"Экономическое измерение государственного суверенитета". Научно-экспертное заключение

"Экономическое измерение государственного суверенитета". Научно-экспертное заключение

Московский экономический форум

Центр научной политической мысли и идеологии

Круглый стол

«Экономическое измерение государственного суверенитета»

(Москва, 27 марта 2014 г., МГУ им. М.В.Ломоносова)

Научно экспертное заключение


  В обсуждении поставленной для анализа темы приняло участие 60  чел. , ученых, экспертов, практиков.

  На обсуждение были вынесены следующие вопросы.

1.  Современное представление о государственном суверенитете

2.  Проблемная структура, акторы и факторы обеспечения суверенитета

3.  Экономические факторы государственного суверенитета

4.  Российская финансовая и экономическая политика как фактор государственного суверенитета: проблемы и предложения

  Понимая под государственным суверенитетом право и реальную возможность государства принимать государственные решения в национальных интересах и на самостоятельной основе, необходимо видеть, что такое право и возможность основаны на ресурсной обеспеченности. В ее структуре как внутренние, так и внешние факторы и акторы, и соответствующие им ресурсы. Это внешние государства, их союзы и глобальные природные факторы. Это национальные финансы, производство, оборонные инфраструктуры, гуманитарные факторы (человеческий потенциал - люди с их духовными и душевными качествами, ценностями, мировоззрением, способностями, знаниями, умениями и навыками), природные ресурсы, общественно-политические лоббистские и оппозиционные институты. Это духовные, ценностные, этические и идеологические основы идентичности страны.

  Поддержание государственного суверенитета основано на активной государственной политике в каждой из указанных сфер жизнедеятельности страны.

  Специфическое значение имеет финансовый экономический ресурс.

  I.  Анализ российской государственной политики и практики в этой сфере выявляет ряд тревожных диагностик и трендов.

  С позиций внешнего суверенитета:

а) неумеренная политика открытости российской экономики мирохозяйственным связям привела к ущербу суверенитету в силу необоснованно высокого внешнеторгового оборота, превышения объемов экспорта над импортом и замораживания положительной части платежного баланса вместо ее использования в целях развития;

б) сворачивание внутреннего производства несырьевой, машиностроительной, приборной, иной высокотехнологической, фармакологической, продовольственной продукции и компенсация утрат импортом на слишком высоком уровне импортизации внутреннего рынка, а также деформация структуры экспорта в пользу сырья приводят к ущербу суверенитету России. В целом уровень экономической автаркии, или иными словами зависимости от импорта в целом, и в особенности от целого ряда товаров, прежде всего, таких как продукция машиностроения (продукция станкостроения, самолетостроения, военная техника, буровые станки для нефтегазовой отрасли и др.), лекарств, ряда продовольственных товаров не соответствует критериям экономической и национальной безопасности страны, поскольку такая зависимость вызывает политическую уязвимость страны от действий зарубежных государств и международных институтов;

в) чрезмерно высока доля активов, находящихся в иностранной собственности, причем ее рост происходит через продажи и переход активов, находящихся в частной собственности россиян. Без вмешательства государства тенденция развивается неизбежно в направлении увеличения несуверенной доли иностранной собственности;

г) размещение государственных золотовалютных резервов в зарубежных финансовых инструментах и банках снижает суверенитет страны. Пропорция валютного объема и объема монетарного золота в резервах страны выбрана неправильно и не соответствует опыту устойчивых государств;

д) Центральный Банк России, хотя частично и ослабил после кризиса 2008-09 гг. соответствующую ориентацию, но,  все равно, продолжает использовать фактически  несуверенный принцип «currencyboard», поставив эмиссию рубля в зависимость не от потребностей национального развития и ликвидности банковской системы, а от экспорта углеводородного сырья. Доля доходов бюджета России, зависящих от несуверенного фактора цены и объемов зарубежных закупок, возросла по отношению к 10%, характерным для экономики СССР, до более, чем 55%;

е)  утрата ряда критических технологий в связи с уменьшением госзаказа на НИОКР уже привела к необходимости закупок вооружений и военной техники за рубежом;

ж)  не мотивированное и не обоснованное интересами экономического развития страны, не учитывающее специфику  структуры экономики и ее доходности, факторы отрицательной климатической, земельной и транспортно-дистантной ренты, как и ранее проведенные приватизация важнейших активов, «реструктуризация» РАО ЕЭС и вступление страны в ВТО, привели к усилению деградационных процессов в экономике – сворачиванию отечественного производства, снижению ВВП, проявили себя как несогласованные с требованиями государственного суверенитета в условиях слабоконкурентной экономики России;

з) демонетизация рублевой суверенной денежной массы приводит к ее замещению иностранной валютой, ненаблюдаемой и теневой экономике, выдавливанию российского бизнеса в зарубежное кредитование, обремененное политическими условиями и обстоятельствами. Ставка на зависимые от зарубежа внешние  частные инвестиции себя не оправдала и одновременно привела к дефициту суверенных инвестиций и торможению развития;

и) избыточная либерализация условий и контроля движения валюты и капитала приводит к масштабному и возрастающему оттоку капитала, проблемам офшоризации экономики;

к) операционные платежные системы зарубежных государств, действующие в российской экономике и финансах на безальтернативной основе, угрожают российскому суверенитету.

 

С позиций внутренних факторов суверенитета:

а) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал  государственности. Доля государственных расходов в ВВП продолжает снижаться и стала уже меньше, чем во всех устойчивых сопоставимых странах. Столь низкое соотношение контролируемых государством финансовых и материальных потоков  и, соответственно, приватных, как 30% к 70% (по долям ВВП),  означает, что государственные решения и политики, которые должны решать задачи общего развития,  во всеобщих интересах страны, становятся зависимыми и производными от групповых интересов, в том числе, сочетающихся с нерезидентными интересами. В итоге, принцип суверенности государства от факторов, отличных от общегосударственных, существенно нарушается. Современный опыт показывает, что такие ситуации приводят даже к т.н. «революциям олигархов», когда их финансовая и экономическая мощь становится сопоставима с государственной.  Возникают частные СМИ, частные армии, частные спецслужбы. Растет зависимость от глобальной финансовой олигархии. Все это реально подрывает суверенитет страны;

б) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал государственности, форсируя необоснованную по экономическому эффекту приватизацию. Контроль и балансировка института собственности нерезидентов при приватизации  недостаточен;

в) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал государственности, не реагируя на новое явление перерастания коррупции в  латентную «приватизацию» государствообразующих природных и финансовых ресурсов;

г) самоустранение государства от контроля  материальной базы национально значимых СМИ и интернета снижает степень государственного суверенитета в условиях информационных войн и применения специальных средств «мягкой силы».

II. Соответственно выявленным причинным связям и проблемам экономического содержания государственного суверенитета круглый стол отмечает необходимость коррекции макроэкономической и финансовой политики в России в целях укрепления государственного суверенитета.

Рекомендуется следующее.

1.  Изменение принципов работы (в части целей, задач, и подчиненности государственной политике) и формулы эмиссии Центрального Банка России в пользу функции поддержки национального развития и ликвидности банковской системы страны, что требует изменения Закона о ЦБ РФ.

2.  Увеличение доли государственных расходов в ВВП до (55-65)%.

3.  Приостановление участия  России в ВТО на период оздоровления национальной экономики (10 лет). Пересмотр уровня внешнеторгового оборота в пользу «короткого плеча» между производством и потреблением на национальной территории. Использование профицита торгового баланса для целей инвестирования в развитие основных фондов страны. 

4.  Восстановление более жесткого государственного контроля и регулирования движения капитала (валюты), а также валютной позиции банков. Изменение принципа свободного формирования обменного валютного курса рубля на регулируемый государством, и дифференцированный принцип.

5.  Пересмотр политики формирования золотовалютных резервов. Увеличение в золотовалютных резервах страны доли золота до уровня современных развитых стран мира (более 70%).

6.  Восстановление государственной  инвестиционной активности путем создания масштабного института развития с формированием его фондов с помощью ремонетизации национальной экономики с объемами суверенных годовых инвестиций в сотни млрд. долл.

7.  Пересмотр объемов необоснованной приватизации и консолидация собственности под контролем государства.

8.  Ревизия собственности в стране и создание реестра собственников, в особенности в части нерезидентов.

9.  Формирование Национального проекта президентского уровня активного и масштабного инвестиционного стимулирования перестройки структуры выпуска, экспорта и импорта в направлении продукции импортозамещения, конечной сборки, высокой степени переработки и наукоемкости.

10.  Возвращение латентно «приватизированных» доходов государственного бюджета от продаж природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, для чего нужно разделить процесс образования стоимости, а именно, получение дохода от природных ресурсов собственно государством для решения общегосударственных задач, и получение дохода (за вычетом налогообложения) от добычи и транспортировки данного ресурса добывающей компанией.

11.    Возвращение латентно «приватизированных» доходов государственного  бюджета от прибылей государственных корпораций и иной государственной собственности и направление их на общегосударственные задачи развития.

12.  Форсированное развитие отраслей,  особо значимых для поддержания суверенитета страны, в частности, производства продовольствия, фармакологической продукции и оборонозначимых компонентов.

13.  Форсированное создание суверенной операционной платежной системы.

14.  В целом нужен переход к стратегическому планированию основных параметров и пропорций развития экономики по критерию обеспечения экономической безопасности и суверенности страны.

 

Заключение составлено по итогам дискуссии  участников круглого стола, их предложениям и замечаниям.

По поручению круглого стола,

председатель круглого стола,

профессор, д.ф.-м.н., д.полит.н.  С.С.Сулакшин

www.rusrand.ru,  orgrusrand.ru,  тел.: 8 499 249 07 03,  8 499 249 80 42


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2741
11156
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика