Система наказаний

Система наказаний

Фрагмент раздела "8.9. Пенитенциарная система" четвертого тома монографии "Национальная идея России"

Система наказаний является важнейшим звеном государственного механизма в обеспечении правоохранительной функции государства. От эффективности ее работы, выполнения возложенных на нее функций зависит не только состояние общественного правопорядка, духовно-психологическое самочувствие общества, но и национальная безопасность и жизнеспособность страны в целом. Под пенитенциарной системой понимается государственный институт, включающий в себя систему уполномоченных государственных органов, государственных уголовно-исполнительных учреждений, иных структурных элементов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, и наказаний, не связанных с лишением свободы, а также ведающих содержанием подследственных с момента заключения под стражу до приговора суда. От качества функционирования системы в значительной степени зависит эффективность борьбы с преступностью в любом государстве, так как даже при качественной работе правоохранительной и судебной систем, невыполнение своих функций системой наказаний приводит к новой волне преступности и сводит на нет усилия правоохранительной системы. Борьба с преступностью основывается на трех взаимоувязанных сферах:

правоохранительная система (профилактика и раскрытие преступлений, поиск лиц их совершивших), судебная система (рассмотрение дела и определение наказания) и пенитенциарная система (приведение наказания в исполнение). Особенность пенитенциарной системы заключается в том, что недостаточно просто привести в исполнение решение суда, необходимо еще достичь тех целей, которые ставятся именно перед пенитенциарной системой. Цели пенитенциарной системы не будут достигнуты, если лицо, совершившее преступление, отбудет наказание в полной мере, но, выйдя на свободу, вновь совершит преступление. В сфере государственного управления необходимо достижение двух основных целей: исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Эти цели тесно взаимосвязаны. Но они включают еще и систему подчиненных целей: отвечающие международным стандартам условия содержания заключенных, проведение воспитательной работы, предупреждение совершения преступлений в местах лишения свободы, обеспечение адаптации осужденных после освобождения и т. д. Нельзя не учитывать особую субкультуру мест лишения свободы, которую впитывают лица, находящиеся там.

Влияние закоренелых преступников на случайно оступившихся людей, которые окончательно становятся преступниками в местах лишения свободы, было камнем преткновения на всех этапах истории обсуждения и анализа пенитенциарной системы.

 Именно в этом заключается смысл разделения мест лишения свободы по видам режимов. Однако проблема в том, что все находящиеся в местах лишения свободы делятся на определенные неформальные группы, и человек, попадающий туда впервые, не может не быть включен в какую-либо группу, иначе его просто убьют. К тому же чем выше статус группы, тем выше степень его защиты в местах лишения свободы. Неэффективная деятельность правоохранительной системы влечет рост преступности и, как следствие, угрожает государственности. Роль пенитенциарной системы представлена в двух плоскостях: во-первых, это необходимость принуждения лица к определенным лишениям,

во-вторых — исправление правонарушителей. Для государства опасно нарушение любой из функций: отсутствие лишений (их угрозы) вселяет чувство безнаказанности и вызывает резкий рост преступности, а отсутствие исправления осужденных ведет к неэффективности борьбы с преступностью в принципе, так как они будут вновь возвращаться к преступной деятельности. При этом и Европейские исправительные правила, и минимальные стандарты обращения с заключенными предусматривают, что национальное законодательство должно содержать механизмы, не допускающие нарушения этих минимальных требований при переполнении исправительных учреждений. Из прогрессивных положений российского законодательства стоит отметить запрет на использование смирительных рубашек, что в некоторых случаях допускается Пенитенциарными правилами. К позитивным аспектам деятельности исправительных учреждений следует отнести решение проблемы побегов заключенных. В 2008 г. было совершено 17 побегов, но все сбежавшие были пойманы в течение месяца. Общая неэффективная деятельность пенитенциарной системы приводит к высокому уровню рецидивов, отсутствию страха наказания и, как следствие, росту преступности. В итоге исправительная система не в состоянии реализовывать возложенные на нее функции, что влечет общую неэффективность деятельности правоохранительной системы.

Подводя итог анализу пенитенциарной системы, предложим ряд выводов.

1. Пенитенциарная система как институт государства в РФ не выполняет возложенных на нее функций, что подтверждается статистикой рецидивов.
2. Причинами невыполнения функций являются как недопустимые условия содержания и отсутствие воспитательной работы, так и недостатки механизма контроля освобожденных лиц.
3. Нормы законодательства РФ не соответствуют требованиям международных актов.
4. Практика пенитенциарных учреждений, в свою очередь, не соответствует требованиям законодательства РФ.
5. Сами по себе положения УИК РФ неплохи, но их неисполнение приводит к неудовлетворительной работе всей пенитенциарной системы.
6. Заключенные не имеют действенных способов защиты своих прав, они полностью зависят от администрации исправительных учреждений.
7. Контроль деятельности пенитенциарных учреждений неэффективен.
8. Большинство проблем пенитенциарной системы тесно связаны с общегосударственными проблемами коррупции, неквалифицированности кадров, правового нигилизма и т. д.

Факты

Количество мест лишения свободы 1060 на 1 000 000 лиц, а нужно не менее 1500 на 1 000 000 лиц

Метраж на одного заключенного 1,5–3,5 м2, а нужно 6–7 м2

Условия содержания (кондиционирование, температурный режим, гигиеническое состояние и т. д.) Не соответствуют как законодательству РФ, так и международным стандартам. Заболеваемость и смертность 104 000 случаев на 100 000 заключенных

Смертность: 540 случаев на 100 000 заключенных. Рецидивы 32–33% в год 15–18% в год. Побеги 18–22 в год.

Наши предложения

Законодательное закрепление порядка проведения и конкретные меры воспитательной работы в местах лишения свободы. Необходимо обязать заключенных осваивать профессии в местах лишения свободы; обеспечить государственное субсидирование получения высшего и среднего специального образования лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Законодательное урегулирование размещения заключенных в камерах, в результате которого станет невозможным совместное размещение лиц, совершивших преступление впервые, и рецидивистов; лиц, совершивших экономические преступления, и лиц, совершивших насильственные преступления; лиц разных поколений.

Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление контроля за освобожденными лицами. Обеспечение трудоустройства освободившихся. Для достижения этой цели можно организовывать государственные заказы, привлекать общественные организации и т. д. Необходимо обеспечить исправительные учреждения заказами на те товары, продажа которых будет приносить прибыль им и доход осужденным. Расширение полномочий общественных комиссий и усиление прокурорского надзора за исполнением наказаний. Ужесточение наказания провинившимся сотрудникам администраций.

Конкретизация норм УИК РФ, касающихся оснований применения взысканий, поощрений, выдачи заключений на условно-досрочное освобождение со стороны администраций исправительных учреждений. Т. е. необходимо конкретизировать и включить в рамки правового поля всю деятельность администраций исправительных учреждений.

Создание соответствующих международным стандартам условий жизни осужденных (камеры, питание, гигиена, досуг и т. д.). Строительство новых и реконструкция существующих мест лишений свободы. Закрепление в Конституции РФ основополагающих принципов исполнения уголовных наказаний. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий для лиц, отбывших уголовное наказание. Закрепление в Конституции РФ норм об обязанностях и ответственности государственного органа исполнения наказаний и администрации исправительного учреждения

Наши поправки в Конституцию

Принципами исполнения уголовных наказаний являются гуманизм, соответствие условий содержания принципам и нормам международного права, ограничение прав осужденных не более, чем это необходимо для достижения целей уголовного наказания, а также иные принципы, установленные федеральным законом.

Лицам, отбывшим уголовное наказание, гарантируется помощь государства в социальной адаптации и трудоустройстве.

Государственный орган исполнения наказаний и администрация исправительного учреждения обязаны обеспечить соответствие состояния мест лишения свободы и прав заключенных требованиям международных актов и федерального закона. В случае обнаружения несоответствия условий содержания требованиям международных актов или нарушения прав заключенных виновное лицо несет личную ответственность, установленную федеральным законом


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3055
48177
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика