Проект реконструкции денежно-кредитной политики России

Проект реконструкции денежно-кредитной политики России

В связи с внешним санкционным давлением и усугубляющей его неадекватной монетарной политикой Центробанка РФ российский бизнес остается без финансов — доступного оборотного и инвестиционного кредита. Ставка ЦБ порождает неподъемные ставки коммерческих банков. Предложение Президенту обоснованного проекта изменения денежно-кредитной политики, пакета нормативно-управленческих решений под ключ, необходимых для развития экономики и было целью Российского бизнес-собрания «Российский бизнес и проблемы денежно-кредитной политики», состоявшегося 10 марта 2016 года в столичной гостинице Рэдиссон-Славянская.

Приводим принятые документы: Резолюцию этого представительного бизнес-форума и Проект реконструкции денежно-кредитной политики России, направленные Президенту РФ.


РЕЗОЛЮЦИЯ

«Российского бизнес-собрания по проблеме денежно-кредитной политики»

Москва, Рэдиссон-Славянская, 10.03.2016

Мы, участники Российского бизнес-собрания обсудили наиболее существенные стороны проблемы денежно-кредитной политики в России. Были рассмотрены следующие вопросы.

1. История демонетизации российской экономики

2. Теория монетарного обеспечения развития экономики и мировая практика

3. Анализ российской аргументации ограниченной монетизации как метода борьбы с инфляцией

4. Анализ фактической денежно-кредитной политики Центробанка России

5. Опыт ремонетизации в странах мира

6. Проект восстановления монетизации российской экономики как суверенное решение проблемы инвестиционного голода и драйвера экономического развития.

Обсуждение показало, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ в России носит необоснованный и ошибочный характер. Демонетизация суверенного рублевого оборота существенно затрудняет оборот в воспроизводственном цикле, сужает доступность инвестиционного и оборотного кредита, снижает конкурентоспособность российского бизнеса, не решает, но усугубляет проблемы инфляции и в целом является фактором десуверенизации российской экономики, ее стагнации, отраслевой деградации и кризисной уязвимости.

Научно-экспертный и практический сопоставительный анализ доказывает, что для целей экономического роста и развития экономики, преодоления негативных последствий внешних санкций денежно-кредитная политика должна быть изменена, для чего требуется решение не ниже Президентского уровня, поскольку нынешняя денежно-кредитная политика Президентом, к сожалению, поддерживается.

Российская наука и бизнес-практика позволяют выдвинуть обоснованный проект корректировки денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Российское бизнес-собрание считает необходимым передать Президенту РФ проект и обоснование корректировки денежно-кредитной политики ЦБ РФ и настоятельно предлагает данную коррекцию.




Президенту РФ Путину В.В.

ПРОЕКТНАЯ ЗАПИСКА

о возможности суверенного решения проблемы инвестирования в российской экономике в условиях санкционных ограничений внешних инвестиций

Анализ и рекомендации разработаны на основании изучения следующих массивов данных

1. История демонетизации российской экономики

2. Теория монетарного обеспечения развития экономики и мировая практика

3. Анализ российской аргументации ограниченной монетизации как метода борьбы с инфляцией

4. Анализ фактической денежно-кредитной политики Центробанка России

5. Опыт ремонетизации в странах мира

6. Проект восстановления монетизации российской экономики как суверенное решение проблемы инвестиционного голода и драйвера экономического развития.

В рамках решаемой задачи поиска и предложения новых источников экономического роста, поставленной Президентом РФ В.В.Путиным, под демонетизацией понимается следующее. Демонетизация финансово-экономической системы страны — это необоснованное с позиции целей развития страны изъятие суверенной денежной массы из финансового оборота и подавление эмиссии Центрального Банка страны.

Проведенный исторический, межстрановый компаративный, системный финансово-экономический, политологический, математический и ситуационный анализ демонетизации российской финансово-экономической системы позволил констатировать следующие значимые фактические обстоятельства и проблемы, и сформулировать для руководства страны рекомендации по их преодолению.

1. В российской финансово-экономической системе, начиная с 1992 года, объем суверенной денежной массы существенно ниже среднемировых нормативов и до нескольких раз ниже показателей развитых и развивающихся экономик сопоставимых стран.

Опыт всего мирового ансамбля стран (203 страны) показывает, что от объема суверенной денежной массы зависит величина национальных инвестиций, и, соответственно, темпы экономического роста и инфляция.

Необоснованное снижение денежной массы ведет к падению инвестиций, экономического роста и к росту инфляции. По факту объем денежной массы влияет на общие объемы инвестиционных кредитных средств в национальной экономике независимо от наличия и эффективности механизмов иностранных инвестиций.

Сжатие денежной массы в обороте ведет к его замещающему наполнению наличной иностранной валютой, что создает значительную базу ненаблюдаемой и неналогооблагаемой теневой экономики, снижает доходы государственного бюджета, наносит ущерб финансовому суверенитету страны.

Россия выбрала для себя аномальное и неприемлемое решение.

2. Недостаточность монетизации российской финансово-экономической системы формируется из-за невведенных в оборот (неэмитированных) Центральным Банком РФ средств; средств, избыточно замороженных в золотовалютных резервах; средств, замороженных в суверенных фондах финансовой стерилизации.

В сумме, с учетом примеров из мирового опыта и расчетов для российской экономики, итоговый искусственный и необоснованный дефицит средств в существующем обороте оценивается на уровне около 2 триллионов долларов (зависит от курса). Эти средства могут быть возвращены в оборот путем изменения эмиссионной функции Центрального Банка России, более рациональной политики золотовалютных резервов и суверенных финансовых фондов, и создания спроектированного в экспертном сообществе специального института развития.

Расчеты показали, что даже если растянуть возвращение средств в оборот в процессе ремонетизации российской финансово-экономической системы на 5 лет, то ежегодное приращение оборота со средней нормой рыночной доходности 5% принесет в национальную экономику чистой прибыли 35 млрд. долл. ежегодно. Увеличатся активы в национальной банковской системе. Сам же инвестиционно-кредитный национальный портфель может быть увеличен в годовом измерении на сотни млрд. долл. суверенных инвестиционных средств, что, безусловно, сработает как мощный драйвер экономического роста на уровне примерно 8% ВВП в год и как стабилизирующий социально-политический фактор.

3. Представление о возможности эффективно таргетировать инфляцию путем сжатия денежной массы в российском случае является ошибочным.

Многолетние наблюдения причинно-следственной зависимости, математические расчеты величины этой связи показывают, что демонетизация не влияет на инфляцию. Объяснение заключается в том, что природа российской инфляции не монетарная. Ее факторы — это монопольные цены, формирующие издержки, импортируемая инфляция в связи с большой импортизацией потребительского и инвестиционных рынков России, инфляционные ожидания, нерегулируемая государством рентабельность, особенно в сырьевых отраслях, инвестиционный дефицит. Ее природа носит многофакторный релаксационный характер. В действительности, наращивание денежной массы в условиях дефолта, кризиса 2008 года, текущие изменения коэффициента монетизации тут же отражались на снижении инфляции и стимулировании экономического роста через рост инвестиционного предложения. Но сжатие денежной массы действовало и действует проинфляционно.

4. Сдерживание оплаты труда, доходов населения, якобы в целях таргетирования инфляции, также снижает накопления в банковском секторе и депозитно-эмиссионный кредитный вклад в национальный инвестиционный портфель.

Это еще один неиспользуемый ресурс для снижения инфляции и инвестиционного стимулирования экономического роста. Кроме этого, недооцененный труд негативно влияет на демографический результат и социально-политические настроения в стране, что существенно для целей политической стабильности и развития России.

5. Представление о целесообразности дальнейшей минимизации государственного инвестиционного портфеля в рамках бюджетной политики ошибочно.

Государственный инвестиционный портфель носит, прежде всего, исключительный характер в силу своей суверенной природы, в чем Россия все более нуждается в условиях санкционного политического и финансово-экономического давления.

Государственный инвестиционный портфель решает общие проблемы развития страны, ее обороноспособности, ее депрессивных регионов, преодолевая естественные ограничения эгоизма бизнеса и политической обусловленности несуверенных внешних инвестиций.

6. Мировой опыт по факту показывает, что ремонетизация экономики возможна и приведет одновременно к снижению инфляции и росту инвестиций, а также к ускорению экономического роста.

7. С целью восстановления монетарного фактора экономического роста и снижения инфляции целесообразно использовать опыт послевоенной Германии (система KFW), опыт Китая, других стран и, приняв политическое решение, создать государственный инструмент для ремонетизации — институт развития в виде например Внебюджетного государственного инвестиционно-кредитного фонда, с наполнением его портфеля, прежде всего, за счет обоснованного эмиссионного объема.

Этот некоммерческий (небанковский) институт развития позволит активно управлять ростом и развитием, т. е. диверсификацией отраслевой структуры экономики, ее модернизацией, выравниванием развития регионов, опережающим развитием инфраструктур, активизировать инновационное обновление основных фондов, жилищное строительство для нужд населения, поддержать малый и средний бизнес, пополнить объем активов банковской системы страны, прокредитовать Правительство. Расчеты показывают, что при гарантировании инвестиционного использования средств фонда инфляция снизится примерно до 2%, а экономический рост (прирост ВВП) достигнет около 8% ежегодно.

8. Одновременно с этим в комплексном пакете решения по ремонетизации должны быть созданы контрольные и регулирующие государственные институты с целью пресечения негативных «боковых» последствий.

Ремонетизация должна проводиться только в комплексе с мерами, препятствующими нецелевому использованию вновь вводимых в оборот средств, непрозрачности, коррупции и теневому лоббизму при их распределении, предупреждающими конвертирование и вывод средств за рубеж. Методология разработки подобного комплексного решения существует.

Пакет прошедших апробацию в экспертном сообществе России проектов нормативно-правовых и организационно управленческих государственных решений, обоснований и прогнозов для осуществления ремонетизации российской финансовой экономической системы прилагается. Таким образом, в распоряжении руководства России, Президента РФ В.В.Путина, поставившего задачу поиска новых источников экономического роста и развития страны, объективно имеется суверенный ресурс принятия политического решения о комплексе мер по ремонетизации финансовой экономической системы страны. Это приведет к существенному оздоровлению национальных финансов и экономики и даст импульс интенсивным позитивным социально-политическим и экономическим процессам развития.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд. (Третье издание). М., Наука и политика, 2016 г.

2. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд Российской Федерации (ГВИКФ. Пакет законодательной инициативы для реализации в процедурах принятия финансового механизма). (Третье издание). М., Наука и политика, 2016 г.



Подписные листы участников бизнес-собрания (92 л.)



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4250
17135
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика