Точно, конкретно и по делу

Точно, конкретно и по делу

Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

Все чаще мне задают вопрос, а что вы конкретно предлагаете? Хватит критиковать, давайте предложения. Это правильно. И именно так мы работаем, именно так действует наш Центр и создаваемая Партия нового типа. Только каждый должен понимать, что прежде чем выписать рецепт лекарства больному, нужно поставить диагноз, выявить причины болезни, которую предлагается лечить. Когда больной — это страна, частными лекарствами можно сбить температуру, но не вылечить.

Путинская либеральная Россия настолько загнана в угол, из которого может и не выйти, настолько загнила, что, конечно же, ответственное предложение заключается в переобустройстве страны. Так больному говорят: бросайте пить и курить, потреблять наркотики, на свежий воздух, займитесь спортом и культурой, делом и праведностью, ходите в церковь и задумайтесь о грехе, творите благое — тогда выздоровеете.

Так, в России грядет переобустройство. Ее нынешний образ жизни с жизнеспособностью не совместим. Начинается же все для больного с образа жизни, а для страны — с ее Конституции.

Что имеем в либеральной Конституции 1993 года? Вот ее ключевые проблемы, выявленные методами факторного анализа:

1. Экстремальный либерализм и поля ценностного умолчания;

2. Государственный космополитизм и подавление суверенности;

3. Цивилизационная неидентичность и русофобия;

4. Отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом;

5. Отсутствие исторически преемственной и цивилизационно идентичной системы ценностей, являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации;

6. Отсутствие ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики;

7. Полное отсутствие правового института ответственности государства, (вместо него — «…в ведении…») государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина;

8. Отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина;

9. Дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой;

10. Асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции принципов и норм федеративного устройства;

11. Запрет ценностной основы государственности — ее идеологии;

12. Асоциальная формула отношений собственности;

13. Дисбаланс ветвей власти;

14. Подмена народовластия властью денег и административного ресурса;

15. Подмена местного самоуправления государственной властью-де-факто при объявлении ее местным самоуправлением-де-юре.

Это не все, это только конспект анализа действующей Конституции, показывающего, что она — попросту приговор нашей стране, что она программирует гибель России. Полный анализ — в проекте Конституции. В целом, в Конституции 1993 года заложен конструкт государства, угрожающий самому его существованию как целостного, самобытного, цивилизационно идентичного, успешного и жизнеспособного. Что предлагает Партия нового типа в своем проекте новой Конституции России? Что будем иметь в будущей Конституции нравственного государства? Основные концепты — решения проблем и угроз России, генерируемых действующей Конституцией 1993 г.:

1. Государство — это созданная обществом оболочка для жизнеобустройства общежития. Государство отвечает за все

В тексте действующей Конституции государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги (концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник).

Предлагается сущностно иной подход, исходящий из того, что государство не только оказывает услуги, но обеспечивает жизнеобустройство всего общежития в стране. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижения общего и всеобщего блага.

2. Цивилизационная специфика и идентичность страны

Уже было сказано, что код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия, и это следует из количественных профилей-характеристик цивилизаций, является самостоятельной страной-цивилизацией. Русской (российской) цивилизацией. Спор — принадлежит ли Россия западной цивилизации — на языке вкусовых убеждений друг друга не имеет смысла. Но как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие сообщества на жизнь и действия, то совершенно явно видно, что количественные профили этих ценностей различны для всех на сегодня существующих локальных цивилизаций. Собственно, даже в прямом смысле. «Что русскому здорово, то немцу смерть». И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности сокращается российское население даже в физическом смысле.

3. Ценностно-целевой концепт

Конституция описывает основу государственного института, полномочия власти. Ее уровни, их взаимодействия и алгоритм действия государства. При этом есть два противостоящих подхода к государственному управлению. Первый, либерально — коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает услуги, администрирует. Причем откуда берутся цели развития, стратегии развития, приоритеты и опять-таки ценности — неясно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ есть, ибо весь концепт современного либерализма, на самом деле, настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно и диктует и цели, и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А государство минимизирует до состояния «ночного сторожа».

4. Нравственность (нравственное государство)

В истории государства один из путей его формирования связан с воплощением права сильного. Сильный, лидер устанавливал свой порядок, подчиняющий других. Именно из такого наполнения категории «порядок» вытекало и право. Государство стало правовым. Государство как институт насилия. Затем общество мало-помалу вырабатывало понимание своего достоинства и зрело, выдвигая требования учета в праве и порядке своих интересов. Что это были тогда за интересы?

Прежде всего, распределительно-материальные, касающиеся справедливости в потреблении создаваемых человечеством благ. Это были социальные требования. И государства видоизменились. Прошли социальные революции, поменявшие мир. Государство вошло в исторический период социального государства.

Сейчас человечество стоит перед вызовом нравственного государства.

5. Свобода

Важнейшая новация связана с раскрытием категории «свобода». Ее тривиальный либеральный концепт заключается, если всю пропагандистскую и информационную шелуху прикрытия отринуть, примерно в следующем. «Что хочу, то и делаю». «Что не запрещено, то разрешено». Что могу, то куплю. Свобода как право, в этом подходе оторвана от обязанностей и ответственности. Именно таковы правовые формулировки в действующей Конституции.

Но человек потому человек, что он находится в сообществе себе подобных и равных. В коммуникации с ними. Его свобода поэтому — это его несвобода, возникающая в коммуникации. Не что хочу — то делаю. А делаю только то, что согласовано с достоинством и интересами моего ближнего, и нашим групповым и всеобщим благом. Именно на этом пути человечество прогрессивно.

6. Справедливость

В действующей Конституции понятие и концепт справедливости практически отсутствует (справедливость упомянута только один раз, и то в преамбуле).

Социальная справедливость — это непростая категория. Это не то, что часто представляют: всем поровну. Если и труженику и вору поровну, то это явно несправедливо. В новой Конституции вводится понятие, которое конструктивно обустраивает и сферу воспитания потребностей и вожделений, и сферу ответственности за свое присутствие в сообществе и общежитии. Сферу обязанностей государства и его институтов за приближение его к социальной справедливости.

7. Народовластие (гарантии народовластия)

Традиционно в большинстве немонархических Конституций источником власти объявляется народ. Декларируется народовластие (или еще это именуют демократией). Но это, как правило, слабая или вовсе пустая декларация, если Конституция не устанавливает прививок, компенсаций и механизмов, предотвращающих разрушительные для истинного народовластия, реально существующие отношения.

Власть и преимущества денег и богатых, административного ресурса, потенциал частных, т.е. покупаемых, СМИ, прямые махинации на выборах. Искажения в механизмах артикуляции, трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций выборных лиц, забывающих о своих избирателях после получения должности. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия нет.

8. Труд

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций сталкиваются две материи в поле возникновения права человека на получение блага: это труд, с одной стороны, создающий блага, и, с другой стороны, присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять. Когда-то это был отъем блага в схватке. Затем появился банкинг, ростовщичество и рента. Затем возникла рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире возникло присвоение на основе права эмиссии денег и финансовых производных, которое порождает, в том числе, мировые войны, теракты и кризисы. На этом рубеже сталкиваются и даже цивилизационные концепты. Современной России навязывается коммерческая, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.

9. Народное достояние

Невозможно соглашаться с порядком, когда природные ресурсы, данные Богом всей стране, ее естественные энергетические, пространственные и иные преимущества служат интересам только узких групп. Это делается на основе скошенного института собственности. Исторически накопленные материальные (например, транспортные и иные инфраструктуры, создаваемые всей страной) и нематериальные ценности относятся к этой же проблеме. Народ России, по новой Конституции, — не только источник власти, он еще и собственник подобного общероссийского достояния. Поэтому введены четкие регламенты собственности и соответствующие институты, работающие в пользу интересов всего народа страны. Достояние Народа России может быть только в федеральной государственной собственности, а доходы от ее экономического пользования перераспределяются через государственный бюджет и специальные фонды общественного потребления.

10. Цензура

Концепт нравственного государства императивно формирует необходимость государственной нравственной цензуры. Еще раз подчеркнем, что это не только тема порнографии, насилия и жестокости, но еще и тема социализированности, очеловеченности поведения, социальности институтов. Вместе с тем, вместо огульного запрета цензуры, как это сделано в действующей Конституции, уточняется тип и адресация цензуры.

11. Балансы и сдержки ветвей власти, подконтрольность и наказуемость власти

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеобщности и монополизму. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии. Они предложены на пути балансировки полномочий исполнительной и законодательной властей, особенно в порядке подконтрольности и наказуемости в виде отрешения от должности или роспуска государственных органов. Введен институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов. Право на такие действия получает и общество.

12. Политическая ответственность, соревновательность, гарантии оппозиции

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Как и в проблеме истинного народовластия необходимы специальные меры и гарантии для политической соревновательности, политической оппозиции.

13. Государственная власть и самоуправление

В новой Конституции государственная власть представлена на всех трех уровнях: федерация, субъект Федерации, местное управление.

В отличие от государственной власти (с бюджетом, органами, ресурсами и правомочиями по принуждению), вводится низовой первичной уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. Это и есть самоуправление. А то, что по действующей Конституции называется самоуправлением, таковым не является. Но при этом оно выведено и из пространства государственной власти.

Это, конечно, далеко не все. Проект новой Конституции России — полномасштабный документ «под ключ». С ним можно идти и на выборы, и на референдум, и ко всему российскому народу.

Главное, что даже этот короткий экскурс указывает на необходимость смены Конституции в целом. А для этого и создается Партия нового типа как собрание людей, понимающих и разделяющих этот исторический вызов нашей стране.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Образ будущей России

Наша идеология

«Оппозиция» — от слова «оппонировать»

Надеяться не на кого — пора собираться


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1305
3911
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика