Смыслы и ценности Партии нового типа: гуманитарная сфера

Смыслы и ценности Партии нового типа: гуманитарная сфера

Как конкретно повестка развития России от Партии нового типа отличается от современной либеральной модели страны? Почему она целительна для нашей Родины? Есть ли общественный запрос на такие преобразования?

В продолжение нового цикла на портале Центра Сулакшина «Смыслы и ценности Партии нового типа» рассмотрим актуальную гуманитарную повестку обновления России [*]

Начало:  часть I — анализ ценностной модели новой Конституции России от Партии нового типа в ее сравнении с действующей читать здесь.

Фото: Монумент Рабочий и колхозница В.Мухиной на ВДНХ (Москва). Фото: paratozor.livejournal.com

#ПрограммаСулакшина 


К гуманитарной сфере относится культура, религия, образование и воспитание, здравоохранение, демография, наука и т.д. Частота употребления в Основном законе страны слова «культура» является своеобразным маркером придаваемого этой сфере значения. В действующей либеральной Конституции РФ термин «культура» встречается одиннадцать раз, а, например, в Основном законе Китая чаще более чем в два раза, как и в Конституции СССР, где он встречался двадцать семь раз [26]. Если проводить анализ через призму прав и свобод, выдвигаемых либеральной моделью, то культурные ценности обозначаются через свободу творчества и предпринимательства, через право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям. Но реализоваться эти права без участия государства не могут, а, следовательно, и без наделения его определенными обязанностями по сохранению культурного наследия, формированию культурного облика страны, обеспечению условий для развития культуры. Таких апелляций в рамках либеральной модели не предусмотрено.

Есть еще один существенный момент. В действующей Конституции речь идет о многонациональном народе, эта конструкция без конкретизации не имеет смысла, а существование русского народа и его культурных и ценностных накоплений никак не обозначается. По этой причине и понятие культуры становится крайне неоднозначным и размытым. В такой постановке можно вести речь, например, о культурных традициях древних викингов как об источнике культурных ценностей и культурного наследия нашей страны.

Ценность религиозного компонента в либеральной модели не представлена совсем. И даже, наоборот, ценность религии нивелируется — в Конституции указано, что «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». И далее — «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». То есть провозглашается равенство религиозных объединений, и относящихся к традиционным для России религиям (прежде всего к тем, которые оказали решающее позитивное влияние на самосознание, язык, культуру, государственность и т.п.), и к современным течениям, пришедшим на территорию нашей страны из-за рубежа и зачастую откровенно чужеродным по своим духовным качествам.

Право на образование конституционно закреплено, однако не отражены обязанности государства по обеспечению данного права, что, фактически, является способом переложить эти обязанности с государства на институт семьи. Кроме того, речь идет об обязательности лишь основного общего образования, а бесплатность более высоких уровней обеспечивается только в государственных и муниципальных учреждениях, что способствует разрастанию коммерческого сектора. Граждане либеральной России имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом в ранг обязанности данный компонент не возводится. Следовательно, предлагается не превентивный, а реактивный подход, не обеспечивающий в полной мере сохранение и наращивание социального потенциала. Проблема демографии, назревшая в современной России, в действующей Конституции никак не отражена, что является недопустимым с учетом критичности сложившейся в данной сфере ситуации.

Развитие научного потенциала в либеральной модели страны, судя по игнорированию данной темы в Конституции, не предусматривается. Собственно, в том числе и это привело к деградации отечественной науки, утечке мозгов и попыткам реформировать научную сферу, ориентируясь на некие западные лекала. В Конституции слово «наука» употребляется минимальное, по сравнению с другими странами, количество раз и более чем в три раза реже, чем в Конституции СССР, чей научный потенциал являлся одним из самых мощных в мире (рис. 1.1.2.5 [27]).

Рис. 1.1.2.5. Частота употребления термина «наука» в конституциях стран мира

В рамках постлиберальной модели культура понимается как один из главных объединяющих Народ России факторов. Ее средствами государство поддерживает и укрепляет народное единство, русскую российскую цивилизационную идентичность и идейно-духовное состояние нации, и при этом обязано создавать условия для развития культуры России и братских российских народов (в том числе и за рубежом, например, в виде преподавания истории и языка).

Материальные и нематериальные культурно ценные объекты признаются народным достоянием и находятся в федеральной собственности, а относительно культурного и исторического наследия за рубежом предпринимаются необходимые меры по его сохранению. Признается и уважается наличие других культур. Во-первых, самобытных культур братских российских народов, объединенных в Единый Народ России, имеющих право на культуру и вероисповедание предков. Во-вторых, культур иных стран мира, в системе которых Россия берет на себя активную функцию содействия продуктивному межцивилизационному и межкультурному диалогу. Целевая модель предполагает прямой обязанностью и долгом каждого человека формирование собственной духовной культуры. В отличие от либеральной модели, дающей человеку лишь право на творчество, здесь предполагается постоянный активный обязательный процесс.

Относительно ценности религии в рамках постлиберальной модели утверждается следующий принцип — государство поддерживает социально значимую деятельность тех российских религиозных объединений, которые способствуют укреплению русской российской цивилизационной идентичности и реализации высших ценностей России. Соответственно признается вклад Православия и других созидательных традиционных конфессий, и вместо дистанцирования государства от религиозных организаций поддерживается социальное партнерство.

Ценность образования как одного из основных инструментов формирования личности в постлиберальном государстве понимается абсолютно иначе. Во-первых, обязательно должна быть утверждена воспитательная функция системы образования, что позволит обеспечить трансляцию государственной идеологии и всей системы позитивных ценностей подрастающим поколениям. Во-вторых, должны быть обозначены цели образования, а именно — «воспитание личности в духе патриотизма, трудолюбия, коллективности, взаимоподдержки, милосердия, развитие ее цивилизационно идентичного сознания и формирование ее как свободного и ответственного гражданина в соответствии с высшими ценностями России»[28]. Для выполнения этих целей государство обязано взять на себя функцию контроля в том числе и частных учебных заведений.

Обязательно введение понятия долга и ответственности человека за сохранение собственного здоровья и за ведение здорового образа жизни. Государство при этом обязано обеспечивать гражданам своевременную, качественную и бесплатную профилактику, лечение, а также минимально необходимую лекарственную помощь. Кроме того, запрещается пропаганда и реклама нездорового образа жизни.

Постлиберальная модель предполагает особое внимание к проблеме народосбережения, напрямую наделяя государство правом управлять демографическим развитием, в том числе учитывая данный фактор при проведении экономической политики. Признание остроты демографического кризиса и тот факт, что Россия занимает одну из лидирующих позиций по числу абортов (как и по ряду иных факторов убывания численности своего населения), обусловливает запрет абортов на конституционном уровне (кроме специально оговоренных исключительных случаев).

Использование научного потенциала провозглашается одним из принципов государственного управления, основой прогнозирования, планирования и программирования развития. Причем ответственным за организацию системы научного обеспечения государственного управления субъектом должно быть непосредственно Правительство России. Таким образом, развитие науки рассматривается как важный и обязательный инструмент обеспечения самодостаточности страны.

Социологические опросы относительно вышеперечисленных ценностных направлений показывают следующее.

Во-первых, россияне воспринимают великую культуру в качестве неотъемлемой характеристики великой державы, причем отмечают важную роль этой составляющей наши соотечественники в 1,8 раза чаще, чем приоритет прав и свобод человека (23 и 13% соответственно)[29].

Во-вторых, согласно исследованиям, большинство граждан нашей страны в той или иной степени религиозны, т. е. игнорировать или отрицать религиозные ценности на конституционном уровне неприемлемо.

[*] Публикация на основе раздела 1.1.2 фундаментальной коллективной монографии «Россию ждет революция? Вопросы перехода к постлиберальной модели России (алгоритм и сценарии)» (под. ред. С.С.Сулакшина. М.: Наука и политика, 2016), подготовленной сотрудниками Центра научной политической мысли и идеологии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[26] Научный макет новой Конституции России. М.: Научный эксперт, 2011. С. 76.

[27] Там же, С. 378.

[28] Там же, С. 50.

[29] Общественное мнение — 2014. М.: Левада-Центр, 2014. С. 39.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Партия нового типа

Наша идеология

От либеральной патологии — к будущей России. К нравственному государству

Проект Конституции России от Партии нового типа

Ценностное измерение государственных и политических документов: высшие ценности государства как управленческая категория

Вызов культурной дерусификации (россиефобии) и государственный ответ

Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2622
8748
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика