Социальное партнёрство государства и религиозных организаций

Социальное партнёрство государства и религиозных организаций Озвученная вчера на страницах «Ведомостей» позиция господина Прохорова о «антирелигиозном», а не светском (как это формулируется) государстве, не может не тревожить. Российскому государству и народу фактически предложено изгнать религию из своей повседневной жизни, отведя ей небольшие "участки", не соприкасающиеся с широкими слоями населения. В стенах Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования вопрос отношений церкви и государства ставился давно и основательно. В рамках исследования "Социальное партнёрство государства и религиозных организаций" был разработан проект Федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями». Некоторые положения которого мы доводим до Вашего сведения.

С целью выработки наиболее правильной формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями была исследована российская практика подобного сотрудничества, которая до сих пор не получила должного закрепления в законодательстве Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации, как правило, имеется несколько видов религиозных объединений, которые выполняют множество разнообразных видов социально значимой деятельности. В целом картина выглядит очень внушительно, но требует осмысления. Опыт практически всех стран мира показывает, что систему идейно-духовных ориентиров в долговременной перспективе развития страны возможно построить только с участием социально значимых религий. Как подтверждение этого факта могут рассматриваться слова Президента Российской Федерации В. Путина, произнесенные им на пресс-конференции перед представителями ведущих СМИ страны 1 февраля 2007 г.: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому». Известные социологи религии С. Филатов и Р. Лункин дают следующие общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения):

  • православных — 75–85 млн;
  • католиков — до 1 млн;
  • протестантов всех деноминаций — 1,5–1,8 млн;
  • старообрядцев всех толков — менее 1,5 млн;
  • мусульман — 6–9 млн;
  • иудаистов — до 50 тыс.;
  • буддистов — около 550 тыс.;
  • жестко организованных новых религиозных движений — не более 300 тыс.

Десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь. В так называемых новых религиозных движениях (Свидетели Иеговы, мормоны, кришнаиты, муниты, сайентологи, бахаиты, сатанисты, последователи Виссариона и т. д.) числятся в общей сложности не более 300 тыс. последователей. В ряде случаев точная оценка численности верующих представляет большие затруднения. В Аналитическом Центре Юрия Левады (Левада-центр) в июле 2007 г. был проведен представительный опрос свыше 2 тыс. россиян.

Более половины опрошенных россиян заявляли о приверженности православию (56%), треть считали себя атеистами, а остальные участники опроса указали на принадлежность к другим религиозным организациям. Итак, в России наряду с крупнейшими конфессиями представлено множество иных религиозных направлений, занимающихся социально значимой деятельностью. Некоторые из них — ровесники российского государства, другие возникли сравнительно недавно. Оглядываясь на историю, необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в результате гонений на верующих в советское время некоторые относительно небольшие религиозные направления были полностью уничтожены и фактически возродились с нуля в конце 1980-х — начале 1990-х гг. (реформатство, методизм, Армия Спасения). Во-вторых, в лютеранстве, евангельском христианстве и пятидесятничестве примерно в то же время появились влиятельные группы из относительно многочисленных новообращенных, происходящих не из традиционных протестантских семей (хотя лидеры этих групп, как правило, — потомственные протестанты). В-третьих, после декларации 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти стали возникать оппозиционные РПЦ МП православные объединения. Рост и дробление небольших альтернативных православных юрисдикций продолжается по сей день.

Исторически сложившаяся распространенность религиозных организаций в субъектах Российской Федерации разная. Неудивительно, что выделяются две группы религий. Первая — крупные конфессии, которые уважаются значимым  большинством населения. По доле населения и территориальной  представленности с большим преимуществом первым идет православие, затем — ислам. Если учитывать уровень общественного признания, то к первой группе можно отнести дополнительно иудаизм и буддизм. Ко второй группе могут быть отнесены, во-первых, многочисленные религии, верования, вероучения и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в весьма ограниченных ареалах. В случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема. Также ко второй группе можно отнести неправославные христианские конфессии: католичество и протестантизм. Такая двойная структура религий в России не уникальна.

В большинстве стран мира также выделяются ведущие, общенациональные религии, которые получают особый статус в этой связи

и локальные, традиционные для определенной местности религии, а также менее распространенные по сравнению с общенациональными конфессии, не являющиеся культурообразующими для данной страны. Разница в статусах отражает естественную разницу в потенциалах и возможностях социально-культурного влияния на жизнедеятельность общества. Поэтому оба типа религий, оба типа статуса таких религий должны быть уважаемы и представлены в виде соответствующих норм и регуляций в разрабатываемом законопроекте.

Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время правил такого взаимодействия не существует. Но социальное и гуманистическое значение самих перечисленных видов деятельности ни у кого сомнений вызывать не может. Из этих двух обстоятельств вытекает актуальность законопроекта о взаимодействии религиозных организаций и органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах стал даже предметом внимания ООН. Комитет по правам человека ООН в комментарии (1993) № 22 (48) к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, должно допускать исключения или альтернативы для родителей или попечителей.

Наряду с государственным образованием, в которое «внедряется» религиозное обучение, в государствах мира развиты институты непосредственно духовного религиозного образования. (Например, в Греции религиозные школы оплачиваются государством, священникам выплачивается жалованье).

Религиозные организации, осуществляя разностороннюю социальную деятельность, неизбежно оказываются в поле общественной, политической и государственной активности.

Естественно, что эти поля связаны с деятельностью СМИ. Соответственно встает вопрос о правах и возможностях религиозных организаций по взаимодействию со СМИ. В практике многих  государств этот вопрос отрегулирован на уровне национального законодательства.

В России деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Он решает ряд вопросов практической деятельности религиозных образований разных конфессий и деноминаций в системе светского государства, но не учитывает и не вводит специфики социально значимых религий. Более того, этот закон не раскрывает конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, что создает правовые препятствия для гармоничного существования социально значимых для России созидательных религиозных организаций. Все это не дает возможности религиозным организациям оказывать в полной мере то позитивное воздействие на формирование духовной основы российского общества, как это происходит поныне во многих государствах мира.

В России в настоящее время достаточно активно распространена практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако в законодательстве Российской Федерации этот вопрос остается неурегулированным. Мы предлагаем установить специальный правовой механизм взаимодействия — социальное партнерство, который уже получил закрепление в других отраслях права.

Под социальным партнерством понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.

Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства. Законодательное выделение статуса религиозных организаций — социальных партнеров для целей сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом (часть 2 статьи 14). Этот принцип закрепляет исключительно формальное (юридическое), но не реальное равенство. Приведенная правовая норма не предполагает построения отношений государства со всеми религиозными объединениями, как с равными друг другу. В этом смысле следует различать такие понятия, как «равноправие» и «равенство». В конституционной норме, упоминающей этот принцип, речь идет именно о равноправии, которое означает предоставление религиозным объединениям равного объема прав (т. е. равных юридических возможностей пользования ими) и равного объема обязанностей.

Поэтому, по аналогии с конституционным принципом равенства граждан перед законом, который не исключает предоставления определенным категориям населения различных льгот, равенство религий перед законом не исключает законодательного закрепления преимуществ некоторых религиозных организаций, исходя из их исторической значимости, особой социальной роли, вклада в культурную жизнь России. Такой подход полностью отражает мировой опыт взаимодействия государства и религиозных организаций. Сотрудничество государства с религиозными организациями, внесшими существенный вклад в культурно-историческое развитие страны, не может рассматриваться как ущемление или умаление прав и законных интересов других религиозных организаций или объединений. Более того, учитывая национальные традиции и социальную активность иных религиозных организаций, государство обязано поддерживать и их, способствовать их социально полезной деятельности и регулировать ее с тем, чтобы не нанести ущерб той части населения России, которой ближе иные законно существующие религиозные организации. Для достижения этих целей необходимо четкое законодательное регулирование всех возможностей  взаимодействия религиозных организаций — социальных партнеров с органами государственной власти и местного самоуправления в сферах образования, социальной поддержки населения, благотворительной деятельности и др.

 

Свобода духовной самореализации

Решение проблем:
а) просвещение в религиозной сфере для реализации осознанного и свободного духовного самоопределения;
б) проведение активной государственной политики противодействия демографическим угрозам и разрушению традиционных основ семьи;
в) обеспечение условий для широкого распространения просветительских программ религиозных объединений, которые направлены на охрану права на жизнь посредством укрепления семьи, противодействия практике абортов и так называемому «планированию семьи»;
г) создание механизмов действенной защиты от нарушающей конституционный принцип свободы совести, оскорбительной антирелигиозной пропаганды;
д) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся на военной службе;
е) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся в местах лишения свободы;
ж) предоставление централизованным религиозным организациям — социальным партнерам права создавать в соответствии со своими внутренними установлениями структурные подразделения по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами и обеспечение органами государственной власти их присутствия и деятельности в Вооруженных Силах РФ по желанию военнослужащих;
з) предоставление структурным подразделениям по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками религиозных организаций – социальных партнеров, воинскими формированиями и органами по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству права проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;
и) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров в сфере укрепления семьи.

 

Защита от внешнего деструктивного воздействия

Решение проблем:
а) привлечение религиозных организаций — социальных партнеров к участию в разработке правовых и административных мер по недопущению целенаправленного негативного психологического воздействия на людей;
б) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере образования;
в) участие религиозных организаций — социальных партнеров в решении вопросов примирения религиозных, этнических и иных социальных конфликтов;
г) участие религиозных организаций — социальных партнеров в разработке проектов законодательных актов и программ по развитию гражданского добрососедства, религиозной социальной и бытовой терпимости, по укреплению нравственного здоровья.


Возможность наследования духовных ценностей

Решение проблем:
а) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере защиты и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, культурного достояния всех народов России;
б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере непосредственного формирования у граждан моральных и нравственных, семейных и общественных, гражданских и патриотических ценностей;
г) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере обеспечения национальной безопасности.


Доступ к информации и образованию

Решение проблем:
а) привлечение органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально значимых проблем общества и государства образовательных учреждений следующих типов: учреждений профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей; негосударственных общеобразовательных учреждений с преподаванием культурологических, религиоведческих,  этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров; государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с факультативным светским преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров;
б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере укрепления семьи;


Защита культурно-цивилизационной (национальной) идентичности России и повышение престижности созидательного религиозно-культурного мировоззрения и созидательных ценностей в России

Решение проблем:
а) четкая правовая регламентированность конституционного принципа отделения церкви от государства, устанавливающая, что в соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства религиозная организация: не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В соответствии с принципом невмешательства государства в деятельность религиозных организаций в сферы, не подлежащие государственному регулированию, а относящиеся к исключительному ведению религиозных организаций — социальных партнеров и регулируемые их внутренними установлениями, включаются: вероучение; богослужение, другие религиозные обряды и церемонии; формирование внутренней иерархической и институциональной структуры и кадрового состава, осуществление религиозных прав и обязанностей, управление имуществом религиозного назначения.
б) правовая возможность установления органами государственной власти и органами местного самоуправления отношений социального партнерства и организации ими взаимодействия с религиозными организациями в сферах: формирования моральных, нравственных, семейных, гражданских и патриотических ценностей; предотвращения и разрешения межрелигиозных конфликтов; благотворительности; обеспечения национальной безопасности, включая взаимодействие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления; образования; имущественных отношений; использования и сохранения памятников истории и культуры религиозного назначения.
в) разработка органами государственной власти и местного самоуправления и религиозными организациями — социальными партнерами совместных социально-благотворительных программ, а также участие религиозных организаций — социальных партнеров в государственных и муниципальных социальных  программах, направленных на: поддержку социально незащищенных слоев населения, в том числе через учреждения религиозных организаций — социальных партнеров; создание и финансовое обеспечение домов-интернатов для одиноких престарелых граждан и инвалидов, социальных приютов для детей и иных учреждений социального обеспечения; поддержку семьи (создание семейных домов и баз отдыха, выплата целевых стипендий для многодетных семей).


Формирование в России правовой базы для обоснованной поэтапной компенсации материального ущерба религиозным организациям — социальным партнерам, нанесенного им в период воинствующего атеизма

Решение проблем:
а) определение порядка безвозмездной передачи в собственность централизованным религиозным организациям — социальным партнерам имущества религиозного назначения, относящегося к государственной или муниципальной собственности и находившегося до национализации его государством в собственности религиозных организаций, правопреемниками которых являются централизованные религиозные организации — социальные партнеры, за исключением имущества религиозного назначения, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, следующими государственными органами: в отношении федерального имущества Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству; в отношении имущества субъекта Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации; в отношении муниципального имущества органом местного самоуправления по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации;
б) поддержка органами государственной власти или органами местного самоуправления религиозных организаций — социальных партнеров в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, а также в иных формах, реконструкции и ремонта имущества религиозного назначения, в случае если его ненадлежащее использование вплоть до момента безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций — социальных партнеров, привело к невозможности использования для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.


Совершенствование отношений государства и местных органов власти с отдельными верующими и религиозными объединениями в России

Решение проблем:
а) возможность заключения договора между государством и религиозными организациями о разграничении полномочий и принципах сотрудничества в различных сферах;
б) осуществление поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций — социальных партнеров путем: предоставления целевых грантов в соответствии с положением о грантах, утверждаемом Правительством Российской Федерации; предоставления льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов, платежей и иных льгот; материально-технического обеспечения и представления из бюджетных средств Российской Федерации субсидий (включая полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом), государственных или муниципальных гарантий по решению уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления; содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских и образовательных мероприятий;
в) признание имущества религиозного назначения, находящегося в собственности религиозных организаций — социальных партнеров, неотчуждаемым и ограниченным в обороте (особенности использования данного имущества религиозными организациями — социальными партнерами регулируются их внутренними установлениями);
г) установление для религиозных организаций — социальных партнеров обязательной статистической отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, предоставление религиозными организациями — социальными партнерами данной отчетности субъектам официального статистического учета по формам федерального статистического наблюдения;
д) установление порядка раздельного ведения бухгалтерского учета и отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, религиозным организациям — социальным партнерам и их структурным подразделениям возможно предоставление права применения упрощенной системы налогообложения с момента государственной аккредитации;
е) регулирование Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией по социальному партнерству с религиозными организациями — социальными партнерами вопросов совместного использования в культурно-просветительских и образовательных целях государственными и муниципальными учреждениями культуры и образования и религиозными организациями — социальными партнерами зданий и сооружений культового назначения, являющихся памятниками истории и культуры народов России, включенных в соответствующий государственный реестр и находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку религиозным организациям — социальным партнерам в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств для обеспечения сохранности зданий и сооружений религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров и являющихся памятниками истории и культуры народов России, соразмерную их доле участия в безвозмездном совместном использовании с религиозными организациями — социальными партнерами. Религиозные организации — социальные партнеры несут ответственность за сохранность данных зданий и сооружений в части, в которой ими осуществляется их совместная эксплуатация.


Исправление концептуальных недоработок существующего российского законодательства, регулирующего взаимоотношения государства и религиозных объединений

Решение проблем:
а) введение правового статуса «религиозная организация — социальный партнер»;
б) введение юридических терминов: «религиозная организация — социальный партнер», «централизованная религиозная организация — социальный партнер», «местная религиозная организация — социальный партнер».


Статус религиозной организации — социального партнера государства

Решение проблем:
а) законодательное закрепление следующих критериев для придания статуса централизованной религиозной организации — социального партнера: единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений; факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в создание и построение российского государства; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества; отсутствие в вероучении и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений,которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства; исторически сложившееся правопреемство структуры и органов управления, основанных на внутренних установлениях; наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности;
б) законодательное закрепление следующих критериев для придания статуса местной религиозной организации — социального партнера: единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений; факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в построение российского государства на части его территории; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей народов России; отсутствие в вероучении и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства; исторически сложившееся правопреемство структуры и органов управления, основанных на внутренних установлениях; наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности.

В документе отражены и другие сложнейшие проблемы и способы их решения, такие как: границы отделения религиозных объединений от государства; реализация филантропической (благотворительной) функции; реализация хозяйственно-экономической функции; реализация социально-этической функции; реализация миротворческой функции; реализация гражданской позиции религиозных организаций; концепты решений проблем в интересах государства; защита от внешнего деструктивного воздействия (защита суверенитета); заинтересованность государства в созидательных конфессиях; право на заключение договора о сотрудничестве между государством и религиозной организацией. 

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ".


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4127
14185
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика