Гуманитарная

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — I

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — I

Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Приводим первую часть разговора в рамках вебинара №50 «Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия».

Фото: «Благодатное небо» (источник)


Что нас объединяет в разговорах и вебинарах? Кому-то интересно, кому-то любопытно, кому-то полезно, кто-то ищет ответы на свои вопросы. Почему здесь? Почему в таком формате? Почему вещание исходит именно от меня? Наверное, потому что так сложилась жизнь, судьба и профессиональная карьера. Накоплены очень важные, нетривиальные, иногда уникальные знания, методологии разбирательства со сложными вещами, полезные и интересные возможности анализа. Вместе с тем, в этой части своей жизни хочется поделиться всем, чем можешь и должен, всем, что знаешь и умеешь. Со своей стороны, я ощущаю именно такие императивы.

Сегодняшняя тема двойная. Первая часть — встреча Римского Папы и нашего Патриарха. Вторая часть — будущая Россия и религия. Давно хотелось провести разговор об очень важных вопросах, которые иногда становятся даже острыми. Более того, эти острые вопросы находятся в диапазоне от мировоззренческих, фундаментальных, философских, базовых точек до технологий политической манипуляции и гибридной войны, которая ведется с нашей страной. Какие-то вещи не очень различимы. В каких-то вещах наши искренние люди подпадают под техники манипулирования. И об этом хочется тоже говорить, об этом нужно говорить.


ИНТЕРПРЕТАТОРСТВО РАЗНОГО РОДА

Итак, прошла встреча двух предстоятелей двух ветвей христианства. Интернет, пресса очень много внимания уделяют этой встрече. СМИ пестрит протокольной информацией, но еще больше разного рода интерпретаторства, причем не всегда с желанием честного анализа, прогноза и последствий. Иногда интерпретаторство лояльное, а иногда в его арсенале используются те самые методы манипуляции сознанием, которые сопровождаются вбросами смыслов и выдумок. Все, потому что событие действительно значимое.

Сами посудите! Это первая встреча за 1000 лет! Соотнесите историю 1000-летней глубины человечества, нашей страны и европейской цивилизации! Ощутите, что такое 1000 лет! Это первая встреча после разъединения. Папа Франциск сказал: «Если Господь снизойдет на землю, то лучше, если он застанет представителей двух ветвей не в теологических спорах, а как минимум идущих в одном направлении». В этом, конечно, абсолютный смысл и абсолютная правда.

Пытаются увидеть в этой встрече какие-то серьезные повороты в судьбах конфессий, и в частности Русской Православной Церкви. Мне кажется, это преждевременные ожидания, хотя бы потому, что уже есть пример и предтеча — объединение Русской Православной Церкви и Зарубежной православной церкви. Спустя 80 лет произошло историческое объединение разделившейся по политическим мотивам в связи с рождением богоборствующего атеистического Советского Союза Русской Православной Церкви. Разошлись и вновь соприкоснулись. Это начало евхаристического общения двух православных ветвей. А что изменилось в сущности, жизни той и иной ветви, если всерьез?

Что изменилось на стыке РПЦ, Московской патриархии, реалий жизни страны, государства и властного процесса? Практически ничего. Ждем успеха в единении, которое всегда лучше, чем разъединение родственных братских сущностей. Ходить вокруг да около не нужно. Та декларация, которая подписана Патриархом и Римским Папой, включает ряд важных и ключевых позиций. Например, общее отношение к защите побиваемых христиан, а также общие позиции и представления о естестве человеческого рода, браке как союзе мужчины и женщины. Можно только представить, как католический институт посмел, позволил себе стать против секулярной западной позиции однополых браков и тому подобных модификаций человеческой природы. Очень важно, что объявлено табу на прозелитизм, то есть провозглашено уважение к традициям, бытию и канону в соответствующей ветви визави. В принципе это позитивное явление, но преувеличивать его значение не нужно. Могло ли оно произойти раньше? В принципе могло, потому что есть естественные основания в природе этой встречи. Почему она произошла именно сейчас?

Есть политический момент. Он иллюстрируется тем, что наш Патриарх, несмотря на конституционные требования «Религиозные объединения отделены от государства», прилетел туда на государственном самолете. Папа Франциск на контрасте прилетел на арендованном обычном коммерческом рейсовом самолете. Но не это главное. Хотя кто-то, конечно, увидит в этом подоплеку и начнет интерпретировать со своей колокольни. Отчасти правильно начнет интерпретировать, потому что у нас несколько ведущих религий, исторически внесших вклад в государственность нашей страны и построение истории России. Позиции старшего брата и младшего брата здесь не очень уместны. Уместны цивилизационно-исторические и культурно-исторические естественные акценты.

Сейчас господствуют неестественные основания и надуманные измышления, чтобы ссорить на конфессиональных границах, выбивать из- под российского народа и российской государственности те объединяющие институты и скрепы, которые еще существуют. Никуда не делась задача развалить, разогнуть и выдернуть скрепы разного сорта из нашего народа, его культуры, его бытия и нашей государственности. Задача развалить Россию наоборот все время набирает обороты. Мы должны быть настороже и понимать роль Русской Православной Церкви в укреплении российского государства.


НЕ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

Теперь мне хочется перейти к важной глубокой стороне вопроса — «Будущая Россия и религия». Что такое «религия»? Что такое «вера»? Что такое «верю»? Что такое «верую»? Все ли сейчас сходу могут сформулировать для себя абсолютно точно, что такое «Я верю»?

На самом деле, это означает, что я располагаю абсолютно достоверным знанием о чем-нибудь. Ведь для религиозного, верующего человека сама возможность подвергнуть сомнению это утверждение выведена за скобки: «Вопросов не задавать!». Такова культурная, социальная традиция и миссия: «Я верю. Я располагаю абсолютно достоверным знанием». Но тогда возникает вопрос, а откуда это знание у человека появилось? Оно появляется из опыта, практики и обучения — принятия неких содержаний как истин от папы и мамы, социального круга, в котором человек находится, учителя, священнослужителя, из книги.

Но есть еще один путь. Человек обретает уверенное достоверное знание из научных упражнений, задавая вопросы: «Это истинно? Или это не истинно? Применяем критерий истины для проверки результатов, убеждаемся, что это истинно. Мы приходим к обладанию достоверным знанием о чем-нибудь». В чем разница двух путей? 1.Я верю, получив эту информацию из разных источников. 2. И — я располагаю достоверным научным знанием из своих научных практик. Если знание истинно, то какая разница как оно получсено?

Конечно, актуален вопрос: «А о каком знании идет речь?». Какое знание, прежде всего, дает религиозная практика? Обращаем свою мысль в глубину веков. Прежде всего, это знания, постулаты и догматы, составляющие основу человеческого мировоззрения. А что такое мировоззрение? Мировоззрение — это выбор ценностей, мотивирующих человека, прежде всего на то, чтобы он был человеком, а не нечеловеком или животным.

Мировые религии родились в те времена, когда человечество как сущностный феномен в природе стало погибать. Почему? Если брать за критерий разум, то сначала возник первобытный коммунизм, потом были изобретены дубинки, луки, стрелы и копья. Затем придумали ростовщический процент, а вместо натурального распределения возникла торговля и деньги, то есть возможность отбирать у себе подобного, возможность быть нечеловеком и возвращаться в социал-дарвинистское, животное бытие: «Кто сильнее, тот и получает блага. А благ, конечно же, в достатке не бывает».

Человечество родилось как чистый, светлый, непорочный ребенок. Потом человеческая сущность начала деградировать. Тогда пришел для христиан Спаситель, Учитель. Для мусульман Пророк. Согласно Учениям, в каждой мировой религии есть субъект, имеющий образ и подобие, по которому мы созданы. Субъект дал человечеству напутствие: «Это правильно. Это праведно. Это хорошо. Это по образу и подобию. Это человечно». Он дал не физические константы мира, а абсолютные универсальные ценности и идеалы, которые точно так же образуют бытие мира, социально оразумленную реальность, как и физические константы образуют мир остальной. Глубоко ошибочно думать, что нравственные ценности, ценности справедливости и очеловеченности релятивичны, то есть у каждого своя нравственность и свое понятие о справедливости. Это лукавая, неверная позиция. Константы нравственности, очеловеченности и человеческой сущности объективны. И человек осознал, обрел эту мысль и представление, когда услышал Слово неких выделенных, особенных людей, которые были жрецами, пророками, а потом стали священнослужителями. Что это были за люди? Что за знания они несли человеку? Откуда они его взяли?

Религия — это не фантазии, это не опиум для народа, а совершенно серьезный институт и практика, который возник 1000 лет назад в момент серьезнейшего вызова расчеловечения человека. Религия носит объективный, совершенно реальный и сущностный характер.

Отдельные люди действительно имеют возможность «шестым чувством» общаться с источником мысли, знания, установлений. Молящиеся люди говорят, что они ощущают в себе физическое присутствие, контакт, приток информации. Человек и человечество с точки зрения научно-технических возможностей не стоят на месте. Если сейчас это ощущается кем-то на уровне материального, информационного или энергетического обмена, значит, когда-нибудь будут созданы усилители этих чувств и этого сигнала. Ведь изобрели же усилители электромагнитной волны, декодеры информации!

Простите меня за механистические моменты, но я очень серьезно и долго работаю над этой темой и полагаю, что если образ и подобие — это один из краеугольных камней Учения, значит в формуле «по образу и подобию» — стоит знак равенства. Если мы Ему подобны, то Он соответственно подобен нам. Я сейчас наверное царапнул по богословским теологическим постулатам, но это моя позиция и взгляд на вещи. И, вероятно, ничто не запрещает никому самому думать с добрым чувством, доброй мыслью и пытаться постичь то, что человечество в своих практиках имеет тысячи лет. Тысячи лет миллиарды людей не могут заниматься ерундой. Значит, это серьезное, объективно существующее явление, институты, механизмы, процессы, которые вовсе не выведены за скобку рационального и научного постижения.

В религиозном догмате все весьма определенно: «Вопросов не задавать! Верю!». Например, сущности, которые ходят между нами и мотивируют наши мировоззренческие мнения, намерения и действия, могут быть предметом постижения рационального и достоверного знания, что дает основание сказать людям: «Верю!». Эти сущности существуют на рациональном уровне.

Конечно, есть канон. Конечно, есть служба. Конечно, есть святые тексты, которые пронесены через тысячи лет. Самое замечательное и удивительное заключается в том, что, несмотря на смену общественно-экономических формаций, войны, катастрофы и моры, ценности как и абсолютные нравственные физические константы перенесены через века. Величайшая миссия и заслуга мировых религий, что они пронесли заботу о человеке и человечестве: «Будь человеком! Будь человечеством!» через века, выдержав все испытания на стойкость, ужасами гонений и физических истреблений!. Через миллион миллионов или миллиард миллиардов лет миссия, представления о сущности человека, проекции констант, требующих быть человеком во всех практиках и институтах будут базироваться на иной основе. Это совершенно бесспорно.


СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНА

Проведем мысленный эксперимент. На сегодня наука и техника позволяют протезировать печень, легкие, сердце… Уже даже лицо пересаживают. Представляем, что через миллиард миллиардов лет эти научно-технические возможности достигнут той точки, что каждую клетку человеческого организма можно будет спротезировать, включая мозг.

Теперь представьте, что в какой-то момент вас спротезировали. Вы постарели, вы заболели, вас, не дай Бог, поразил рак, и поэтому все ваши клетки и молекулы спротезировали. Тело как бы абсолютно замещено. Вопрос: «Вы остались? Или вы исчезли по причине того, что ваше тело отложили в сторону на хирургическом столе, изменили, а затем спротезировали?». Старое тело ушло. Но ВЫ где? Вероятно, здесь, в новом теле. Что есть тогда ВЫ?

Даже через этот довольно простой мысленный эксперимент мы приходим к пониманию, что человек на бионосителе едет всего лишь как на трамвае. Человек — это материальная сущность, которую наука еще не очень познала, но уже начинает фиксировать и изучать. Сознание материально. Слово превращается в материальную силу. Намоленное место действительно намолено, и там действительно сконцентрирована определенная материя, энергия и сигнал. Бог в нас, а мы в нем. Это целостно и едино. Это удивительное явление природы и мироздания. Главное во всем этом — человек должен быть человеком. Образ и подобие заданы. Иначе, он — обезьяна, лев, волк, червяк, заяц, кузнечик… Кто угодно, только не человек.

Последние столетия были ознаменованы множеством трагедий, войн и стратегий на поле боя. Представьте себе, с одной стороны идет войско. На его флагах и растяжках написано: «С нами Бог!». Или гитлеровские солдаты идут и у них на кинжалах и пряжках написано то же самое: «Got mit uns!». На долларах написано: «In God we trust!». С другой стороны тоже идет войско, и тоже с лозунгом: «С нами Бог!». И две стороны бьются насмерть, сотни тысяч ложатся в кровавых лужах. Возникает вопрос, он все время преследует: «Бог! Если ты всесилен, вездесущ, справедлив, любвеобилен, носитель справедливости и нравственности, почему ты это допускаешь? Как это может быть?». Кто-то говорит: «Не могу верить, что Он есть, если Он такое допускает». Мой вопрос: «А что, мы сами не при чем?». Человек не при чем? А свобода человека разве не заключается в выборе: быть человеком, нечеловеком или контрчеловеком? После 70-ти лет бренного существования, человек уходит туда, откуда пришел, откуда мы все родом. Разве это не результат наших действий, рук, усилий, мыслей, борений, тайных мыслей, о которых никто, кроме самого себя и своей совести, не узнает? Слишком уж кому-то хочется переложить свою ответственность и совесть на того, кто за нами приглядывает. А то, что приглядывает — это совершенно определенно.

Так мы приглядываем за своими детьми. Мы не водим их за ручку всю жизнь. Мы сначала объясняем, что правильно и праведно, а что нехорошо и недобро. Пока птенчики рядом с нами, мы их поправляем, а потом говорим: «Идите и творите свою жизнь и мир так, как вы себе это в нравственном ключе представляете сами. будьте людьми.».


ЗАКОДИРОВАННЫЙ ЯЗЫК ОБРАЗОВ

Почему сегодня Русскую Православную Церковь подвергают атакам? Везде полно хамских, наглых наскоков, обвинений, ругани и матерщины по поводу Русской Православной Церкви. Почему в 90-е годы устремились в Россию и расплодились различные секты? Их представители встречались с Горбачевым, получали земли, строили свои храмы. Я сам получал письма от американских сенаторов, которые требовали изменить закон о религии: «Как вы смеете придумывать какие-то преференции Русской Православной Церкви?».

Какова причина этих атак? Почему целью атак является и искажение ислама? Ведь мировые религии в корне содержат практически идентичные нравственные константы и императивы как физические константы мира. Практически одни и те же. Это не случайно, потому что это абсолютные константы для человеческой и социальной природы нашего мироздания. Почему РПЦ постоянно атакуют? Потому что в потенциалах государственности любой страны невероятно важно мировоззрение, то есть определенность человека и общества в ценностном выборе. Если лишить его этой определенности, выдернуть из-под него (как это делает российская либеральная Конституция 1993 года) ценностную базу, запретить общестрановую единую идеологию (она, конечно же, только государственная может быть), то происходит эрозия. Народ дробится, общая идея, смысл и общее целеполагание исчезают. Исчезает общность, целостность и прочность потенциалов государственности, и государство попросту разваливается.

С нами, нашей страной ведут войну. Если вы знакомы с социологией, то из общественно-политических институтов современной России самым высоким доверием пользуется Русская Православная Церковь. Про рейтинг Президента я говорить не буду. Мы много раз о нем говорили. Эти рейтинги прилетают и улетают, так же как и президенты приходят и уходят, а страна, народ, российское государство должны существовать тысячи лет. Идентичное социально-культурное, культурно-традиционное, исторически культурное и мировоззренческое основание должно быть обязательно. Его дают религии. Религии его несут.

Когда мы задумывались над вопросами, как спасти и переобустроить Россию, гибнущую по программам, заложенным в 1993 году, и чем будет заниматься Партия нового типа, которая уже рождается, то в нашем проекте Конституции России мы отразили системные, очень обдуманные, методологически и технологически целенаправленные, дальнонаправленные ответы. Например, среди высших ценностей России по нашей Конституции есть следующая: «Идейно-духовная, мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалам». Вопрос: «Откуда это берется?». Какие институты ее формируют? Данную цель достигают институты образования, пропаганды, СМИ, рекламы, культуры, релевантной науки, семья. По нашей Конституции это считается очень важным. Но ведь кроме перечисленных институтов, идейно-духовную и мировоззренческую мотивированность человеку дают и религии с помощью специального языка, образов, пронесенных сквозь тысячелетия из святоотеческих и святых книг. Почему часто обижаются на язык религии? да, он специфичен.

Почему никто не обижается на язык, например, математики? Только взгляните: «Если уравнение x2+y2=z2 имеет бесконечное множество решений на множестве всех трех пифагоровых чисел, то уравнение xn+yn=zn (где n>2) не имеет решения на множестве целых положительных чисел! Как замечательно! Только представьте себе: не имеет решения на множестве целых положительных чисел! Почему никто не в претензии к этому языку?

Язык религии образный, метафорический. Он тысячи лет переносил закодированный смысл. Вот кто-то предъявляет претензии: «Какие-то там путешествия… История каких-то иудеев 2000 лет назад… Почему это должно нас интересовать?». Такое пренебрежение и хамство абсолютно неуместны, потому что этим языком перенесены, закодированы и нам донесены те самые нравственные константы, определяющие строение социального и человеческого мира и бытия.


НЕПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛА

В проекте нашей Конституции есть специальная Глава «Государство и религия». В ее Статье 10 рассмотрены человек, религиозные объединения и государство. Формула, которая в нынешней Конституции проста и тривиальна «Россия — светское государство», в нашем проекте звучит иначе: «Россия — светское веротерпимое государство». Формула «Религиозные объединения отъединены от государства» у нас звучит иначе. Что значит «отъединение от государства»? Они что интернированы и высланы за пределы нашей страны? Или священнослужители не обладают гражданскими правами? Или то, что делает Церковь, Умма и другие конфессиональные институты в части милосердия, призрения, печалования, образования, миротворчества, не является общественно значимыми функциями и миссиями?

Государство не отъединено, а присоединено, но при жестком требовании к отдельным сферам деятельности. Государство взаимодействует с религиозными объединениями в сферах их социально значимой деятельности. И соответственно религиозные объединения в сферах государственной социально значимой деятельности тоже принимают участие. Конституция, которая на сегодня действует, подрывает важнейший институт укрепления единства природной прочности нашего многонационального народа (с основной русской долей), единого цивилизационного пространства нескольких религиозных конфессий.

Конституция, которую мы предлагаем, вводит понятие не только об атеизме или о веровании, но еще и об агностическом мировоззрении. Это регламентация, направленная на реализацию самых важных, ценных, исторически выношенных, отфильтрованных и защищенных от искажения и уничтожения ценностных императивов страны. В светском атеистическом агностическом пространстве и религиозном пространстве есть совпадающие важнейшие ответственности за то, чтобы наша страна была нравственной, справедливой, умной, культурной, воспитанной, идентичной, то есть устойчивой к любым внешним попыткам превратить нас в нечто противоположное успешной, уважаемой и любимой в мире. Если Россия пойдет на таких основаниях строить себя, то она и станет умной, нравственной, справедливой, успешной, устойчивой и навсегда. Не только для детей и внуков, а навсегда. В этом основа нашего размышления. В этом основа нашего проектирования. В этом основа убеждения, что страна выстоит, отобьет наскоки и атаки, отобьет грызунов, которые подгрызают ее изнутри по глупости либо по ненависти. Она выстоит.

Главное — искреннее желание постичь и спроецировать желаемое будущее России. Главное — разработать технологии построения, снятия непоняток, конфликтов и недружелюбия.

Главное — человек должен быть человеком, а человечество должно быть человеческим сообществом.

На этом пути мы видим выход. А путь этот пройти в одиночку или втроем-впятером невозможно. Именно поэтому мы и призываем: «Друзья! Объединяйтесь! Партия нового типа — это не бюрократический придаток кабинета Володина! Это наше с вами собрание, в котором мы на конкретных позициях можем построить свой человеческий русский цивилизационный российский мир!».

А там и на выборах выиграем. А там, если, не дай Бог, начнет рушиться, примем на свои плечи обломки и удержим нашу страну, нашу Россию. 



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Био, социо, духовная эволюция

Сознание материально

Коллективный разум

Бог и эволюция

Бог един. У каждого народа свой путь к Богу

Секуляризм как религиозный проект

Соотношение науки и религии

Создание такого чуда, как мозг человека, без понятия Творца практически нереально



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments


Loading...

Новости партнеров

Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru