Решение проблем дискриминации

Решение проблем дискриминации

В России на сегодняшний день, как уже отмечалось, защита от расовой, национальной или религиозной дискриминации номинально должна обеспечиваться в силу требований российского законодательства. Однако, несмотря на то, что множество законодательных актов содержат нормы о недопустимости дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии, на практике очень сложно, а порой, практически невозможно доказать дискриминационные действия. Это затрудняет становление Российского государства как действительно правового и оказывающего позитивное воздействие на формирование духовной основы российского общества. Ниже приведены в технологически организованной последовательности (имеется в виду методология и даже технология создания нового закона) концепты решения идентифицированных для российского случая проблем, которые затем имплементируются в текст разрабатываемого законопроекта.

Раздел 1: Концепты решений проблем в интересах человека (личности)

1. Интерес: уважение чести и достоинства

Решение проблем:

а) оценка существующего законодательства, правил и административных процедур с целью выявления дискриминационных положений, с уделением особого внимания законам, правилам и процедурам, касающимся наименее защищенных групп;
б) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина на законодательном уровне, предотвращение дискриминации граждан, пресечение фактов дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии;
в) установление порядка фиксации национальных и религиозных признаков человека в актах гражданского состояния и в документах, удостоверяющих личность и порядка установления факта дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии.

2. Интерес: реализация прав и свобод и их правовое обеспечение

Решение проблем:

а) обязательное рассмотрение и проверка обращения гражданина или группы граждан органами прокуратуры Российской Федерации в срок, установленный законодательством Российской Федерации;
б) предоставление работнику права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконного отказа в приеме на работу, и компенсацию морального вреда;
в) установление положения, что лицо, поступающее на работу, а также работник организации при установлении и изменении размеров заработной платы под роспись должен быть ознакомлен со штатным расписанием организации и размером заработной платы на предполагаемой или занимаемой должности, а также на аналогичных или схожих с ней, а также установление санкции за дискриминацию по признакам расы, национальности или отношения к религии при установлении и изменении размеров заработной платы;
г) законодательное закрепление обязанности работодателя учитывать религиозные убеждения и вероисповедание работника (групп работников) при установлении коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка второго выходного дня при пятидневной рабочей неделе. Работодатели, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, предоставляют выходные дни работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом религиозных убеждений и вероисповедания работника (групп работников).

3. Интерес: сатисфакция

Решение проблем: см. пункт 1 (в) раздела 1.

Раздел 2: Концепты решений проблем дискриминации для социальных групп интересов

1. Интерес: реализация прав и свобод и их правовое обеспечение

Решение проблем: см. пункт 2 (а) раздела 1.

2. Интерес:сатисфакция

Решение проблем: см. пункт 1 (в) раздела 1.

3. Интерес: цивилизационная идентичность

Решение проблем:

а) см. пункт 1 (а) раздела 1;
б) см. пункт 1 (б) раздела 1;
в) см. пункт 1 (в) раздела 1;
г) см. пункт 2 (а) раздела 1;
д) см. пункт 2 (в) раздела 1;
е) закрепление положения, что факт дискриминации при призыве на военную службу граждан Российской Федерации, поступлении граждан на военную службу по контракту, прохождении военной службы устанавливается органами военной прокуратуры по результатам рассмотрения письменного или устного обращения гражданина или группы граждан либо судом.

4. Интерес: защита от внешнего деструктивного воздействия

Решение проблем: распространение действия предлагаемого законопроекта на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов власти, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Раздел 3: Концепты решений проблем дискриминации в интересах общества

1. Интерес: социальная гармония

Решение проблем:

а) реализация права на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
б) обеспечение права на защиту от дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии при реализации права на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, при реализации права на самообразование.

2. Интерес: имидж страны

Решение проблем:

а) обеспечение соответствия всех проектов новых законов, правил и административных процедур международным общепризнанным нормам и стандартам в области прав человека;
б) подписание и ратификация международных документов, провозглашающих равноправие и запрет на дискриминацию, участником которых Россия еще не является.

3. Интерес: цивилизационная идентичность

Решение проблем:

а) см. пункт 1 (а) раздела 1;
б) см. пункт 1 (б) раздела 1;
в) см. пункт 1 (в) раздела 1;
г) см. пункт 2 (а) раздела 1;
д) см. пункт 2 (в) раздела 1;
е) см. пункт 3 (е) раздела 2.

4. Интерес: защита от внешнего деструктивного воздействия.

Решение проблем: см. пункт 4 раздела 2.

Раздел 4: Концепты решений проблем дискриминации в интересах государства

1. Интерес: пределы ограничения прав.

Решение проблем:

а) введение нормы, обязывающей работодателей предъявлять к лицам, поступающим на работу, только квалификационные требования; при этом обязать работодателя по требованию лица, поступающего на работу, выдавать отказ в заклю-чении трудового договора в письменной форме;
б) запрет на указания в объявлениях о приеме на работу или в иной информации о вакансиях на признаки расы, национальности или отношение к религии. При этом религиозная организация, национально-культурная автономия, иные общественные объединения при указании в уставе целей защиты расовых или национальных интересов вправе отказать лицу, поступающему на работу, в заключении трудового договора по признаку отношения к религии, расы или национальности признакам в случае, если это требование является необходимым для занятия вакантной должности или выполнения работы.

2. Интерес: социальная гармония.

Решение проблем:

а) см. пункт 1 (а) раздела 3;
б) см. пункт 1 (б) раздела 3.

3. Интерес: полнота правового регулирования.

Решение проблем: см. пункт 1 (б) раздела 1.

Проблемную структуру законопроекта можно видеть по оглавлению его статей. Заметно, что закон построен именно по тем проблемам, которые были идентифицированы на предыдущих стадиях исследования. С проектом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Оглавление статей законопроекта

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 5. Принципы предотвращения дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии
Статья 6. Законодательство в сфере предотвращения дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии
Статья 7. Виды дискриминации

Глава II. Гражданские и иные права, защищаемые от дискриминации

Статья 8. Права, защищаемые от дискриминации в сфере трудовых отношений
Статья 9. Права, защищаемые от дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере образования
Статья 10. Права, защищаемые от дискриминации в сфере средств массовой информации
Статья 11. Права, защищаемые от дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере социального обеспечения
Статья 12. Права, защищаемые от дискриминации в сфере пользования языком
Статья 13. Права, защищаемые от дискриминации в сфере культуры
Статья 14. Права, защищаемые от дискриминации в сфере гражданско-правовых отношений
Статья 15. Права, защищаемые от дискриминации в области охраны здоровья и медицинской помощи
Статья 16. Права, защищаемые от дискриминации в сфере отношений при поступлении и прохождении государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы
Статья 17. Права, защищаемые от дискриминации в отношении обрядово-ритуальной практики

Глава III. Порядок закрепления национальных и религиозных признаков человека в актах гражданского состояния и в документах, удостоверяющих личность

Статья 18. Предотвращение дискриминации при государственной регистрации актов гражданского состояния
Статья 19. Предотвращение дискриминации при обращении за выдачей либо заменой документов, удостоверяющих личность

Глава IV. Установление факта дискриминации

Статья 20. Установление факта дискриминации в сфере трудовых отношений
Статья 21. Защита от дискриминации при приеме на работу
Статья 22. Возмещение убытков, причиненных лицу, поступающему на работу, в результате незаконного отказа в приеме на работу, и компенсация морального вреда
Статья 23. Предотвращение дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии при установлении и изменении размеров заработной платы
Статья 24. Опубликование в средствах массовой информации или обнародование иным способом сведений о вакантной должности
Статья 25. Предотвращение дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии при изменении трудового договора
Статья 26. Предотвращение дискриминации при установлении выходных дней
Статья 27. Установление факта дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере образования
Статья 28. Установление факта дискриминации в сфере средств массовой информации
Статья 29. Установление факта дискриминации в сфере социального обеспечения
Статья 30. Установление факта дискриминации при выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство
Статья 31. Установление факта дискриминации при найме или поднайме жилого помещения
Статья 32. Установление факта дискриминации в сфере пользования языком
Статья 33. Установление факта дискриминации в сфере культуры
Статья 34. Установление факта дискриминации в сфере гражданско-правовых отношений
Статья 35. Установление факта дискриминации в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи
Статья 36. Установление факта дискриминации при поступлении и прохождении государственной службы Российской Федерации и муниципальной службы
Статья 37. Установление факта дискриминации при призыве на военную службу граждан Российской Федерации, поступлении граждан на военную службу по контракту, прохождении военной службы

Глава V. Порядок рассмотрения обращений граждан или групп граждан в государственные органы власти в сфере предотвращения дискриминации

Статья 38. Порядок обращения в государственные органы власти в сфере предотвращения дискриминации
Статья 39. Рассмотрение обращений граждан или групп граждан в сфере предотвращения дискриминации
Статья 40. Обжалование действий (бездействия) государственных органов власти или должностных лиц в сфере предотвращения дискриминации

Глава VI. Полномочия государственных органов власти в сфере предотвращения дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии

Статья 41. Полномочия государственных органов власти в сфере предотвращения дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии
Статья 42. Контроль за соблюдением законов в сфере предотвращения дискриминации

Глава VII. Ответственность за нарушение прав, защищаемых от дискриминации

Статья 43. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 44. Ответственность лиц, замещающих государственные должности, государственных или муниципальных служащих за совершение дискриминации

Глава VIII. Заключительные и переходные положения

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 46. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. До приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом законодательные акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.

***

Принятие предлагаемого Федерального закона требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. В этой связи разработан текст соответствующего законопроекта, который должен быть принят одновременно с основным законопроектом. Кроме того, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации требует сопровождения вносимых законопроектов пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием, которые также разработаны и излагаются здесь.

Глава V монографии "Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации".


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2752
9701
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика