налоговая служба 

Финансовое обеспечение инновационных разработок.

Решения:

Увеличение доли финансирования науки из средств федерального бюджета. Увеличение инвестиций в наукоемкие отрасли. Создание Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». ФЗ «О Государственном внебюджетное инвестиционно-кредитном фонде». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ; Министерство экономического развития РФ

Решение кадровой проблемы

Решения:

Поддержка талантливой молодежи. Выявление талантливых специалистов. Проведение студенческих олимпиад инновационных проектов. Привлечение молодежи к наукоемким отраслям. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ответственный орган: Министерство образования и науки РФ.

Технологическое перевооружение производства

Решения:

Принятие программы модернизации лабораторной базы государственного сектора исследований и разработок. Рост производственных мощностей, используемых при производстве инновационной продукции. Установление более жестких требований к продукции и процессам производства в технических регламентах. ФЗ «Об ускоренной дифференцированной амортизационной политике». Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Приборы для исследований и разработок». Ответственный орган: Министерство промышленности и торговли РФ.

Мотивация потребителей инновационной продукции

Решения:

Формирование культуры потребления. Установление более жестких требований к продукции и процессам производства в технических регламентах. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации». ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Ответственный орган: Министерство культуры РФ; Министерство промышленности и торговли РФ.

Совершенствование государственной политики в сфере науки и инноваций

Решения:

Разработка концепции долгосрочного инновационного развития экономики страны. Создание системы научно-технологического прогнозирования и планирования как составной части Экономической доктрины РФ. Введение и использование метода «Форсайт» (предвидение). Конкретизация процедур осуществления стратегического планирования и прогнозирования, статуса программ социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития. Включение в качестве обязательного раздела прогнозов показателей инновационного развития. Закрепление нормы о согласованности по срокам, содержанию и показателям между органами государственной власти и органами субъектов РФ разработки прогнозов, концепций, стратегий и программ субъектов РФ. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Ответственный орган: Правительство РФ; Министерство экономического развития РФ; Министерство образования и науки РФ.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
489
1589
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика