Точно, конкретно и по делу

Точно, конкретно и по делу

Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

Все чаще мне задают вопрос, а что вы конкретно предлагаете? Хватит критиковать, давайте предложения. Это правильно. И именно так мы работаем, именно так действует наш Центр и создаваемая Партия нового типа. Только каждый должен понимать, что прежде чем выписать рецепт лекарства больному, нужно поставить диагноз, выявить причины болезни, которую предлагается лечить. Когда больной — это страна, частными лекарствами можно сбить температуру, но не вылечить.

Путинская либеральная Россия настолько загнана в угол, из которого может и не выйти, настолько загнила, что, конечно же, ответственное предложение заключается в переобустройстве страны. Так больному говорят: бросайте пить и курить, потреблять наркотики, на свежий воздух, займитесь спортом и культурой, делом и праведностью, ходите в церковь и задумайтесь о грехе, творите благое — тогда выздоровеете.

Так, в России грядет переобустройство. Ее нынешний образ жизни с жизнеспособностью не совместим. Начинается же все для больного с образа жизни, а для страны — с ее Конституции.

Что имеем в либеральной Конституции 1993 года? Вот ее ключевые проблемы, выявленные методами факторного анализа:

1. Экстремальный либерализм и поля ценностного умолчания;

2. Государственный космополитизм и подавление суверенности;

3. Цивилизационная неидентичность и русофобия;

4. Отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом;

5. Отсутствие исторически преемственной и цивилизационно идентичной системы ценностей, являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации;

6. Отсутствие ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики;

7. Полное отсутствие правового института ответственности государства, (вместо него — «…в ведении…») государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина;

8. Отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина;

9. Дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой;

10. Асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции принципов и норм федеративного устройства;

11. Запрет ценностной основы государственности — ее идеологии;

12. Асоциальная формула отношений собственности;

13. Дисбаланс ветвей власти;

14. Подмена народовластия властью денег и административного ресурса;

15. Подмена местного самоуправления государственной властью-де-факто при объявлении ее местным самоуправлением-де-юре.

Это не все, это только конспект анализа действующей Конституции, показывающего, что она — попросту приговор нашей стране, что она программирует гибель России. Полный анализ — в проекте Конституции. В целом, в Конституции 1993 года заложен конструкт государства, угрожающий самому его существованию как целостного, самобытного, цивилизационно идентичного, успешного и жизнеспособного. Что предлагает Партия нового типа в своем проекте новой Конституции России? Что будем иметь в будущей Конституции нравственного государства? Основные концепты — решения проблем и угроз России, генерируемых действующей Конституцией 1993 г.:

1. Государство — это созданная обществом оболочка для жизнеобустройства общежития. Государство отвечает за все

В тексте действующей Конституции государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги (концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник).

Предлагается сущностно иной подход, исходящий из того, что государство не только оказывает услуги, но обеспечивает жизнеобустройство всего общежития в стране. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижения общего и всеобщего блага.

2. Цивилизационная специфика и идентичность страны

Уже было сказано, что код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия, и это следует из количественных профилей-характеристик цивилизаций, является самостоятельной страной-цивилизацией. Русской (российской) цивилизацией. Спор — принадлежит ли Россия западной цивилизации — на языке вкусовых убеждений друг друга не имеет смысла. Но как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие сообщества на жизнь и действия, то совершенно явно видно, что количественные профили этих ценностей различны для всех на сегодня существующих локальных цивилизаций. Собственно, даже в прямом смысле. «Что русскому здорово, то немцу смерть». И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности сокращается российское население даже в физическом смысле.

3. Ценностно-целевой концепт

Конституция описывает основу государственного института, полномочия власти. Ее уровни, их взаимодействия и алгоритм действия государства. При этом есть два противостоящих подхода к государственному управлению. Первый, либерально — коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает услуги, администрирует. Причем откуда берутся цели развития, стратегии развития, приоритеты и опять-таки ценности — неясно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ есть, ибо весь концепт современного либерализма, на самом деле, настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно и диктует и цели, и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А государство минимизирует до состояния «ночного сторожа».

4. Нравственность (нравственное государство)

В истории государства один из путей его формирования связан с воплощением права сильного. Сильный, лидер устанавливал свой порядок, подчиняющий других. Именно из такого наполнения категории «порядок» вытекало и право. Государство стало правовым. Государство как институт насилия. Затем общество мало-помалу вырабатывало понимание своего достоинства и зрело, выдвигая требования учета в праве и порядке своих интересов. Что это были тогда за интересы?

Прежде всего, распределительно-материальные, касающиеся справедливости в потреблении создаваемых человечеством благ. Это были социальные требования. И государства видоизменились. Прошли социальные революции, поменявшие мир. Государство вошло в исторический период социального государства.

Сейчас человечество стоит перед вызовом нравственного государства.

5. Свобода

Важнейшая новация связана с раскрытием категории «свобода». Ее тривиальный либеральный концепт заключается, если всю пропагандистскую и информационную шелуху прикрытия отринуть, примерно в следующем. «Что хочу, то и делаю». «Что не запрещено, то разрешено». Что могу, то куплю. Свобода как право, в этом подходе оторвана от обязанностей и ответственности. Именно таковы правовые формулировки в действующей Конституции.

Но человек потому человек, что он находится в сообществе себе подобных и равных. В коммуникации с ними. Его свобода поэтому — это его несвобода, возникающая в коммуникации. Не что хочу — то делаю. А делаю только то, что согласовано с достоинством и интересами моего ближнего, и нашим групповым и всеобщим благом. Именно на этом пути человечество прогрессивно.

6. Справедливость

В действующей Конституции понятие и концепт справедливости практически отсутствует (справедливость упомянута только один раз, и то в преамбуле).

Социальная справедливость — это непростая категория. Это не то, что часто представляют: всем поровну. Если и труженику и вору поровну, то это явно несправедливо. В новой Конституции вводится понятие, которое конструктивно обустраивает и сферу воспитания потребностей и вожделений, и сферу ответственности за свое присутствие в сообществе и общежитии. Сферу обязанностей государства и его институтов за приближение его к социальной справедливости.

7. Народовластие (гарантии народовластия)

Традиционно в большинстве немонархических Конституций источником власти объявляется народ. Декларируется народовластие (или еще это именуют демократией). Но это, как правило, слабая или вовсе пустая декларация, если Конституция не устанавливает прививок, компенсаций и механизмов, предотвращающих разрушительные для истинного народовластия, реально существующие отношения.

Власть и преимущества денег и богатых, административного ресурса, потенциал частных, т.е. покупаемых, СМИ, прямые махинации на выборах. Искажения в механизмах артикуляции, трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций выборных лиц, забывающих о своих избирателях после получения должности. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия нет.

8. Труд

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций сталкиваются две материи в поле возникновения права человека на получение блага: это труд, с одной стороны, создающий блага, и, с другой стороны, присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять. Когда-то это был отъем блага в схватке. Затем появился банкинг, ростовщичество и рента. Затем возникла рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире возникло присвоение на основе права эмиссии денег и финансовых производных, которое порождает, в том числе, мировые войны, теракты и кризисы. На этом рубеже сталкиваются и даже цивилизационные концепты. Современной России навязывается коммерческая, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.

9. Народное достояние

Невозможно соглашаться с порядком, когда природные ресурсы, данные Богом всей стране, ее естественные энергетические, пространственные и иные преимущества служат интересам только узких групп. Это делается на основе скошенного института собственности. Исторически накопленные материальные (например, транспортные и иные инфраструктуры, создаваемые всей страной) и нематериальные ценности относятся к этой же проблеме. Народ России, по новой Конституции, — не только источник власти, он еще и собственник подобного общероссийского достояния. Поэтому введены четкие регламенты собственности и соответствующие институты, работающие в пользу интересов всего народа страны. Достояние Народа России может быть только в федеральной государственной собственности, а доходы от ее экономического пользования перераспределяются через государственный бюджет и специальные фонды общественного потребления.

10. Цензура

Концепт нравственного государства императивно формирует необходимость государственной нравственной цензуры. Еще раз подчеркнем, что это не только тема порнографии, насилия и жестокости, но еще и тема социализированности, очеловеченности поведения, социальности институтов. Вместе с тем, вместо огульного запрета цензуры, как это сделано в действующей Конституции, уточняется тип и адресация цензуры.

11. Балансы и сдержки ветвей власти, подконтрольность и наказуемость власти

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеобщности и монополизму. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии. Они предложены на пути балансировки полномочий исполнительной и законодательной властей, особенно в порядке подконтрольности и наказуемости в виде отрешения от должности или роспуска государственных органов. Введен институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов. Право на такие действия получает и общество.

12. Политическая ответственность, соревновательность, гарантии оппозиции

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии для политической соревновательности, политической оппозиции.

13. Государственная власть и самоуправление

В новой Конституции государственная власть представлена на всех трех уровнях: федерация, субъект Федерации, местное управление.

В отличие от государственной власти (с бюджетом, органами, ресурсами и правомочиями по принуждению), вводится низовой первичной уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. Это и есть самоуправление. А то, что по действующей Конституции называется самоуправлением, таковым не является. Но при этом оно выведено и из пространства государственной власти.

Это, конечно, далеко не все. Проект новой Конституции России — полномасштабный документ «под ключ». С ним можно идти и на выборы, и на референдум, и ко всему российскому народу.

Главное, что даже этот короткий экскурс указывает на необходимость смены Конституции в целом. А для этого и создается Партия нового типа как собрание людей, понимающих и разделяющих этот исторический вызов нашей стране.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Образ будущей России

Наша идеология

«Оппозиция» — от слова «оппонировать»

Надеяться не на кого — пора собираться


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2179
10697
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика